Ильина помощь психолога ребенку с задержкой психического развития

Ильина помощь психолога ребенку с задержкой психического развития thumbnail

Ильина помощь психолога ребенку с задержкой психического развития

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

plany_sem_zanyatiy_po_ps_detey_s_ZPR_novye_0.doc

Скачиваний:

3

Добавлен:

22.11.2018

Размер:

183.81 Кб

Скачать

  1. Блинова Л.Н.
    Диагностика и коррекция в образовании
    детей с задержкой психического развития:
    Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
    – 136 с.

  2. Вильшанская
    А.Д. Условия формирования приемов
    умственной дея­тельности у младших
    школьников с ЗПР // Дефектология. –
    2005. – №2. С. 57-65.

  3. Диагностика
    и коррекция задержки психического
    развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко.
    – М.:АРКТИ, 2001. – С. 105-143.

  4. Калмыкова З.И.
    Особенности генезиса продуктивного
    мышления у детей с задержкой психического
    развития // Дефектология. – 1978. – № 3.

  5. Петрунек
    В., Таран Л. Младший школьник: заметки
    врачей-психоневрологов. – М.: Знание,
    1981. – 93 с.

  6. Шамарина
    Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности
    познавательной деятельности и
    эмоциональной сферы младших школьников
    с ЗПР: Учебно-методическое пособие. –
    М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

    Семинарское
    занятие №15

    (2 часа)

Тема:
Развитие личности и эмоционально-волевой
сферы детей с ЗПР в младшем школьном
возрасте

План:

  1. Особенности
    поведения и эмоционально-волевой сферы
    младших школьников с ЗПР.

  2. Особенности
    формирования самосознания младших
    школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

  1. В чем состоят
    аффективные нарушения младших школьников
    с ЗПР?

  2. Раскройте понятие
    произвольной регуляции психической
    деятельности и поведения и опишите
    особенности нарушения данной регуляции
    у детей с ЗПР.

  3. Охарактеризуйте
    3 группы детей с ЗПР в зависимости от
    их психических особенностей и поведения
    – уравновешенные, заторможенные и
    возбудимые (по наблюдениям Т.А. Власова,
    М.С. Певзнер).

  4. Дайте
    определение самосознания, охарактеризуйте
    структуру самосознания, возрастные
    особенности его формирования в норме
    и при задержанном психическом развитии.

Литература

  1. Асмолов
    А. Г. Психология личности. – М., 1990.

  2. Белопольская
    Н.Л. Психологическая диагностика
    личности детей с задержкой психического
    развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.

  3. Блинова
    Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании
    детей с задержкой психического развития:
    Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
    – 136 с.

  4. Власова
    Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями
    в развитии // Хрестоматия по психологии
    / Под ред. А.В. Петровского. – М.:
    Просвещение, 1987.

  5. Гарбузов
    В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у
    детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977.
    – С.14-24.

  6. Лебединский
    В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг
    М.М. Эмоциональные нарушения в детском
    возрасте и их коррекция. – М., 1985.

  7. Основы
    специальной психологии.: Учеб. пособие
    для студ. сред. пед. учеб. заведений /
    Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.
    Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой.
    – М.: Издательский центр «Академия»,
    2002. – 480 с.

  8. Общая психология
    / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

  9. Психология
    детей с задержкой психического развития.
    Хрестоматия: Учебное пособие для
    студентов факультетов психологии. –
    СПб.: Речь, 2004. – С. 210-217, 229-240.

  10. Шамарина
    Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности
    познавательной деятельности и
    эмоциональной сферы младших школьников
    с ЗПР: Учебно-методическое пособие. –
    М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

    Семинарское
    занятие №16

    (2 часа)

Тема:
Развитие межличностных отношений у
детей с ЗПР в младшем школьном возрасте

План:

  1. Общее
    понятие о личности, межличностных
    отношениях и общении в психологической
    науке.

  2. Возрастные
    особенности развития личности и
    межличностных отношений в младшем
    школьном возрасте.

  3. Особенности
    развития личности детей с ЗПР в младшем
    школьном возрасте.

  4. Особенности
    коммуникативной деятельности и
    коммуникативных качеств младших
    школьников с ЗПР.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ирина Кацюба
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:

— срисовывание с образца;

— работа с трафаретами;

— обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

— раскрашивание и штриховка.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц, так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитиетактильной чувствительности:

— в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать, не доставая;

— сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

— выкладывание фигурок из круп;

— игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей.Можно использовать следующие приемы:

— поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;

— проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

— повторение ребенком задания вслух;

— вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

— привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощьюкоторых специалисты могут решать различные коррекционные задачи:

— формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;

развитие ручной моторики;

— сенсорное воспитание;

развитие мышления;

развитие речи.

