Имитация основа развития интересов желания и познания ребенком техники движения

Наталья Чудинова
Игровые подражательные движения
“Петушок” Маша, воспитанница подготовительной группы.
Подражательные движения имеют большой потенциал в обучении дошкольников разнообразным видам движений. С подражания интересному для ребёнка образу начинается познание ребенком техники движения, танцевальных и спортивных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д.
Наш инструктор по физическому воспитанию Александрова Елена Васильевна, считает, что подражательные движения – это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Объясняя ребенку технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной, можно потратить много времени, но назовите движение: «Паучок», покажите его, и ребенок преодолеет любое двигательное препятствие, потому что это уже игра. А дальше ваш «паучок» будет ползать с подниманием и опусканием живота (для укрепления мышц, прыгать на двух ногах, подскакивать с ноги на ногу, кружиться и вертеться на двух ногах и одной руке, а это уже и танцевальное движение.
При назывании движения через образ дети подражают животным, людям разных профессий и т. д. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, двигательную память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в движениях и простран-стве, внимание, фантазию и т. д.
С помощью подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовле-творяя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.
Мышка:
ходьба на носках семенящим шагом
И. П. :Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз
Связь с другими образовательными областями: рассматривание иллюстраций с изображенем мышек. Наблюдение за мышками в зимнем саду. Знакомство с повадками и характерными чертами мышки через движение рук с поворотами головы и всего туловища. Попытка имитационного движения мышки.
В младшем дошкольном возрасте: Ходьба на носках с имитационными движениями рук, в чередовании с обычной ходьбой
С среднем дошкольном возрасте:Ходьба на носках семенящим шагом, с высоким подниманием от пола пяток и имитационными движениями рук и головы, подражая мышке и изменяя темп движения в разных направлениях
В старшем дошкольном возрасте:Самостоятельно и точно выполнять технику ходьбы на носках семенящим шагом с изменением темпа и направления. Творчески передавать характер и повадки мышки мимикой и движением туловища
Кира, воспитанница средней группы
Цыпленок:
ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны
И. п. :Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук — в стороны
Связь с другими образовательными областями: рассматривание иллюстраций с изображенем цыплят. Знакомство с образом цыпленка, попытка имитационного движения
В младшем дошкольном возрасте:Ритмическая ходьба со взмахом рук в стороны
В среднем дошкольном возрасте:Чередование ходьбы на пятках с обычной ритмической ходьбой и движением рук в стороны
В старшем дошкольном возрасте:Уверенная ходьба на пятках с четкой координацией рук и передачей характера образа цыпленка
Татьяна и Артём воспитанники средней группы
Котенок:
ползание с опорой рук и колен
И. п. :Стоя на коленях, косаясь руками пола
Связь с другими образовательными областями: рассматривание иллюстраций с изображенем котят. Знакомство с образом. Попытка передать характер и повадки котенка через движения и звукоподражание
В младшем дошкольном возрасте: Ползание с опорой на руки и колени, с изменением темпа и направления. Эмоциональная передача образа мимикой лица и движением туловища. Уметь вставать с колен на задние лапки (ноги) и ходить на них
В среднем дошкольном возрасте:Ползание с прогибанием спины вниз, а головы вверх и наоборот. Подлезать под шнур, прогибая позвоночник.
В старшем дошкольном возрасте: Выполнять разные имитационные упражнения: «Посмотри на хвостик справа — слева, сверху — снизу», ««Подними правую заднюю лапку» и т. д. Упражнения на поднимание разноименных рук и ног.
Кристина, воспитанница подготовительной группы.
Лошадка:
бег и ходьба с высоким подниманием колен. Прямой и боковой галоп
И. п. :Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз
Связь с другими образовательными областями: Рассматривание иллюстраций. Чтение рассказов о лошадях. Знакомство с образом лошадки через звукоподражание и попыткой имитационного движения.
В младшем дошкольном возрасте: Ходьба и бег с высоким подниманием колен и сохранением положения рук.
