Игры способствующие развитие речи ребенка

Игры способствующие развитие речи ребенка thumbnail

Аурика Ковалык
Игры и упражнения, способствующие развитию речи

Игры и упражнения, способствующие развитию речи

Ум ребенка – в пальчиках

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги, пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.

Очень полезны пальчиковые игры – потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную, пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т. д.

Предлагаю игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз – и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» – язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку»,образовавшуюся на щечке снаружи).

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ

(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)

1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т. д.).

2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.

– «Му-Му –у» – кто это мычит?

– «Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

– «Ко-ко-ко» – кто теперь?

– «Ква-ква-ква» – а это кто?

– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?

– «Тик-так, тик-так» – а это что?

И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т. д.) пищит: большая или маленькая.

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т. д)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.

Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т. д. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Читайте также:  Что дает ребенку развитие чувства ритма

Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

«ОДУВАНЧИК»

(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«СНЕЖИНКИ»

(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»

(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Источник

Татьяна Бакина
Картотека игр, способствующие развитию речи дошкольников

«Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Цель: Развивать диалогическую речь, отвечая на вопросы взрослого. Побуждать детей к перессказу сказки «У страха глаза велики» с опорой на мнемотаблицу, учить интонационно передавать высказывания героев сказки, звукоподражать животным (курочке, мышке, зайцу, медведю, волку, лисе, коту, плеску воды (трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх, вступать в диалог со взрослым, отвечая на вопросы по содержанию сказки.

Игровой материал: мнемотаблица, персонажи кукольного театра – бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, кот, муляж яблока.

Ход игры: Педагог начинает сказку,если дети затрудняются: Жили-были… Каждый день они ходили…. У бабушки было ведро, Однажды…. Под яблоней спал …. Вдруг подул…. Зайка…. и т. д.

Проблемные вопросы к детям по содержанию сказки «У страха глаза велики»с опорой на мнемотаблицу:

1. Кто жил в деревушке в маленькой избушке? (бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка и мышка-хлопотушка)

2. Почему их называли водоносами (они каждый день ходили за водой)

3. Какого размера ведра были у водоносов? (у бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек)

4. Как плескалась вода у водоносов? (у бабушки – трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх)

5. Какое дерево росло в огороде у бабушки? (яблонька)

Динамическая пауза – Давайте покажем, как дул ветер и закачалась яблонька.

6. Что напугало зайку, который спал под яблонькой? (яблоко, которое упало с ветки)

7. А еще что могло напугать? (ветер, шелест листьев, разговор бабушки с внучкой, плеск воды)

8. Кто напугал водоносов? (зайка, который бросился им под ноги и др.)

9. Что сделали бабушка, внучка, курочка и мышка? (Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась)

10. Кого от страха увидела бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц? (бабушка – медведя, внучка – волка;

курочка – лису, мышка – кота, а заяц- четырех охотников с собаками)

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, то видят».

Сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка и мышка-хлопотушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

—Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал,под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Дидактическая игра «Назови предмет по описанию»

Цель: Развитие умения отгадывать предмет по описанию признаков, побуждать к определению его в группу предметов рукотворного или природного мира, учить аргументировать свой выбор.

Игровой материал: две куклы, мяч, матрешка, книга;овощи и фрукты: огурец, помидор, яблоко; 2 обруча (красный и зеленый, карточки–символы (дерево-человек).

Ход игры: Педагог создает игровую ситуацию «Поссорились кукла Маша и кукла Наташа,не могут разделить между собой игрушки и обращается к детям: «Как можно помирить Наташу и Машу?» (дети решают, как помочь куклам).

Читайте также:  Занятия по развитию уверенности в себе ребенку

После высказываний детей обратить внимание на карточки-символы (дерево-человек). Вспоминают вместе с детьми,что они обозначают: «дерево» – природный мир, «человечек» – рукотворный. Педагог предлагает положить предметы рукотворного мира в красный обруч, где лежит знак – символ «человечек», а предметы природного мира в зеленый, где лежит знак символ «дерево». Кукла Маша выбирает красный обруч, Наташа – зеленый.

Педагог начинает описывать предметы, называя ее характерные признаки, а дети отгадывают, находят их в окружающей обстановке и распределяют в 2 группы с опорой на карточку-символ.

Например:

– круглый, сделан из резины, умеет прыгать, и катится по полу (мяч,

– положим мяч в красный обруч, он сделан человеком;

– деревянная, вся расписная, откроешь, сразу появятся её сестрички (матрешка, поставим её в зеленый обруч, её сделал человек;

– круглое, сочное, сладкое, его любят дети, оно выросло на дереве, бывает красным, зеленым (яблоко, положим его в зеленый обруч, оно выросло на дереве.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут угаданы. В конце игры педагог обращает внимание на кукол, какие они стали веселые и радостные.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду, развивать словарный запас за счет слов, характеризующих свойства и качества предметов.

Игровой материал: презентации или карточки с изображением предметов, явлений природы, времени года и др.

таблица для фиксации ответов детей, цветные карандаши.

Ход игры

Педагог предлагает детям описать предмет, явление природы, время года и др., выделяя положительные и отрицательные его характеристики, затем фиксирует с помощью символов в таблице. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира,близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Например:

Торты

Хорошо

Плохо

Красивые

Много сахара

Вкусные

Много жира

Сладкие

Нельзя много есть

Праздник

Каллорийные продукты

Поднимают настроение

Вредно для здоровья

Осень

Хорошо

Плохо

Разноцветные листья

Идет дождь, можно промочить ноги

Много фруктов, овощей

Солнце светит, но не греет

Люди ходят в лес

Становится прохладно

Красиво

Птицы улетают на юг

Старший дошкольный возраст – Дидактическая игра «Изобретатели»

Цель: Учить детей удерживать словесную инструкцию, совершенствуя исходный объект, находящийся в фокусе, присоединяя к нему свойства других предметов. Расширять словарный запас детей, замечая и обозначая свойства и признаки случайных объектов, изображать их знаково-символическими средствами, способствовать умению придумывать рифмы.

Игровой материал: фокальный объект, например, – торт – фотографии, слайды; предметные картинки (холодильник, блокнот, яблоко, бант, хомяк,для каждого ребенка: таблицы (5 строк, 4 столбца, цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в изобретателей и изобрести новый торт. Для этого нужно выбрать карточку и подобрать к ней слова, они помогут нам изобрести новый торт. Чтобы слова запомнить, мы к ним придумаем символы и зарисуем в своих таблицах.

Например: предметная картинка – блокнот. Он какой? (маленький, бумажный, блестящий). Нам нужно выбрать одно слово, какое выберем? (блестящий) Теперь надо его зарисовать. Что мы нарисуем, чтобы обозначить слово блестящий? (можно нарисовать палочку, как будто это ручка, она блестящая или кружок – значок или пуговица). Что выбираем, палочку или кружочек? И так работаем со всеми картинками в подгруппе или в парах. А затем оформляем торт, используя свои карточки – схемы.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка тема для реферата

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник