Игры с ребенком до года для развития моторики

Игры с ребенком до года для развития моторики thumbnail

Мелкой моторикой называют способность человека качественно и согласованно выполнять мелкие движения ладонями и пальцами рук. Этот навык начинает вырабатываться практически с момента появления ребенка на свет. Сначала кроха неловко двигает руками, позже начинает их разглядывать, пытается ими управлять. Взрослея, малыш расширяет свои возможности: он захватывает близлежащие предметы сначала целой ладонью, а позже одними пальчиками. Самыми сложными мелкими движениями пальцев воспроизводится письмо и рисование — их ребенок будет осваивать намного позже.

Мелкая моторика: значение навыка для малышей до года

Поскольку на подушечках пальцев расположено множество нервных окончаний, мелкая моторика напрямую связана с работой мозга, возможностью хорошо запоминать информацию и концентрировать свое внимание на определенном занятии. Доказано, что чем более развита эта способность у младенца, тем раньше он начинает говорить, а его речь быстрее становится связной, развернутой и логичной.

Этому есть простое физиологическое объяснение. Поскольку центры речи и движения в мозгу расположены рядом, стимуляция рабочих функций пальцев активизирует и речевой центр. Поэтому, чтобы малыши до года заговорили в положенный временной промежуток, следует активно заниматься развитием их мелкой моторики.

Позже высокая способность ребенка к мелким движениям пальцами станет свидетельством его готовности к обучению в школе. Отточенная мелкая моторика — это умение концентрироваться, логически рассуждать, хорошо запоминать материал и полнее задействовать свою фантазию.

Темп развития мелкой моторики зависит от индивидуальных особенностей малыша. Одному ребенку освоение движений ладонями и пальцами дается легко, другому же приходится постараться чуть больше. Чтобы помочь крохе улучшить мелкую моторику, следует заниматься с ним специальными упражнениями и развивающими играми.

Начать формирование важного навыка стоит со снятия тонуса мышц. Наверняка многие отмечали, что младенцы часто держат сжатые кулачки у своего подбородка. Это и является проявлением естественного повышенного тонуса, который обычно снижается к трем месяцам малыша. Ускорить процесс расслабления поможет ежедневный массаж ладошек и пальчиков ребенка путем поглаживания их своим пальцем. Также во время массажа можно отрабатывать хватательный рефлекс — вкладывая свои пальцы в ладошки крохи и, после того, как он их схватит, слегка потягивая руки на себя.

Способы развития мелкой моторики у детей

Способы развития мелкой моторики у детей

Малыши до года активно задействуют тактильные ощущения, предпочитая знакомиться с предметами на ощупь. Поэтому необходимо предоставить младенцу как можно больше различных фактур, которые позволят ему познавать новые материалы. Для этого можно использовать мешочки из различных тканей (махровой, хлопчатобумажной, шерстяной, холщевой), чтобы набивать их разными природными наполнителями — фасолью, крупами, солью, небольшими камешками. Мешочки нужно повесить над манежем так, чтобы кроха мог с комфортом изучать незнакомые ему текстуры.

Начиная примерно с 4 месяцев, малыш уже осмысленно тянется к новым игрушкам — таким образом у него формируется координация между зрительной функцией и моторикой. Со временем он научится сравнивать различные предметы, оценивать расстояние до них и выбирать наиболее удобный способ их схватить.

После полугода младенец становится более сильным и ловким и способен намного легче удерживать предметы, стараясь задействовать в работе не только ладони, но и пальцы. В этот период дети осваивают новую важную двигательную функцию — умение противопоставлять большой палец остальным.

При покупке игрушек для ребенка от 6 месяцев лучше выбирать конструкторы с большим количеством различных деталей — кубиков, шариков и т. п. Они прекрасно подойдут для улучшения мелкой моторики детей, тренируя их способность брать в руки предметы разных форм и размеров. Также отлично развивают эту функцию игры с детскими наборами игрушечной посуды.

Позже очередным этапом развития мелкой моторики станет умение пользоваться ложкой и кушать самостоятельно. Некоторые дети осваивают этот навык уже к 10 месяцам.

Развивающие игры для малышей

Развивающие игры для малышей

Существует множество игровых занятий для развития данного навыка малышами до года, при этом самые простые и результативные из них представлены ниже.

  • Ладушки.

Игра учит младенцев полностью распрямлять пальцы и хлопать в ладоши, а также мягко массировать поверхность рук.

  • Разрывание бумаги.

Детям примерно с 7 месяцев можно давать листы цветной бумаги, которые они будут с удовольствием мять, щупать и рвать на кусочки.

  • Бусы.

