Индивидуальная карта развития ребенка с опфр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА “ЗОЛУШКА”

Карта

индивидуального развития ребенка

___________________________________________

(Фамилия, имя, отчество ребенка)

Пояснительная записка

  Результатом освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования (далее – ОПДО) является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей. Индивидуальная карта развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Карта индивидуального развития ребенка дошкольного возраста позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели результата образовательного процесса – за весь период пребывания в дошкольной образовательной организации. Карта индивидуального развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольную образовательную организацию в динамике.  Карта индивидуального развития дошкольника разработана  в соответствии с:

–        приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

–        с основными положениями методики диагностики готовности ребенка к школе, под редакцией Н.Е. Вераксы;

– с основными положениями методики диагностики развития дошкольника в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования), Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова.

 Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат –  проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса МАДОУ «Золушка». В условиях личностно ориентированного подхода современной педагогики появление подобного инструментария вызвано потребностью осуществления постоянного анализа динамики развития ребенка (познавательной, социальной и психофизиологической граней) в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.

  Первичное заполнение карты проводится при поступлении ребенка в ДОО, далее периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель).  В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.  Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса  по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в дошкольном учреждении.

 Карта индивидуального развития ребенка заполняется воспитателем ДОО, разделы «Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению», «Психологическая готовность к школе» заполняются педагогом-психологом ДОО. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагога с дошкольниками. На особом контроле педагога должны быть дети, показавшие недостаточный  и оптимальный уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры  или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

  По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее – ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности у него предпосылок к учебной деятельности. Карта индивидуального развития ребенка передается родителям, когда ребенок выбывает из детского сада.

  При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика: 1 – недостаточный (низкий) уровень (Н); 2 – достаточный (средний) уровень (Д); 3 – оптимальный (высокий) уровень (О).

            Условные обозначения:  н.г. – начало года;   к.г. – конец года.

  Ф.И.О_______________________________________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Дата поступления в ДОО _________________________________________________

Возраст поступления в ДОО ______________________________________________

Группа здоровья_________________________________________________________

Дополнительные сведения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ранний

возраст

(1,5-2 года)

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Рост (см)

Вес (кг)

Группа здоровья

Ведущая рука

II. Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослым

Взаимоотношения с детьми

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Первая неделя    

Вторая неделя                

               Условные обозначения:

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка лечение

Общий эмоциональный фон поведения:

а) Положительный – 3 балла;

б) Неустойчивый – 2 балла;  

в) Отрицательный – 1 балл

Взаимоотношения со взрослым:

а) Инициативен – 3 балла;

б) Принимает инициативу взрослого – 2 балла;

 в) Уход от взаимоотношений, реакция протеста – 1 балл.

Познавательная и игровая деятельность:

а) Активен – 3 балла;

б) Активен при поддержке взрослого – 2 балла;

в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл.

Взаимоотношения с детьми:

а) Инициативен – 3 балла;

б) Вступает в контакт при поддержке взрослого – 2 балла;

в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл.

Реакция на изменение привычной ситуации:

а) Принятие – 3 балла;

б) Тревожность – 2 балла;

в) Непринятие – 1 балл.  

III.    СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПДО

(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (ТРАЕКТОРИЯ) РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА) – п. 2.11.1., п. 3.2.3. ФГОС ДО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

 Образовательная область ОПДО

Ранний

возраст

(1,5-2 года)

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

  ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  (интеллектуально-мотивационные характеристики деятельности)

Сферы инициативности

(характер самореализации в разных видах культурной практики) 

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Творческая инициатива (в сюжетной игре)

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(в продуктивной деятельности)

Коммуникативная инициатива

(в совместной игровой и продуктивной деятельности)

Познавательная инициатива – любознательность

(в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности)

Двигательная инициатива

(в различных формах двигательной активности)

Подпись педагогов

Заполните таблицу на основе наблюдений за ребенком в свободной самостоятельной деятельности. В каждом столбце сделайте отметки, используя три вида маркировки: 

  • «обычно» (данное качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего),
  • «изредка» (данное качество инициативы не характерно для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени),
  • «нет» (данное качество инициативы  не проявляется  в деятельности ребенка совсем).

1. Творческая инициатива

(наблюдение за сюжетной игрой)

В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

Типично для  3-4 лет.

Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных  сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

Типично для  4-5 лет.

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование

игры через события и

пространство (что – где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история предметном – макеты, сюжетные композиции в рисовании).  Типично для 6-7 лет

2. Инициатива как

целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

Формулирует конкретную цель

(“Нарисую домик”);  в процессе работы может  менять, цель, но фиксирует конечный результат (“Получилась машина”)

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца

3. Коммуникативная

инициатива

(наблюдение за совместной   игрой/ совместной продуктивной деятельностью)

Обращает внимание на сверстника, на интересующие самого ребенка действия («Смотри ..), комментирует их в речи, но не старается быть понятым;                     довольствуется обществом любого.

