Индикаторы развития ребенка в детском саду
Образовательную деятельность дошкольной организации невозможно представить без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов и результатов развития ребенка. Для этого и применяются индикаторы в детском саду.
Читайте также эту статью на казахском языке
Диагностика развития ребенка
Отслеживание уровня развития ребенка имеет большое значение для эффективного осуществления образовательного процесса, который позволяет путем мониторинга получить данные о развитии детей по основным направлениям педагогической работы и по образовательным областям в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования дошкольного воспитания и обучения, а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.
Дошкольное воспитание и обучение является первым уровнем непрерывного образования. Это один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от 1 до 6 лет.
Если раньше диагностика развития ребенка сводилась к выявлению знаний, умений, навыков по таким основным разделам образовательной программы как развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений и т. д., то теперь в системе индикаторов заложен комплексный подход к отслеживанию компетентностных качеств развития ребенка, выявлению путей и способов овладения данными компетенциями.
★ ПРОВЕРКИ ★
Внутренний мониторинг качества образовательной деятельности детского сада
Н. Д. Козарезова,
старший преподаватель кафедры «Дошкольное воспитание и начальное обучение» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, г. Петропавловск
Качеству тех или иных процессов в дошкольной организации всегда уделяется большое внимание, поэтому закономерно, что дошкольные организации, в которых правильно, качественно и валидно организован мониторинг, занимают ведущие места в рейтингах. Использование мониторинга позволяет поставить перед коллективом принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной деятельности, переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы дошкольной организации. В электронной версии журнала – e.rukdo.mcfr.kz – можно скачать: положение о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности; план-график текущего мониторинга заведующего; план-график должностного мониторинга методиста; план-график должностного внутреннего мониторинга заведующего хозяйственной частью; план-график должностного внутреннего мониторинга медицинского работника.
Компетентностное развитие ребенка
Основу процесса управления комплексным сопровождением ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории. Целевыми ориентирами мониторинга при этом являются показатели компетентностного развития (далее – ПКР) ребенка по 5 образовательным областям, а отметкой уровня – система индикаторов.
ПКР ребенка заложены в ГОСО в разделе дошкольное воспитание и обучение в 5 образовательных областях:
- здоровьесберегающей (забота о своем физическом здоровье, привычка к здоровому образу жизни и навыки гигиены, развитие сенсорно-двигательных функций);
- коммуникативно-языковой (развитие памяти, мышления, воображения, владение основными языковыми нормами, формирование через речь взаимоотношений с окружающим миром);
- познавательной (наличие определенных представлений об окружающем мире, развитие кругозора, установление связей и зависимостей в накопленном опыте);
- творческой (развитие духовных качеств – интеллектуальных и чувственных начал через приобщение к искусству и приобретение духовных ценностей, активизация творческого потенциала);
- социальной (умение ориентироваться в социуме, налаживать контакты и взаимодействия в окружающем мире: в семье, среди сверстников, со взрослыми).
В содержании “Индикаторов” прописаны ПКР детей по всем образовательным областям и разделам.
Система индикаторов компетентностного развития детей имеет следующую структуру:
- показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;
- образовательная область – категория, определяющая содержание образования;
- подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;
- стандарт – как эталон оценки качества воспитания и обучения.
Система индикаторов предполагает наличие 3 уровней развития компетентности:
- ребенок воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по образцу (1 балл, недостаточно компетентный);
- ребенок понимает то, что он делает, владеет определенным запасом знаний, но самостоятельно не действует (2 балла, достаточно компетентный);
- ребенок применяет то, что он знает и умеет делать самостоятельно, без помощи взрослого, творчески и в нестандартных ситуациях (3 балла, компетентный).
Работа с показателями компетентностного развития дошкольников и индикаторами
1-й этап. ПКР и индикаторы – это категории, необходимые педагогу для оценки продвижения ребенка по образовательной траектории. Главной характеристикой ПКР является возрастная динамика, поэтому показатели характеризующие уровень развития ребенка 2–3 лет, не повторяются для ребенка в возрасте 3–4 лет, так как он должен ими овладеть на уровне применения в пределах возрастных границ.
Если же этого не произошло, то работа в этом направлении продолжается в следующем возрастном периоде, подбираются новые приемы и методы работы.
Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально 3 раза в год: в начале, в середине и в конце года (сентябрь – стартовый контроль, январь – промежуточный и май – итоговый), а результаты записывать выставлением баллов в “Листы наблюдений”.
Если к концу года ребенок применяет до 80 % показателей, то его компетенции можно считать достаточными.
Педагоги на основании показателей в “Листах наблюдений” должны обработать результаты по каждому ребенку индивидуально, по всей группе детей и внести в сводные ведомости (таблицы).
2-й этап. На основании полученных данных заполняется индивидуальная карта развития ребенка с учетом “зоны ближайшего развития ребенка”. Под “зоной ближайшего развития” следует понимать разницу между уже освоенным ребенком способом действия, который он может применить самостоятельно, и тем способом, который он пока успешно воспроизводит лишь в сотрудничестве со взрослым.
Чем больше этот разрыв, т. е. чем более трудную задачу может решить ребенок вместе с педагогом, тем больше перспектив развития этого ребенка. Воспитателем заполняются таблицы и графики для всей группы детей с целью создания целостной картины эффективности педагогического процесса.
Методистом заполняются диагностические таблицы качества дошкольного образования в разрезе всех групп дошкольной организации (далее – ДО) и график динамики показателей качества дошкольного образования по образовательным областям в рамках всей ДО.
3-й этап.“Карта” и “Лист” наблюдения (индивидуальной траектории) позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка, в которой педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для ребенка после каждого этапа диагностики.
Методистом заполняется итоговая таблица качества дошкольного образования, окончательно оформляется график динамики показателей качества ДО, подводятся итоги диагностической работы, планируется работа по коррекции развития детей, показавших низкий уровень компетенции.
Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»
Источник
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Диагностика педагогического процесса
в подготовительной к школе группе «Веселый ребята» МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»
(с 6 до 7 лет)
на 2016 – 2017 учебный год
Воспитатели: 1. Хадралиева Э.М.
2. Алимова Э.Д.
Муз. руководитель: Чалапко Л.В.
Инструктор по физ. культуре: Антонюк Д.В.
Дата заполнения: Октябрь 2016 г.
Май 2017 г.
с. Ермаково
Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7 лет)
Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы:
– наблюдение;
– проблемная (диагностическая) ситуация;
– беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
– индивидуальная;
– подгрупповая;
– групповая.
Описание инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».
Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине?». Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.
Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
2.Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: « Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2.Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.
Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».
2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть «в больницу». Кто хочет кем быть?». Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?».
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Возрастная группа _________________________________________ Дата проведения ________________________ ___________________________
№ | Разделы | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Ребенок в семье и сообществе | Формирование основ безопасности | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | ||||||||||||||||||||||||
Умеет самост оятельно объеди няться для совместной игры и труда, занима ться самост оятельно выбран ным делом, догова риваться, помогать друг другу | Может дать нравств енную оценку своим и чужим поступкам Знает и соблюдает правила поведен ия в обществ енных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослы ми и сверстниками | Сфор мирован интерес к учебной деятел ьност и и желание учиться в школе развит а иници ативн ость, ответс твенность | Умеет самостоя тельно и своеврем енно готовить материалы и пособия к занятию, без напомина ния убирать свое рабочее место, выполнят ь обязанно сти по столовой, занятиям, уголку природы | Сформи рованы трудовые навыки, желание участво вать в коллект ивном труде | Умеет пользов аться столовыми прибора ми, правильно вести за столом, следит за своим внешним видом, замечает и устраняет непорядок | Имеет предст авления о семье и ее истории, об их профе ссиях, знает домашний адрес, телефон, ФИО родит елей | Имеет гендерные представ лени я о себе, о перспективе развития личности | Имеет предст авления о родной стране , о родно м крае, госуда рственных праздниках | Имеет предст авления об окруж ающей среде ДОУ, участвует в её создании, в проектной деятел ьности | Знает правила ДД, дорожные знаки, о работе ГИБДД, МЧС, пожарной службы, скорой помощи, соблюдает культуру поведения на дороге | Знает правила обращения с бытовым и предмета ми, правила безопасн ости безопасн ого поведения во время игр в разное время года | Знаком с правилам и поведения на природе, с Красной книгой, явлениям и неживой природы | ||||||||||||||||||
Ф.И. ребенка | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||
Всего детей: | ||||||||||||||||||||||||||||||
высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
низкий уровень |