Индивидуальная карта развития для неговорящего ребенка

Направления коррекционной работы

Программное содержание

Игровые приёмы, упражнения

Работа с родителями

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

1 этап – Подготовительный.

Развитие зрительного внимания.

Учить фиксировать взгляд на предмете.

Прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

1 Найти взглядом яркую игрушку, подвешенную за нитку (в ограниченном пространстве), проследить за её перемещением, схватить её рукой.

2 Найти игрушку в пространстве кабинета (полке, стуле) и проследить взглядом за её перемещением.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Активизация ощущений.

Развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей при помощи  лёгких массажных движений.

1 Тарелочка с тёплой водой, рядом с ней кладутся вата и жёсткая щётка. Управляя рукой ребёнка, хлопать поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!).

2 Массаж рук с использованием детского крема. Поглаживание и похлопывание руки (поочерёдно) от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), сопровождая эмоциональными комментариями. Побуждать к самостоятельным действиям.

3 игра «Следы» – движения пальцами рук по размягчённому пластилину. (Одним пальцем, двумя; одной рукой, двумя).

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

II период – декабрь, январь, февраль.

2 этап – начальный.

Развитие слухового восприятия.

(Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.)

  • Расширять рамки слухового восприятия;

развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и звуков;

развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Привлечь внимание к звучащему предмету;

Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;

определение местонахождения и направленности звука;

ознакомление с характером звучащих предметов;

различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;

запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

реагирование на громкость звучания;

узнавание и различение гласных звуков [а],[о],[у],[и];

развитие подражания неречевым и речевым звукам;

«Угадай что звучит» музыкальные инструменты, разные предметы (бумага, стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету, ломание спичек).

Коробочки с горохом, мелкими монетами, с песком, спичками.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

  • Развивать невербальные компоненты коммуникации ; выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве синтаксических составляющих;
  • расширение рамок коммуникации с окружающими;
  • преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.

Развитие понимания жестов (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), в сочетании со словесной инструкцией и без неё;

выполнение действий по невербальной инструкции;

ответы  утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно;

 выбор знака к предъявленному жесту;

развитие мимики и жеста;

демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;

выполнение имитационных движений животных руками;

жестовое приветствие и прощание.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных) руками взрослого;

Побудить к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Показ разных действий (причёсывание волос, как едят суп и др.), побуждать произвести эти действия не с реальными, а воображаемыми предметами.

Воспроизводить движения, изображенные на сюжетной картинке;

развивать мимику.

К сюжетным картинкам «Бабочка летит», «Девочка кушает» и др., совершать имитационные движения.

Установить контакт;

развивать понимание нарисованного знака (пиктограммы);

научить адекватно использовать жесты.

Познакомить ребёнка с двумя нарисованными знаками (машина, яблоко) и предложить дополнить незаконченное предложение одним из них, показ или подняв вверх.

Затем побуждать использовать жест «дай».

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, движения глаз; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память;

сформировать представления о схеме лица и тела;

развивать подвижность речевой моторики, мимическую мускулатуру, мышечные ощущения;

учить воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо;

Прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;

Массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

Узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

Пальчиковая гимнастика  эмоциональным сопровождением;

Читайте также:  Условия для нормального развития ребенка

Активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

Упражнения с пластилином;

Использование кукол бибабо;

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

Упражнения на преодоление сопротивления;

Автоматизация отдельных артикулем;

Выработка речидвигательных образов звукообразных слов.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Формировать поисковую деятельность, расширять поле зрения;

Вырабатывать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти;

Развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;

Научить анализировать зрительный образ.

1.Нахождение игрушек в пространстве комнаты (их перемещение.

2. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке.

3. Выработка навыков ориентировки.

4. Выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции.

5. Выделение из множеств предметов.

6. Запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

7. Определение различий в предметах  и картинках.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Формировать сенсорный и тактильный гнозис;

Развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;

Выработка умения ориентации в окружающем;

Работа с тактильными таблицами;

Выделение цвета;

Ознакомление с размером и формой (плоскостной и объёмной);

Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);

Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

Соотнесение цветного и контурного изображения предметов;

Дифференциация плоскостного и объёмного изображения;

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие голоса и дыхания.

Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;

Развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту. Тембр и интонацию;

Стимулировать мышцы гортани;

Активизировать целенаправленный ротовой выдох;

Формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

Упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

Активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

Тренировка носового выдоха;

Развитие произвольного речевого выдоха;

Выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;

Выработка комбинированного типа дыхания;

Упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

Выработка умения повышать и понижать голос в допустимых переделах.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Домашнее задание.

Развитие чувства ритма.

Формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической  единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

Познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а],[о],[у].[и];

Развивать сенсомоторные компоненты чувства ритма.

Ходьба и маршировка под музыку;

Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

Ритмические упражнения для рук и ног;

Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

Развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

Ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков и звуковых цепочек;

Дифференциация ритмических рисунков;

Отображение определённых качеств движения;

Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

Формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков (голоса животных, звуки предметов и др.);

Работать над семантикой слова;

Стимулировать простые виды коммуникативной речи.

