Игры развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Игры на развитие навыков общения

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Пресс-конференция»

Цели: развивать  навыки  эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с  другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» – садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?  За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

Игра «Встреча»

Цель: Развивать коммуникативные способности

Ход игры . Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад

18. «Кто сильнее любит»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Выбирается ребенок – водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим … (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

19. «Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся “цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

21. «Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: “Пусть всегда будет … », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

23. «Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят – “вулкан» – садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, – может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

21. «Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: “Пусть всегда будет … », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

23. «Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят – “вулкан» – садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, – может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

36. «Я знаю пять имен своих друзей» 

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня – раз, Лена – два … ” и т. П., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего  партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля  и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе  настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

Читайте также:  Семья как институт социализации ребенка с отклонениями в развитии

«Пожелание»

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Источник

Светлана Козлова
Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном развитие детей: социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

ФГОСы [5] предполагают создание условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста,предполагают: обеспечение эмоционального благополучия в детском учреждении, поддержку индивидуальности и инициативы детей, а также установление правил взаимодействия в разных ситуациях и создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Существуют возрастные особенности детей среднего возраста. В игровой деятельности у них проявляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

Взаимоотношение со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В играх начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

В младшей группе я использовала малоподвижные игры для сближения детей друг с другом и воспитателями. Эти игры раскрепощали детей, создавали радостное настроение и способствовали сотрудничеству и совместной деятельности. В этих играх задействованы все дети, например игра «Бабушка Маланья»[4; стр. 45]. Это игра-шутка, в основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью и в то же время, нужно ребенку – ведущему придумать движение не похожее на предыдущее и передать роль другому. Игра «Бабушка Маланья»[4; стр. 45] очень полюбилась детьми и они с удовольствием в нее играют. В эту игру можно играть, как утром, для раскрепощения детей, отвлечение от грустных мыслей, так и вечером, для создания непринужденной обстановки.

Для развития доброжелательных отношений в группе и дальнейшее сближение использовала игры «По дорожке Аня шла»[4; стр. 42], «Подарки»[4; стр. 34], «Зайчик»[4; стр. 40], «Узнай, кто тебя позвал»[4; стр. 97].

В этих играх развивается внимание, память, тренируется слуховой аппарат, определяются дети-лидеры, дети-организаторы.

Более сложными для детей были игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. Игра «Танец куклы»[4; стр. 32] организует поведение детей к совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу.

Игра «Дуди, дудочка, дуди»[4; стр. 31] учит считаться друг с другом, уступать главную роль и ожидать своей очереди в игре. Такие игры готовят к новой форме партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает замену, кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

В утренние часы использую игру на приветствие «Мы любим друг друга»(по программе «Радуга», где дети дотрагиваясь друг другу до носика и щечек расслабляются, улыбаются друг другу, а обнимаясь чувствуют сближение, доброе отношение к себе. Игра «Гномы»детям очень нравится, потому что создает доброжелательное отношение между детьми и после этой игры можно перейти к другой совместной деятельности «взявшись за руки».

В своей работе с детьми использую массаж спины «Дождь, дождь», «Сварим щи» через эту деятельность ребята дотрагиваются друг до друга, стараются не делать больно, чтобы было приятно, а так же выполняет оздоровительную функцию.

В дальнейшем буду использовать психогимнастику, которая помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастика по методике М. И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений,на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении:

• Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием;

Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

В своей работе использую упражнения на расслабление отдельных групп мышц: «Шалтай- Балтай»[3; стр. 84], «Фея сна»[3; стр. 86], «Холодно- жарко»[3; стр. 89].

Разработанные игры В. М. Минаевой дают возможность формировать адекватное эмоциональное состояние в коммуникативной сфере. Игры «Наседка и цыплята»[2; стр. 13], «Доктор Айболит»[2; стр. 15]. Я начала свою работу по этой методике с раздела «Природа», дети хорошо знают эти ситуации,подсмотренные из жизни. Игры развивают воображение, расковывают, сплачивают ребят.

Прежде всего такие игры показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, легкими задержками психического развития, такие дети есть во всех группах. Не менее важно использовать эти игры со здоровыми детьми с целью психофизической разгрузки.

Использую для снятия психоэмоционального напряжения детей ритмопластику В. Г. Алямовской, через эти упражнения происходит раскрепощение личности и поведения, позитивное восприятие окружающего мира. Упражнениях «Тучкины штучки», «Забавный дракоша»[1; стр. 57, 58] дети передают образы сказочных и литературных героев, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных.

Я думаю очень важно продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, развитию образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Литература:

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.- 80 с.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКИ, 2001.- 48 с.

3. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.

4. Щербакова Ю. В., Зубанова С. Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста- М.: Глобус, 2007.- 175 с.

5.ФГОСы: www. rg. ru /2013/ 11/25 dok- standart -dok. html

Источник

Игры направленные на формирование общения со взрослым и  сверстниками детей  с ЗПР дошкольного возраста

Игры, направленные на формирование контактности и избирательности в общении

  1. Дидактическая игра  «Возьми шарик»

Цель игры: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шарика.

Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.

  1. Дидактическая игра:  «Зайка».
Читайте также:  Что такое натальный период развития ребенка

Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу.    Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит».

Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь   поиграть, с нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

При формировании избирательности в общении у детей можно рекомендовать следующую игру:

  1.   «Найди свою пару» (С кем играть?)

           Цель: продолжать учить обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.

  1. Дидактическая игра «Небоскреб».

Цель:  развитие умения договариваться, работать в команде.

Оборудование: складной метр, кубики разного размера, по 3-4 на каждого ребенка.

Ход игры: дети садятся в круг, в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, что бы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

 Примечания: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя, он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно  более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый  может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что играя сообща можно сделать более устойчивую и высокую башню.

  1.  Игра «Совместный рисунок»

Цель: развитие чувства близости между детьми.

Оборудование: листы бумаги.

Педагог предлагает каждому ребенку выполнить отпечаток своей ладони на листе бумаги, а другому ребенку предлагает  дорисовать его, придумав название рисунку.

Игры, направленные на  развитие средств общения

  1. Дидактическая игра «Помоги»

Цель: учить использовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», «возьми», «возьми это»), а также жесты (указательный); учить при общении называть друг друга по имени.

Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.

Ход игры. 1-й вариант (проводится парами). Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель (кровать, стол, стул). Педагог говорит: «Одевать куклу и причесывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать – подавать все, что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Миша садится за стол рядом с разложенными предметами, а Наташа поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель, просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Миша приносит ей каждый из предметов по одному. Если Наташе трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т. д., то она просит помочь Мишу, говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Миши и попросить у него помощи.

  1. Дидактическая игра «Чего не хватает»

Цель: продолжать учить обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребление указательного жеста.

Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса) и т. д.

Ход игры: дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет. Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали (колеса, крыши и т. д.) и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать. Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т. д.  Педагог раздает недостающие детали, и дети завершают изображения.

  1. Подвижная игра «Солнышко»

Цель: Формировать речевое общение, учить договаривать о совместных действиях, изображать действия.

Оборудование: обручи, бубен.

Ход игры:         и        грающие образуют круг. В центре круга – «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.

Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Раскидай колечки.

Дети идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим.

Мы колечки соберем,

 Золоченые возьмем.

Дети, стоящие рядом с обручами, берут их и образуют четыре маленьких круга.

 Покатаем, поиграем,

 И тебе назад вернем.

Играющие выстраиваются в общий круг, обручи кладут на пол. По сигналу ведущего (удар в бубен), дети разбегаются. По последнему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, кто сделал это быстрее.

  1. Подвижная игра  «Что мы делали- не скажем…»

Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.

  1. Дидактическая игра: «Найди свою пару»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого по характеру мимики и пантомимики.

Оборудование: карточки с изображением различных эмоциональных состояний (на каждое состояние – по две карточки).

Каждому ребенку выдается по одной карточке. Задача детей- найти свою пару. При этом можно пользоваться только невербальными средствами общения.

  1. Дидактическая игра «Шоферы и строители»

Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении слова «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как называется»; в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произнося «спасибо»).

Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, лесенка и др.).

Ход игры (проводится с подгруппой из 4–6 детей). Дети распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы, он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска. Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шофер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда постройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рисунок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вместе обыгрывают постройку.

Читайте также:  Музыкальные инновации для развития ребенка биз

В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов. По окончании построек педагог просит всех строителей показать свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны постройки.

При повторном проведении игры дети меняются ролями.

Если в процессе выполнения задания между детьми возникает спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь, важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.

Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как коллективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает доброжелательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе построили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и правильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хороший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле «спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».

Игры, направленные на   формирование инициативности в общении со взрослыми сверстниками

  1.  Рисование на тему «Мой лучший друг»

Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сотрудничества, проявления внимания друг к другу.

Ход занятия: Педагог читает детям стихотворение.

Жить на свете очень туго

 Без подруги

Или друга.

 Без тебя и твой щенок

 Нестерпимо одинок.

Педагог показывает рисунки с изображением друзей и предлагает детям нарисовать их лучшего друга, сказать, как его зовут. В конце занятия дети рассматривают рисунки и рассказывают о своих лучших друзьях.