Младенцы любят перебирать маленькие предметы, поэтому им непременно понравится играть с бусами, особенно ярких цветов и разных размеров.

  • Крупы.

Следует насыпать в удобную емкость любую крупу и позволить малышу перебирать ее ручками и просыпать сквозь пальчики. Это отличное занятие для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

  • Рисование на песке.

Необходимо насыпать на поднос чистый песок, взять своей рукой пальчик ребенка и рисовать им простейшие фигуры — отрезки, овалы, квадраты и т. п.

  • Завинчивание крышек.

Многие малыши обожают раскручивать и закручивать крышечки разных банок, бутылок и пузырьков. Следует лишь внимательно следить, чтобы емкости были чистые и ранее в них не содержались ядовитые вещества.

  • Лепка.

Отличное занятие для малышей любого возраста. Лепить можно из пластилина, глины и даже обычного теста. Если в доме планируется что-то печь, обязательно стоит позволить крохе поучаствовать в процессе — вымесить маленький кусочек теста и слепить свое собственное кулинарное изделие.

  • Рисование и раскрашивание.

Одно из самых любимых занятий многих малышей до года — это рисование пальчиками. В процессе такого досуга отлично массируются ладошки детей и улучшается мелкая моторика.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику малышей до года, должны проводиться с обязательным участием взрослых и под их неусыпным контролем. Особенно, если используются мелкие предметы, которые ребенок способен проглотить, засунуть в нос или ухо. Также важно соблюдать регулярность и систематичность занятий. Ежедневные развивающие упражнения помогут ребенку улучшить свои способности и выполнять мелкие движения более точно и скоординированно.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Развитие мелкой моторики у детей до года

Любой родитель понимает важность развития ребенка. Гимнастика, массажи, специальные игрушки и карточки служат этой цели в физическом и интеллектуальном плане. Не менее значимо для малыша развитие его мелкой моторики. Когда же нужно начинать заниматься с ребенком?

Польза развивающих занятий

Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.

Чем раньше и лучше ребенок разовьет свою мелкую моторику, тем раньше и чище он заговорит.

Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.

Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.

Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней.

  1. Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
  2. Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
  3. Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
  4. Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.

Развитие в первые 3 месяца

Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.

В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.

  • Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
  • аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
  • полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
  • мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.

Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.

Развитие до 5 месяцев

Развитие мелкой моторики рук

  1. На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.
  2. Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки. Подавайте их ему попеременно в ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка. Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.
  3. Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата. Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.
  4. Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.
  5. Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.
  6. Когда вы заметите, что младенец начал «орудовать» обеими ручками и трогает сам себя, можно надеть на одну из них носочек или варежку. Малыш будет активно пытаться оглядеть, пощупать и снять новый объект с себя.
  7. Продолжайте делать пальчиковый массаж, чтобы ускорить снятие мышечного тонуса с рук. Можно поиграть с дитя в традиционные игры (например, «Сороку-белобоку») и под ритмичные стихи разгибать и сгибать пальчики младенца.

С 5 до 7 месяцев

Самодельный стэнд для развития ребенка

Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках. Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша.

  1. Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
  2. В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
  3. Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
  4. Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
  5. Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
  6. Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.

С 7 до 9 месяцев

Кубики из ткани

«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Играя с мелкими предметами, никогда не оставляйте ребенка одного.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

С 9 месяцев до года

В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.

  1. Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
  2. Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
  3. Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
  4. Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
  5. Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
  6. Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
  7. Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
  8. Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.

Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома. Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.

Оценка статьи:

(11 оценок, в среднем: 4,82 из 5)

Загрузка…

Источник

Разбираемся с понятиями мелкой и крупной моторики и предлагаем игры для их развития по возрастам, начиная с рождения.

Сегодня вряд ли найдётся мама, которая не слышала про важность развития моторики у детей. Но что это такое и почему о ней столько разговоров?

Что такое моторика

Моторика – от лат. motus – «движение». Это совокупность анатомических и физиологических механизмов организма, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Различают моторику крупную и мелкую. И если про мелкую моторику мы что-то где-то слышали, то про крупную, возможно, и не доводилось.

Крупная моторика – это способность человека двигать руками, ногами, сохранять равновесие при ходьбе, беге. Она позволяет развивать более тонкие движения пальцев, позволяющих человеку работать с мелкими предметами. Именно эту возможность управляться с мелкими предметами и называют мелкой моторикой.

Читайте на нашем канале статью “Почему полезно ходить босиком”.

Проведено множество исследований детскими психологами, логопедами и педагогами, которые помогли выявить прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи: речь ребёнка развивается хорошо, если хорошо развиты движения пальцев. И наоборот, если движения пальцев неуверенные, вялые, то очень часто наблюдаются и проблемы с развитием речи.