Узнавание предметов по их названию;

Выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;

Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;

Развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;

Соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием;

Соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;

Автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной, и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);

Узнавание предмета по его словесному описанию;

Выработка обобщающих понятий;

Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты;

Выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Домашнее задание.

III период – март, апрель, май.

Направления коррекционной работы

Программное содержание

Игровые приёмы, упражнения

Работа с родителями

3 этап логопедической работы (тренировочный).

Формирование ритмико-интонационной стороны речи.

Читайте также:  Детский сад 171 центр развития ребенка кемерово

Формирование навыка регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей.

Игра «Игрушки в корзинке». (Выбрасывание игрушек из корзинки под удар бубна ил складывание их в корзинку), с одновременным проговариванием звукоподражания (при доступности) – «бух», «бом».

Варианты игры для проигрывания дома – перелистывание книги из твёрдой бумаги на каждый удар бубна; выполнений игровых по световому сигналу (включение и выключение фонарика).

Знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование навыка адекватного реагирования на заданную инструкцию.

Игра «Два зайца».

«Большой заяц стучит в барабан громко, маленький – тихо. Затем угадать какой заяц стучит в барабан.»

Варианты для игры дома –

  1. предложить ребёнку постучать так, как стучит большой (маленький) заяц.
  2. «Если барабан звучит громко, подними руки вверх, если тихо – разведи руки в стороны».

Закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков (громко – тихо);

Формирование навыка скоординированных движений.

Игра «Громко – тихо».

Чередование громкого и тихого звучания бубна 4-6 раз.

Варианты игр дома –

  1. Использование других музыкальных инструментов, вместо флажков – маленькие мячи.
  2. Изменение движений ребёнка.

Формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребёнка повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах.

(С помощью доступных звуков).

Игра «Три медведя»

(Угадать голос, подобрать соответствующую картинку; сложить разрезную картинку героя 2-4 части).

Развитие зрительно-пространственного анализа синтеза.

Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

– прослеживание лабиринтов;

– определение недостающих частей предметов;

– фиксация внимания на расположении предметов снизу, сверху, сбоку;

– воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.

Повторение игр дома.

Развитие невербальных компонентов коммуникации.

Мобилизация подражательных способностей; расширение рамок общения с использованием мимики и жестов;

стимулирование речи с использованием знаков в коммуникативных целях.

– использование знаково-символической деятельности;

– выбор знака, воспринятого на слух;

– ответы на вопросы с использованием жеста или знака;

– составление двухсловных предложений из рисованных знаков, воспринятых на слух или показанных жестом;

– составление фраз по заданию выразить желание знаками.

Проигрывание всех приёмов дома.

Работа над голосом и дыханием.

Продолжать работу по формированию умения изменять силу, и высоту голоса; нормализовать речевое дыхание и голос.

– сочетание голосовых упражнений с двигательными;

– упражнения на изменение силы и высоты голоса;

– упражнения на чередовании низкой и высокой тесситуры.

Проигрывание всех приёмов дома.

Работа над ритмом

Формирование интонационной выразительностью и ритмической стороной речи.

– прослушивание стихотворных текстов;

– отхлопывание ритмической структуры;

– восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов,

– ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками;

– слоговые упражнения.

Домашние задания для проигрывания дома.

Стимуляция слухового восприятия.

Продолжать работу развитию фонематического восприятия, осознанию звуковой стороны речи.

– выделение речевого потока на смысловые фрагменты и отдельные звуковые комплексы;

– различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений: «Угадай, кто как кричит?», «Угадай, на чем играю?»

Источник

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________

Дата рождения, возраст на 01.09.20   г. _________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________

Сведения о родителях:

мать ________________________________________________________________________

отец ________________________________________________________________________

Заключение ПМПК __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Слух ____________________________________________________________________________________

     1) громкая речь (6-8 м) ______________________________________________________________________

     2) шепотная речь (3-6 м) _____________________________________________________________________

2. Зрение ___________________________________________________________________________________

3. Интеллект __________________________________________________________________

4. Обследование артикуляционного аппарата:

     губы (толстые, короткие, расщепление верхней губы и т.д.) ________________________

     зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги и т.д.) _________________________

_____________________________________________________________________________

     прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий и т.д.) _____________________________________________________________________________

     челюсти (прогения, прогнатия) ________________________________________________

     небо (высокое, узкое, плоское, укороченное) ____________________________________

     язык (массивный, маленький, укороченная уздечка) ______________________________

_____________________________________________________________________________

     подвижность губ (вытянуть вперед, растянуть в улыбке) __________________________

_____________________________________________________________________________

     подвижность языка (высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх, вниз, показать язык широким, узким) _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

     подвижность мягкого неба ________________________________________

5. Дыхание  __________________________________________________________________

Читайте также:  Олеся жукова скачать бесплатно развитие ребенка

6. Общая характеристика речи

1). Понимание ситуативной речи:

– Возьми куклу. _______________________________________________________________

– Подойди к окну. _____________________________________________________________

– Покажи части своего тела. ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использование жестов в общении. ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

2). Понимание словаря.

