Игры в психофизическом развитии ребенка

Игры в психофизическом развитии ребенка thumbnail

Подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой

Цель таких игр – снижение общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведения физкультурного занятия  или после игры с большой эмоциональной нагрузкой (т.е. после игры с тренирующей психофизической нагрузкой).

        Подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой помогают снизить общую нагрузку, успокоить детей или повысить их внимание, сосредоточить  его перед началом занятия.

Исходное положение ребенка во время игры: сидя, стоя, в ходьбе. Исходное положение меняется чаще, чем при проведении игр с незначительной психофихической нагрузкой.

        Данные подвижные игры проводятся как в физкультурном зале, так и на воздухе.

        Продолжительность подвижных игр 10 минут. Игру повторяют подряд 2 – 5 раз (в зависимости от желания играющих и их реакции на нагрузку). Можно проводить несколько подвижных игр со сменой нагрузки на разные мышечные группы. Амплитуда движений средняя.

        В игру можно включать элементы соревнования, но направленные на увеличение точности, слаженности движений, выразительности исполнения.

        Движения могут выполняться в соответствии со словами, которые ритмируют их, тренируют координационные механизмы.

        Эмоциональная окраска игры несколько ярче, чем в играх с незначительной психофизической нагрузкой.

        Имея развлекательную форму игры могут оказывать и специальное влияние, например, тренировать вестибулярный аппарат. Значение игр не ограничивается развлекательным и специальным воздействием: они развивают некоторые моральные качества и моторные навыки: внимание, быстроту реакции, четкость выполнения и координацию движений (особенно в мелких и средних мышечных группах).

        В данные игры вводятся различные движения для рук, ног, туловища. Полезно при их проведении использовать музыку.

Солнышко и дождик (4 -7 лет)

Дети – игроки, выбирают обручи – домики (если детей больше, в один домик «поселяются по 2 -4 игрока). По сигналу « Солнышко » – дети выходят из домика, медленно бегают по залу, имитируют, что собирают цветы, ловят бабочек, жуков. Инструктор заранее показывает, как выполнять движения. По команде « Дождик » – дети возвращаются в свои обручи – домики.

Правила игры: Игроки возвращаются в свои домики. Игроки не успевшие вернуться в домик считаются проигравшими.

«Найди свой домик» (4 -6 лет)

Инструктор предлагает детям выбрать себе «домики». Это могут быть кубики, кружочки, пеньки. У каждого игрока свой домик. По сигналу инструктора игроки выходят из домиков погулять. Они ходят до тех пор, пока инструктор не скажет слова: « Найди свой домик ». По этому сигналу надо бежать в свой домик.

Правила игры: Во время игры инструктор следит, чтобы дети не бегали, ходили легко, в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, не подходили к домикам до сигнала.

Вариант игры: Инструктор может предложить детям быль птичками и они будут махать крыльями во время ходьбы или идти на носочках; может предложить быть собачками и ходить на четвереньках с опорой на ладони и колени и т.д.

Поезд (4 -6 лет)

Дети располагаются друг за другом, как «вагончики у поезда». Впереди становится «паровоз» – инструктор или кто –то из детей постарше. Паровоз дает гудок, и «поезд» под звуки « Чу –чу –чу…», которые произносят игроки, начинает двигаться, сначала медленно, затем быстрее.  По сигналу инструктора « Остановка! » – поезд замедляет движение и останавливается, произносят « Уф –ф –ф –ф! » (выпускают пар). Затем паровоз снова дает гудок, и поезд продолжает свой путь.

Правила игры: Дети должны двигаться друг за другом, не отставая, согласовывать свои движения, останавливаться по сигналу.

Вариант игры: Инструктор может предложить при остановке поезда выходить из вагонов и двигаться свободно по залу. По сигналу инструктора « По вагонам », дети будут возвращаться на свои места, при этом будет тренироваться память, развиваться внимательность. Как вариант – «движение поезда» может быть как по прямой, так и по диагонали, «змейкой» и т.д.

