Игры развитие и воспитание ребенка

Игры развитие и воспитание ребенка thumbnail

«Роль игры в развитии и воспитании ребенка»  

Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра. Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей, поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша, его склонности и интересы.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения.

На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей.

Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;

В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;

Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей.

Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий.

Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры.

Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой.

В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг — вот тогда и можно говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.

Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» — мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой, ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.

Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности, которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом с ребёнком, выясните его мотивы — возможно, именно ваше поведение стало причиной подобного исполнения ролей.

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.

И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры — это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.

Но самое главное — это инвентарь, предметы-помощники, которые превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома завалялись старые СССР-овские деньги — отдайте их ребёнку, пускай это будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».

Дидактические игры

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве.

Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок 

с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.

Подвижные игры

Движение — это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте — он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

Все мы прекрасно знаем игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков. Пока играет музыка — дети танцуют вокруг стульев, но как только музыка останавливается — каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра, которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.

Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно победить хитростью.

Читайте также:  Карта развития ребенка для детсада

Подвижные игры — это отличный способ отвлечь подвижного малыша от пакостей, или же раскрепостить тихоню.

Игрушки — основная ценность

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней.

Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи» и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами. У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

Кукольный дом

Мы привыкли, что с куклами возятся только наши дочери, но у сыночков тоже должны быть хотя бы 2 куклы, чтобы они могли играть с ними в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома, но в кукольном варианте — дом, мебель, посуда, одежда, хозяйственные и косметические принадлежности. 

Конструкторы, пазлы

Если конструкторы и трансформеры больше удел мальчиков, то пазлы нравятся все

Постараемся определить роль игры в развитии ребёнка на примере конструкторов: мы можем заметить удивительные способности малыша из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое, до чего даже взрослый бы не додумался. Некоторые мальчишки способны часами сидеть над лего и конструировать замки, крепости, машины, а потом играть с ними, как с целым воображаемым миром. Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую моторику рук. А если вы купите не просто набор деталей, но ещё и с различными методами и способами их соединения, тогда вы увидите настоящее счастье в глазах ребёнка, потому что теперь у него есть больший простор для полета фантазии, возможность обучиться держать в руках ключ, работать с гайками.

А вот складывать пазлы любят даже взрослые, поскольку это очень увлекательное занятие, способное занять человека не на один час. Главное — подобрать интересную картинку, ведь малышу больше по душе складывать героев мультфильма, чем природу. Вы, как родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи — вот и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость, стремление, желание довести дело до конца. В итоге у родителей есть свободный час, а малыш развивается благодаря красивому пазлу. Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес, поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке, а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.

Развивающие игрушки

Для самых маленьких крох очень важны развивающие игрушки, поскольку игра, как средство развития навыков малыша ещё не может быть рассмотрена, ведь кроха вряд ли сможет в ней участвовать. Поэтому, детишек нужно развивать с помощью игрушек: музыкальных, ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно быть у вашей крохи.

 

Источник

Современные родители все больше переживают о том, как организовать воспитание и развитие ребенка в игре. Эта педагогическая программа отражается на развитии и становлении личности. Как малыш будет взаимодействовать с окружающими, будет ли готов к учебе в садике или школе. Картина мира, эмоциональная устойчивость — также зависят от воспитания и развития вашего ребенка в игре.

Содержание:

  • Задачи воспитания детей в игре
  • Воспитание детей в игре
  • Виды детских игр
  • Воспитание и обучение детей в игре
  • Что делать, если ребенок не любит играть
  • Развитие и воспитание детей в игре

Задачи воспитания детей в игре

rebenok_igraet_na_polu

Игра — не просто веселое провождение времени. В ней заключается более десятка полезных функций, которые смогут подготовить малыша к дальнейшей жизни. Важное значение здесь несет участие родителей. Именно они на первых этапах помогают ребенку сформировать картину мира. И все это возможно, благодаря такому «развлечению».

Каковы задачи воспитания детей в игре и что она развивает:

  • Воображение, в том числе творческое — фантазию;
  • Инициативность;
  • Дисциплинированность;
  • Терпение;
  • Логическое мышление;
  • Абстрактное мышление;
  • Интеллект;
  • Мелкую моторику (в зависимости от вида игры);
  • Понимание свойств предметов;
  • Память;
  • Внимательность;
  • Эмоциональный рост;
  • Снижение агрессии и выход отрицательных эмоций;
  • Социализирует;
  • Понятия сходства и отличия;
  • Ситуативные понятия;

В игре ребенок познает мир. В ней обыгрываются сюжеты из реальности и всевозможные ходы дальнейших действий. Так малыш получает базовые знания о жизни. Чадо создает из игрушек макет окружающего мира, возможно с элементами фантазии, таким образом усваивая действительность. Он получает знания не только о социальных отношениях, взаимодействии с другими людьми, но и жизни. Например, зайчик знает: за окном дождь, а значит надо тепло одеться и взять зонтик. Для взрослых — это обычные правила жизни, но ребенок только начинает их изучать.

