Индивидуальная карта развития ребенка с аутизмом
Проблема: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.
– готовность к положительным эмоциональным и речевым контактам со взрослыми и сверстниками,
– сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности.
Ф.И. ребёнка __________________________________________________________________________________________________
Период
Направление,
задачи
Содержание работы педагога-психолога с детьми
Преемственность педагога-психолога в работе
С педагогами
С родителями
Установление психологического контакта
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
“Гусеница” (Коротаева Е.В., 1997)
Цель: игра учит доверию. Щепки но реке” (Фопель К. 1998)
Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу.
“Слепой танец”
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
1.Следуй за ребёнком, а не веди его за собой! Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые Вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно;
следует помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами!!!
2.Контактные игры
– хороводные игры,
– игры с правилами,
– пускать мыльные пузыри,
– игры с водой,
– игры, направленные на развитие мелкой моторики
семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком).
Телесно-ориентированное направление (лучше понять своё тело):
– развитие тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия
“Покажи нос” (Васильева Е.А.)
Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.
Этюды на расслабление мышц:
“Штанга”
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
“Сосулька”
Цель: расслабить мышцы рук. “
“Шалтай-Болтай”
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
“Винт”
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
“Насос и мяч”
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
“Смена ритмов” (программа “Сообщество”)
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
1.не прикасайтесь (трогайте) к ребёнку, пока он сам не изъявит желание,
2. упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.
3. игры: “Волшебный мешочек”, “Угадай предмет”.
4. предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами
5. время от времени воспитатель может привлекать внимание ребенка к его отражению в зеркале (для наблюдения за своими действиями со стороны)
6. регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.
1.если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.
2. использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
3. постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Ориентирование в пространстве и времени
“Солнечный зайчик”(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
1.для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется
2.недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще “путешествовать” с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель может делать это сам).
1.Четко организовывать пространство: терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
2. Подписывать предметы, которыми пользуется ребёнок.
3. Придерживайтесь определённого режима дня.
4. Соблюдайте ежедневны ритуалы
Программирование деятельности:
– организация действий
(дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить)
“Охота но тигров” (Карпова T.B., Лютова Е.К., 1999).
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
1. разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий (так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике)
2. складывание мозаики и головоломок (они доступны и понятны им): работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь
3. коллекционирование (привлечь ребёнка к работе по сортировке предметов. Например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме).
4. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле “работает” руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш
1.строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка
2.соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
3. осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое
Коммуникативное (речевое):
– повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге
– включение в групповую работу
Игры и упражнения:
“Рукавички” (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: включение аутичных детей в групповую работу.
“Кто я?” (Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие представлений и воображения ребенка
“Покажи по-разному” (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.
“Волшебный стул” (Шевцова И.В.)
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
1.игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом.. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность!
2. взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить “непонятливому” взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость (я — как большой!), будет понимать цель своих действий (чтобы взрослый “понял” объяснения и сделал все правильно), осознает, что только посредством речи можно наладить контакт с партнером.
3. обращаться к ребёнку по имени
4. все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка
1.Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
2. Принимайте его таким, какой он есть
3. Как можно чаще разговаривать с ребенком
4. Обращаться к ребёнку по имени
5. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
6. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
7. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
Снижение уровня тревожности ребенка
– закрепление успеха и повышение уверенности ребенка в себе
“Придумки” (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать различные эмоции.
Этюды на расслабление мышц
“Штанга”
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
“Зайки и слоники” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
1.на первых этапах работы подбирать такие задания, с которыми ребёнок обязательно справится. Помощь и похвала взрослого!
2. пальчиковые игры
3. совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
1.пальчиковые игры
2. помощь и похвала взрослого
3. научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
4. чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
5. обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
6. совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
Профилактика утомляемости
(коррекция психической пресыщаемости и физической истощаемости)
Упражнения на релаксацию и дыхание
“Драка”
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
“Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
“Подарок под елкой”
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
“Дудочка”
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
1. необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.