Взаимосвязь речи и мелкой моторики кисти объяснима историческим развитием человека, а также с точки зрения анатомических особенностей строения головного мозга человека.

Читайте статью “Между строк. Что важно знать о дислексии” и узнайте о том, как бороться с нарушениями письма и речи.

Язык наших самых далёких предков был далеко не так богат и разнообразен. Люди в основном общались с помощью жестов и звуков, подобных зову животных. Постепенно развивались способности людей выполнять более мелкую тонкую работу руками, а, следовательно, развивалась и увеличивалась площадь мозга, отвечающая за эту способность. Анатомические исследования мозга помогли выявить тот факт, что треть коры головного мозга человека отвечает за двигательные функции кисти руки. В непосредственной близости расположены зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.

Всем читателям Дзена мы дарим 1000 баллов (1 балл = 1 руб) на покупку детской одежды Lucky Child: при регистрации на https://lucky-child.com укажите промокод DZEN.

Все знают о пользе пальчиковых игр, но задумывался ли кто-то, что конкретно развивают эти игры? Игры с пальчиками способствуют развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, памяти и речи… Согласитесь, внушительный набор!

Попробуем разобраться, когда начинать занятия с малышом. Рассмотрим развитие ребёнка в каждом возрасте, чтобы понять, какие занятия на моторику будут наиболее эффективны.

От рождения до 3 месяцев

В первые месяцы жизни малыш спит около 20 часов в сутки и совсем немного бодрствует. Кажется, что малыш совершенно не осознаёт, где он и что с ним происходит. Тем не менее он уже фокусирует взгляд на ярких предметах, понимает интонацию голоса.

В этом возрасте кисти ребёнка, как правило, сжаты в кулачки, и он постепенно познаёт азы крупной моторики: учится хватательным движениям, тянется к игрушкам, которые раньше разглядывал, трогает игрушки. Упражнения для развития моторики в столь раннем возрасте заключаются в лёгком массаже кистей рук и пальчиков малыша.

От 4 до 6 месяцев

До 3 месяцев ребёнок – наблюдатель. Начиная с 4 месяца жизни, он тянется к игрушкам ручками и ножками, может перекатиться к заинтересовавшему его предмету. Расширяется набор подвластных ему движений. Разговоры о развитие мелкой моторики малыша начинаются как раз в этом возрасте. Производители детских игрушек предлагают массу интересных вариантов: музыкальные, разных форм и размеров, с разнообразными поверхностями. Всё это действительно помогает развить мелкую моторику.

В этом возрасте ребёнка учат играть в «Ладушки», которые помогают ему научиться координировать свои ручки и ножки, вовремя хлопать в ладошки, топать ножками:

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут – поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели.

Крупная моторика ребёнка постепенно развивается, и у него уже получается самостоятельно сидеть, ползти. Параллельно появляются более чёткие звуки в речи, гуление.

Прекрасным тренажёром для мелкой и крупной моторики для деток от 5 месяцев станет пирамидка: надеть колечко на стержень далеко не так просто! Чтобы помочь малышу расслабить кулачки и раскрыть ладошку, нужно играть с ним в «Сороку-ворону»:

Сорока-ворона кашку варила (круговыми движениями проводите указательным пальцем по ладошке ребёнка – «каша перемешивается»),
Кашку варила, деток кормила.
Этому дала (отогните большой пальчик),
И этому дала (отогните указательный пальчик),
Вот этому тоже дала (отогните средний пальчик),
И этому дала (отогните безымянный пальчик),
А вот этому – не дала! (отогните мизинец, пощекочите ладошку)
Ты кашу не варил, дров не рубил, воду не носил – не дам тебе каши!

От 7 до 9 месяцев

Малыш растёт и развивается с невероятной скоростью. Если до 6 месяцев он только осваивал разнообразные движения, то к 7 месяцам он обычно уже свободно ползает, сидит, учится вставать. Главная особенность движений в этом возрасте – они становятся целенаправленными. Малыш уже усвоил причинно-следственную связь.

Прекрасными тренажёрами для развития моторики являются мячи, книжки с разнообразными на ощупь поверхностями. Малыши разбрасывают игрушки, и мамы часто ворчат по этому поводу, хотя при этом малыш тренирует свою моторику.

Читайте статью “Песочная терапия для детей” о полезных во всех смыслах играх с песком.

Эффективным способом тренировки моторики могут стать подвешенные на верёвочке предметы разных форм и размеров: шарик, бусинка, палочка и другие. Хватая их, малыш понимает, что пальчики нужно располагать по-разному: чтобы ухватить и удержать мячик, ладошка должна быть открыта, верёвочку надо брать пальчиками, бусинку – только двумя пальцами.

