Индивидуальная карта развития для неговорящего ребенка
Направления коррекционной работы
Программное содержание
Игровые приёмы, упражнения
Работа с родителями
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.
1 этап – Подготовительный.
Развитие зрительного внимания.
Учить фиксировать взгляд на предмете.
Прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
1 Найти взглядом яркую игрушку, подвешенную за нитку (в ограниченном пространстве), проследить за её перемещением, схватить её рукой.
2 Найти игрушку в пространстве кабинета (полке, стуле) и проследить взглядом за её перемещением.
Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома.
Активизация ощущений.
Развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей при помощи лёгких массажных движений.
1 Тарелочка с тёплой водой, рядом с ней кладутся вата и жёсткая щётка. Управляя рукой ребёнка, хлопать поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!).
2 Массаж рук с использованием детского крема. Поглаживание и похлопывание руки (поочерёдно) от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), сопровождая эмоциональными комментариями. Побуждать к самостоятельным действиям.
3 игра «Следы» – движения пальцами рук по размягчённому пластилину. (Одним пальцем, двумя; одной рукой, двумя).
Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома.
II период – декабрь, январь, февраль.
2 этап – начальный.
Развитие слухового восприятия.
(Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.)
- Расширять рамки слухового восприятия;
развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и звуков;
развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.
Привлечь внимание к звучащему предмету;
Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;
определение местонахождения и направленности звука;
ознакомление с характером звучащих предметов;
различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;
запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);
реагирование на громкость звучания;
узнавание и различение гласных звуков [а],[о],[у],[и];
развитие подражания неречевым и речевым звукам;
«Угадай что звучит» музыкальные инструменты, разные предметы (бумага, стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету, ломание спичек).
Коробочки с горохом, мелкими монетами, с песком, спичками.
Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома.
Беседы, консультации.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
- Развивать невербальные компоненты коммуникации ; выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве синтаксических составляющих;
- расширение рамок коммуникации с окружающими;
- преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.
Развитие понимания жестов (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), в сочетании со словесной инструкцией и без неё;
выполнение действий по невербальной инструкции;
ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно;
выбор знака к предъявленному жесту;
развитие мимики и жеста;
демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
выполнение имитационных движений животных руками;
жестовое приветствие и прощание.
Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома.
Беседы, консультации.
Активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных) руками взрослого;
Побудить к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
Показ разных действий (причёсывание волос, как едят суп и др.), побуждать произвести эти действия не с реальными, а воображаемыми предметами.
Воспроизводить движения, изображенные на сюжетной картинке;
развивать мимику.
К сюжетным картинкам «Бабочка летит», «Девочка кушает» и др., совершать имитационные движения.
Установить контакт;
развивать понимание нарисованного знака (пиктограммы);
научить адекватно использовать жесты.
Познакомить ребёнка с двумя нарисованными знаками (машина, яблоко) и предложить дополнить незаконченное предложение одним из них, показ или подняв вверх.
Затем побуждать использовать жест «дай».
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, движения глаз; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память;
сформировать представления о схеме лица и тела;
развивать подвижность речевой моторики, мимическую мускулатуру, мышечные ощущения;
учить воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.
Прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо;
Прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;
Массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
Узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;
Пальчиковая гимнастика эмоциональным сопровождением;
Активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
Упражнения с пластилином;
Использование кукол бибабо;
Артикуляционная и мимическая гимнастика;
Задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
Упражнения на преодоление сопротивления;
Автоматизация отдельных артикулем;
Выработка речидвигательных образов звукообразных слов.
Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома.
Беседы, консультации.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Формировать поисковую деятельность, расширять поле зрения;
Вырабатывать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти;
Развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;
Научить анализировать зрительный образ.
1.Нахождение игрушек в пространстве комнаты (их перемещение.
2. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке.
3. Выработка навыков ориентировки.
4. Выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции.
5. Выделение из множеств предметов.
6. Запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
7. Определение различий в предметах и картинках.
Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома.
Беседы, консультации.