В среднем дошкольном возрасте:Сохраняя, положение рук. чередовать ходьбу и бег прямым и боковым галопом, изображая лошадку
В старшем дошкольном возрасте:Творческая передача образа лошадки с точной техникой выполнения движений
Альбина, воспитанница подготовительной группы
Паучок:
ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной
И. п. :Сесть, отвести руки назад за спину и поставить ладони на пол за спиной. Упираясь на стопы ног и рук сзади, приподнять ягодицы и все туловище
Связь с другими образовательными областями: Знакомство с пауками, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий. Знакомство с образом паучка и попытка имитационного движения с передачей характера образа мимикой лица и движением всего туловища
В младшем дошкольном возрасте: Из исходного положения ползти, сохраняя «висячее» положение туловища. Изменять темп движения и направления. Выполнять кружения вокруг себя
В среднем дошкольном возрасте: Подпрыгивания двумя ногами, подскоки с ноги на ногу, с выпрямлением их (вверх). Поднимание вверх одноименных рук и ног, сохраняя равновесие
В старшем дошкольном возрасте:Вращаться вокруг себя на одной одноименной руке и ноге. Творческая передача образа через имитационные движения
Миша, воспитанник старшей группы.
Птица:
бег на носках, плавный и легкий
И. п. : Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями
Связь с другими образовательными областями: Рассматривание иллюстраций, наблюдения за птицами на прогулке. Знакомство с образом птицы и попытка имитационного движения с передачей характера образа.
В младшем дошкольном возрасте: Из исходного положения пытаться выполнять плавные движения руками: сначала опустить локти, а ладони, наоборот, поднять вверх.
В среднем дошкольном возрасте: Движения с легким плавным бегом на носках. Пытаться при движении рук приводить в движение пальцы.
В старшем дошкольном возрасте: Творческая передача образа птицы. При движении рук приводить в движение плечи.
Воспитанники средней группы.
Источник
Одной из главных проблем у аутичного ребёнка является имитация. Это способность повторять действия, движения, звуки, копировать поведение взрослых и т.д. Нарушение в способности имитировать является одной из ключевых причин отставания ребёнка в психическом развитии.
Для меня лично, имитация это основа, с помощью которой у ребёнка должно идти развитие. Нет имитации, нет развития. По другому у Вас врятли получится хоть чему-то научить его, если он не может осознанно имитировать Ваши действиях, движения и т.д.
Рисунок из нашей книжки
Поэтому способность к имитации – это первоочередная задача, которая должна стоять перед родителями. Необходимо научить ребёнка повторять за Вами и это можете расценивать как задачу номер один.
Ещё хотелось бы заострить внимание на том, что имитация бывает двух видов: осознанная и неосознанная. Большинство аутичных детей прекрасно имитируют, но именно не осознанно: они копируют Ваши слова и даже интонацию, могут повторять какие-то действия. Поэтому способность подражать у аутичных детей есть, но вот повторить что-то по просьбе, они не могут.
Например: ребёнок ходит, занимается чем-либо и говорит слово “мама”, а вот если родитель подойдёт к нему и попросит: “Скажи мама”, ребенок будет молчать и не среагирует на просьбу.
Таким образом, врождённая способность к имитации не может сформироваться сама в важный навык, который необходим в дальнейшей социализации ребёнка. Поэтому ребёнку необходимо помочь освоить имитацию.
Как научить ребёнка имитировать?
Рисунок из нашей книжки
Самое главное и самое первое что необходимо сделать- это наладить с ним контакт, ребёнок должен Вас видеть. Если ребёнок даже не смотрит на Вас и при разговоре с Вами, он занят своим делом, то учиться имитации, что-то повторять за Вами он не станет.
Дальше необходимо выбрать цель, которую Вы перед собой поставите. Цель- это определенный ряд движений, которым Вы хотите его научить. Но при этом, движения выбираются лёгкие, согласно физическому развитию ребёнка Например, у ребёнка присутствуют проблемы с крупной моторикой, значит не стоит выбирать движение постоять на одной ноге или ещё что-то сложное.
Дальше, из списка движений, который Вы составили, выбираем три самых простых и в эти три движения лучше всего включить то, что ребёнок делает сам, но не повторяет за Вами.
Например, у меня ребенок прыгал. Наши первые три упражнения на имитацию были: постучать по столу ладошками, попрыгать, поднять руки вверх. Всё! Пока хватит.
Дальше учимся давать команды. Команда должна быть максимально короткой и понятной. Лучше всего как мне кажется подходят команды такого плана:
“Сделай так”, “Повтори”
Избегаем длинных команд и команд, которые содержат в себе ещё и словесную подсказку:
“Похлопай, потопай, попрыгай”
Не забываем создавать для ребёнка “ситуацию успеха”, помогаем, подсказываем, если нужно даём ему полную физическую подсказку и поощряем его за успехи и хвалим на словах.
При каждом верном действии даём поощрение и закрепляем правильный результат.