  1. Рисование на тему « Грустное и веселое солнышко»

       Цель: знакомить ребенка с окружающим миром. Учить правильно, выражать свои чувства (грусть, радость). Учить умению рассказать о своих эмоциональных состояниях.

Ход занятия: педагог предлагает детям нарисовать каким они представляют себе солнышко.  Педагог рисует элемент и предлагает ребенку дорисовать его до получения образа, уточняя: «Что это?» или «Кто это?».

Педагог: Какое у тебя сейчас настроение – веселое или грустное?

В зависимости от ответа ребенка, педагог помогает ребенку дорисовать солнышко. Если ребенок не может ответить, нужно помочь ему наводящими вопросами: «Что ты делаешь, когда радуешься?»( улыбается).

  1. Игра «Переманивание»

Цель: разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений.

Ход игры: Половина детей сидит на стульях лицом в круг, другая половина стоит сзади за стульями. На одном стуле никто не сидит. Задача того, кто стоит за этим стулом переманить на свой стул кого-то из детей так, чтобы этого не заметил стоящий за его спиной. В свою очередь, тот, кто стоит за спиной ребенка, должен его не пустить (вовремя поймать).

Игры, направленные на формирование положительной реакции ребенка в процессе занятий

  1. Игра  «Ладушки».

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.

  1. Игра «Иди ко мне».

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.

  1. Игра «Возьми, положи, брось».

Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку говорит: «Положи мяч» – и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому – вкладывая мяч в руки.

Игры, направленные на преодоление безразличного отношения сверстников у  ребенка в группе

  1. Игра « Послушный мячик».

Цель: сплочение группы.

Ход игры: дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч из своих ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки стоящему слева. Передавать мяч по воздуху нельзя. Тот,  кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

  1. Подвижная  игра «Нам не тесно».

Цель: учить детей как избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.

Ход игры: игра проводиться во время прогулки. Педагог чертит на земле линию и говорит:

– Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажут.

Педагог отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле черту, параллельную первой. Затем он помогает детям построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия.

 Ножки, ножки

Бежали по дорожке

         Бежали лесочком, (дети бегут по направлению ко второй линии).

         Прыгали по кочкам:

        Прыг- сок, прыг-скок,

        Прибежали на лужок,

 Потеряли сапожок.(дети прыгают на двух ногах приближаясь к педагогу. С последним словом останавливаются, приседают на корточки, и приседают то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок).

– Нашли сапожок!- говорит педагог, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

 Все игровые действия выполняются детьми одинаково и одновременно. Это имеет двойной смысл. Во-первых, двигаясь вместе (шеренгой) в ограниченном пространстве и  в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей между собой и со взрослым.

 В ходе игры необходимо помогать  детям соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей с задержкой психического развития затруднительно.

  1. Игра- рисование : «Создание портретов»

Цель: сплочении группы. Учить детей высказывать свои пожелания относительно друг друга.

 Ход игры: дети решают, чей портрет будут рисовать. Один ребенок садиться в  центре  круга на стульчик. Педагог задает детям направляющие вопросы. Например:

-Какого цвета у Лены волосы?

-Во что она одета?  

В ходе занятия ребенок перечисляет предметы одежды, (педагог помогает правильно называть предметы одежды, помогает правильно составить портрет).

На одном занятии рисуют один портрет, постепенно создается портретная галерея. В процессе работы  дети с радостью позволяют себя рассматривать, «изучать» себя. Для некоторых расторможенных детей просидеть на стуле несколько минут, не так- то просто, но интересно (упражнение на управление своим эмоциональным состоянием).

В заключении дети « проводят экскурсии» по созданной  ими галерее: находят свои портреты и портреты сверстников, показывают родителям.

  1. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у зайки»

Цель: учить эмоционально, выражать чувство радости и веселое настроение от общения с окружающими людьми.

Ход игры: педагог сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У Зайки, который живет у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

 Педагог предлагает детям приготовить для Зайки подарки. Зайка любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и пр. все подарки дети складывают в корзинку.

Педагог предлагает ребятам посмотреть со стороны, как Зайка готовится к приему гостей. Он берет в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Все сумею, все успею, Все сумею сделать.

Прежде чем на стол поставить

 Чашки и конфетки, Хорошо бы постелить

Чистые салфетки. Чашки, ложки ставлю в ряд,

 Чай готовлю для ребят.

 Чтобы понял каждый гость: Очень ему рады,

Я поставлю здесь цветы – Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает детей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают ему подарки с поздравлением:

День рожден?