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Рекомендации родителям.

Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.

Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому ро-дители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Основными задачами работы психологас родителями можно считать:

помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;

— обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;

— ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.

Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.

Источник

Консультация психолога

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

С каждым годом увеличивается процент детей с задержкой психического развития (ЗПР). Такие дети посещают дошкольные учреждения общеразвивающего типа. Команда специалистов таких как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу развития, помогают воспитателям адаптировать образовательную программу детского сада, учитывая степень нарушения в развитии данной категории детей. Дети с тяжелыми формами ЗПР могут быть зачислены в структурное подразделение Лекотека.

А теперь рассмотрим 4 основных варианта ЗПР. В работах К.С. Лебединской выделяют следующие типы:

  • конституционального происхождения;
  • соматогенного происхождения;
  • психогенного происхождения;
  • церебрально-органического генеза.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционного происхождения характерны для детей с психофизическим инфантилизмом (личностная незрелость). Эмоциональная сфера таких детей соответствует психическому развитию ребенка более раннего возраста. Их эмоции яркие и живые.  В поведении, игре преобладают эмоциональные реакции, а так же характерна недостаточная самостоятельность. Таким детям трудно сосредоточить внимание, подчиниться правилам дисциплины.  

У детей с соматогенной формой ЗПР так же наблюдается эмоциональная незрелость, причиной которой являются длительные хронические заболевания. Это тормозит развитие активных форм деятельности, что в последствии приводит к таким личностным особенностям как робость, неуверенность в собственных силах, боязливость, а так же к снижению умственной работоспособности. У детей данног варианта ЗПР неустойчивое внимание, снижен объём памяти, нарушена динамика мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка: неблагополучные семьи, психотравмирующие условия воспитания. Ранняя психическая и социальная депривация (негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, т.е. лишение чего-либо) приводит к выраженному снижению познавательной активности, что отражается на интеллектуальной продуктивности. Психотравмирующие ситуации способствуют формированию робости, боязливости, неуверенности как и при ЗПР соматогенного происхождения. Ребенок беъзинициативен, не самостоятелен, что так же сказывается на познавательной активности.

ЗПР церебрально-органического генеза отличается большей выраженностью нарушений психических функций в сравнении с вышеперечисленными формами.  В следствие мозговых инфекций и травм, органического поражения головного мозга у детей наблюдается интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, а именно памяти, внимания, пространственного мышления, речи. У детей наблюдается нарушение сенсомоторной интеграции, темпа восприятия.

Психологическая помощь детям с ЗПР

С учетом перечисленных выше особенностей можно определить основные задачи коррекционно-педагогической работы с такими детьми:

  • совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков);
  • сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности);
  • формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление;
  • формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками;
  • целенаправленное развитие речи, ее функций.

Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми, следует ориентироваться на следующие направления работы:

1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

2. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

  • обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
  • коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • формирование чувства ритма;
  • создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

 3. Целенаправленное формирование высших психических функций:

  • развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
  • формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  • развитие творческих способностей.

4. Формирование ведущих видов деятельности, операционных и регуляционных компонентов:

  • всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
  • целенаправленное формирование игровой деятельности;
  • формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа. 

5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:

  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутических проявлений, отклонений в поведении. 

6. Преодоление недостатков в речевом развитии:

  • целенаправленное формирование функций речи;
  • особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР.

7. Формирование коммуникативной деятельности:

  • обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
  • формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Литература

  1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008.
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
  3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Источник

Сегодня детей с задержками психического развития становится все больше. До 20-25% детского населения имеют ЗПР. Более 50% школьников имеют трудности с усвоением школьной программы. По данным зарубежных исследований 2009 года, проведенных в 18 странах, до 23 % детей в возрасте от 2 до 9 лет имеют интеллектуальные нарушения. По данным МО РФ более 60% детей дошкольного возраста находятся в группе риска по психической дезадаптации, и около 35% имеют расстройства нервно-психической сферы.
Современные методы диагностики, лечения и реабилитации детей с задержками развития на высоком уровне. Но, к сожалению, не всегда в полном объеме используются на практике.