И после того, как первые три движения ребенок усваивает, переходим к следующим из Вашего списка.
И ещё одно важное правило: критерием освоения имитации будет являться не то, что ребёнок освоил повторять за Вами те движения, которые Вы запланировали, а его умение повторять движение, которое будет для него новым! Это очень важно понимать. С помощью Ваших упражнений, мы пытаемся развить его способность повторять осознанно и спонтанно.
Навык имитация очень важен для дальнейшего развития Вашего ребенка, не игнорируйте его, приложите к его освоению максимум усилий и результат не заставит себя ждать.
P.S: также, лично нам, с имитацией помог ещё один метод, я применяла его самым первым, о нём я рассказываю в статье: Аутизм: Денверская модель раннего вмешательства. Чем она нам помогла?
————
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна! Спасибо, что читаете!
Источник
Светлана Белова
Обучение детей имитационным движениям
Консультация для педагогов.
«Обучение детей имитационным движениям».
Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух, и попросить показать данный образ в движении.
После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки путём имитации движений различных животных, причём, наблюдая с детьми за исполнениями, необходимо учить их подмечать различия в том, как один и тот же образ передают «актёры» («Чем отличаются Лиса – Таня от Лисы — Алёнки?» и т. д.)
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (Речь, напев. Мимика, движения).
Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают «попроситься» в теремок так, Как просилась Лягушка или Медведь (русская народная сказка «Теремок»)‚ после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложить одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действия за каждого). Ит. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.)самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама, пришла за мной» и т. д. При этом не забывайте, что интонацией (приветливо, небрежно, просящее‚ требовательно и т. д.) при этом не забывайте, что интонации воспитателя – образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.
Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивления, злость и др.) и способами их невербального и вербальному выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способности его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.
Решению этой задачи способствует задания типа «Разные настроения» (по карточкам – пикгограммам, чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним (С. Маршак «Котята»; Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка»; Е. Чарушин «Страшный рассказ»; Н. Носов «Живая шляпа» и др.); дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин; прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др., упражнения типа «Я радуюсь, когда.» и т. д.
Воспитатель должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, как ребенок испугался медведя и т. д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.
Особое внимание детей нужно обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» – рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместно обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (З — 5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием невербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью.Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.).Занятия в основном строятся по единой схеме:
• введение в тему, создание эмоционального настроения;
• театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
• эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Источник
Развитие творчества в двигательной деятельности
Творчество относят к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Оно является всеобщим свойством сознания, исходной «клеточкой», из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка. Многие ученые считают творчество наиболее содержательной формой психической активности дошкольника. Его можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельности.
В широком смысле творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, неповторимое и поэтому основным показателем творчества является новизна, проявляющаяся как в конечном продукте, так и в характере самой деятельности. Однако в отличие от развитого творчества взрослых, значимость которого объективна, детское творчество имеет субъективную ценность. Л.С.Выготский подчеркивал, что ее следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Творческая деятельность имеет свои особенности:
• эмоциональная включенность, стремление искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого большее удовольствие, чем от достижения конечного результата;
• создание интересного, порой оригинального продукта в виде рисунка, конструкции, стихотворения, движения и т. п. (однако новизна открытий и продукта субъективна);
• одновременность сочинительства и исполнения.
Осуществлять эффективное руководство творческой деятельностью детей необходимо при условии учета тех психических процессов, без которых невозможно творчество. Главную роль в формировании творчества ученые отводят воображению. Воображение рассматривается как универсальная функция, присущая человеку всегда и проявляющаяся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. Процесс воображения имеет глубоко личностный характер. Его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Взаимодействуя разнонаправленно с другими познавательными процессами (мышление, восприятие), с эмоционально-волевой и поведенческой сферами личности, воображение обусловливает широкий круг возможностей на уровнях деятельности и психики. Способность воображения оперировать образами и преобразовывать их в условиях неполноты информации указывает на воображение как на основу человеческого творчества. Интегрированные функции воображения относятся к таким высокоразвитым характеристикам детской деятельности, как самоорганизация, самоуправление, самоинициатива.
Содержание функции воображения в дошкольном возрасте составляют четыре основных компонента:
1) опора на наглядность;
2) использование прошлого опыта;
3) наличие особой внутренней позиции (умение создавать собственные замыслы);
4) умение гибко использовать ранее полученные знания, творчески применять их в зависимости от конкретных условий.
