Индивидуальная карта психологического развития ребенка с зпр
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О. Иванова Мария Ивановна
ГОД РОЖД.11.03.2006
ДИАГНОЗ: ЗПР
КЛАСС (ГРУППА): 3 а
ОУ ПОСЕЩАЕТ С 2013
ДОМ. АДРЕС:
МАТЬ: Иванова Ольга Петровна
ОТЕЦ: Иванов Иван Иванович
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие: темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания.
Внимание: внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости.
Память: недостаточная прочность запоминания.
Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу медленное
Темп выполнения заданий медленный
Переключаемость низкая
Сосредоточенность средняя
Качество работы низкое
Продуктивность низкая
Утомление наступает с 4ого урока
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон положительный
Какие эмоции превалируют положительные
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий присутствует
Реакция на успех или неудачу присутствует
Адекватность реакций да
Возбудимость да
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма да
Возможность адекватной оценки своих результатов нет
Способность к волевому усилию да
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка высокая
Поведение среди сверстников хорошее
Отношение с воспитателями или педагогами хорошее
Активность активна
Тревожность не тревожна
Агрессивность не агрессивна
Критичность не критична
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам
Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.
Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.
Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.
Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.
Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Рекомендации родителям
1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.
2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию педагога.
5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – логопед.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
VI. Занятия с психологом
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: память, внимание, мышление, восприятие.
VII. Динамика
Низкая.
Педагог-психолог Сивакова Виктория Александровна
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15» ГОРОДА АЛЕЙСКА
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 5 ЛЕТ С ОВЗ
________________________________________________
Г.АЛЕЙСК
ФИО ребенка_______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество законных представителей ребенка________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления в группу___________________________________________
Решение ТПМПК от ___________ Протокол № ___________ Принят на срок __________________________________________________________________
Заключение ТПМПК________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты ______________________________________________
Учитель – дефектолог _______________________________________________
Психолого-педагогическое обследование
Представления ребенка о себе и ближайшем окружении
Вопросы | Результат | |
НГ | КГ | |
Как тебя зовут, как твоя фамилия? | ||
Сколько тебе лет? (показывает; называет) | ||
С кем ты живешь? | ||
Как зовут маму, папу? (называет только имя; называет имя и отчество) | ||
Кем работает мама, папа? (не называет; называет действия; называет профессии) | ||
Кто ты: мальчик или девочка? | ||
Кем ты будешь когда вырастешь(папой или мамой; тётей или дядей)? | ||
Где ты живешь? (домашний адрес) | ||
Чем ты любишь заниматься? | ||
Во что ты любишь играть? | ||
Для чего нужны глаза, нос, уши? | ||
Какого человека можно назвать хорошим? | ||
Какого человека можно назвать плохим? |
Состояние интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия
- Восприятие предмета, картинки
(узнаёт и называет – узнаёт частично – не узнаёт и не называет)
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
«Покажи предмет» (где мячик, кукла ….) | ||
«Назови предмет» (узнавание зашумленного изображения) | ||
«Найди предмет» (узнавание наложенного друг на друга изображения) |
- Выделение в предмете существенных деталей, частей
(показывает – не показывает; называет – не называет)
Результат | Результат | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Ноги | Сиденье | ||||
Руки | Спинка | ||||
Голова | Ножки | ||||
Глаза | Полка | ||||
Уши | Рукав | ||||
Нос | Пуговица | ||||
Рот | Молния | ||||
Щеки | Петля | ||||
Пальцы | Колеса | ||||
Ногти | Руль | ||||
Живот | Кузов | ||||
Спина | Кабина |
- Восприятие величины
(выполняет самостоятельно, правильно – методом проб и ошибок – с помощью педагога – не выполняет)
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
