Индивидуальная динамика и перспективы развития каждого ребенка
Слайд 1
Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19 Воспитатели: Юрьева Е.А. Денисюк Г.С
Слайд 2
Мониторинг – постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития . Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка . ( Асмолов «… фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.») Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально -ориентированные методики нетестового типа, критериально -ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей ). Периодичность: 2 раза в год . Длительность проведения: 1 неделя . Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях … – Константин Ушинский
Слайд 3
Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы. Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.
Слайд 4
Структура мониторинга динамики детского развития Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. З аполняется медицинским работником. Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… З аполняется психологом. Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. З аполняется логопедам. Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей . З аполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы
Слайд 5
Раздел №4 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника (воспитатель)
Слайд 6
Общие сведения о ребёнке ФИ ребёнка ________________________________________________________ Возраст на момент заполнения (лет, мес.) ______________________________ Группа ___________________________________________________________ Группа здоровья ___________________________________________________ Тип ВНД __________________________________________________________ Социальный статус семьи ____________________________________________ Дополнительные сведения (наличие инвалидности, диагноз) _____________ __________________________________________________________________
Слайд 7
В процессе педагогического мониторинга воспитателем определяется Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме О ценка эффективности освоения образовательных областей
Слайд 8
Раздел №4 Таблица №1 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
Слайд 9
Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет представления: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками
Слайд 10
Таблица №2 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника основе изучения эффективности освоения образовательных областей Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Физическое развитие опыт в двигательной деятельности развитие физических качеств правильное формирование опорно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики правильное выполнение основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта овладение подвижными играми с правилами овладение представлениями о здоровом образе жизни, его элементарными нормами и правилами Социально-коммуникативное развитие социализация, развитие общения, усвоение норм и ценностей принятых в обществе ребёнок в семье и сообществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности
Слайд 11
Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомление с предметным окружением ознакомление с социальным миром ознакомление с миром природы Речевое развитие развивающая речевая среда формирование словаря ЗКР Грамматический строй речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Приобщение к художественной литературе Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности Приобщение к искусству Конструктивно-модельная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность
Слайд 12
Условные обозначения: « + » соответствие возрастной норме « – » несоответствие возрастной норме « +/- » требуется дополнительная работа « -/+ » требуется усиленная коррекция
Слайд 13
Заключение. Обобщение данных мониторинга Цель: обобщение данных об индивидуальной динамике личностного развития дошкольника отражение объективности и наглядность мониторинга. Медицинские показания Психологические параметры развития Речевые параметры развития Физическое развитие Формирование интегративных качеств Освоение образовательных областей Предполагаемые выводы : 1. Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода 2. Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________ ________________________________________________________________ 3. Требуется специализированная работа следующих специалистов: ______ ________________________________________________________________
Слайд 14
Направления индивидуальной работы Специализированная коррекция развития Психологические параметры развития Речевое развитие Физическое развитие Интегративные качества Освоение образовательных областей Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Занятие с логопедом 1р/ нед Произвольная память Формирование словаря Развитие основных движений Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Познавательное развитие Обследование у врача –психиатра 2р/год Абстрактное мышление ЗКР Развитие мелкой моторики Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Художественно-эстетическое развитие Консультация врача-окулиста 1р/3 мес Волевые качества Подготовка к обучению грамоте Коррекция плоскостопия Занятия с детским психологом 2р/ нед Работа с мячом Лечебная физкультура 1р/2нед Закаливание водой
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с.Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период (за 3 года)
воспитателя
Шарап Долааны Кир-ооловны
2017г
Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период (за 3 года)
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- Игровой деятельности;
- Познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности;
- Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- Художественной деятельности;
- Физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности с детьми создавались диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения ребенка.