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
Формировать сенсорный и тактильный гнозис;
Развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
Выработка умения ориентации в окружающем;
Работа с тактильными таблицами;
Выделение цвета;
Ознакомление с размером и формой (плоскостной и объёмной);
Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
Соотнесение цветного и контурного изображения предметов;
Дифференциация плоскостного и объёмного изображения;
Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома.
Беседы, консультации.
Развитие голоса и дыхания.
Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;
Развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту. Тембр и интонацию;
Стимулировать мышцы гортани;
Активизировать целенаправленный ротовой выдох;
Формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.
Упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
Активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
Тренировка носового выдоха;
Развитие произвольного речевого выдоха;
Выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;
Выработка комбинированного типа дыхания;
Упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
Выработка умения повышать и понижать голос в допустимых переделах.
Индивидуальные консультации, беседы.
Присутствие на индивидуальных занятиях.
Индивидуальные консультации, беседы.
Присутствие на индивидуальных занятиях.
Домашнее задание.
Развитие чувства ритма.
Формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;
Познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а],[о],[у].[и];
Развивать сенсомоторные компоненты чувства ритма.
Ходьба и маршировка под музыку;
Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
Ритмические упражнения для рук и ног;
Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
Развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
Ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков и звуковых цепочек;
Дифференциация ритмических рисунков;
Отображение определённых качеств движения;
Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
Формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков (голоса животных, звуки предметов и др.);
Работать над семантикой слова;
Стимулировать простые виды коммуникативной речи.
Узнавание предметов по их названию;
Выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;
Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;
Развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;
Соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием;
Соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;
Автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной, и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);
Узнавание предмета по его словесному описанию;
Выработка обобщающих понятий;
Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты;
Выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.
Индивидуальные консультации, беседы.
Присутствие на индивидуальных занятиях.
Домашнее задание.
III период – март, апрель, май.
Направления коррекционной работы
Программное содержание
Игровые приёмы, упражнения
Работа с родителями
3 этап логопедической работы (тренировочный).
Формирование ритмико-интонационной стороны речи.
Формирование навыка регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей.
Игра «Игрушки в корзинке». (Выбрасывание игрушек из корзинки под удар бубна ил складывание их в корзинку), с одновременным проговариванием звукоподражания (при доступности) – «бух», «бом».
Варианты игры для проигрывания дома – перелистывание книги из твёрдой бумаги на каждый удар бубна; выполнений игровых по световому сигналу (включение и выключение фонарика).
Знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование навыка адекватного реагирования на заданную инструкцию.
Игра «Два зайца».
«Большой заяц стучит в барабан громко, маленький – тихо. Затем угадать какой заяц стучит в барабан.»
Варианты для игры дома –
- предложить ребёнку постучать так, как стучит большой (маленький) заяц.
- «Если барабан звучит громко, подними руки вверх, если тихо – разведи руки в стороны».
Закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков (громко – тихо);
Формирование навыка скоординированных движений.
Игра «Громко – тихо».
Чередование громкого и тихого звучания бубна 4-6 раз.
Варианты игр дома –
- Использование других музыкальных инструментов, вместо флажков – маленькие мячи.
- Изменение движений ребёнка.
Формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребёнка повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах.
(С помощью доступных звуков).
Игра «Три медведя»
(Угадать голос, подобрать соответствующую картинку; сложить разрезную картинку героя 2-4 части).
Развитие зрительно-пространственного анализа синтеза.
Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.
– прослеживание лабиринтов;
– определение недостающих частей предметов;
– фиксация внимания на расположении предметов снизу, сверху, сбоку;
– воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.
Повторение игр дома.
Развитие невербальных компонентов коммуникации.
Мобилизация подражательных способностей; расширение рамок общения с использованием мимики и жестов;
стимулирование речи с использованием знаков в коммуникативных целях.
– использование знаково-символической деятельности;
– выбор знака, воспринятого на слух;
– ответы на вопросы с использованием жеста или знака;
– составление двухсловных предложений из рисованных знаков, воспринятых на слух или показанных жестом;
– составление фраз по заданию выразить желание знаками.