Соотнесение слов с предметами и действиями:

Категории

Список слов

Показ

Называние

С 4 лет

Овощи

огурец

помидор

капуста

лук

свекла

Фрукты

яблоко

груша

слива

лимон

вишня

апельсин

Животные

корова

коза

лошадь

лиса

заяц

Одежда, головные

уборы

платье

рубашка

пальто

пиджак

брюки

шапка

Обувь

тапки

туфли

сапоги

валенки

сандалии

Мебель

кровать

стол

стул

шкаф

диван

кресло

Движения человека и животных

идет

сидит

бежит

стоит

летит

плывет

Действия самообслуживания

умывается

одевается

чистит

подметает

стирает

гладит

Прилагательные

сладкий

добрый

ровный

веселый

С 5 лет

Посуда

кастрюля

сковорода

чайник

сахарница

блюдце

Транспорт

автобус

троллейбус

трамвай

поезд

самолет

корабль

Домашние животные

корова

собака

кошка

коза

овца

лошадь

Дикие животные

волк

ёж

лиса

заяц

медведь

белка

Детёныши животных

лисёнок

зайчонок

волчонок

медвежонок

бельчонок

С 6 лет

Профессии

врач

повар

шофер

продавец

строитель

Профессиональные действия

варит

лечит

строит

продает

3). Состояние грамматического строя

Наличие фразовой речи.

Понимание

Составление

До 3 лет

Мальчик играет.

Мальчик бросает мяч.

Мальчик одевается.

С 4 лет

Предлоги (Положи мяч в коробку)/

в

на

за

под

С 5 лет

над

напротив

между

С 6 лет

со

с

из – под

из – за

Словоизменение:

– существительные по числам:

дай гриб __________________ дай грибы __________________________________________

_____________________________________________________________________________

– образование существительных (покажи, где стол, а где столик)

_____________________________________________________________________________

– понимание глаголов прошедшего времени с существительными в роде:

Мальчик упал. ________________________________________________________________

Девочка упала. ________________________________________________________________

7. Состояние звукопроизношения

Звуки

Начало

Конец

Звуки

Начало

Конец

А

Л’

У

Р

О

Р’

И

Й

Э

К

Ы

Х

С

Б

С’

П

З

Д

З’

Т

Ц

Д’

Ш

Т’

Ж

Н

Ч

М

Щ

В

Л

Ф

8. Развитие общей и мелкой моторики (постоять на одной ноге, ходьба на носках и на пятках и т.д.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Логопедическое заключение __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель – логопед

«___» ___________________ 20 ___ г.

Источник

Разделы

Содержание

I  период

Динамика

II период

Динамика

III период

Динамика

Психологическая база речи

1. развитие всех видов восприятия:

1.1. зрительного

  1. «Парные картинки»,
  2. «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
  3. «Лабиринты»;

1.2. слухового  

  1. «Угадай, что звучит?»,
  2. «Кто позвал?»,
  3. «Где звучит?»

1.3. тактильного 

  1. конструирование предметов из палочек,
  2. «Зашей коврик»,
  3. «Чудесный мешочек»;

2. развитие  памяти и внимания:

2.1. зрительной и зрительного:

  1. «Запомни, какой игрушки не стало?»,
  2. «Кто появился?»,  
  3. «Запомни игрушки и найди их среди других»
  4. «Что изменилось?»;

2.2. слуховой и слухового:

  1. «Хлопни, как я»,
  2. «Чей молоток стучит (лиса I – II; заяц II ),
  3. «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма – му, ма – па, ма -пу, ма – му – ми),
  4. «Запомни и повтори (2-3 слова),

3. развитие конструктивной зрительной памяти:  «Запомни и выложи»

4. развитие мышления:

  1. «Почтовый ящик»,
  2. «Доска Сегена»,
  3. пирамидка;
  4. «Составь целое» (картинки, кубики),
  5. «Разложи по цвету (форме),
  6. «Что едим, что надеваем»,
  7. «Выбери только красные кружки (белые, черные)»,
  8. «Большой – маленький (кубики, матрешки)
  9. Сложи матрешку, (кубик в кубик).
  10. Покажи, где один – много; «много – мало».

Общая и мелкая моторика

1. Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге.

2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;

одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.

3. Мелкая моторика:

  1. «Ладушки»,
  2. «Сорока-белобока»,
  3. «Рыбки»,
  4. «Птички клюют зерно»,
  5. «Коза»,
  6. «Заяц»,
  7. «Молоток»,
  8. «Человечки»,
  9. «Кольцо»,
  10. «Ножницы»,
  11. «Очки»,
  12. «Стол»,
  13. «Стул».

4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:  

  1. «Кулак-ладонь»,
  2. «Стол-стул»,
  3. «Собери крошки со стола»,
  4. «Бусы»,
  5. «Мозаика»,
  6. «Разложи крупу»,
  7. «Закручиваем – откручиваем, застегиваем – расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
  8. «Строим башню, дом, дорожку, машинку».

Артикуляционная моторика

Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка

  1. улыбка,
  2. трубочка,
  3. лопатка, <