Индивидуальная карта развития ребенка дефектолога
(скачать файл можно внизу страницы)
Индивидуальная
дефектологическая карта развития ребёнка
Анкетные данные
Фамилия, имя
_____________________________________________________________________
Дата рождения
_________________________________
Домашний адрес _____________________
Из какого д/сада поступил ____________________
Дата поступления ребенка в группу
_____________
Анамнез
От какой беременности
по счёту ________________________________________________________
Характер беременности ___________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные,
обезвоженные, затяжные)_______________________________________
Вес и рост при рождении __________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесённые
заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре –
до года, после года)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о ходе речевого развития
Первые слова __________________________ (с какого возраста)
Первые фразы ______________________________ (с
какого возраста)
Прерывалось ли речевое развитие
_____________________
Неврологический
статус:
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Общее развитие ребенка
I. Общие сведения
1. Легко
ли вступает в контакт при обследовании _______________________________________
2. Представления
ребёнка о себе и ближайшем окружении ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II.
Характеристика интеллектуальной деятельности
1. Особенности
восприятия:
а) восприятие предмета, картинки (узнавание
предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________________
б) выделение в предмете существенных деталей, частей____________________
в) умение дорисовывать предмет__________________________
2. Восприятие пространства:
а) верх – низ
____________________
впереди – сзади __________________
б) различает правую и левую сторону на своём теле, на теле другого человека
в) может сложить разрезанную предметную картинку
г) понимание предлогов
3. Восприятие величины и количества:
Понимает соотношения:
–
больше –
меньше
–
столько
же
–
один –
много
4. Восприятие цвета:
а) соотношение объектов по цвету
б) узнавание и называние цвета
в) выделение цвета в окружающей среде
5. Восприятие формы
а) знает,
дифференцирует основные геометрические фигуры
б) выделение формы в рисунке
6. Восприятие времени
а) знает части суток
б) знает времена года
в) дни недели
Ш. Состояние общей и мелкой моторики
IV. Произвольное внимание, работоспособность
v. Особенности памяти:
а) зрительная
б) слуховая
в) ассоциативная
г) словесно-логическая
д) быстрота запоминания
VI. Особенности мышления:
а) способность
к обобщению
б) подбор обобщающего слова
в) исключение («4-ый лишний»)
г) понимание
серии картинок, связанных единым сюжетом
д) установление причинно-следственных связей
е) придумывание начала и конца рассказа по серии картинок
ж) понимание
подтекста, загадок
VII. Особенности речи:
а) регулирующая функция речи
б) объём
пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)
в) объём активного
словаря (по картинкам)
г) фонематический
слух
д звукопроизношение
е) связная речь:
– рассказ по картинке
– пересказ короткого
текста
– рассказ по картинке
_________________________________________________________
– рассказ по серии
картинок
VIII. Развитие элементарных
математических представлении
1. Пересчёт предметов
2. Соотнесение
данного количества предметов с количеством пальцев
3. Счётные
операции:
а) на конкретном материале – счет
вслух
б) на конкретном материале – счёт «про себя»
в) отвлечённо
4. Решение простых задач:
а) на конкретном материале
б) отвлечённо
5. Придумывание простых задач:
а) на конкретном материале
б) отвлечённо
IX. Конструктивная деятельность
1.
Умение
строить по образцу
2.
Умение
строить самостоятельно
3.
Умение
строить по графическому рисунку
X. Особенности социально-волевой сферы
1. Эмоциональная
реакция на сам акт обследования
2. Характер
деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса
б) наличие самоконтроля в деятельности
3.Способность переноса
показанного способа действия на аналогичные задания
4.Критичность
к оценке своей деятельности
5.Эмоциональная
устойчивость поведения
6.Контактность
в общении с взрослыми, детьми
Заключение по результатам обследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Консультации специалистов
«______»______________20____ г.
Учитель-дефектолог – .
Источник
КАРТА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР
Ф.И. РЕБЕНКА________________________________________________________
ГРУППА_____________________________________________________________
ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ____________________________________________________
ДАТА ВЫПУСКА_______________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
I. Общие сведения.
1.Контакт и эмоциональная реакция ребенка на обследование (легко вступает в контакт/трудно; волнуется, спокоен, застенчив, весел, неадекватное поведение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)
2. Понимает инструкции и цели задания (___ выслушивает до конца, __ задает вопросы, __ необходим показ).
3. Характер деятельности при выполнении задания (интерес, работоспособность, использование помощи и т. д.) _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений)
- Как тебя зовут?
- Какая у тебя фамилия?
- Ты девочка или мальчик?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- С кем ты живешь?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Где и кем работает твоя мама?
- Где и кем работает твой папа?
- Ты сюда пришел или приехал? На чем?
- Какие у тебя есть игрушки?
- Кто водит машину?
- Кто учит детей?
- Какое сейчас время года?
- Как ты догадался?