Инициирует    парное    взаимодействие со сверстником через краткое речевое     предложение-побуждение

(“Давай играть… делать…”); поддерживает диалог в конкретной деятельности;  начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

Предлагает в развернутой словесной форме исходный замысел-цель;

договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнера, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия.

4.Познаватсльная инициатива -любознательность

(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)

Проявляет интерес       к новым   предметам, манипулирует ими,   практически    обнаруживая    их возможности;

многократно воспроизводит действия.

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимостъ: действие -эффект).

Задает вопросы об отвлеченных вещах;  обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной

активности ребенка).

С удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.).

Интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те

или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную

деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка 4 месяца

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старший  дошкольный возраст

(5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст

(6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Предпосылки учебной деятельности:

– наличие познавательных и социальных мотивов учения

– умение  фантазировать и воображать

– умение самостоятельно выполнять задания на основе зрительного восприятия образца

 – умение ориентироваться на заданную систему требований

– умение осознанно подчиняться правилу

– умение ребенка обобщать

– умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме

– умение общаться со взрослыми и сверстниками

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

IV.  СВЕДЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕБЕНКА

4.1.  Информация о получении ребенком дополнительного образования по ДОП, реализуемым сторонними поставщиками услуг*

Наименование ДОП

Наименование поставщика услуг

Ранний

возраст

(1,5-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

4.1.1. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

4.1.2. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕ ДОУ

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

*   в случае получения услуги ставится значок «+» в ячейке, соответствующей возрасту ребенка

V.  ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ УСЛОВИЯХ ДОУ  

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

Занятия с педагогом-психологом

 Занятия с учителем-логопедом

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

VI. ИТОГОВЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Ранний возраст (1,5-2 года)

Ранний возраст (2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования у детей с ОВЗ, детей-инвалидов

VII.    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Рекомендации педагога – психолога _________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации учителя логопеда_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Яркие индивидуальные особенности ребенка__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись, расшифровка подписи педагога-психолога ____________________________

Подпись, расшифровка подписи зам. зав.                     ____________________________

Подпись, расшифровка подписи руководителя ОУ     ____________________________

М.П.

Инструкция

по ведению Карты индивидуального развития дошкольника

(далее – КИР)

1. Информация, содержащаяся в КИР, должна отвечать требованиям полноты и достоверности.

2. Все страницы КИР должны быть в общепринятом порядке прошиты, пронумерованы (в левом нижнем углу листа), скреплены печатью.

3. Внесение записей в КИР осуществляется должностными лицами, ответственными за наполнение информацией конкретных разделов КИР в соответствии с приказом руководителя ОУ.

4. Все записи в КИР выполняются вручную, аккуратно, разборчиво, шариковой ручкой с чернилами синего цвета.

5. Необходимо избегать исправления ранее внесенных в КИР записей. В исключительных случаях исправление осуществляется с указанием ФИО должностного лица и дате внесения изменений, с обязательной отметкой «Исправленному верить».

6. Периодичность заполнения КИР – два раза в год (октябрь, апрель), не позднее 15 дней после проведения мониторинговых процедур.

7. Ознакомление родителей (законных представителей) ребенка с результатами мониторинга осуществляется под подпись.

8. Общее руководство организацией деятельности по ведению КИР воспитанников ОУ осуществляется руководителем. Контроль за ведением КИР ответственными должностными лицами осуществляется заместителем заведующего два раза в год (октябрь, апрель).

9. Руководители ОУ и должностные лица, ответственные за ведение КИР воспитанников ОУ, обязаны обеспечить:

качественное и своевременное заполнение (ведение) КИР;

Читайте также:  Роль игрушки в развитии речи ребенка

      достоверность, сохранность и конфиденциальность сведений, содержащихся в КИР;

     своевременное ознакомление родителей (законных представителей) ребенка с результатами мониторинга, отраженными в КИР;

своевременную выдачу КИР (выписки из КИР) родителям (законным представителям) воспитанников по их запросу.

Источник

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

Пояснительная записка

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна ориентировать образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов  опираемся на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений и   ориентируются  на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания»)  оцениваются исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями  осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). В состав экспертной группы входят педагогические (при необходимости – ТПМПК) работники: учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа оформляются в виде качественной характеристики. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в Карту индивидуального развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Итоговые результаты оформляются дважды, за период обучения с 1 дополнительного класса по 4 класс и с 5 класса  по 9 выпускной класс, в Характеристике сформированности личностных результатов. 

Система бальной оценки отсутствует. Оцениваются  личностные результаты по форме «сформировано/ частично сформировано/ не сформировано».

Материалы  для проведения процедуры оценки личностных  результатов – различные диагностические задания, которые  разрабатываются в соответствии с конкретной учебной или воспитательной задачей. Основной метод оценивания личностных результатов – это наблюдение за ребёнком в процессе его учебной и социальной  деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку предметных результатов начинаем со 2 полугодия  3-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

Критерии оценки: