Индивидуализация обучения и развитие способностей ребенка

Татьяна Зудина
Индивидуализация обучения-каждому ребенку свою траекторию развития
Индивидуализация обучения: каждому ребенку индивидуальную траекторию развития.
Данный материал я предоставила на конкурсе “Воспитатель года” и набрала наибольшее количество баллов. Тема весьма актуальна. Поэтому, надеюсь, что-нибудь пригодится и вам. Если возникнет желание воспользоваться для выступления, то учтите: подчеркнутый текст готовый материал для презентации.
Уважаемые коллеги! Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково? (слайд дети близнецы)
Конечно, нет!
Почему? Ответ очевиден. (слайд дети в разных семьях)
Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны.
Во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.
Массовое обучение не когда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка?»
Конечно кто – то может возразить:
– А, что плохого в устоявшейся структуре, она никогда ни кому не мешала.
Трудно с этим не согласиться. Но в настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации.
А знаете ли вы, что такое индивидуализация? Такой же вопрос я задала родителям.
Результаты оказались ожидаемы. Основная масса родителей, как вы видите на слайде, понимают индивидуализацию как коррекцию недостатков.
Слайд
-как коррекцию недостатков – 51%
-как развитие способностей – 30%
-как «Академическую успеваемость» – 19%
+ диаграмма
Индивидуализацию можно рассматривать в разных направлениях. Индивидуализация образования, обучения, индивидуальный подход.
Но мне, как практику, ближе индивидуализация обучения и индивидуальный подход.
(слайд: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:
1. ОБРАЗОВАНИЯ
– индивидуальные программы развития, присущие каждому ребенку
– самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой он самостоятельно, избирательно обращается к различным источникам информации, создает новые знания и способы хранения информации
– синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения.
– результат жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений.
2. ОБУЧЕНИЯ
– Каждый ребенок развивается в своем темпе «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком
– Принцип безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, кокой он есть
– Учение ведет за собой развитие. Учение и есть развитие.
3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
– Дефицитарное состояние в развитии ребенка
– «академическая успеваемость»
– Развитие способностей ребенка
Концепцией модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики
(слайд :- обеспечение доступности, эффективности, качества образования.
Новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение воспитанниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных, созидательных способностей ребенка и коммуникативных компетенций.)
Введение ФГОС способствует индивидуализации как целенаправленно организованного обучения, так и в целом образования.
Слайд: переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности.
В связи с этим в своей работе определяю цели при работе с детьми раннего возраста, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Но каждый специалист нашего дошкольного учреждения конкретизирует их для себя, соответственно возрасту детей.
Слайд – при работе с детьми раннего возраста
– Педагогическая поддержка поисково – практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
– Готовность ребенка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний.
– Воспитание интереса к разным видам двигательной активности.
– Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия
При работе с детьми младшего дошкольного возраста
– Расширение арсенала способов получения информации
– Обучение доступным способам фиксирования информации и результатов действий – с помощью рисунков, знаков, слов, схем.
– Формирование навыка элементарного саморегулирования активности
При работе с детьми старшего дошкольного возраста
– Развитие познавательной инициативы и активности
– Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других
– Развитие двигательных навыков
Совершенно естественно, может возникнуть вопрос, какой технологией я пользуюсь. Ответ для себя я нашла в словах Е. В. Пчелинцевой.
Слайд. Е. в. Пчелинцева: «Не требуется разработка новых программ, следует лишь модернизировать уже имеющиеся образовательные программы за счет использования проблемно-поисковых заданий, превращающих проблематизацию в устойчивую тенденцию детского развития»
Они придали мне уверенности в том, что я на правильном пути. Поэтому для реализации индивидуализации обучения мною были отобраны следующие программы: базисная программа «Камертон», региональная – «Ребенок и весь мир».
Слайд: Базисная программа «Камертон» фото программы
Реализация регионального компонента «Ребенок и весь мир»
Широко использую муниципальные программы.
1. «Детский сад рядом»
2. Программа гендерного воспитания «Принц и золушка»
3. Программа по формированию у детей раннего возраста права выбора «Растем, развиваемся, выбираем»
Все они позволяют развивать ребенка как самостоятельного человека, умеющего выбирать, заполнять свое время интересной деятельностью, быть свободным в коллективе таких же свободных детей.
Но такого рода преобразование в организации педагогического процесса требует методов
Слайд: Методы индивидуализации:
1. метод реагирования.
2. обеспечение гибкости в инициированной деятельности
3. отбор материалов
4. спонтанная индивидуализация
5. метод «строительных лесов»
6. иррадирующее обучение
Особо хочу остановиться на методе строительных лесов.