«Разложи мячики по порядку» (большой – маленький) | ||
«Собери пирамидку, матрёшку» | ||
«Разложи карандаши по длине» (длинный – короткий) | ||
«Расставь домики по высоте» (высокий – низкий) | ||
«Разложи ленточки по ширине» (широкий – узкий) |
- Восприятие цвета
(соотносит – не соотносит; называет – не называет)
Цвет | Результат | |||
соотнесение | называние | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | |
Красный | ||||
Синий | ||||
Зеленый | ||||
Желтый | ||||
Белый | ||||
Черный | ||||
Оранжевый | ||||
Голубой | ||||
Розовый |
- Восприятие формы
(называет – выделяет по названию – не называет и не выделяет)
Формы | Результат | |
НГ | КГ | |
Круг | ||
Квадрат | ||
Треугольник | ||
Прямоугольник | ||
Узнавание, из каких геометрических фигур состоит предмет (узнаёт и называет все фигуры – узнаёт частично – не узнаёт) | ||
Дом | ||
Кораблик |
- Восприятие пространства
Ориентировка в собственном теле (различает – не различает) | |||||
Знания | Результат | ||||
НГ | КГ | ||||
Различение правой и левой стороны на себе | |||||
Различение правой и левой стороны на себе и на другом человеке | |||||
Ориентировка в пространстве (ориентируется – не ориентируется) | |||||
Верх – низ (вверху – внизу) | |||||
Вперед – назад (спереди – сзади) | |||||
Ориентировка на плоскости листа (ориентируется – ориентируется частично – не ориентируется) | |||||
Задания | Результат | ||||
По образцу | По словесной инструкции | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Раскладывание предметов вверху – внизу листа | |||||
Выкладывание «коврика» (верх – низ, право – лево, середина) | |||||
Понимание предлогов (понимает – не понимает, использует в речи – не использует) | |||||
Простые: | Понимание | Использование | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
В | |||||
НА | |||||
ЗА | |||||
ПЕРЕД | |||||
ПОД | |||||
НАД | |||||
МЕЖДУ | |||||
Сложные: | |||||
ИЗ-ЗА | |||||
ИЗ-ПОД |
- Ориентировка во времени
(знает – не знает; показывает – не показывает; называет – не называет)
Знание | Результат | |
НГ | КГ | |
Утро | ||
День | ||
Вечер | ||
Ночь | ||
Осень | ||
Зима | ||
Весна | ||
Лето | ||
Названия дней недели |
Особенности памяти
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Скорость запоминания, точность воспроизведения | ||
Запоминает и воспроизводит 8 -10 слов в любом порядке | ||
Через 50-60 минут – 3-4 слова | ||
Заучивание короткого стихотворения (воспроизводит отдельные слова; путает строчки; переставляет слова; не воспроизводит) | ||
«Уронили мишку на пол …..» А. Барто | ||
«Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты» А.Плещеев | ||
Зрительная память | ||
Запомнить 6 – 7 картинок |
Особенности мышления
- Невербальная классификация геометрических фигур
(раскладывание фигур без речевой инструкции по цвету, форме, размеру: Блоки Дьенеша)
Умение | Результат | |
НГ | КГ | |
По двум признакам |
- Способность к обобщению, классификация
(называет – не называет; обобщает – не обобщает)
Лексические темы (по слову, по картинке) | Результат | |||
Обобщающее слово | Называние предметов | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | |
«Игрушки» | ||||
«Овощи» | ||||
«Фрукты» | ||||
«Деревья» | ||||
«Одежда» | ||||
«Обувь» | ||||
«Посуда» | ||||
«Домашние животные» | ||||
«Дикие животные» | ||||
«Мебель» | ||||
«Транспорт» |
- Способность к мыслительной деятельности
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
Исключение лишнего предмета: (исключает с объяснением; исключает с ошибками; исключает без объяснений; не исключает) | «4й лишний» | «4й лишний» |
«Найди 5 отличий» (находит все – находит частично – не находит) | ||
«Что перепутал художник (нелепицы)» (находит все – находит частично – не находит) | ||
Понимание картинок со скрытым смыслом (понимает, объясняет – не понимает) | ||
Понимание и отгадывание загадок (5 лет – с картинками, 6 лет – без картинки) (понимает, может объяснить – не понимает) | ||
Установление причинноследственных связей (устанавливает – не устанавливает) |
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков общей и мелкой моторики
1. Состояние общей моторики
(по итогам наблюдений инструктора по физическому воспитанию)
Состояние | Результат | |
НГ | КГ | |
Сила движений | ||
Темп движений | ||
Точность движений | ||
Координация движений | ||
Переключение от одного движения к другому |
2. Уровень развития мелкой моторики
Определение ведущей руки _____________________________________
Умения | Результат | |
НГ | КГ | |
Уровень развития предметного рисунка (каракули, чирканье, предпосылки к предметному рисованию, предметное рисование) | ||
Умение объяснить свой рисунок (объясняет – не объясняет); | ||
Использование цвета в рисунке | ||
