Игры с природным материалом в развитии ребенка

Игры с природным материалом в развитии ребенка thumbnail

Картотека игр с природным материалом

Младший и средний дошкольный возраст

Волшебные фигуры

Игра может быть проведена во время прогулки у песочницы или в уголке экспериментирования в групповом помещении.

Цель: уточнение представлений о геометрических фигурах

Оборудование: песочница или контейнер с мелким песком, листы бумаги по числу детей, клеевой карандаш.

Ход игры

Педагог приглашает детей к песочнице или контейнеру с песком. Он раздает детям листы бумаги и быстро рисует на них клеевым карандашом геометрические фигуры (в соответствии программными требованиями для каждой возрастной группы). Затем педагог предлагает детям положить листы на землю или на столы и засыпать их слоем песка, а потом аккуратно поднять листы и стряхнуть с них песок в песочницу или в контейнер. Вместе с детьми педагог удивляется тому, что на листах появились геометрические фигуры. По предложению педагога дети рассказывают, какие фигуры у каждого из них.

Усложняя игру, можно нарисовать не фигуры, а различные изображения из геометрических фигур, например домик из квадрата и треугольника или снеговика из трех кругов разного размера. Тогда дети рассказывают, что за изображения возникли у них на листах, из каких фигур они состоят.

Когда изображения высохнут, можно использовать их для развития осязания. Тогда по предложению педагога дети закрывают глаза, а педагог кладет перед каждым из них лист с «песчаной» фигурой. Дети ощупывают изображения, называют их, а потом открывают глаза и проверяют правильность своего ответа.

Куличики

Игра может проводиться в весенне-летний период на улице у песочницы или в любое время года в центре экспериментирования у контейнера с песком.

Цель – уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Оборудование: песочница или контейнер с песком, формочки разных цветов и форм по числу детей, совочки по числу детей.

Ход игры

Педагог собирает детей возле песочницы или контейнера с песком и показывает им новые формочки. Он разрешает детям взять формочки в руки, рассмотреть их, рассказать, какого они цвета, какой формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.д. Затем он предлагает детям сделать куличики с помощью новых формочек. Дети по предложению педагога рассказывают, как нужно делать куличики. Затем дети делают куличики и рассказывают, какой они формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.п. С помощью педагогов дети делают вывод, что из круглой формочки получился круг, из квадратной – квадратный, из треугольной – треугольный и т.п. Можно предложить детям украсить куличики камешками, сухими листиками или другим природным материалом, а потом обсудить, какие красивые получились куличики.

Построим забор

Игра может проводиться на улице у песочницы. Набор формочек-геометрических фигур соответствует программным требованиям для каждой возрастной группы.

Цели: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Упражнения в различении фигур и формах предметов. Упражнения в различении фигур (круг, квадрат, треугольник), форм предметов (круглый, квадратный, треугольный) и их правильном назывании. Развитие логического мышления.

Оборудование: песочница, формочки разных цветов по числу детей, совочки по числу детей.

Ход игры

Педагог собирает детей возле песочницы и показывает им уже знакомые формочки. По предложению педагога дети рассказывают, какого цвета формочки, какой формы (круглая, квадратная, треугольная). Педагог предлагает детям построить забор из куличиков вокруг песочницы, чередуя куличики таким образом: круглый, квадратный, треугольный, круглый и т.п. Можно напомнить детям, как правильно делать куличики, чтобы они не рассыпались. Дети строят забор все вместе, а оптом украшают его природным материалом.

Игры с водой

Рыбаки

Игра проводиться летом, в жаркую погоду с детьми младшей группы.

Цель – развитие цветовосприятия и цветоразличения.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические рыбки, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий),  4 ведерка разных цветов.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветных рыбок, выполненных из металла или пластика и снабженных металлическими кружками-глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветных рыбок, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и ведерки и предложить четверым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед началом игры педагог может прочитать стихотворение:

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик – темный уголек,

И как льдинка тело,

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Только вот рыбешку жалко.