Дотронься до мяча (4 -7 лет)

Инструктор держит в руке мяч прикрепленный на палку (регулирует высоту мяча в зависимости от роста каждого ребенка, если рост маленький – держит палку низко, если рост большой –высоко). Дети в колонне по одному подходят друг за другом к инструктору, подпрыгивают  и касаются ладонью мяча.

Правила игры:  Игроки не должны обгонять и толкать друг друга. Если первый раз не удалось отбить мяч рукой -предоставляется еще одна попытка.  

Подуй на шарик (на вертушку)

(3 -7 лет)

На уровне лица детей подвешен воздушный шарик (или инструктор в руках держит вертушку, они могут быть и по количеству детей, разложены по стульчикам). Дети проходя колонной по одному друг за другом и подходя  к шарику, набирают воздух и дуют на воздушный шарик (или подходят к стульчикам, берут вертушку и набрав воздух, дуют).

Правила игры: Нельзя бежать к стульям, а проходить колонной. Набирать воздух и дуть по правилам.

Пройди по мостику (3 -7 лет)

Инструктор заранее выкладывает на пол «Дорожки здоровья». Это могут быть дорожки с пробками, карандашами, пуговицами. Дети выстраиваются в колонну по одному и друг за другом проходят по дорожкам, руки на поясе или в стороны.

Правила игры: Дети идут друг за другом в колонне, нельзя подгонять и толкаться, выполнять движения спокойно, медленно, правильно.

Вариант игры: Дети могут выполнять ходьбу в чешках, в носочках, упражнения: «топотушки», высоко поднимая колено, обычным шагом.

Маленькие ножки – большие ножки (3-5 лет)

Усадив детей так, чтобы они хорошо видели друг друга, инструктор предлагает всем показать свои ножки. Дети охотно поднимают ножки. Затем дети встают, выстраиваются друг за другом и выполняют ходьбу под слова:

Маленькие ножки идут по дорожке  –   дети приставляют пятку к носку                                          

Большие ножки идут по дорожке     –    дети идут широким шагом  

Правила игры: Дети идут друг за другом, не толкаясь, не обгоняя.

Вариант игры: Можно предложить шагать то быстрыми и легкими шагами, то медленными и тяжелыми. Эти движения выполняются как игровые упражнения.

Автомобили (3 -7 лет)

Дети садятся на край ковра «в автомобили». По команде «На старт, внимание, марш!» – дети выполняют «ходьбу» на ягодицах, в руках «руль». Задание – дети должны доехать до края другого ковра.

Правила игры: Нельзя помогать руками при ходьбе на ягодицах.

Ау, ау!

Описание игры:  Дети считалкой выбирают водящего, который прячется на площадке, когда дети проговорят слова и закроют глаза.

Текст игры проговаривает инструктор, дети, в это время, стоят не поворачиваясь и не наблюдая за водящим.

                Я скажу тебе «Ау!»,

                Угадай, где я стою.

                Где я, – реши скорей!

                Иль левее, иль правей.

Ты найди меня, найди!

Здесь я где – то на пути!

Повнимательнее будь,

Все облазишь не забудь.

Водящий время от времени говорит: « Ау, ау! » , дети ищут его, осматривая площадку.

Правила игры:  Дети не должны подсматривать за водящим. После того, как он найден, водящим становится игрок, нашедший его. Игра проводится несколько раз по желанию детей.

Источник

Гузель Галиева
Роль подвижных игр в психофизическом развитии дошкольников.

Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитания детей. Участвуя в подвижных играх, ребёнок приобретает незаменимые психофизические качества – силу, гибкость, быстроту движений. Бесспорно, интерес к подвижным играм необходимо воспитывать с детства, тем более в современных условиях, когда снижается двигательная активность людей. Даже маленькие дети предпочитают веселым подвижным играм виртуальные, компьютерные, а общению со сверстниками — мобильный телефон или планшет. Это реалии современной жизни, а, следовательно, подвижные игры для здоровья ребенка в нынешних условиях приобретают особую значимость.