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Восприятие
Цвет (методика И.В.Дреминой)
4-5 лет (до5 цветов)____________________________________________________________
5-6 лет (до 7 цветов) ___________________________________________________________
6-7 лет (до 9 цветов)___________________________________________________________
Ритм
Простые(—; — — –; – –; — -)_____________________________________________________
Сложные (- — -; — -; – — –;- — -; — — –; — – –)____________________________________
_____________________________________________________________________________
Особенности восприятия – целостность
Предлагается сложить квадрат из нескольких частей
4 года – 3 части_______________________________________________________________
5 лет – 4 части ________________________________________________________________
6 лет – 5-6 частей _____________________________________________________________
Форма
Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова)
4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг)______________________
_____________________________________________________________________________
5-6 лет (до 5 геометрических фигур)______________________________________________
6-7 лет (до 7 геометрических фигур)______________________________________________
Величина
1.Предметные картинки с предметами различной величины
4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий _________________________________________
5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий __________________________________________
6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий___________________________
_____________________________________________________________________________
2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:
4 года – 3 полоски_____________________________________________________________
5 лет – 5 полосок _____________________________________________________________
6 лет – 10 полосок ____________________________________________________________
Внимание
4- 5 лет (методика С.Лиепинь)
5-6+ лет (методика С.Лиепинь)
Мышление
1.Наглядно-действенное
Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие форы.
4 года________________________________________________________________________
5 лет _________________________________________________________________________
6 лет _________________________________________________________________________
Пирамидка
2. Наглядно-образное
«Свободное рисование» (простым карандашом)
4 года________________________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________________
6 лет _________________________________________________________________________
«Разрезные картинки», «Почтовый ящик»
Методика «Разложи картинки»
4-5 лет – 4 картинки ___________________________________________________________
5-6 лет – 5 картинок ___________________________________________________________
6-7 лет – 6-7 картинок __________________________________________________________
3. Словесно-логическое
4 года – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________
5 лет – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________
6 лет – что лишнее: морковь-капуста-яблоко-картофель; платье-сапоги-рубашка-пальто; чашка-тарелка-стол-кастрюля; диван-стол-кровать-ведро._____
«Четвёртый лишний»
5 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
«Последовательность событий» (сюжетные картинки)
5 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
«Загадки»
6 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Память
1.Слуховая память
Запомни 10 слов (методика А Лурия)
4 года – до 5 слов_____________________________________________________________________
6 лет – до 10 слов_____________________________________________________________________
2. Зрительная память
Запомни 10 картинок
4 года _______________________________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________________________
6 лет ________________________________________________________________________________
2. Зрительная память
«Чего не стало?»
4 года – до 5 игрушек __________________________________________________________________
5 лет – 6-7 игрушек ___________________________________________________________________
6 лет -7-10 игрушек ___________________________________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Количество и счет
4 – 5 лет – до 5 _______________________________________________________________________
5-6 лет – до 10 ________________________________________________________________________
6-7 лет – до 10 (прямой и обратный счет) _________________________________________________
2. Геометрические фигуры
4-5 лет – узнавание геометрических фигур ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5-6 лет – различение геометрических форм _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6-7 лет – преобразование геометрических форм ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________
3. Величина
Сравнение предметов разной длины, ширины, высоты
4-5 лет – 5 предметов__________________________________________________________________
5-6 лет – до 10 предметов ______________________________________________________________
6-7 лет – измерение длины предметов ____________________________________________________
4. Ориентировка в пространстве
4-5 лет – определение направления от себя________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5-6 лет- определение своего положения среди окружающих предметов________________________ _____________________________________________________________________________________
6-7 лет – ориентировка на листе бумаги в клетку __________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Ориентировка во времени
4-5 лет – различение частей суток _______________________________________________________
5-6 лет – называние дней недели_________________________________________________________
6-7 лет – определение последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6. Составление и решение арифметических задач
7 лет________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Умение строить по графическому рисунку______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Умение строить самостоятельно_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Особенности речи
1.Фонематическое восприятие
1.Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками
с 4 лет па-ба та-да ка-га с 5 лет мы-ми та-да-та ка-га-ка с 6 лет па-пя-па са-са-за ши-жи-ши
2. Выделение заданного звука (м) или (р) из слов: мышь, комар, доска, окно, рама,
дом, рыба, дрова, стол, шар с 4 лет – из ряда звуков выделить звуки:
с 4 лет____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Выделение заданного звука с 5 лет – из ряда слов выделить звуки
Ш-стена, шум, дом, наш, нос, кошка __________________________________________
У-нос, ухо, кот, иду, лак, суп_________________________________________________
К-сом, кот, лоб, мак, дом, окно
4. Определение первого согласного в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка
с 6 лет______________________________________________________________________
5. Определение последнего согласного: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба
с 6 лет______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Определение количества и последовательности звуков в словах: мак, лук, каша, рама
с 6 лет______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Придумать слово с заданным звуком
с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И
с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)_____________ _____________________________________________________________________________
с 6 лет – придумать слова со звуками С. Ч, И (в начале , середине, конце слова)_________
_____________________________________________________________________________
2. Звукопроизношение (5-6 лет)
произносит все звуки __________________________________________________________
нарушено произношение 1-2 звуков, звуки в стадии автоматизации____________________
нарушена одна группа звуков____________________________________________________
нарушены две группы звуков____________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. Лексика-грамматика
Исследование состояния экспрессивной речи
1. Активный словарь
1.1. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):
4 года | 5 лет | 6+ лет | 4 года | 5 лет | 6+ лет | ||
Ноги | Сиденье | ||||||
Руки | Спинка | ||||||
Голова | Ножки | ||||||
Глаза | Рукав | – | |||||
Уши | Воротник | – | |||||
Нос | – | Пуговица | – | ||||
Рот | – | Молния | – | ||||
Шея | – | Петля | – | ||||
Живот | – | Кузов | |||||
Грудь | – | Колеса | |||||
Локоть | – | – | Кабина | – | |||
Ладонь | – | – | Руль | – | |||
Затылок | – | – | Фары | – | – | ||
Висок | – | – | Мотор | – | – |
1.2 Обобщающие понятия.