Развитие воображения в дошкольном возрасте подчиняется определенной этапности. На первом этапе необходима такая организация предметной деятельности, которая позволяла бы ребенку что-то домысливать, воображать, т. е. первый этап связан со специальными наглядно-образными задачами, условия которых предлагаются извне, а основание и цель связаны с осмыслением этих условий. Такая тенденция сохраняется и на втором этапе развития воображения, но здесь важна не наличная ситуация, а собственный опыт ребенка. Особенностью третьего этапа является наличие у ребенка внутренней роли или позиции, которая позволяет самостоятельно задавать предметные отношения и придавать им смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла. Если на начальных этапах развития воображения логика идет от предмета к замыслу, то на более высоком этапе – от замысла к предметной деятельности.
Анализ типов решения задач на воображение, проведенный
О.М. Дьяченко, позволил выделить два способа действия при построении воображаемых образов:
1) «опредмечивание» (в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее);
2) «включение» (когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений).
Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Эта мотивация выражается в исследовательско-поисковой активности, проявляется в более высокой восприимчивости к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном.
Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, предполагает развитие у детей мышления (особенно образного), восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического), произвольности, самостоятельности и свободы поведения.
Общим показателем развития творческой деятельности детей выступает интеллектуальная активность. Она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Одним из наиболее адекватных видов интеллектуальной активности является детское экспериментирование.
Исследуя детское экспериментирование, Н.Н. Поддьяков, определил следующее:
• детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целесообразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития;
• в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность ребенка, направленная на получение новых сведений, новых знаний, продуктов творчества;
• детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества;
• деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Творчество ребенка в двигательной деятельности отражает всеобщие формы креативности и характеризуется следующими чертами:
• когнитивными (познавательными) – способностью дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое;
• проективно-конструктивными – способностью создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррективы по ходу выполнения двигательного действия;
• художественно-конструктивными – умением выражать посредством движений свои эмоции, состояния, «рождать» двигательные образы;
• эстетическими – способностью достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения при выполнении двигательного действия.
В двигательной деятельности средствами развития творчества дошкольника являются физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемно-двигательные ситуации и задачи.
Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на реализацию задач физического воспитания. С одной стороны, физические упражнения рассматриваются как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного его повторения с целью воздействия на физические и психические свойства человека. Изучая биомеханику движений, Н.А. Бернштейн доказал, что простое двигательное действие, даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. Поэтому двигательное действие – это повторение без повторения. Все двигательные действия, которыми овладевают дети, сначала выступают как предмет подражания, затем являются основанием для построения новых, более сложных двигательных действий. В дальнейшем они используются в качестве исходного материала для развития психофизических качеств личности.
Подвижные игры реализуют свободу двигательных действий дошкольника. Это творческая деятельность, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движениях. Начальный этап формирования творчества – подражание в игре. Особенно характерно оно для движений детей младшего дошкольного возраста. Малыши взмахивают руками, «как птички», прыгают, «как воробышки», кружатся, «как листочки». Стремление ребенка к одушевлению предметов и явлений объясняется желанием придать изображаемому образу живой характер. Подражательность и имитация сохраняют свое значение и в старшем дошкольном возрасте, обеспечивая вхождение ребенка в роль, осмысленное восприятие игровой ситуации. Однако старшие дошкольники быстрее извлекают из своего опыта набор способов двигательных действий, обеспечивающих наибольший эффект в данной игровой ситуации.
Двигательные инсценировки учат ребенка «ощущать» движение. Реальным отображением этого является вхождение в образ, условная постановка себя на место того, кто является носителем эталона. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа, передача характера персонажа возможна с помощью средств образной выразительности (мимика, жесты, позы, походка и т. п.). Использование этих средств для передачи двигательного образа требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими. Чтобы понять, каков герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Во многом это зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, движения. В младшем дошкольном возрасте у детей появляется способность передавать образное движение, однако в этот период ребенок не способен передавать образ в развитии. К пяти годам у детей появляется эта способность, и они могут передавать различные состояния персонажа, а также его поведение в соответствующих обстоятельствах. При конструировании образа основными приемами творческого мышления выступают комбинирование и аналогизирование, при этом прием комбинирования является ведущим.
К двигательным инсценировкам относятся также занятия с картинками. Дети показывают действия, изображенные на картинке, «оживляют» их, «обновляют» знакомое упражнение новыми структурными частями. Образы, раскрываемые в таких занятиях, соответствуют характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, комбинировать варианты двигательных действий. В результате неоднократного использования одних и тех же способов выполнения движений в разных ситуациях дети приходят к их обобщению, что делает движение осознанным.