2. не загружать ребёнка непосильными для него заданиями. 3. рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.
Избегать переутомления ребенка
Источник
Индивидуальная карта развития обучающегося
ФИО педагога __________________________________________________
ФИ ребенка: __________________________________________ класс____
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:
0 баллов — функция отсутствует;
1 балл — слабо выражена;
2 балла — выражена, но с искажением;
3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.
Динамика ( + положительная, – отрицательная)
Динамика
(+, -)
1
2
3
4
Представления о себе
Представление о себе
Знания других людей, которые окружают ребенка
Вступление во взаимоотношение с другими людьми
Навыки самообслуживания
Знания предметов окружающего мира
Восприятие неречевых звуков
Восприятие речевых звуков
Понимание жестов и невербальных знаков
Понимание обращенной речи
Понимание речевой интонации
Наличие собственной речи
Понятие мужское, женское
Понятие предмет, действие
Использование в речи невербальных средств общения
Звукопроизношение
Активный словарь
Фразовая речь
Шаблонная речь
Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений
Зрительное восприятие предметов
Знание объемных форм:
– шар
– куб
Знание геометрических фигур:
– круг
– квадрат
– треугольник
– овал
– прямоугольник
Цвет предметов:
– красный
– желтый
– зеленый
– синий
– черный
– белый
– оттенки
Величина предметов:
– большой – маленький
– высокий – низкий
– длинный – короткий
– широкий – узкий
– толстый – тонкий
Тактильные ощущения:
– мягкий – твердый
– холодное – горячее
– гладкое – колючее
– мокрое – сухое
Сформированность временных образов:
– времена года
– части суток
– дни недели
– прошлое, настоящее, будущее во времени
Выделение предметов из множества
Восприятие количества – ни одного, один, много
Сравнение предметов – больше, меньше, столько же
Числа от 1 до 10
Состав чисел
Умение сравнивать числа и выражения
Вычислительные навыки
Предметно-практическая деятельность
Деятельность с разборными предметами
Элементарное конструирование
Работа с мозаикой
Дидактические игры
Лепка
Работа с бумагой
Работа с ножницами
Знание букв
Способ чтения:
– по буквам
– по слогам
– по слогам и целыми словами
– целыми словами
Пересказ услышанного текста
Чтение наизусть
Постановка ударения
Звуко-буквенный анализ слов
Зрительно-двигательная координация
Рисование прямых и волнистых линий
Формообразующие линии
Закрашивание
Ориентировка в пространстве относительно себя и на плоскости стола
Умеет узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
Описывает на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки с помощью взрослого
Проводит несложные наблюдения в окружающей среде
Умеет приводить примеры, определяющие характер взаимоотношений человека и природы
Понимает необходимость ведения здорового образа жизни, соблюдает правила безопасного поведения
Умеет выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде
Узнает государственную символику Российской Федерации и своего региона, называет достопримечательности столицы и родного края
Параметры наблюдений, навыки и умения
Четверть
Динамика
(+, -)
1
2
3
4
Эмоцинально-поведенческие особенности
Контакт
– Контакт полностью отсутствует
– Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)
– Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просят)
– Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от
настроения и состояния ребенка
– Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Активность
– Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
– Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует)
– Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания
– Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
– Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
– Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагресивные реакции
– Избирательное отношение к ситуации, но с выражен-ным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
– Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
– Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
– Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Поведение
– Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
– Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
– На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
– Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
– Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Особенности работоспособности
Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий
– Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
– Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
– Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий
– Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется
– Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Переключаемость и устойчивость внимания
– Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий
– Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании
– Способен к переключению, но наблюдается застревание напредыдущих действиях
– Выраженных признаков инерции не прослеживается
Особенности познавательной деятельности
Ориентировочная деятельность
– Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта
– Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий
– Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна
– Активные целенаправленные манипуляции с предметами
– Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Речевая деятельность. Экспрессивная речь
– Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
– Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
– Развернутая речь, но практически недоступен диалог
– Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
– Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Целенаправленные действия
– Отсутствуют
– Слабо реагирует на инструкцию. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие
– Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и лова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий
– Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий
– Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Источник