В основе этого метода лежит идея Льва Семеновича Выготского о зона ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что может осуществить только с посторонней помощью.
Слайд Ваня.
Обратите внимание на слайд – ребенок выступает на городских мероприятиях. И, наверняка, ни у кого из вас не возникло мысли, что в детском саду он был не контактным, замкнутым, склонен к играм в одиночестве, имеющим речевые нарушения и перенесшим челюстно-лицевую травму.
Слайд ваня.
Именно таким я его увидела в первый раз. Я никогда не слышала, как он поет, в танцах он был скован, неуклюж.
Но, при детальной диагностике для меня было неожиданностью услышать чистейший голос, открыть, что у ребенка идеальный слух.
Я не могла оставить это незамеченным. Началась долгая и кропотливая работа. И вы видите результат.
Слайд Ваня
Но особо хочу отметить, что ребенок раскрылся как личность – у него много друзей, он успешен. Он учится в музыкальной школе, занимает первые места в вокальных конкурсах и является активным участником театрального кружка.
Это яркий пример индивидуализации на персональном уровне, но в условиях нашего детского сада индивидуализация проходит одновременно и на других уровнях: группы и подгруппы.
Подгрупповую индивидуализацию я реализую в кружковой и студийной работе. В презентации инновационной деятельности я кратко знакомила с коррекционно-развивающей методикой «Волшебство музыки». Она является основой подгрупповой работы с детьми-логопатами и детьми с патологией речевого развития.
Слайд: Коррекционно-развивающая программа «Волшебство музыки»
Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметно-развивающей среды первое, что я сделала – избавилась от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разных музыкальных центров.
Слайд: центр «Музыкальнй эрудит», центр сенсомоторного развития «Мир под рукой», центр «Юный музыкант»
Но все мы понимаем, что ни один метод индивидуализации в частности и обучения в целом не будет эффективным без участия родителей в данном процессе. А формы взаимодействия могут быть разными, и приятной неожиданностью для меня был творческий союз пап воспитанников всех возрастов при создании клуба «Территория пап».
Слайд с папами.
И в завершении моего рассуждения, мысленно я хотела бы подойти к каждому из вас и спросить: «А стало ли вам это близко, так же как мне?» Конечно, сделать этого я не могу, но подобный вопрос был задан родителям при подведении итогов одного из этапов работы. Итоговое исследование выявило, что родители стали понимать, что индивидуализация – это обучение с опорой на сильные стороны личности:
Слайд:
– обучение с опорой на сильные стороны личности- 68
– развитие способностей – 25
– коррекция недостатков – 7
Я рада, что моя работа не проходит бесследно, ведь наши выпускники продолжают музыкальное развитие в кружках, студиях, в музыкальных школах.
Они успешны, а это значит, что через индивидуализацию мы реализуем главную цель ФГОС.
Слайд результат.
Источник
Индивидуализация процесса обучения, как способ развития и поддержки одаренных детей
Светлана Николаевна Маслова
учитель иностранного языка
МБОУ«Томаровская СОШ №1»
Аннотация. В статье дана характеристика процесса индивидуализации обучения, как способа развития и поддержки одаренных детей. Рассмотрены формы и методы организации урочной и внеурочной работы с такими детьми в рамках конкретного учебного учреждения.
Ключевые слова: индивидуализация, эффективное условие, метод проектов, исследовательская деятельность, разноуровневое обучение, интегрированные уроки.
Когда мы говорим о процессе индивидуализации то имеем в виду инновационную стратегию развития образования, его качества, эффективное условие формирования личности в условиях введения ФГОС общего образования. Мы хотим заострить ваше внимание на работе с одаренными детьми в массовой, общеобразовательной школе, при этом надо предусмотреть более гибкий переход учащихся из класса в класс. Становится необходимым введение сквозных факультативных и специальных курсов, изучение определенных школьных дисциплин по вариативным программам, а приоритетными в обучении важно сделать педагогические технологии развивающего обучения. На наш взгляд, главными направлениями в этой работе должна стать индивидуализация обучения и воспитания. Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, корректном педагогическом руководстве. При этом главной задачей образования становится создание условий для реализации высоких способностей одаренного ученика. Обучение – это способ развития гармоничной личности, а не “накачка” ее готовой информацией и знаниями.