Назвать одним словом | 4 ода | 5 лет | 6+лет |
Мяч, кукла, машинка | |||
Чашка, тарелка, ложка | |||
Футболка, куртка, шорты | |||
Тапки, сапоги, ботинки | |||
Стол, стул, шкаф | – | ||
Яблоко, банан, апельсин | – | ||
Огурец, помидор, морковь | – | ||
Автобус, самолет, пароход | – | ||
Клубника, смородина, малина | – | – | |
Кошка, собака, свинья | – | – | |
Волк, лиса, заяц | – | – | |
Ворона, сова, воробей | – | – |
1.3Глагольный словарь
Назвать действие (по картинкам) | 4 года | 5 лет | 6+лет |
Что делает мальчик? (ест) | |||
Что делает девочка? (спит) | |||
Что делают дети? (играют) | |||
Что делает птица? (летит) | |||
Что делают рыбки? (плавают) | |||
Что делают машины? (едут) | |||
Как передвигается птица | – | ||
рыба | – | ||
змея | – | ||
лягушка | – | ||
Как подает голос кошка | – | ||
собака | – | ||
корова | – | ||
петух | – | ||
ворона | – | – | |
кукушка | – | – | |
лошадь | – | – | |
овца | – | – | |
волк | – | – | |
Что делает врач | – | – | |
учитель | – | – | |
продавец | – | – | |
повар | – | – | |
швея | – | – |
1.4. Словарь прилагательных.
параметры | название | ||
4 года | 5 лет | 6+лет | |
Цвета | |||
Красный | |||
Синий | |||
Зеленый | |||
Желтый | |||
Белый | |||
Черный | |||
Оранжевый | |||
Голубой | |||
Фиолетовый | |||
Розовый | |||
Коричневый | |||
Серый | |||
Формы | |||
Мяч круглый | |||
Доска квадратная | |||
Солнце круглое | – | ||
Подушка квадратная | – | ||
Пирамидка треугольная | – | ||
Огурец квадратный | – | ||
Руль круглый | – | ||
Окно квадратное | – | ||
Ёлка треугольная | – | ||
Лимон овальный | – | ||
Антонимы | |||
Большой-маленький | |||
Длинный-короткий | |||
Высокий-низкий | – | ||
Толстый-тонкий | – | ||
Широкий-узкий | – | – |
2. Состояние словоизменения.
2.1. Употребление формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):
Ответить по картинкам | 4 года | 5 лет | 6+ лет |
Дом | |||
Стул | |||
Глаз | |||
Дерево | |||
Стул | |||
Глаз | |||
Дерево | |||
Воробей | |||
Береза | |||
Карандаш | – | ||
Лист | – | ||
Рот | – | – | |
Сон | – | – | |
Лев | – | – |
2.2. Употребление предложно-падежных конструкций
Ответить по картинкам | Предлог | 4 года | 5 лет | 6+лет |
Где стоят свечи? | НА | |||
Где лежат фрукты? | В | |||
Где летает бабочка? | НАД | |||
Где спрятался мальчик? | ПОД | |||
Где сидит сова? | НА | – | ||
Где стоит коза? | ЗА | – | ||
Где растет ёлка? | ОКОЛО | – | ||
Где спрятался ёжик? | ПОД | – | – | |
Откуда вылезает ёжик? | ИЗ- ПОД | – | – | |
Где спряталась кошка? | ЗА | – | – | |
Откуда вылезает кошка? | ИЗ- ЗА | – | – |
2.3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:
Назвать по картинкам 5 лет 6 лет
Красный мяч
Синий шар
Жёлтое ведро
2.4.Согласование числительных два и пять с существительными:
Назвать по картинкам 5 лет 6 лет
Две тетради
Пять тетрадей
Два яблока
Пять яблок
Два карандаша
Пять карандашей
3. Состояние словообразования.
3.1. Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами.
4 года: стол___________________. Чашка______________________
5 лет: стол___________________. Чашка______________________. Кукла________________
6 + лет: стол__________________. Чашка______________________