Проигрывание всех приёмов дома.
Работа над голосом и дыханием.
Продолжать работу по формированию умения изменять силу, и высоту голоса; нормализовать речевое дыхание и голос.
– сочетание голосовых упражнений с двигательными;
– упражнения на изменение силы и высоты голоса;
– упражнения на чередовании низкой и высокой тесситуры.
Проигрывание всех приёмов дома.
Работа над ритмом
Формирование интонационной выразительностью и ритмической стороной речи.
– прослушивание стихотворных текстов;
– отхлопывание ритмической структуры;
– восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов,
– ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками;
– слоговые упражнения.
Домашние задания для проигрывания дома.
Стимуляция слухового восприятия.
Продолжать работу развитию фонематического восприятия, осознанию звуковой стороны речи.
– выделение речевого потока на смысловые фрагменты и отдельные звуковые комплексы;
– различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений: «Угадай, кто как кричит?», «Угадай, на чем играю?»
Источник
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________
Дата рождения, возраст на 01.09.20 г. _________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать ________________________________________________________________________
отец ________________________________________________________________________
Заключение ПМПК __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Слух ____________________________________________________________________________________
1) громкая речь (6-8 м) ______________________________________________________________________
2) шепотная речь (3-6 м) _____________________________________________________________________
2. Зрение ___________________________________________________________________________________
3. Интеллект __________________________________________________________________
4. Обследование артикуляционного аппарата:
губы (толстые, короткие, расщепление верхней губы и т.д.) ________________________
зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги и т.д.) _________________________
_____________________________________________________________________________
прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий и т.д.) _____________________________________________________________________________
челюсти (прогения, прогнатия) ________________________________________________
небо (высокое, узкое, плоское, укороченное) ____________________________________
язык (массивный, маленький, укороченная уздечка) ______________________________
_____________________________________________________________________________
подвижность губ (вытянуть вперед, растянуть в улыбке) __________________________
_____________________________________________________________________________
подвижность языка (высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх, вниз, показать язык широким, узким) _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
подвижность мягкого неба ________________________________________
5. Дыхание __________________________________________________________________
6. Общая характеристика речи
1). Понимание ситуативной речи:
– Возьми куклу. _______________________________________________________________
– Подойди к окну. _____________________________________________________________
– Покажи части своего тела. ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использование жестов в общении. ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
2). Понимание словаря.
Соотнесение слов с предметами и действиями:
Категории | Список слов | Показ | Называние |
С 4 лет | |||
Овощи | огурец | ||
помидор | |||
капуста | |||
лук | |||
свекла | |||
Фрукты | яблоко | ||
груша | |||
слива | |||
лимон | |||
вишня | |||
апельсин | |||
Животные | корова | ||
коза | |||
лошадь | |||
лиса | |||
заяц | |||
Одежда, головные уборы | платье | ||
рубашка | |||
пальто | |||
пиджак | |||
брюки | |||
шапка | |||
Обувь | тапки | ||
туфли | |||
сапоги | |||
валенки | |||
сандалии | |||
Мебель | кровать | ||
стол | |||
стул | |||
шкаф | |||
диван | |||
кресло | |||
Движения человека и животных | идет | ||
сидит | |||
бежит | |||
стоит | |||
летит | |||
плывет | |||
Действия самообслуживания | умывается | ||
одевается | |||
чистит | |||
подметает | |||
стирает | |||
гладит | |||
Прилагательные | сладкий | ||
добрый | |||
ровный | |||
веселый | |||
С 5 лет | |||
Посуда | кастрюля | ||
сковорода | |||
чайник | |||
сахарница | |||
блюдце | |||
Транспорт | автобус | ||
троллейбус | |||
трамвай | |||
поезд | |||
самолет | |||
корабль | |||
Домашние животные | корова | ||
собака | |||
кошка | |||
коза | |||
овца | |||
лошадь | |||
Дикие животные | волк | ||
ёж | |||
лиса | |||
заяц | |||
медведь | |||
белка | |||
Детёныши животных | лисёнок | ||
зайчонок | |||
волчонок | |||
медвежонок | |||
бельчонок | |||
С 6 лет | |||
Профессии | врач | ||
повар | |||
шофер | |||
продавец | |||
строитель | |||
Профессиональные действия | варит | ||
лечит | |||
строит | |||
продает |
3). Состояние грамматического строя
Наличие фразовой речи.