Но нельзя забывать, что, приобщая ребенка к физкультуре и спорту, важно не переусердствовать, потому что чрезмерная физическая нагрузка может пойти ребенку во вред. Именно подвижные игры и являются в этом смысле определенной «золотой серединой». Об их значении сказано и написано очень много, но не лишним будет напомнить, что подвижные игры и игры с элементами спорта способствуют развитию всех психофизических качеств детей, укреплению крупных групп мышц, повышению умственной активности, улучшают ориентировку в пространстве, развивают сообразительность, быстроту мышления, приучают к сдержанности, самообладанию, решительности, воспитывают нравственные и волевые качества и др. Дети приобретают навыки командных действий.

В подвижнойигре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросание, ловле, и др. Эти движения активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы организма. Подвижныеигры разнообразны по своему содержанию и организации: одни из них имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них проводятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами; другие – только двигательные задания, регулируемые правилами; в-третьих – сюжет действия играющих обусловлен текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

В практике работы с дошкольниками педагоги нашего детского сада регулярно используют подвижные игры в режиме дня. Дети раннего возраста воспитываются на потешках, играх – забавах, связанных с первыми движениями малыша. В старшем возрасте организуются игры с более разнообразным двигательным содержанием.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создаёт благоприятные условия для педагогического воздействия на детей. Приступая к работе с детьми, педагоги анализируют состояние двигательных навыков уровень их общего развития. Такая проверка позволяет вести в дальнейшем целенаправленную работу, наметить конкретную задачи по отношению к каждому ребёнку. Детям робким, неуверенным в своих возможностях, педагог незаметно, чтобы не страдало их самолюбие,помогает в преодолении трудностей: пониже опускает верёвку во время прыжков, поднимает её выше при подлезании, поддерживает во время ходьбы по бревну, скамейке и т. п. Поощрение побуждает ребёнка преодолевать застенчивость и поверить в свои силы. Детей неуравновешенных, легко возбудимых педагоги ставят в такие условия, в которых необходимо проявлять выдержку, самообладание, спокойствие, и тем самым обеспечивают совершенствование тормозных процессов. Такой подход делает дошкольника более раскованным,общительным: ребенок, хорошо владеющий движениями, свободнее чувствует себя при решении игровых и двигательных задач. Никакие витамины не могут заменить положительные эмоции, возникающие у детей в подвижных играх и играх с элементами спорта при правильной их организации.

Галиева Г. Ф., ст. воспитатель МБДОУ Детский сад № 228

ГО г. Уфа РБ

Источник

Описание

Равновесие

1.Упражнение — ходьба по гимнастической скамейке. Руки на поясе, на середине скамейки присесть, руки в стороны, встать, пройти до конца скамейки и сойти, не спрыгивая (повторить 3—4 раза).

2.Игровое упражнение – «Кто скорее по дорожке». Из шнуров или веревок выкладывают две дорожки (ширина 25 см). Дети двумя колоннами выполняют прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по дорожке, стараясь не задеть за шнур. Побеждает команда, в которой большее число ребят быстро и правильно выполнили задание.

Выносливость

1.Игровое упражнение – « Иголка и нитка» Дети становятся в колонну по одному. Впереди колонны становится водящий – «иголка». Он выбирает на площадке препятствия и преодолевает их определённым способом(обегает, подлезает, перепрыгивает, наступает одной ногой…). Дети повторяют за ним все действия, запоминая последовательность. Затем водящего меняют.

2. Игра – «Мышеловка»

Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.

Оба хором говорят:

– Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!

Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна мышь – победительница.

Сила

1.Упражнение – «Гонка мячей по кругу». Играющие по кругу по часовой или против часовой стрелки передают набивные мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

2. «Перетягивание каната». На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Гибкость

1.Упражнение «Якорь» – широкая стойка ноги врозь наклон вперёд, руки обхватывают локти. Держать 20 сек.

2. Упражнение «Лотос» – сидя на полу, подвести обе ступни как можно ближе к туловищу и держать их руками, колени расслабленно развести в стороны. Держать 10 сек.

Быстрота

1.Игра «Догони товарища!»

Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: “ Раз, два, три – беги! ” – стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить уже нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Если ловящий не поймает, они бегут еще раз, а если поймает, дети меняются ролями.