Умение держать карандаш (правильно – неправильно) | ||
Большой и указательный палец в кольцо: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно | ||
Вытянуть указательный и средний палец: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно | ||
Вытянуть указательный палец и мизинец: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно |
- Слуховое внимание
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Дифференциация звучащих игрушек (металлофон, погремушка, колокольчик) | ||
Определение направления источника звука (определяет и называет – определяет и показывает – путает направление – не определяет) |
- Зрительное внимание
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Умение дорисовывать предмет (дорисовывает точно – дорисовывает частично – не дорисовывает) | ||
Умение срисовывать предмет (домик) (воспроизводит без ошибок – неправильное изображение элементов – не воспроизводит) | ||
Прослеживание линий в лабиринте (выполняет зрительно – выполняет с помощью пальца – не выполняет) |
Развитие элементарных математических представлений
Количественные представления
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Пересчет предметов и называние итогового числа: 5 лет – до 7 (пересчитывает до… – пересчитывает с пропусками – не пересчитывает; называет – не называет) | ||
Соотнесение количества предметов с количеством пальцев (соотносит до … – не соотносит) | ||
Выделение заданного количества из множества: по слову, по образцу, по показу | ||
Сравнение множеств (больше, меньше, поровну) (сравнивает – не сравнивает) |
Конструктивный праксис
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Складывание предметов из палочек (по образцу) (складывает – складывает с помощью – не складывает) | ||
Из 5 – 6 палочек | ||
Складывание разрезной картинки (складывает – складывает с помощью – не складывает) | ||
Из 4 – 6 частей (по вертикали, горизонтали, диагонали) | ||
Постройки из строительного материала (строит самостоятельно – строит с помощью – не строит) | ||
Умение строить по образцу | ||
Умение строить по графическому рисунку | ||
Строит самостоятельно | ||
Умение зарисовывать и обыгрывать свою постройку |
Особенности речи и речевой моторики
- Наличие экспрессивной речи
(есть – лепетная речь – отраженная речь – эхолалии)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Понимание словесной инструкции
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Простой: – подними руки вверх; – покажи ……; – возьми …… | ||
Сложной: – закрой глаза и подними руки вверх; – хлопни в ладоши когда услышишь ….. |
- Состояние артикуляционной моторики
(выполняет точно в полном объеме – выполняет не в полном объеме – не выполняет)
Движения | Результат | |
НГ | КГ | |
«Лопатка» | ||
«Иголочка» | ||
«Лопатка – иголочка» (чередование) | ||
«Качели» | ||
«Лошадка» | ||
Особенности выполнения: Тремор, наличие синкинезий, гиперсаливация, отклонение кончика языка |
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Органы артикуляционного аппарата | Губы (толстые, тонкие) | Зубы (отсутствие, ровные, неровные) | Язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой) | Прикус (прогнатия, прогения, открытый прикус) | Твердое небо (нормальное, узкое, готическое) |
Состояние |
- Состояние звукопроизношения
- Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов
Результат | ||
НГ | КГ | |
Хлеб | ||
Мостик | ||
Снег | ||
Дружба | ||
Пуговица | ||
Помидоры | ||
Сквозняк | ||
Свисток | ||
Аквариум | ||
Скворечник | ||
Сковорода | ||
Простокваша |
- Воспроизведение звуко-слоговой структуры в предложениях
Результат | ||
НГ | КГ | |
Мальчики слепили снеговика | ||
Парашютист готовится к прыжку | ||
В универсаме продают продукты | ||
Милиционер ездит на мотоцикле | ||
Регулировщик стоит на перекрестке | ||
Водопроводчик чинит водопровод | ||
Волосы подстригают в парикмахерской | ||
В аквариуме плавают аквариумные рыбки |
- Состояние фонематического восприятия
Результат | ||
НГ | КГ | |
Повторение слогов | ||
БА – ПА | ||
ПА – БА | ||
ГА – КА | ||
КА – ГА | ||
ТА – ДА | ||
ДА – ТА | ||
БА – ПА – БА | ||
ПА – БА – БА | ||
ДА – ТА – ДА | ||
ТА – ДА – ТА | ||
ГА – КА – ГА | ||
ГА – ГА – КА | ||
МЫ-МИ-МЫ | ||
НИ-НЫ-НЫ | ||
КОТ-ГОД-КОТ | ||
ТОМ-ДОМ-КОМ | ||
Дифференциация оппозиционных звуков в словах (по картинкам) | ||
МЫШКА – МИШКА | ||
ДРОВА – ТРАВА | ||
КОЗА – КОСА | ||
МИШКА – МИСКА | ||
УТОЧКА – УДОЧКА | ||
ПОЧКА – БОЧКА | ||
ТАЧКА – ДАЧКА | ||
КОСТИ – ГОСТИ |
- Состояние фонематического анализа и синтеза
Результат | ||
НГ | КГ | |
Определение первого гласного звука в слове: Аист, Утка, Овощ | ||
Определение последнего согласного звука в слове: кот, сом, сук | ||