Проблемно-двигательные ситуации и задачи – это особое состояние субъекта, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действия.
Проблемная ситуация складывается тогда, когда прежние знания, способы и средства выполнения деятельности недостаточны для разрешения задачи, но у ребенка тем не менее возникает актуальная потребность ее решения. Главным элементом в проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения действия, поставленного задания. Такая ситуация переживается ребенком как нечто непонятное, неожиданное, тревожащее и удивляющее. Преодолевая противоречие между имеющимся уровнем знаний и тем, что требуется, ребенок переходит на другой этап развития. Невозможность выполнить задание с помощью ранее усвоенных знаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах действий), которые дают возможность разрешить возникшее противоречие.
В ходе разрешения проблемная ситуация превращается в проблемную задачу. В качестве одного из главных компонентов проблемной задачи психологи называют неизвестное, раскрываемое в проблемной задаче, т. е. новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие.
Проблемные задачи возникают в следующих ситуациях:
• когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с фактами, объяснить которые они не могут, поскольку им не хватает знаний, жизненного опыта;
• когда ребенок побуждается к самостоятельному выдвижению двигательных гипотез.
Приведем примеры использования проблемных ситуаций и задач в физкультурном занятии.
1. Придумать и выполнить движения для необычной ситуации. В зависимости от выбора движений дети создают образы с различной степенью «фантастичности». Она усиливается в случае применения таких широко известных приемов, как агглютинация (соединение в одном образе любых элементов движений, в результате чего получается причудливый образ).
2. Придумать и выполнить движения на предложенную тему. Задача состоит в том, чтобы не просто активизировать ассоциативное поле ребенка, а расширить его за счет осознанного управления процессом генерирования ассоциаций. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью ребенка.
3. Придумать к движению как можно больше аналогов. Называется какое-либо движение; необходимо придумать и показать как можно больше других движений, похожих по технике выполнения на называемое. Вопрос здесь выступает как ведущий прием, который стимулирует мышление и воображение ребенка.
4. Придумать и выполнить противоположное движение. Показывается какое-либо движение; надо придумать как можно больше других, противоположных данному. Основное средство – ассоциация по сходству.
5. Найти варианты выполняемого движения. Берется движение, сложность которого определяется возрастом детей. В основе задания лежит искусственное комбинирование элементов известного движения, которое нужно усовершенствовать различными элементами других упражнений.
6. Решить двигательный парадокс. Детям предлагается найти способ действия в задании, которое не поддается практическому разрешению (пройти по приподнятой веревочке). Процесс связывания слова и двигательного действия имеет закономерный характер. Посредником при этом выступает некоторое «общее впечатление», включающее разнообразные чувственные, эмоциональные и смысловые ассоциации. Но в парадоксах нет жесткой однозначной связи слова и движения, и дети пытаются найти выход из ситуации: одни проходят рядом с веревочкой, другие – перешагивают через нее, третьи – перепрыгивают. Появляется возможность творческого применения двигательного опыта в новых условиях.
Умение проектировать, создавать, преобразовывать движение, изменять его структуру исключает необходимость «натаскивать» ребенка на какой-либо вариант выполнения двигательного действия и позволяет формировать умение выстраивать собственный способ решения двигательной задачи.
Вместе с тем следует иметь в виду, что развитие творческого потенциала – это не только развитие креативного мышления, но и прежде всего развитие творческой личности.
В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, подробно описаны общие и частные показатели развития детского творчества. К общим показателям относятся: способность ребенка видеть проблему, беглость мышления, характеризующаяся разнообразием идей, богатство фантазии, развитое воображение, способность к творческому вдохновению, любознательность. Частные показатели связаны со спецификой той деятельности, в русле которой формируется творчество: нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа, индивидуальный «почерк» детской продукции, легкость ассоциирования, способность к оценке, своеобразие манеры исполнения и др.
Показателями творчества детей в двигательной деятельности выступают:
• интеллектуальная активность и увлеченность ребенка поисковой деятельностью;
• удачный подбор движений, способствующий воплощению игрового образа;
• своеобразное сочетание, комбинирование известных движений;
• появление новых элементов при создании простейших форм движений;
• оригинальность двигательных решений.
Данные показатели позволяют рассматривать двигательное творчество как важнейшее условие становления творческой индивидуальности ребенка и как фактор его самореализации в двигательной деятельности.
Источник