Понимание | Составление | |
До 3 лет | ||
Мальчик играет. | ||
Мальчик бросает мяч. | ||
Мальчик одевается. | ||
С 4 лет | ||
Предлоги (Положи мяч в коробку)/ | ||
в | ||
на | ||
за | ||
под | ||
С 5 лет | ||
над | ||
напротив | ||
между | ||
С 6 лет | ||
со | ||
с | ||
из – под | ||
из – за |
Словоизменение:
– существительные по числам:
дай гриб __________________ дай грибы __________________________________________
_____________________________________________________________________________
– образование существительных (покажи, где стол, а где столик)
_____________________________________________________________________________
– понимание глаголов прошедшего времени с существительными в роде:
Мальчик упал. ________________________________________________________________
Девочка упала. ________________________________________________________________
7. Состояние звукопроизношения
Звуки | Начало | Конец | Звуки | Начало | Конец |
А | Л’ | ||||
У | Р | ||||
О | Р’ | ||||
И | Й | ||||
Э | К | ||||
Ы | Х | ||||
С | Б | ||||
С’ | П | ||||
З | Д | ||||
З’ | Т | ||||
Ц | Д’ | ||||
Ш | Т’ | ||||
Ж | Н | ||||
Ч | М | ||||
Щ | В | ||||
Л | Ф |
8. Развитие общей и мелкой моторики (постоять на одной ноге, ходьба на носках и на пятках и т.д.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Логопедическое заключение __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель – логопед
«___» ___________________ 20 ___ г.
Источник
Разделы
Содержание
I период
Динамика
II период
Динамика
III период
Динамика
Психологическая база речи
1. развитие всех видов восприятия:
1.1. зрительного
- «Парные картинки»,
- «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
- «Лабиринты»;
1.2. слухового
- «Угадай, что звучит?»,
- «Кто позвал?»,
- «Где звучит?»
1.3. тактильного
- конструирование предметов из палочек,
- «Зашей коврик»,
- «Чудесный мешочек»;
2. развитие памяти и внимания:
2.1. зрительной и зрительного:
- «Запомни, какой игрушки не стало?»,
- «Кто появился?»,
- «Запомни игрушки и найди их среди других»
- «Что изменилось?»;
2.2. слуховой и слухового:
- «Хлопни, как я»,
- «Чей молоток стучит (лиса I – II; заяц II ),
- «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма – му, ма – па, ма -пу, ма – му – ми),
- «Запомни и повтори (2-3 слова),
3. развитие конструктивной зрительной памяти: «Запомни и выложи»
4. развитие мышления:
- «Почтовый ящик»,
- «Доска Сегена»,
- пирамидка;
- «Составь целое» (картинки, кубики),
- «Разложи по цвету (форме),
- «Что едим, что надеваем»,
- «Выбери только красные кружки (белые, черные)»,
- «Большой – маленький (кубики, матрешки)
- Сложи матрешку, (кубик в кубик).
- Покажи, где один – много; «много – мало».
Общая и мелкая моторика
1. Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге.
2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;
одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.
3. Мелкая моторика:
- «Ладушки»,
- «Сорока-белобока»,
- «Рыбки»,
- «Птички клюют зерно»,
- «Коза»,
- «Заяц»,
- «Молоток»,
- «Человечки»,
- «Кольцо»,
- «Ножницы»,
- «Очки»,
- «Стол»,
- «Стул».
4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:
- «Кулак-ладонь»,
- «Стол-стул»,
- «Собери крошки со стола»,
- «Бусы»,
- «Мозаика»,
- «Разложи крупу»,
- «Закручиваем – откручиваем, застегиваем – расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
- «Строим башню, дом, дорожку, машинку».
Артикуляционная моторика
Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка
- улыбка,
- трубочка,
- лопатка, <