Мониторинг детского развития за 2013-2014 уч.год. (1-я мл. группа «Хадынчыгаш» -конец года)
Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)
(сравнительные)
№ | Интегративные качества | высокий | средний | низкий |
1 | Физическое развитие | 14 | 57 | 29 |
2 | Любознательность, активность | 12 | 53 | 35 |
3 | Эмоциональность, отзывчивость | 11 | 50 | 39 |
4 | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | 12 | 48 | 40 |
5 | Способность решать своим поведением и планировать действия | 13 | 45 | 42 |
6 | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | 12 | 44 | 40 |
7 | Представления о себе, о семье, обществе, государстве | 14 | 48 | 38 |
8 | Овладение предпосылками учебной деятельности | 13 | 46 | 41 |
9 | Итоговый результат | 13 | 49 | 38 |
Средний показатель – 13% (конец года)
Мониторинг детского развития за 2014 -2015 уч.год. (2-я мл. группа «Хадынчыгаш» -конец года)
Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)
№ | Интегративные качества | высокий | средний | низкий |
1 | Физическое развитие | 18 | 58 | 24 |
2 | Любознательность, активность | 16 | 53 | 31 |
3 | Эмоциональность, отзывчивость | 16 | 56 | 28 |
4 | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | 18 | 58 | 24 |
5 | Способность решать своим поведением и планировать действия | 16 | 51 | 33 |
6 | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | 15 | 46 | 32 |
7 | Представления о себе, о семье, обществе, государстве | 16 | 50 | 34 |
8 | Овладение предпосылками учебной деятельности | 17 | 49 | 33 |
9 | Итоговый результат | 17 | 53 | 30 |
Средний показатель – 17% (конец года)
Мониторинг детского развития за 2015 -2016 уч.год. (средняя группа «Хадынчыгаш» -конец года)
Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)
№ | Интегративные качества | высокий | средний | низкий |
1 | Физическое развитие | 27 | 56 | 17 |
2 | Любознательность, активность | 25 | 56 | 19 |
3 | Эмоциональность, отзывчивость | 23 | 59 | 18 |
4 | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | 24 | 57 | 19 |
5 | Способность решать своим поведением и планировать действия | 23 | 58 | 19 |
6 | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | 21 | 59 | 19 |
7 | Представления о себе, о семье, обществе, государстве | 24 | 60 | 16 |
8 | Овладение предпосылками учебной деятельности | 23 | 59 | 15 |
9 | Итоговый результат | 24 | 58 | 18 |
Средний показатель – 24% (конец года)
Сводная таблица мониторинга детского развития за 3 года
2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | ||||||||
Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | ||
13 | 49 | 38 | 17 | 53 | 30 | 24 | 58 | 18 | ||
Общий показатель уровня освоения детского развития | ||||||||||
62 | 70 | 82 |
Мониторинг образовательного процесса за 2013-2014 уч.год. (1-я мл. группа)
Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).
№№ | Образовательные области | высокий | средний | низкий |
11 | Здоровье | 13 | 52 | 35 |
22 | Социализация | 14 | 56 | 30 |
33 | Труд | 10 | 48 | 42 |
44 | Безопасность | 9 | 51 | 40 |
55 | Познание | 13 | 45 | 42 |
66 | Коммуникация | 10 | 48 | 42 |
77 | Чтение художественной литературы | 14 | 46 | 40 |
88 | Художественное творчество | 12 | 53 | 35 |
99 | Итоговый результат: | 12 | 50 | 38 |
Средний показатель – 12% (конец года)
Мониторинг образовательного процесса за 2014-2015 уч.год. (2-я мл. группа)
Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).
№ | Образовательные области | высокий | средний | низкий |
1 | Речевое развитие | 21 | 54 | 25 |
2 | Познавательное развитие | 20 | 53 | 27 |
3 | Художественно-эстетическое развитие | 20 | 54 | 26 |
4 | Физическое развитие | 22 | 56 | 22 |
5 | Социально-коммуникативное развитие | 21 | 55 | 24 |
6 | Итого: | 21 | 54 | 25 |
Средний показатель – 21% (конец года)
Мониторинг образовательного процесса за 2015-2016 уч.год. (средняя группа)
Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).
№ | Образовательные области | высокий | средний | низкий |
1 | Речевое развитие | 26 | 54 | 20 |
2 | Познавательное развитие | 28 | 50 | 22 |
3 | Художественно-эстетическое развитие | 25 | 54 | 21 |
4 | Физическое развитие | 29 | 47 | 24 |
5 | Социально-коммуникативное развитие | 30 | 57 | 13 |
6 | Итого: | 28 | 52 | 20 |
Средний показатель – 28%
Сводная таблица мониторинга образовательного процесса за 3 года
2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | ||||||||
Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | ||
12 | 50 | 38 | 21 | 54 | 25 | 28 | 52 | 20 | ||
Общий показатель уровня освоения образовательного процесса | ||||||||||
62 | 75 | 80 |
Из приведенных данных видно, что показатели знаний, умений и навыков детей в 2015-2016 учебном году повысилась на 18%, чем в 2013-2014 учебном году. Увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний, умений и навыков, уменьшилось количество детей с низким уровнем знаний, умений и навыков.
