Игры с годовалым ребенком для развития мелкой моторики
Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.
Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:
- игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
- пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
- массаж пальчиков,
- рисование;
- лепка.
В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Итак, приступим
1. Чистить вареное яичко
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.
2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.
3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
4. Проталкивать монеты в копилку
Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.
Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.
5. Выбирать из крупы мелкие предметы
Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.
6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка
- самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
- позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
- разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
- учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.
Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.
Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.
Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.
Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.
Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.
Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.
На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook. Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Большинство упражнений для развития мелкой моторики предполагает действия с мелкими предметами – бусинами, пуговицами, монетами, мелкими камушками, фасолью, горохом и другими подобными. Однако многие специалисты не рекомендуют позволять ребенку играть такими вещами даже под присмотром родителей и с пустышкой во рту.
В этой статье – несколько идей для тренировки пальчиков ребенка безопасными средствами. Эти идеи хороши еще и тем, что в качестве «тренажеров» выступают подручные средства и игрушки-самоделки, а значит, занятия по развитию тонкой моторики у ребенка не потребуют от родителей никаких финансовых затрат.
1. Баночки с крышками.
Пластиковые бутылочки с закручивающимися крышечками, пустые флаконы из-под духов и туалетной воды, флакончики из-под лекарств, баночки с крышечками из-под детского пюре обычно в фаворитах у маленьких детей. Игры с баночками и крышечками развивают не только моторику, но и координацию – ведь баночку нужно держать одной рукой, а отвинчивать и завинчивать крышечку – другой.
2. Четки из пуговиц разного размера.
Для детей очень полезны занятия с пуговицами – разных форм, размеров, текстур и цветов. Сделать пуговицы безопасными поможет прочная нить, сложенная в несколько раз, которая продевается через отверстия в пуговицах и связывает их в разомкнутую или сомкнутую цепочку. Дети особенно любят перебирать пуговицы в таких импровизированных четках в дороге или на прогулке. Но отверстия в пуговицах должны быть настолько большими, чтобы пуговицы можно было передвигать по нитке.
3. Замочек с ключами.
После года дети становятся способны на нехитрую операцию – вставить ключ в замочек и повернуть его. А ближе к 1,5 годам они уже способны подобрать подходящий ключ для замка из нескольких других, висящих на связке. Замочек лучше к чему-нибудь прикрутить – так ребенку будет интереснее и удобнее играть. А ключи лучше выбирать без острых краев.
4. Тазик с водой и игрушками.
В тазик с водой можно бросить много небольших предметов – крышечек, колпачков, резиночек, катушек из-под ниток и т.п. Малышу можно предложить выловить их и переложить в другую емкость – руками или, например, ситом (для малыша постарше). Под тазик, конечно, лучше подстелить клеенку.
5. Подушечка с наполнителями.
Развивающую подушечку лучше сшить из кусочков ткани, разных по цвету и фактуре. Наполнителем может служить фасоль, горох, крупные бусины. К подушечке нужно крепко пришить пуговицы, бусины, замочки и любые другие мелкие детали. Можно сделать их «на резиночке», можно рядом пришить петли, в которые продеваются пуговицы и бусины, можно сделать кармашки на липучках или любые другие интересные элементы.
6. Пустые картонные коробочки.
Не стоит выбрасывать картонные коробочки, которые можно открывать и закрывать – из-под чая, духов или зубной пасты: они могут стать отличной игрушкой для годовалого ребенка.
7. Поднос с крупой.
На подносе с насыпанной ровным слоем манной или пшеничной крупой малыш может чертить линии и рисовать загогулины пальчиками – по примеру мамы, конечно. И нет опасности, что ребенок подавится крупинками – ведь они очень мелкие.
8. Кошельки, визитницы и косметички.
Мамины кошелек с кнопками и косметичка с замочком традиционно являются любимыми игрушками у детишек. Они вынимают из них разные предметы по одному, рассматривают и, вынув все содержимое, начинают складывать вещи обратно. И эта игра может повторяться несколько раз. Стоит выделить ребенку для игры пустую чистую косметичку или кошелек и наполнить их любыми безопасными предметами – малыш долго будет заинтересован новой игрушкой.
9. Прищепки.
