Индивидуальная карта развития ребенка в доу по музыкальному воспитанию
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф, И.
Показатели развития
Цели, задачи развивающей работы
Содержание развивающей работы
Взаимодействие с воспитателями
Взаимодействие с родителями
Ожидаемые результаты
Степа
Восприятие музыки
Б.
5 лет
Мало интересуется музыкой, не может определить жанр прослушанного произведения и характер произведения.
Формировать у ребенка интерес к музыке, творческую активность, потребность в восприятии музыки. Формировать культуру слушания музыки, различать жанры, определять характер произведения.
Прослушать «Чей это марш» Г. Левкодимова: «Детский», «Маршируют солдаты, «Марш игрушечных солдатиков». Сравнить эти произведения.
Прослушать «Три настроения» Г.Левкодимова: грустно, спокойно, весело. Сравнить эти произведения. Прослушать «Три танца» Г.Левкодимова: полька, вальс, плясовая . Сравнить произведения. Использовать иллюстрации.
Нарисовать содержание прослушанных пьес: «Чей это марш», «Три настроения»,
«Три танца» Г. Левкодимова.
Организовать консультацию «Воздействие музыки на духовный мир ребенка».
Порекомендовать произведения для слушания музыки дома – начать собирать фонотеку.
Проявляет интерес к музыке, владеет навыками слушания музыки, определяет жанр и характер прослушанного произведения.
Пение
Не чисто интонирует мелодию, не может спеть кварту и квинту, не развита дикция, певческое дыхание, не проявляет активности в пении.
Формировать певческие умения: петь легким звуком, брать дыхание перед началом песни и музыкальными фразами, пропевать отчетливо слова, поупражнять в интонировании кварты и квинты.
Использовать попевки и музыкально – дидактические игры:
«Труба» Е. Тиличеевой. Интонирование кварты.
«Курицы» Е. Тиличеевой. Интонирование квинты.
Упражнять в певческом дыхании
«Снежинка».
Проговаривание слов знакомых песен с четкой артикуляцией.
Пение песен «К нам гости пришли» А.Александрова, «Огородная хороводная» Б. Можжевелова. Предложить быть запевалой в детском хоре.
Поупражнять в скороговорках.
Предложить музыкально – дидактические игры «Труба» и «Курицы».
Организовать консультация «Учите детей петь».
Порекомендовать песни для аудиотеки.
Умеет петь легко, берет дыхание перед началом песни и музыкальными фразами, может петь умеренно, громко, тихо. Четко проговаривает слова песни. Чисто интонирует кварту и квинту.
Музыкально – ритмические движения
Не проявляет интерес к музыкально-ритмическим движениям.
Испытывает трудности при выполнении поскоков, приставного шага с продвижением вперед.
Вызвать интерес к музыкально-ритмическим движениям. Формировать музыкально-ритмические навыки и умения. Свободно легко двигаться поскоками, ритмично выполнять приставной шаг с продвижением вперед.
Показ движений взрослым и ребенком, хорошо владеющим движениями. Совместное выполнение движений с музыкальным руководителем в разных темпах. Объяснение способа выполнения движений.
Выполнять упражнение Мячики» музыка Л. Шитте, разучить парный «Русский танец» русская народная мелодия, танец «Веселые дети» литовская народная мелодия в обработке Т.Ломовой.
Поупражнять в выполнении движений, во время физкультуры обращать внимание на осанку.
Показать движения родителям, объяснить способ выполнения движений.
Предложить родителям зачислить Степу в танцевальный кружок.
Сформирован навык свободного выполнения движений, развивается чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.
Музыкально – игровое и танцевальное творчество
Испытывает затруднения в свободных плясках, в придумывании движений к пляскам, отражающим содержание песен, придумывании образных движений.
Развивать танцевальное и игровое творчество, побуждать придумывать движения к пляскам, отражающим содержание песен.
Побуждать придумывать движения к упражнению «Котик и козлик» Е Тиличеевой. Побеседовать о повадках животных, рассмотреть иллюстрации. Побуждать придумывать движения к русской народной песне
«Как на тоненький ледок» . Рассмотреть иллюстрации, побеседовать по тексту песни.
Рассмотреть иллюстрации к упражнению «Котик и козлик»,
«Как на тоненький ледок»
Побеседовать с родителями о важности развития творческих способностей.
Развивается танцевальное творчество, умеет придумывать движения , в соответствии с текстом песни, характерные движения персонажей.
Игра на детских музыкальных инструментах
Не различает на слух детские музыкальные инструменты, не овладел способами игры на металлофоне.
Побуждать исполнять несложные песни на металлофоне, овладеть правильным способом звукоизвлечения на металлофоне.
Использовать музыкально – дидактическую игру «Угадай, на чем играю?» (металлофон, бубен, барабан, маракасы, треугольник, колокольчик).