В результате анализа полученных данных промежуточного мониторинга формирования интегративных качеств у воспитанников за три года, можно сделать вывод о положительной динамике развития при освоении программы дошкольного образовательного учреждения на уровне (71,3%), и прослеживается снижение низких показателей сформированности интегративных качеств воспитанников.
В результате анализа полученных данных промежуточного мониторинга формирования образовательного процесса по образовательным областям у воспитанников, можно сделать вывод о положительной динамике развития при освоении программы дошкольного образовательного учреждения на уровне (72,3%), и прослеживается снижение низких показателей сформированности образовательного процесса по областям воспитанников.
Программа по разделу «Физическое развитие» усвоена детьми группы 73 %. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (21,3% детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 52% – средний уровень, 27% -низкий уровень).
Анализируя результаты усвоения программного материала воспитанников по формированию КГН, было выявлено, что дети умеют быстро одеваться, устраняют непорядок в одежде с помощью взрослых. Однако у детей недостаточно сформированы начальные представления о значении утренней гимнастике, о соблюдении режима дня. Есть дети, которым необходимо, уделить внимание по закреплению навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены, представлений о здоровом образе жизни.
Выводы: необходимо уделять внимание навыкам культурной еды, закрепить навыки культурного поведения за столом (не класть локти на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами).
Программа по разделу «Социально-коммуникативное развитие» усвоена детьми данной группы 75,2%.
20,6% – детей показали высокий уровень усвоения программного материала.
Средний уровень имеют 54,5%, это дети, которые умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал). Часто являются организаторами игры, способны принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Активно участвуют в игре, но не соблюдают правила. Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого.
24% – низкий уровень имеют воспитанники, которые в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры, общаются только с взрослыми, действуют с предметами по показу или образцу. Планируем уделять больше внимания обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками.
Вывод: продолжать работу с детьми через дидактические игры, беседы, игровые ситуации, чтение книг с проблемными ситуациями вызвать интерес детей к данной теме через проектную деятельность.
Программа по разделу «Познавательное развитие» усвоена детьми группы 70%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (20% детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 50% – средний уровень, 30% – низкий уровень).
Следует продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств. Обогащать чувственный опыт. Развивать познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность. Формировать элементарные математические представления. Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета. Формировать представления о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами (добавляя и уменьшая). Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, по двум одинаковым признакам. Развивать представления о геометрических фигурах, умение соотносить форму предмета с геометрическими фигурами. Развивать умение определять пространственные отношения. Познакомить с пространственными отношениями – далеко, близко. Расширять представления о частях суток. Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире. Расширять представления о природе.
Вывод. Для формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, мыслительной деятельности использовать в своей работе элементы ТРИЗА, дидактические игры, экспериментирование, проектную деятельность привлекать родителей.
Программа по разделу «Речевое развитие» усвоена детьми группы 71,3%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (20% детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 52% – средний уровень, 28% – низкий).
Результаты мониторинга показали, что необходимо развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Продолжать работу над дикцией. Совершенствовать диалогическую речь.
Программа по разделу «Художественно-эстетическое развитие» усвоена детьми группы 73%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (19% детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 54% – средний уровень, 27% – низкий уровень).
Большинство детей умеют рисовать и называть формы: округлые, прямоугольные (круг, овал, прямоугольник, квадрат). Проводить линии в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью, аккуратно закрашивают, используют различные материалы. Следует продолжать формировать умение создавать декоративные композиции. Учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, смешивать краски. Продолжать развивать интерес к лепке. Закреплять приемы аккуратной лепки, при лепки предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы, упражнять в вырезании круглых форм. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству
Перспективы дальнейшей работы:
– внедрение современных технологий мониторинга для более точной оценки качеств образования.
– с целью обеспечения всестороннего развития воспитанников и формирования интегративных качеств и образовательного процесса по областям в свете новых более эффективное использование современных образовательных технологий и внедрение активных методов обучения и воспитания дошкольников.
Источник