Нетугие прищепки и веревочка, натянутая между ножками стула, станут отличным средством тренировки маленьких пальчиков.
10. Коробка с отверстиями.
Из коробки из-под обуви или мелкой бытовой техники или контейнера для продуктов можно сделать отличную игрушку-проталкиватель. Для этого нужно подобрать небольшие предметы, у которых одна сторона представляет собой какую-либо геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Например, это могут быть: колпачки от флаконов с туалетной водой – они бывают самой разной формы, катушка из-под ниток, крышечка от крема, яйцо от «Киндер-сюрприза», пустой коробок из-под спичек, кубик, ластик и т.п. В крышке коробки нужно проделать отверстия разной формы (соответственно, круглой, квадратной и т.п.) так, чтобы подобранные мелкие предметы могли пройти в отверстия. При этом отверстия нужно сделать так, чтобы каждый предмет мог пройти только в одно отверстие, которое соответствует ему по форме. Эта игрушка поможет развить не только тонкую моторику, но и усидчивость, терпение, внимательность, координацию.
11. Бассейн с крупой.
Кастрюлю до половины нужно наполнить чечевицей, манкой, пшеничной крупой, гречкой – чем-то одним или сочетанием круп. В крупе нужно спрятать небольшие игрушки и показать малышу, как можно в кастрюльке их отыскивать и доставать. Вместо кастрюли можно взять любую другую емкость.
12. Книжки с картинками.
Любая книжка, странички которой малыш способен листать, будет тренажером для развития мелкой моторики. Ребенку будет легче листать странички, если книжка будет картонной или между ее страницами будет лежать вкладыши – например, открытки. А если сделать книжку с аппликациями (например, в обычную тетрадку наклеить вырезанные картинки из журналов и старых книжек), она будет способствовать и развитию тактильной чувствительности.
© Автор: Ксения Зародова – Женский журнал
Источник
Игры для детей от 1 до 2 лет, направленные на развитие мелкой моторики рук
Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет
На ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности человека.
Месим тесто
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, активных зон ладошек и пальцев.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мука, широкая миска, стакан с водой.
Рекомендации: во время игры наденьте на малыша фартук, чтобы его одежда оставалась по возможности чистой.
Ход игры: поставьте перед ребенком на детский столик широкую миску, насыпьте туда немного муки, пусть малыш повозится немного с сухой мукой, затем налейте в миску небольшое количество воды, покажите ребенку движения (в воздухе), чтобы он мог замесить тесто, при этом приговаривайте:
Месим, месим тесто,
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печке место,
Буду печь каравай,
Переваливай, давай!
Дайте ребенку вволю повозиться с «тестом», пусть он постарается сделать из него хлеб, пирожки и т. д. После игры вместе уберите все со столика, наведите чистоту.
➣ Родителям на заметку. Замечено, что дети больше всего любят помогать родителям в их повседневных делах. Используйте это для укрепления взаимопонимания и доверия.
Собираем горох
Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, зрительного анализатора.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко, горох или фасоль.
Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился горохом или фасолью, не засунул их в нос.
Ход игры: на ковре рассыпьте горох (фасоль), начните собирать его в ведерко, привлекая стуком горошин о дно ведра малыша, или попросите ребенка помочь собрать вам горох. Внимательно наблюдайте, что будет делать малыш. Довольно быстро он соберет вам весь горох. Похвалите малыша за старательность.
Начинаем рисовать
Цели игры: развитие мелкой моторики, развитие чувства цвета, формы, развитие воображения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: кисточка, акварельные краски, гуашь, листок ватмана, чистые тряпки для рук, книги-раскраски с проявляющимися цветными картинками.
Ход игры: посадите малыша за детский стол.
1-й вариант: в книжных магазинах можно приобрести книжки-раскраски для самых маленьких. Цвет в этих чудо-книжках проявляется, если намочить картинку. Малышу следует показать, как все это происходит, если «раскрашивать» картинку кисточкой с водой. Пусть ребенок самостоятельно раскрашивает книжку. Вместе с ним рассматривайте получившиеся картинки. Рассказывайте, какого цвета и какой формы на картинке предметы, спрашивайте, что нарисовано на картинке.