Возьмем, к примеру, обучение иностранному языку. Какими возможностями обладает педагог, опирающийся на достижения научной педагогической мысли в развитии творческих способностей и задатков детей в процессе проектирования методики обучения иностранному языку одаренных учащихся и детей, с опережающим развитием. С одной стороны, на уроках с использованием новых педагогических технологий (метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое и модульное обучение) осуществляется дифференцированный подход в обучении учащихся приемам исследовательской деятельности, с другой – происходит разнообразие форм взаимодействия педагога с учащимися при работе в относительно малых группах по интересам, склонностям: на спецкурсах, в творческих мастерских, студиях. (В нашей школе действуют такие мастерские, например, «Кружок видеотворчества», где ребята снимают видеролики и на иностранном языке, в частности). Так как у одаренных детей наиболее развиты творческие способности, способности к нестандартным мыслительным операциям и решениям, проектирование методики работы по английскому языку с одаренными детьми в нашем ОУ представлен следующими этапами:
1 этап – мотивационный (2-4 класс). Необходимо развивать интерес одаренных учащихся к предмету посредством подбора для них индивидуальных заданий, а также вовлечением их в опережающее изучение некоторых тем (ситуаций, диалогов) и последующего их проигрывания перед классом при прохождении нового материала; участии их в классных и общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке. При построении данных видов деятельности наши педагоги опираться на следующий принцип – учение будет эффективным в том случае, когда учащиеся получают радость от того, что они делают.
2 этап – творческой деятельности и заложения основ исследовательской деятельности (5-7 класс). Вовлечение в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Обычно это достигается с помощью самых разных методов на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые обогащаются видео-экскурсиями, дополнительными лекциями о культуре, спорте, известных людях страны изучаемого языка, подготовленными самими же одаренными друг для друга и для выступлений в классе.
3 этап – вовлечение в исследовательскую деятельность – групповой тренинг деятельности (8-9 класс). Он состоит из методов, предусматривающих развитие исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием.
4 этап – этап индивидуальных исследований реальных проблем. Этот этап представляет собой самый высокий уровень развития, на который учащиеся получают возможность перейти только в том случае, если они меняют позицию исполнителей традиционных заданий на роль самостоятельных исследований. Таких детей, конечно, единицы, но они есть. Поэтому мы и внесли в актуальный прайм тайм школы индивидуальную работу с одаренными детьми.
Но справедливости ради, надо сказать, что не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучении иностранных языков или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, учитель помогает детям преодолевать себя, формирует и развивает у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.
Как мы ранее отмечали, вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность происходит через работу над проектами. Наиболее удачным, на наш взгляд, является прикладной проект или практико-ориентированный. Этот тип проекта ориентирован на социальный интерес самих участников проекта Работа над проектами осуществляется как на уроке, так и на индивидуальных занятиях, что позволяет четко спланировать работу, осуществлять контроль за деятельностью учащихся, качественно организовывать презентацию и защиту проектов. В нашей школе на презентации детей имеют возможность приходить учащиеся других классов, учителя. И у одаренных детей появляется возможность приобрести и закрепить новый опыт общения, как на родном, так и на иностранном языке. Проект представляется и защищается на иностранном языке. В письменной форме проект предъявляется на двух языках: на русском и иностранном. Надо ли говорить, что во время работы над проектом учащиеся обогащают свой словарный запас, знакомятся с традициями и обычаями страны изучаемого языка, усваивают и творчески перерабатывают огромный для своего возраста материал, а кроме этого хорошее настроение, удовлетворенность выполненной работой, желание сделать еще что-то интересное и полезное для себя и для других. В общем, налицо метапредметные связи в обучении.
Необходимо отметить, что такая форма работы позволяет дифференцированно подходить к формированию и развитию коммуникативных способностей и личностных качеств, которые помогут учащимся адаптироваться в социальной среде и эффективно решать задачи личностно и профессионально значимого общения.
И еще хочется остановиться на частностях. А именно, на когнитивном подходе в обучении иностранному языку, который используют учителя нашей школы в работе с одаренными детьми. Особенно актуален когнитивный подход в обучении лексике, то есть, язык усваивается как инструмент мысли. Такой подход провозглашает необходимость концентрации особого внимания на формирование у учащихся адекватного представления о системе языка, способности к речевым действиям разной направленности с этим материалом. Традиционная работа над лексической стороной речи не дает больших результатов, а одаренному ребенку можно предложить для запоминания больший объем слов. Когнитивный подход в обучении лексике выдвигает на первый план создание прочного образа иноязычного слова.
Таким образом, особенности преподавания иностранного языка одаренным детям предполагают работу на следующих этапах: мотивационном, творческой деятельности и заложения основ исследовательской деятельности, вовлечения в исследовательскую деятельность и этапе индивидуальных исследовательских проблем. Интегрированные уроки и другие нетрадиционные типы учебных занятий также способствуют положительной мотивации одаренных детей.
Список литературы
1.Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Бабанский. – Москва: Знание, 1978. – 557 с.
2. maslovasvetlana.jimdo.com Особенности овладения иностранным языком
3.Система образования: новое измерение, газета «Первое сентября» №1, 2014.
4. Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии, 1993, № 1.