Пирамидка из разноцветных стаканчиков, которые нужно вкладывать один в другой, или объёмные геометрические фигуры, которые нужно вставлять в подходящие по форме окошечки, всяческие механизмы, требующие кручения, верчения и других новых и трудных движений ручками – всё это позволит развить координацию ребёнка, а вместе с тем и мелкую моторику.

Игры с пальчиками не теряют своей актуальности:

Плыл карасик по реке (пальцы складываете щепоткой, руки вытягиваете и делаете волнообразные движения от плеча),
И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх),
А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),
В камыши закопался (опускаете руки, пальцы складываете щепоткой, поочередно каждой рукой копаете),
Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (трясёте кистями рук, как дрожит карасик, а потом снова волнообразные движения от плеча)

Игра на любом музыкальном инструменте – это прекрасный способ развить координацию, мелкую моторику и чувство ритма, поэтому смело вручайте ребёнку дудочку или бубен.

От 9 месяцев до 1 года

Каких-то девять месяцев назад малыш только родился, его было страшно переворачивать на животик, а сейчас он уже вовсю ползает, пытается вставать и ещё много чего умеет делать самостоятельно. Но впереди ещё столько всего, чему нужно научиться!

Малыш учится ходить – тренирует свою крупную моторику, координацию. Поначалу это выходит довольно неуклюже, и на помощь приходят машины-каталки, за которые можно держаться и идти. Когда шаги становятся увереннее, малышам полезно гулять с игрушками-каталками на длинных ручках, которые они катят перед собой.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут развивающие книжки и коврики со множеством деталей (липучки, шнурки, кармашки), игрушки, которые нужно заводить ключом.

Для тренировки навыка ходьбы подойдут подвижные игры: собирание игрушек, прятки, полоса препятствий, игра в кегли, игры с мячом, рисование специальными пальчиковыми красками, крупные пазлы.

От 1 года до 3 лет

Дети развиваются стремительно, и к трём годам они должны уже очень многое делать самостоятельно, а, значит, тренировать крупную и мелкую моторику нужно практически постоянно. Существует множество программ раннего развития и обучения детей. Какую выбрать – зависит от родителей и их возможности уделять малышу определённое количество времени. Ясно одно: родителям необходимо заниматься физическим развитием своих детей – учить их лазить по шведской стенке, танцевать, прыгать, плавать, играть в футбол, кататься на велосипеде и самокате.

Невероятное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики просто сбивает с толку родителей. Хочется купить все и сразу. Ребёнок растёт и игрушки должны быть более изобретательными. Один из вариантов – объёмные лабиринты, которые являются не просто игрушкой, но и логической головоломкой. Такие лабиринты помогают развить и мелкую моторику, и умственные способности малыша.

Множество игр с мелкими предметами можно найти на просторах интернета и в книгах. Можно смешать горох с фасолью или макароны разных форм и предложить ребёнку разобрать эту смесь.

Довольно часто малыши рвут книги. Мамы ворчат, а между тем малыш опять-таки тренирует мелкую моторику! Безусловно, книжки рвать совсем не нужно, а вот предложить крохе порвать лист бумаги на ленточки – отличный вариант для тренировки.

Простые и действенные способы развития мелкой моторики – наматывание клубка, лепка, рисование, вырезание ножницами, завязывание шнурков, нанизывание бусин, театр на пальчиках и многое другое.

Практически в любом возрасте остаются актуальными пальчиковые игры:

Мы делили апельсин (показываем кулачок),
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа (отгибаем большой пальчик),
Эта долька – для чижа (отгибаем указательный пальчик),
Эта долька – для утят (отгибаем средний пальчик),
Эта долька для бобра (отгибаем безымянный пальчик),
А для волка – кожура! (трясём ручками)
Разозлился волк – беда.
Разбегайтесь кто куда (разводим ручки в стороны).

К трём годам ребёнок уже хорошо развит – и физически, и умственно. Всё это результаты ежедневной тренировки крупной и мелкой моторики. Теперь малыш готов к новому этапу в своей жизни – к детскому саду. Выберете ли вы одну из программ раннего развития или предпочтёте ориентироваться на способности и потребности своего малыша – выбор будет правильным, потому что вы мама, и только вам известно, какой путь станет лучшим для вашего ребёнка.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные и увлекательные статьи о детях и родителях: https://zen.yandex.ru/luckychild

А какие игры на моторику любимые у вашего малыша? Поделитесь в комментариях!

Источник