2-й вариант: предложите малышу нарисовать на ватмане красками кисточкой картину. После того как он закончит рисовать, попросите его рассказать, что изображено на рисунке. Похвалите ребенка за выдумку.
3-й вариант: предложите малышу нарисовать гуашью и руками картину на ватмане. Положите рядом с ним чистые тряпки, которыми он может вытирать руки. Предоставьте ребенку полную свободу творчества. После того как картина будет закончена, попросите рассказать, что он нарисовал. Похвалите малыша за выдумку. После игры вместе приведите рабочее место в порядок.
➣ Родителям на заметку. Организуйте для ребенка место для игры и стол для творческих занятий. С раннего возраста приучайте малыша к аккуратности и порядку.
Сортировщик
Цели игры: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца, развитие чувства цвета и формы.
Необходимые материалы и наглядные пособия: широкая миска, две коробки, фасоль и горох.
Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился горохом или фасолью, не засунул их в нос.
Ход игры.
1-й вариант: предварительно смешайте в широкой миске небольшое количество гороха и фасоли, попросите малыша помочь вам разобрать в разные коробки фасоль и горох. Старайтесь, чтобы основную работу выполнил малыш, хвалите его за усердие и усидчивость.
2-й вариант: смешайте в широкой миске фасоль разного цвета, вновь попросите малыша помочь вам.
Если ребенок устал или отвлекается, сделайте перерыв, поиграйте в подвижную игру, а затем вновь приступайте к перебиранию плодов. Если же и это не помогает, прекратите игру, через несколько дней вернитесь к ней вновь.
«Крабики» прицепились
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, сообразительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: заколки для волос «краб», картонная коробка.
Ход игры.
1-й вариант: покажите ребенку заколку, объясните, как можно ее прикрепить на стенку коробки. Попросите малыша прикрепить все имеющиеся заколки на бортик коробки. Спросите ребенка, куда еще можно прикрепить «крабиков». Предоставьте малышу поле для самостоятельной деятельности. Похвалите его за выдумку и сообразительность.
2-й вариант: попробуйте поиграть в «крабиков», которые цепляются к одежде, при этом малышу необходимо незаметно подойти к папе или маме и прицепить «крабика» к их одежде. Если ему это удается, папа или мама должны будут прицепить «крабика» к одежде малыша, весело его догоняя. В конце игры «крабики» собираются в коробку до следующей игры.
Часики: переставляем стрелки
Цели игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, навыков выполнения мелкой работы, знания счета, развитие артикуляции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушечные часы.
Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажи те ему часы, спросите его, что говорят часы и как они ходят, при этом наклоняйте голову вправо-влево.
Тик-так, тик-так,
Не спав ни минутки,
Тик-так, тик-так —
Уже которые сутки.
Тик-так, тик-так.
Идти часы устали.
Тик-так, тик-так —
Потихонечку встали.
Вы очень удивлены и не знаете, что делать. Предложите малышу поработать часами и переводить самому стрелки (на одно деление, на два деления и т. д.), при этом он должен имитировать звуки хода часов. Похвалите малыша за его работу.
Собираем, разбираем пирамидку
Цели игры: развитие точности движений, мелкой моторики t>vk, развитие чувства цвета и формы, самостоятельности в принятии решений.
Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовая пирамидка.
Ход игры: посадите ребенка на пол или за детский стол (по желанию ребенка), поставьте перед ним собранную пирамидку, попросите показать вам, как она разбирается. Проговаривайте, какого цвета кольцо снимается в данный момент, большое или маленькое.
После того как пирамидка разобрана, попросите малыша собрать пирамидку, наблюдайте, в каком порядке он будет собирать игрушку. Первое время не заостряйте на этом внимания, главной является цель — сбор пирамидки.
В дальнейшем объясните малышу, как правильно собирать игрушку. Удачные попытки, а также любые самостоятельные действия отмечаются похвалой. Если у малыша что-то не получается, отвлеките его, уберите пирамидку, вернитесь к игре через несколько дней с того момента, где вы остановились.
Кольцо-тренажер
Цели игры: развитие силы кисти рук, массаж активных зон ладоней.
Необходимые материалы и наглядные пособия: резиновое кольцо-тренажер для мышц кисти.