2.Игра « Мы веселые ребята» – дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта, Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова лови, дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

Ловкость

1.Подвижная игра «Прыжки через верёвку» – двое детей держат толстую веревку, шнур или длинную скакалку: один за один конец, другой за – второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее в сторону стоящих детей, а те в порядке очередности прыгают через веревку, стараясь не задеть ее. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих веревку.

В игре можно давать детям определенные задания, например: «Кто без ошибки прыгнет 5 – 10 раз?».

2.Игра « Смелее вперед!» – дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию).

Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманых детей.

Источник

Подвижная игра как средство развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся:

-оздоровительные,

– воспитательные,

– образовательные [7; С.10]

Оздоровительные задачи подвижных игр.

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных игр.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Главное, что эти физические качества развиваются в комплексе. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так подвижные игры способствуют самопознанию.

Образовательные задачи подвижных игр.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях, просто на воздухе. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания. Основная задача подвижных игр – укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

Подвижные игры.

Дети раскачиваются из стороны в сторону, кружатся в такт музыке и словам: 
«Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура, замри!». 
Услышав последнее предложение, играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки, и не шевелиться. 
Ведущий отмечает красивые фигуры. 
Автор самой лучшей становится ведущим.

Игра проводится в кругу. 
Инвентарь – стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, есть часы и т. д.)». 
Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время ведущий старается занять свободное место. 
Участник игры, оставшийся без стула, становится ведущим.

Участники становятся спинами друг к другу, сцепляются локтями. Получается пузырек. 
Все начинают двигаться, желательно не сталкиваться с другими пузырьками, иначе они лопнут и выйдут из игры. 
Второй вариант игры: образуются пузырьки разной величины – по два, три человека. 
Если столкнулись два одинаковых пузырька, они отталкиваются и летят дальше, если столкнулись большой и маленький пузырьки, то маленький проникает внутрь большого. 
Игра заканчивается, когда образуется один большой пузырек.

Все дети – рыбы, один из них – хищник. 
Когда взрослый кричит: «Корабль!», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит: «Шторм!» – у другой, а при слове «Хищник!» начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает всех ловить.

Участники с панцирем (подушкой, сдутым шариком или мягкой игрушкой на спине) движутся к берегу, до финишной линии, и возвращаются обратно в море. 
При слове «чайка» все должны отправиться в укрытие, к заранее оговоренному месту. 
Те, кто в процессе потерял панцирь, доползают до него, кладут на спину и спешат в укрытие, пока чайка (мама) не вылетела на охоту. 
Черепашки, угодившие в лапы к хищной птице, один тур отсиживаются или становятся ведущими, чайками. 
В другом варианте этой игры черепаха (ведущий) кладет яйца (камешки) в центр круга, сооруженного из веревки или начерченного на земле. 
Игроки (чайки) пытаются украсть яйца и при этом не попасться черепахе. 
Пойманный игрок становится черепахой и занимает место ведущего.

При классическом варианте игры ведущему завязывают глаза, а остальные игроки хлопками привлекают его внимание. Ведущий должен поймать кого-нибудь и узнать, кто это. 
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается ведущий, которому завязывают глаза. По кругу пускают колокольчик, а задача ведущего – поймать человека с ним. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя. 
Еще один вариант жмурок – игра «ПМЖ». 
Ведущий с повязкой на глазах про себя произносит три слова: «Полуживой, мертвый, живой», участники говорят ему «Стоп!». 
Если они остановили его в момент, когда он произносил первое слово, то должны прыгать на одной ножке, второе – замереть и не двигаться с места, третье – игра развивается по правилам классических жмурок.

Все дети садятся рядом, сомкнутые ладошки на коленях, ведущий поочередно подходит к каждому, вкладывает свои ладошки с зажатым кольцом в ладошки играющих, и кольцо незаметно для других остается у одного игрока. 
Когда ведущий обойдет всех играющих, он должен крикнуть: «Кольцо, кольцо, выйди на крыльцо!». 
Тот, кому досталось кольцо, бежит к ведущему, а сидящие рядом пытаются его поймать.

Источник