Объяснить и показать способ игры на металлофоне. Поупражнять в игре на металлофоне попевки «Смелый пилот», «Мы идем с флажками»
Е. Тиличеевой, обращая внимание на положение руки с молоточком.
Привлечь ребенка к игре «Угадай, на чем играю», «Музыкальный домик», используя: металлофон колокольчик, треугольник, бубен, барабан, маракасы.
Предложить родителям приобрести детские музыкальные металлофоны, и сделать своими руками, используя книгу «Звук волшебник».
Различает музыкальные инструменты по звучанию: металлофон, маракасы, бубен, барабан, колокольчик, треугольник.
Исполняет мелодии на металлофоне на одном звуке, овладев правильным способом звукоизвлечения.
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ
ЮС
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.
К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт творческо-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.
Цель: разработка, апробация и систематизация способов включения одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
Задачи:
1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.
2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.
4. Пополнять «Портфолио» ребенка достижениями в области музыкального творчества и участия в конкурсных мероприятиях.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком
№ п/п | Качество личности | Характеристика качеств личности | Методы и формы работы |
1. | Уровень любознательности, познавательная потребность | Ребёнок испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, музицирования, слушания музыки, ребенку свойственно стремление к познанию | Создание условий для музицирования в группе, исследование любимых песен членов семьи, разучивание с педагогом музыкальных подарков для близких людей |
4 | Уровень проявления оригинальности мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных | Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. |
5. | Уровень концентрации внимания | Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой | Сложные и сравнительно долговременные возможности ребенка по выполнению заданий, связанных с музицированием и пением |
6. | Способность к оценке исполнения произведения | Производное критическое мышление | Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности |
7. | Уровень памяти | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения | Задания по составлению концертных программ: для кукол, для детей, для родителей и т.д. |
8. | Широта интересов | Одарённый ребенок может многое | Развивать и поддерживать широту интересов: пластическое движение под музыку, переинтонирование музыки в художественный образ и т.д. |
Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного процесса (педагогов, родителей, ребенка)
деятельность | срок | Форма представления результата |
Диагностика уровня музыкального развития | Сентябрь 2018 г. | Составление диагностической карты |
Конкурсы | Ноябрь | Участие в региональном конкурсе: «Василиса» |
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) | В течение года | Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы |
Индивидуальные занятия | В течение года | Подготовка программы для выступлений |
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) | В течение года | Информация для детей о понравившихся музыкальных спектаклях, концертах и т. д. |
Участие в социально-значимых мероприятиях | В течение года | Выступления перед незнакомой аудиторией |
Конкурсы | Март-апрель | Участие в районных конкурсах: «Взрослые и дети»; «Крылья мечты» |
Диагностика уровня музыкального развития | Май 2019г. | Составление диагностической карты, анализ изменений |
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
№ | Этапы работы | Форма представления результатов | Сроки реализации |
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Сентябрь 2018 |
2 | Работа над развитием голоса: – развитием диапазона голоса; – развитие дыхания; – работа над чувством ритма | Расширение диапазона от с1-с2; Увеличение продолжительности дыхания | Сентябрь 2018-май 2019 |
3 | Разучивание песни «Осенние дорожки»: | Овладение вокальными навыками пения легато | Сентябрь-октябрь 2018 |
4. | Работа над развитием голоса: – работа над певческой дикцией и артикуляцией; – работа над чувством ритма | Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении; Развитие чувства ритма | Сентябрь 2018-май 2019 |
5. | Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений | Развитие коммуникативной компетенции | Октябрь-ноябрь 2018 |
6. | Разучивание песни «Осень» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением | Октябрь 2018 |
7. | Участие в конкурсе «Василиса» с вокальным номером «Осень» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением | Ноябрь 2018 |
8. | Развитие движений в пространстве сцены | Формирование сценической культуры | Ноябрь –декабрь 2018 |
9. | Разучивание песни «Новогодний хоровод» | Овладение навыком исполнения нон легато | Декабрь 2018 – январь 2019 |
10. | Выступление на новогоднем утреннике в роли «Снегурочка» | Раскрепощенность во время выступления на сцене | Декабрь 2018 – январь 2019 |
11. | Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании | Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям | Январь-февраль 2019 |
12. | Участие в конкурсах «Крылья мечты» и «Взрослые и дети» с вокальным номером «Ходит моя бабушка» | Формирование желания победы и достижения ее | Апрель 2019 |
13. | Разучивание песни «Мир похож на цветной луг». Музыка В.Шаинского. Слова М.Пляцковского | Освоение умения петь в ансамбле с детьми | Май 2019 |
14 | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Май 2019 |
15. | Проектирование дальнейшего развития музыкальности | Создание образовательного маршрута на 2016-2017 год | Июнь 2016 |
Источник
Карта индивидуального образовательного маршрута
обучающегося подготовительной группы (образец)
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребенка средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)
Задачи образовательного взаимодействия с обучающимся в детском саду
Содержание работы с обучающимся/срок
Задачи образовательного взаимодействия в семье
Используемые педагогические технологии и методики, пособия, методы, приемы
Возможность работы с другими специалистами
Результаты диагностики музыкального развития ребенка: уровеньразвитияниже среднего по большинству показателей.