Источник
Введение
Согласно Закону РФ «Об образовании» дошкольная ступень является определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. В этой связи по-прежнему актуальным остается принцип амплификации, введенный А.В. Запорожцем 50 лет назад, – полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства. Для этого необходимо создать благоприятную социальную ситуацию развития, так как в данном принципе заложены и индивидуальные особенности и склонности, что в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено как индивидуализация.
Ребенок должен овладеть умением учиться, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки самостоятельности и группового взаимодействия.
Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поли культурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития, безусловно, очень важный принцип не только в дошкольной образовательной организации, но и во взаимодействии с родителями, семьей.
Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного «Я». Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих «Я», но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач. Индивидуальность – целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным и единственным в своем роде, а не еще одним человеком среди множества других людей.
Проблемами индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.
В дошкольном образовании за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура. Все более высокие требования предъявляются к детям. Развитие альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
В ФГОС дошкольного образования отмечено, что проблема индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из особенностей работы в современных условиях.
Нами определена тема исследования: Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.
Объект исследования: организация образовательной деятельности в ДОУ.
Предмет исследования: определение условий для реализации индивидуализации дошкольников в ДОУ.
Цель исследования: изучить условия индивидуализации воспитания и развития дошкольника в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «индивидуализация»
2. Изучить принцип организации индивидуального подхода к старшим дошкольникам
3. Выявить условия для реализации индивидуализации дошкольника
4. Разработать методические рекомендации
Методологические основы исследования: в отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Газман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-анализ реального педагогического процесса;
-количественная и качественная обработка полученных данных
Практическая значимость: заключается в возможном использовании предлагаемых в исследовании методических рекомендаций по реализации индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, студентами при изучении темы «Организация обучения в ДОУ» и воспитателями ДОУ.
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования индивидуализации воспитания и развития дошкольников в современном ДОУ
1.1 Сущность понятия индивидуализация обучения
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы [18].
Индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает ее от других людей, а индивидуальностью – ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие и черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей и т.д.
Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.
Глубокое знание индивидуальных особенностей обучающегося необходимо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой:
1) индивидуализации – поддержки и развития единичного, особого, своеобразного потенциала личности;
2) социализации – адаптации в социальной среде и самореализация личности в ней.
Индивидуализация обучения – это система средств, способствующая осознанию ребёнком своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственном смысле обучения. Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.
Таким образом, индивидуализацию обучения можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
1.2 Организация индивидуального подхода к детям в старшей группе детского сада
В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, то есть не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемам индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Таким образом, при организации индивидуализации педагоги должны реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО.
1.3 Условия для реализации принципа индивидуализации в обучении и развитии в рамках внедрения ФГОС
Условия – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлением объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [18].
ФГОС ДО для реализации принципа индивидуализации рассматривает необходимость создания в ДОО условий:
1) обеспечение эмоционального благополучия ;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Глава II. Реализация процесса индивидуализации воспитания и развития в современном ДОУ
2.1 Анализ опыта работы ДОУ по проблеме индивидуализации
Исследование проводилось на базе МДОУ № 97 в период с 17 марта по 17 апреля 2017 года.
Цель исследования: Изучить условия организации индивидуализации детей старшей группы ДОУ № 97.
Задачи:
– Подбор диагностического инструментария для выявления условий организации индивидуализации в старшей группе детского сада
– Количественная и качественная обработка результатов исследования
– Разработка рекомендаций по совершенствованию индивидуализации образования и развития детей старшей группы ДОУ
Методы исследования:
– Диагностика организации индивидуализации в старшей группе ДОУ
– Количественный и качественный анализ результатов
– Наблюдение реальным педагогическим процессом
На данном этапе исследования с целью изучения условий индивидуализации дошкольников было проведено:
1.Анализ РППС (Приложение № 1)
2.Беседа с воспитателем старшей группы Кетовой М.Н. (Приложение № 2)
3.Наблюдение за организацией реального педагогического процесса в разных видах деятельности (Приложение № 3)
4.Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы (Приложение № 4)
5.Анкетирование воспитателей. (Приложение № 5)
2.2 Методические рекомендации
Для реализации задачи индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, воспитателю необходимо придерживаться определенных этапов работы:
«ПЛАНИРОВАНИЕ»
1. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Таким образом, в методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел.
Заключение
В ходе изучения проблемы « Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ» нами были сделаны следующие выводы:
Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного Я. Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценке индивидуальных действий, как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения определенных задач.
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация обучения, воспитания и развития ребенка.
Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка.
Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.
В теоретической части исследования были выявлены условия для индивидуализации дошкольников, использование которых подтвердилось в практической части работы.
Цель и задачи исследования решены.
Источник