Рекомендации: выберите нетугое кольцо, чтобы малыш мог его сжать обеими руками.
Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажите ему кольцо-тренажер, пусть малыш с ним немного поиграет. Покажите, какой вы сильный и можете сжать кольцо. Помогите малышу тоже сжать кольцо обеими руками. Постоянно подбадривайте и хвалите ребенка.
Я буду силачом,
И это точно знаю.
Все будет нипочем,
Всем Вам я обещаю.
Можно проводить соревнования на количество сжатий кольца-тренажера: кто больше всех раз сожмет кольцо, тот и победитель.
Мозаика
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, воображения, самостоятельности в игре, цветоощущения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мозаика.
Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился «гвоздиком».
Ход игры: посадите ребенка перед собой или за детский стол, положите перед ним мозаику. Покажите малышу, как можно извлекать и вставлять «гвоздики» в ячейки. При этом проговаривайте, какого цвета вы взяли гвоздик. Предоставьте ребенку свободу творчества. После того как узор будет готов, обязательно похвалите кроху, покажите работу папе, бабушке. Аккуратно вместе с ребенком сложите мозаику в коробку до следующего раза.
➣ Родителям на заметку. Сохраняйте рисунки малыша и по возможности поделки, они вам помогут в будущем в общении с подрастающим и взрослеющим ребенком.
Волшебные бусы
Цель игры: развитие мелкой моторики рук и воображения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: суровая нитка, толстая иголка с тупым концом, макаронные изделия с отверстием посередине различного размера и цвета, широкая тарелка.
Рекомендации: помогите ребенку научиться работать с иглой.
Ход игры: перед ребенком поставьте макаронную смесь, совместно проденьте суровую нитку в ушко иголки, покажите, как можно нанизать макароны на нитку, при этом просите малыша самого выбирать последовательность набора бус. В конце игры аккуратно завяжите суровую нитку, чтобы бусы не рассыпались. Волшебные бусы можно подарить маме, бабушке. Похвалите ребенка за выдержку и усердие.
Фантики
Цели игры: развитие мелкой моторики, воображения, развитие эмоционального контакта.
Необходимые материалы и наглядные пособия: фантики от конфет, небольшая коробка.
Ход игры: соберите несколько красивых фантиков от конфет и покажите их малышу, вместе рассмотрите рисунки на фантиках. Удивление малыша не знает границ. Покажите ребенку, как можно сложить фантики, чтобы их можно было положить в коробочку. Отдайте крохе его сокровище. Наблюдайте за малышом, как он будет себя вести в дальнейшем. Малышу бесконечное число раз захочется поделиться своей радостью от приобретения. Попросите подарить несколько фантиков вам. Как правило, дети охотно делятся игрушками (фантиками), но еще больше радуются их возвращению через некоторое время обратно.
➣ Родителям на заметку. Склонность малыша к собирательству самых неожиданных и необычных предметов с объяснением их применения позволяет предположить работу воображения и творческой мысли.
Отдохните, пальчики
Цель игры: расслабление мышц кисти.
Ход игры: встаньте лицом друг к другу, вытяните руки вперед, приговаривая, сжимайте пальцы в кулак и возвращайтесь в исходной положение, в конце стихотворения потрясите свободно кистями рук:
Мы играли, рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем
И опять играть начнем.
Hoс — пол — потолок
Цель игры: развитие моторики, точности движений по просьбе взрослых, внимания, эмоционального контакта.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка.
Рекомендации: игру следует проводить на эмоциональном подъеме, играют все члены семьи.
Ход игры: включите ритмичную музыку, встаньте лицом друг к другу, проговаривая: «Нос — пол — потолок», показывайте на указанный объект пальцем, ускоряйте темп, в дальнейшем изменяйте последовательность слов: «Потолок — пол — нос» и т. д. Подбадривайте малыша, если он ошибся, ошибайтесь и сами. Игра должна проходить весело, несмотря на ошибки и неудачи.
Похвалите в конце игры ребенка за внимательность, точность движений.
Рекомендуем посмотреть:
Что должен уметь ребенок в 1 год
Развивающие игры для детей 1-2 года
Игры на прогулке для детей от 2 до 4 лет
Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет
Что должен уметь ребёнок в 2 года
Источник