Проблемы:
1. Недостаточно развито мелодическое (звуковысотное), ритмическое восприятие, продуктивное музыкальное мышление, музыкальная память.
2. Возникают трудности в правильном воспроизведении мелодии песен.
3. Возникают трудности при передаче различных ритмических рисунков.
3. Недостаточно развито тембровое восприятие: ребенок затрудняется при определении тембров музыкальных инструментов симфонического оркестра.
4. Ребенок способен лишь на репродуктивное мышление и обладает весьма посредственной музыкальной памятью.
Восприятие музыки,
игра на музыкальных инструментах
1. Побуждать заинтересованно, воспринимать музыку,
различать на слух
интервалы в пределах квинты.
Певческая деятельность:
2. Содействовать развитию звуковысотного слуха:
-умению петь предлагаемую взрослым мелодию по «ручным знакам» и руке –«нотный стан» (1-7 ступени)
-освоить технику «эхо»
– побуждать моделировать мелодию песен и попевок на фланелеграфе
-развивать певческий диапазон, певческое дыхание, правильную артикуляцию.
3. Содействовать развитию ритмического слуха, умению воспроизводить предложенный взрослым ритмический рисунок. Упражнять в передаче различных ритмических рисунков, используя схемы, модели.
4. Содействовать развитию
тембрового слуха: слушать звучание муз. инструментов, беседовать о тембровой окраске звука, определять на слух тембры инструментов в различных муз. отрывках.
5. Содействовать развитию продуктивного творческого мышления в процессе музыкальной деятельности, предлагать придумывать музыкально-игровые образы различных персонажей, оказывать словесную моторную помощь.
6. Содействовать развитию музыкальной памяти.
1. Слушание музыкальных произведений с последующим моделированием мелодии и проигрыванием ее на металлофоне («Танец» из балета «Лебединое озеро» муз. Чайковского», «Я на горку шла» рус. нар. песня, «Во саду ли в огороде» рус. нар. песня, «Маме в день 8 марта» муз. Тиличеевой).
2. Работа над координацией голоса и слуха:
Пение по ручным знакам, музыкально-дидактические игры и упражнения: «Курицы», «Труба», «Спите, куклы», «Гармошка», «Узнай песенку по двум звукам» Э.П. Костиной;
«Музыкальное эхо»-для развития музыкального слуха, «Бубенчики»- для сопоставления трех звуков, различных по высоте «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной; воспроизведение несложных песенок и распевок в разных тональностях с различными ритмическими рисунками; использование приемов «Эхо», «Перекличка», «Соревнование», Игра «Рисуем голосом»;
Слушание музыкальной сказки « Приключения Чивостика», просмотр альбома «Симфонический оркестр» , Просмотр мультфильма « Петя и волк» , беседа о характере звучания инструментов симфонического оркестра, слушание различных классических произведений в исполнении отдельных инструментов, определение их ребенком.
Упражнения на развитие творческого продуктивного мышления: «Придумай песенку для определенного героя и спой ее» ( сыграй на муз. инструменте)- ( в соответствии с тематическим планированием),
«Придумай танец для Петрушки» ( Буратино, Колдуна и пр.)
Разработать консультации по данной проблеме. Подготовить фонотеку детских песен (минусовок), развивающих интерактивных игр («Повтори звук», «Спой правильно песенку», « Симфонический оркестр», дидактических игр « Ритмическое лото, ритмическое домино»
посоветовать как можно чаще создавать условия для проведения данных игр, исполнения ребенком песен под караоке, проигрывать мелодию песен на металлофоне, детском пианино с подпеванием.
Предложить посетить с ребенком концерт симфонической музыки, театр, побеседовать о персонажах, о раскрытии образов. Поиграть с ребенком в Театр, предложить сыграть определенную роль.
Педтехнология О.В. Карцер
Емельянов «Координация слуха и голоса»
«Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной;
« Музыкально-дидактические игры» Э.П. Костиной
Методы и приемы: слуховая наглядность, пояснения, указания, игровые, практические.
Консультация и занятия воспитателем, проведение семинара-практикума по проведению с ребенком развивающих игр.
Привлечение педагогов дополнительного образования к образовательному процессу ДОУ (участие в совместном занятии-развлечении «Международный День музыки», выступление учащихся МОУ ДОД в программе, посвященной неделе музыки).
Источник