Далее по команде педагога дети ловят и складывают рыбок в ведерки. Побеждает тот ребенок, который первым поймает всех рыбок «своего» цвета. Далее игра продолжает со следующей четверкой детей.

Необычная рыбалка

Игра проводится летом в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми младшей группы.

Цель – развитие математических представлений (совершенствование умения различать геометрические фигуры).

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый, квадратный, треугольный).

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когд дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные фигуры, расскажут, как они называются, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить троим детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер. Далее по команде педагога дети ловят и складывают фигуры в контейнеры. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» фигуры. Далее игра продолжается со следующей группой детей.

Читайте также:  Факторы нарушающие нормальное развитие ребенка

Морские камешки

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель – развитие зрительногогнозиса и конструктивного прасксиса.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна. Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.

Водичка, водичка.

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.

Цель – развитие первичных естественно-научных представлений.

надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки.

Предварительная работа. Разучивание стихотворного текста игры.

Ход игры

Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры, совершая соответствующие тексту действия:

Раз, два, три, четыре,

Ручки в воду опустили.

Мы похлопаем в ладоши

И побрызгаем немножко.

Из ладошки, да в ладошку

Льются капельки-горошки.

Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки. Хлопают в ладоши под водой. Легко загребают воду ладошками. Переливают воду из ладошки в ладошку.

Педагог ставит на стул или скамейку сосуды для воды и предлагает детям налить в них воду. Когда дети выполняют просьбу педагога, он предлагает им в один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода стала прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала мутной».

Источник

Авторские игры с плодами деревьев для детей 2-3 лет.

Дети раннего возраста – это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё рассмотреть и потрогать. Игры с природным материалом способствуют умственному и речевому развитию детей, формированию у них познавательного Развивающие игры с природным материаломинтереса, умения взаимодействовать друг с другом, проявления творческих способностей. В процессе совместной игры формируется доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Однажды, когда к нам в группу попала большая круглая коробка, появилась идея использовать её для игры с плодами каштана, дуба, грецкого ореха, шишками ели и сосны. Мы разделили внутреннее пространство коробки на четыре части и в каждой из них поместили фигурки животных. Собранные с детьми каштаны, шишки, жёлуди, грецкие орехи поместили в корзинку, а в крышке коробки сделали прорези и наклеили рядом картинки с изображениями этих плодов.

Игра «Гостинцы для друзей»

Цель: формировать представления о плодах деревьев ближайшего окружения.

Задачи: развивать сенсорные представления при выделении признаков плодов каштана, дуба, ореха, ели и сосны; познакомить с особенностями фактуры различного природного материала; развивать внимание, память, мыслительные операции анализа, сравнения, группировки, классификации; расширять и уточнять лексический запас; развивать умение соотносить предметы с их изображениями, точные движения пальцев и кистей рук.

Материал: корзинка с шишками, грецкими орехами, каштанами, жёлудями, коробка с прорезями, пластмассовые и резиновые фигурки зверей.

Игра предназначена для детей 2-3 лет, одновременно в ней могут принять участие до 4-х человек.

Ход игры
Воспитатель вносит корзинку с природным материалом, который представлен каштанами, сосновыми и еловыми шишками, грецкими орехами и жёлудями, предлагает детям рассмотреть его и обследовать. Дети раскладывают эти плоды в отверстия на коробке после соотнесения их внешнего вида с расположенными рядом изображениями. После того, как все плоды разложены, крышку коробки открывают и предлагают детям посмотреть, кому достались гостинцы. Малыши также могут проверить правильность выполнения игрового задания и переложить плоды, если допущена ошибка. Для поддержания интереса к игре мы заменяем фигурки животных, перемещаем их в другие части коробки, частично закрываем фотографии плодов, добавляем свежие фрукты.

Игра «Один-много»

Цель: формировать представление о понятиях «много» и «один».

Задачи: закреплять названия плодов разных деревьев, дифференцировать изображения одного предмета и множества предметов, учить откладывать соответствующее этим изображениям количество плодов, закреплять умение словесно обозначать один предмет и много предметов.

Материал: корзинка с шишками ели, сосны и кедра, орехами пекан, фундук и грецкими, каштанами, жёлудями, шишками ольхи; коробка с прорезями; карточки с изображениями одного из указанных плодов и множества таких же плодов. В игре могут Авторские игры с плодами деревьев для детей 2-3 летпринять участие до 4-х детей.

Ход игры
Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть и назвать плоды деревьев, которые находятся в корзинке, а затем найти и назвать эти же плоды на картинках. Затем педагог показывает карточку с изображением каштана и располагает её около одного из отверстий в коробке. Он предлагает каждому участнику игры опустить в него столько же каштанов.

Дети кладут в коробку по одному каштану. После этого коробку открывают и предлагают посмотреть, сколько плодов в ней лежит. Педагог подводит дошкольников к выводу о том, что много каштанов – это много раз по одному каштану. Детям предлагают найти и показать картинку, на которой изображено много каштанов. Аналогично дошкольники образовывают множества других плодов.

Игра «Весёлый счёт»

Цель: закреплять навыки соотнесения количества предметов с цифрой.

Задачи: закреплять навыки счёта предметов в пределах 5-и, обозначения количества предметов цифрой.

Материал: корзинка с природным материалом, коробка с прорезями, карточки с цифрами от 1 до 5. В игре могут принять участие до 4-х детей.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года английский

Ход игры
Воспитатель привлекает внимание детей к корзинке с плодами, предлагает им выбрать по одному разному плоду и назвать его. Затем он показывает карточку с цифрой, и дети опускают в отверстия коробки соответствующее ей количество плодов, ориентируясь на их изображения. После этого воспитатель открывает крышку и предлагает проверить, все ли справились с заданием.

Усложняем задание, предлагая детям положить в коробку разное количество плодов. Дети вместе с педагогом открывают коробку и считают их количество в каждом её отделении. Можно ввести в игру элемент загадочности и предложить выбрать плоды из корзинки на ощупь с закрытыми глазами. В этом случае дети выполняют игровое задание по очереди. Например, первый участник закрывает глаза и выбирает 3 каштана, следующий нащупывает 3 ореха. Новый природный материал добавляем в корзинку, и дети знакомятся с ним на основе тактильных ощущений.

Игра «Что выросло на ветке»

Цель: закреплять представления о характерных признаках плодов деревьев.

Задача: развивать сенсорные представления о плодах деревьев на основе тактильных ощущений.

Материал: корзина с шишками, орехами, каштанами, жёлудями и фруктами.

Играть могут 1- 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь лежащие в мешочке плоды деревьев и назвать их. После этого каждый ребёнок достаёт плод, и, убедившись в правильности своего ответа, опускает его в коробку, ориентируясь на соответствующее изображение.

Представленное пособие можно с успехом использовать для закрепления у дошкольников навыков количественного счёта и представлений о частях растений. Следует отметить, что знакомство детей с возможностью необычного использования обыкновенной коробки способствует развитию воображения, интереса к экспериментированию и творческой деятельности.

Валентина Шушарина, педагог доп. обр.

Анастасия Тришина, воспитатель


ГБОУ Школа 1574, г. Москва

Источник

«Игры с природными материалами»

(с водой, песком, природным материалом)

«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени, выступая за гуманное и внимательное отношение к детям. Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного

и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.

Игры с водой.

Всех детей очень привлекают игры с водой.

Летом, в теплый солнечный день, можно организовать

игры с водой на свежем воздухе.

Задачи: упражнять детей выполнять несложные действия с водой; закрепить знания детей о том, что вода не имеет формы, и принимает форму сосуда, в который её налили; способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой; развивать ловкость и глазомер; доставить детям удовольствие от игр с водой.

