Индивидуальная карта развития ребенка в доу с онр

Елена Татаркина
Примерная индивидуальная карта развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

Индивидуальная карта развития

Кристина. Возраст 6 лет.

Логопедическое заключение ОНР – III уровень (2-й год обучения)

Направления работы Содержание работы

1. Формирование речевых навыков.

* Коррекция нарушений звукопроизношения

Автоматизация звуков ш, ж, р, р в словах, предложениях, текстах; контроль за речью в свободное от занятий время.

* Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений Различение слов, слогов и звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация звуков с-ш, з-ж, л-р в словах на слух и по представлениям.

* Формирование навыков фонематического анализа и синтеза Определение позиции звука в слове. Вычленение звука из слова. Определение кол-ва звуков в слоге, слове, их порядок.

* Уточнение слоговой структуры

Отхлопывание, отстукивание слов. Определение количествава гласных в слове. Наращивание слов.

* Обогащение словаря

Упр. «Назови детенышей», «Скажи наоборот», «Из чего какой?», «Назови признаки»

* Коррекция аграмматизмов словоизменения и словообразования Упр. в согласовании числ. с сущ. «Посчитай», в образовании множ. числа сущ. «Один – много».

Образование притяж. прилагательных.

* Формирование навыков связной речи

Пересказы коротких текстов. Составление рассказов-описаний. Распространение предложений однородными членами.

2. Развитие ВПФ

* Формирование операций зрительного и слухоречевого запоминания

«Запомни картинки», «Выложи по порядку», «Выложи такую же фигуру», «Запомни пару слов».

Заучивание стихотворений.

* Развитие зрительного восприятия, зрительных образов представлений

«Кто больше увидит», «Дорисуй за художника», «На что похоже?», «Кто наблюдательнее»

* Развитие произвольного внимания

«Найди отличия», «Зачеркни фигуру»(с дальнейшим усложнением дополнительного признака, «Заполни таблицу».

* Совершенствование наглядно-образного мышления

«Выложи фигуры», «Колумбово яйцо», «Нелепицы».

* Развитие словесно-логического мышления

«Назови лишнее слово», «Подбери пару к слову», «продолжи словесный ряд».

* Формирование операций сравнения, обобщения и классификации

«Чем похожи?», «Найди общее», «Найди отличия», «Что к чему подходит?»

Группировка предметов по определенным признакам.

3. Совершенствование моторной сферы.

* Стимуляция двигательной активности и общих двигательных навыков, соответствующих возр. N

Ходьба по прямой линии. Прыжки на двух ногах, на одной ноге. Работа смячом.

Упр. на удержание равновесия.

* Формирование координации движений со словесной инструкцией ОРУ со словесной инструкцией без показа упр.

* Совершенствование мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика, игры с песком, мозаикой, мелким конструктором.

4. Формирование предпосылок учебной деятельности.

* Развитие понимания речи

Ответы на вопросы взрослого и детей. Понимание 3-х, 4-х ступенчатых инструкций.

* Формирование пространственных представлений

Определение месторасположения предмета по отношению к другим предметам. Понимание и употребление предлогов на, над, под, в, за. Ориентировка в 2-х мерном пространстве.

* Формирование навыков конструктивной деятельности Работа с мелким конструктором, «Кубики Никитина», «Колумбово яйцо», «Головоломки».

* Развитие графических навыков и умений

Штриховка, раскрашивание, срисовывание рисунка по клеткам.

* Развитие умений работать по алгоритму и планировать свою деят-ть

Последовательное выполнение действий по указанию педагога. Обучение планированию свей деят-ти.

* Расширение представлений об окружающем мире

Накопление знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

* Формирование временных представлений

«Что за чем?», «Назови по порядку», «Нелепицы», «Исправь предложение».

Источник

Ф.И. ребенка__________________________

Логопед. заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.

МДОУ №____на 201_ — 201_ учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1периодЛогопедический (тонизирующий массаж).

Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;

3 период

Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Понимание речи.Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 периодЗакреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Читайте также:  Задержка речевого развития ребенка исследование

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 периодЗакреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука.Правая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периодыОсвоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Уровень зрительного восприятия (по данным тифлопедагога).

Работа по предупреждению дисграфии.

1-2-3 периоды.Работа с графическими заданиями по рекомендациям тифлопедагога. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, трехмерное пространство. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса.Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 периодОпора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи  хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи.Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 периодУчить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования(названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Читайте также:  Что делать для развития ребенка с рождения

Состояние связной речи.Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 периодСоставление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Источник

Ф.И. ребенка __Иванов Петр____

Логопед. заключение: ОНР III ур.

ГБДОУ №__8__на 2015 — 2016 учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период.

Логопедический (тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация свистящих изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, дифференциация свистящих: С – З- Ц; подготовительные упражнения для постановки шипящих;

2 период.

Работа над четким произношением свистящих звуков в предложениях. Постановка шипящих; изолированная автоматизация. Автоматизация шипящих в слогах, словах, словосочетаниях. Дифференциация свистящих и шипящих изолированно, в слогах, словах;

3 период

Работа над четким произношением шипящих звуков в предложениях. Постановка Л, изолированная автоматизация; подготовительные упражнения к постановке Р.

Автоматизация Л в слогах, словах, словосочетаниях, простой фразе. Автоматизация Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Дифференциация Л – Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период. Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период.

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период.

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Читайте также:  Системный подход к изучению возрастного развития ребенка

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Левая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Активно использовать тренажеры для пальчиковой гимнастики.

Уровень зрительного восприятия.

Работа по предупреждению дисграфии.

1-2-3 периоды. Работа с графическими заданиями. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, на листе бумаги. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период.  Опора на тематические циклы:  «Фрукты»; «Овощи»; «Сад – огород»; «Деревья»; «Ягоды»; «Грибы»; «Времена года. Осень»; «Человек»; «Игрушки»; « Посуда»; «Продукты питания»; «Одежда»; «Обувь»; «Головные уборы»; «Времена года. Зима. Новый год».

2 период

Опора на тематические циклы: «Зимующие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Перелетные птицы»; «Наше отечество. 23 февраля»; «Профессии»; «Времена года. Весна. Праздник мам»; «Мебель»; «Транспорт»; «Инструменты».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Зоопарк»; «Рыбы»; «Цветы»; «Насекомые»; «День Победы»; «Времена года. Лето»; «Школьные принадлежности»;.

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи   хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период. Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период. Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период.

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Источник