Детям с задержками развития необходимо тщательное последовательное обследование детским неврологом, правильная диагностика. Обязательно динамическое наблюдение и коррекция терапии. Требуются повторные курсы медикаментозной терапии. Применяются при необходимости методы аппаратной терапии. Есть возможности использования альтернативных методов терапии.

Обращение к специалистам для решения проблемы Вашего ребенка поможет преодолеть беспокойство и держать под контролем ситуацию развития ребенка. Необходимо тщательно подбирать специалистов для проведения психолого-педагогической коррекции.

Чем раньше Вы обратитесь к специалистам по лечению и реабилитации ЗПРР, тем успешнее будет развитие Вашего ребенка. Вы получите необходимые знания о том, какие обследования и тесты необходимы именно Вашему ребенку с ЗПРР. Проясните вопрос о том, какие именно высшие психические функции отстают в развитии. У одних детей может страдать эмоционально-волевая сфера, у других интеллектуальная. У одних больше выражены нарушения памяти, у других – мышления или восприятия.

У третьих в большей степени страдает речевая функция. У четвертых – нарушения крупной или мелкой моторики. Важно понять какого характера эти нарушения, на каком уровне. Все эти тонкости необходимо знать, чтобы выстроить грамотную работу по реабилитации ребенка с задержкой психоречевого развитии.

Самостоятельно родитель не может решить такое количество задач по развитию ребенка, в связи с отсутствием необходимых знаний.
Такой лечебной и коррекционной работой занимаются специалисты: детские неврологи, нейропсихологии, дефектологи, детские и семейные психологи и другие. Здесь также имеет значение коммуникация между специалистами, которые занимаются реабилитацией детей с ЗПРР. Если эти специалисты не работают в команде, то эффективность усилий по умственному развитию ребенка уменьшается.

Однако, это не значит, что родитель должен полностью доверить ребенка в руки специалистов. В процессе восстановления нервной системы и в развитии высших психических функций ребенка огромное значение имеет вовлеченность родителей в процесс реабилитации, их высокая мотивация на достижение успехов в этой работе.

Родитель выступает активным участником в занятиях и развивающих играх с ребенком. Он обучается навыкам эффективного общения с ребенком. Отслеживает, какие внутрисемейные правила, программы и установки приводят к нежелательным последствиям в развитии ребенка. Нечеткость внутрисемейных правил и норм, их противоречивость, непоследовательность в воспитании приводят к росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости психики ребенка и семьи в целом.

Программа «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев» предусматривает регулярное взаимодействие специалистов и родителей для достижения наилучшего результата.

Причины задержки психоречевого развития оцениваются всесторонне. Это могут быть причины на уровне изменения физиологии ребенка, неврологического дефекта. Могут быть психогенные причины, связанные с множественными психотравмирующими ситуациями. Могут быть причины, связанные с некорректной организацией развития ребенка, неумения создавать необходимую развивающую среду. Могут быть причины, связанные с наличием хронических заболеваний у ребенка и тогда требуется привлечение сторонних специалистов.

Оценить степень задержки развития и провести дифференциальный диагноз с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с генетическими синдромами могут только специалисты в этой области. А также специалисты помогут Вам понять, какой прогноз в отношении развития ребенка.

Чего точно не нужно делать родителям – это ждать когда проблема сама собой разрешится. Она не разрешиться, не рассосется. Она усугубиться, если вовремя не заметить, не принять меры, не помочь ребенку стать успешным.

Вторая ошибка родителей при подозрении на задержку развития – это разовые обращения к специалистам, которые назначают однократный курс терапии, который, как правило, не приносит желаемого улучшения. Родители начинают ходить от одного специалиста к другому, разочаровываясь в каждом. Таким образом, порождается «синдром неоправданных ожиданий». Необходимо понять, что только длительная реабилитация и лечение даст положительный результат.

Третья ошибка родителей – это попытка экономить на проблеме. Не вкладывать финансовые ресурсы в развитие ребенка, а пытаться своими силами решить проблему.

Этот путь допустим только при легких формах ЗПР. Однако оценить степень расстройства родитель самостоятельно не сможет.
Вывод: не стоит дожидаться пока ребенок станет школьником и проблемы с обучением и поведением в школе выявят всю сложность проблемы незрелой психики ребенка. Обращайтесь к специалистам как можно раньше, если хотите вырастить здорового, успешного, счастливого ребенка.

Требуется консультация специалиста.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт: https://nevrolog-nikiforova.ru/consult
WhatsApp 8(962)362-02-26

Инстаграм неврология: https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova

Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057

Телеграм: https://t.me/nevrolog_nikiforova

Источник