Рыбалка.

Пластмассовые рыбки с металлической серединкой бросить в таз

с водой, кто быстрее или кто больше наловит рыбы магнитной удочкой. В ходе игры объясните детям, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке.

Дальнее плавание.

Сделайте вместе с детьми бумажные кораблики, а затем спустите их на воду в таз. Покажите ребенку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться. Устройте соревнования, чей кораблик дальше уплывет.

Наливаем воду в разные сосуды.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается.

Кто быстрее.

Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Задача педагога не только заметить впечатления детей, но и закрепить их, развить. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребности детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре.

Развивающие игры с песком.

Любому ребенку игра с песком доставляет ни только большое удовольствие, но и дает возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального строительного материала, как песок. Строительство на песке развивает у ребенка фантазию, воображение, восприятие, мелкую моторику. Рисование и письмо на влажном песке привьют интерес к чтению, счету. Строительные игры доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Строительство из песка.

Сочетая разные виды построек дороги, туннели, мосты, песчаные горки можно построить трассу, по которой будет ездить игрушечная машинка управляемая опытным шофером. Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут перекрестки, мосты, подземные переходы. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки. Эти макеты дети будут втыкать в песок. Если есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, деланным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка – перекладина для ворот. Используя набор игрушек «Домашние животные», предложите детям построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а в будке – сидеть сторожевой пес.

Читайте также:  Понятие связной речи и ее значение в развитии ребенка

Играя с влажным песком, дети могут делать постройки по собственному замыслу, проявлять свою фантазию в самых разных играх. Можно предложить построить «Дворец для своего любимого сказочного героя, а потом украсить его ракушками, цветами и узорами. Также можно устроить конкурс «чей дворец лучше».

Выкладываем и печатаем на песке.

Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите детям, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка, или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Этим же способом можно изобразить букву или даже короткое слово.

На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки разровнять влажный песок, а дальше вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации. Можно использовать обычные формочки для песка, желательно разного размер и формы.

Школа на песке.

Играя с песком, рисуя на нем вместе с детьми можно реализовать еще одну важную задачу – в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Пройди по камешкам.

Нарисуйте вперемешку разные геометрические фигуры. Объясните, что это «камешки», по которым ему надо перейти через «реку». Предложите ребенку перебраться на другой берег реки, наступая лишь на круглые камешки, а в другой раз на квадратные.

Найди и покажи фигуры.

Нарисуйте на песке различные фигуры, и предложите ребенку показать фигурки, посчитать и т.д.

Клад.

Незаметно закопайте в песок небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее по вашей подсказке. Начать поиск можно с любого места. Но при том взрослый указывает маршрут. Например: «сделай 2шага вперед, 3шага налево и т.д.

Игры с природным материалом

Кроме игр с песком и водой проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника), они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Из плодов ягод, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет), из полевых цветов плетут венки на голову.

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Из створок раковины мидии могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки.

Из пустой раковины улитки можно сделать чудесную игрушечную улитку, которую можно поставить на полочку, а можно подарить бабушке, дедушке или друзьям. Для того чтобы сделать сувенирную улитку нужно взять пластилин и вылепить фигурку улитки. У нее будет головка с рожками на длинной шейке, ножки и хвостик. Глазки улитки нужно сделать из мелких семян растений, осколков ракушек или пластилина темного цвета. Закрепите пустую раковину на спине улитки, и она оживет.

Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка. Из плоской или овальной раковины можно сделать черепашку. Для этого нужно вылепить пластилиновую фигурку черепашки и подобрать подходящий «панцирь». Две белые ракушки станут крыльями, раковина туловищем, большая темная мидия послужит подставкой и в результате получится чудесная бабочка. После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных.

Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Задача педагога не только заметить впечатления детей, но и закрепить их, развить. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребности детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре.

Желаю успехов!

Источник