Воспитание детей в игре

devochka_igraet_s_sharami

Воспитание детей в игре начинается практически с рождения. Ребенок может еще до конца не осознавать, что происходит, когда мама кружит его на руках, приговаривая: «полетел-полетел, как самолетик». Но это уже считается игрой.

Порой, взрослые недооценивают ее роль, воспринимая, как способ отвлечь чадо, провести весело время. Стоит пересмотреть эту позицию и воспитывать чадо станет легче.

Какая роль игры в воспитательном процессе?

  • Учит действовать по правилам. Без них некоторые игры становятся бессмысленными и неинтересными. Следовать прописанным правилам — важное знание, которое пригодиться ребенку в будущем.
  • Помогает вырастить созидателя.
  • Сюжетные игры учат последовательности в действиях. Показывают возможные события в жизни и как себя вести.
  • Через игру можно прививать нравственные ценности и нормы поведения.
  • Воспитывает характер и его качества: инициативность, воля, доброта и т.д.
Читайте также:  Что должен знать и уметь воспитатель для развития ребенка

Задача взрослых: родителей, родственников, воспитателей и педагогов — выделять положительные стороны характера и поведения. Нужно акцентировать на них внимание и хвалить, чтобы ребенок понимал, что двигается в верном направлении.

Важно, чтобы в игре принимала участие не только мама, но и папа, родственники и сверстники. В статье «Развитие и воспитание ребенка в семье», вы сможете узнать, как выстроить процесс правильно.

В игровой форме воспитание детей проходит незаметно, но только на первый взгляд. Малыши, которые разыгрывают кукольные спектакли, строят замки из кубиков, играют в догонялки — более разносторонние. Поэтому хорошо, когда у ребенка есть возможность играть в разные игры. Не ругайтесь, если за несколько часов в комнате будет бардак из разных игрушек.

Обратите внимание, когда ребенку больше 2 лет, а он не может занять себя группой одних игрушек на 20-25 минут, то это может говорить о неусидчивости, гиперактивности, дефиците внимания. Позанимайтесь с малышом, пройдите консультацию у специалиста.

Не забывайте поощрять ребенка, когда у него действительно получается нечто стоящее. Если не получается, то подсказывайте, как сделать правильно или легче. Подбадривайте, когда возникают сложности. Но не приучайте откладывать на потом сразу же, как только у малыша что-то не вышло. Дайте возможность пробовать свои силы и стараться. Можете попробовать помочь, хотя многие дети отказываются от помощи, особенно в возрасте 2-3 лет. Главное, чтобы он слышал, что вы всегда готовы его поддержать.

Игра — успокоительное средство. Главное выбрать подходящую форму. Поэтому перед сном полезно играть в тихие игры.

Виды детских игр

Существуют разные виды детских игр. Их функции во многом совпадают, но отличаются подходы.

deti_igrayut_v_kubiki

Предметная игра

Можно играть индивидуально или в группе. В таком виде детских игр важны предметы, то есть игрушки. Они представляют собой имитацию предметов из мира взрослых. Например, игрушечные наборы посуды, детская бытовая техника, строительные инструменты, аптечка доктора. Играя в них, ребенок воссоздает окружающую действительность. Учится обращаться с этими вещами, применять их по назначению. Все действия он копирует со взрослых. Задача родителей — показать ребенку, для чего эти предметы нужны, как они могут облегчить жизнь, как правильно с ними обращаться. При этом, нужно развивать воображение. Недостаточно иметь миниатюрные копии предметов. Пример: папа с сыном играют в стройку. У мальчика есть детские инструменты. Но почему бы отцу не предложить построить дом из картонной коробки или одеяла, накрытого на стулья. Так чадо учится мыслить нестандартно, обращаться к воображению и создавать новое, не ограничиваясь тем, что имеется.

Такой вид детской игры помогает ребенку понять свойства предметов: запах, объем, форма, текстура, вес, звуки, которые они издают. Поэтому в детской должны быть кубики, различные ткани, формочки, пирамидки. Покажите, что из горы кубиков можно сделать прямую дорогу, построить мостик или дом. То же самое можете проделать с карточками, палочками для счета, домино. Покажите, что многие предметы универсальны и их можно использовать для нескольких целей. «Рисовать» веревочкой, просто выкладывая из нее круг (мяч), елку, сердечко. Затем использовать веревку по назначению, связать карандаши, сделать бантик.

Во время предметных игр не ограничивайте ребенка. Разрешайте играть в любые игрушки, которые его окружают. Это воспитывает свободу выбора. Только объясните, какие вещи не подходят для развлечений. Также, прививайте сразу убирать за собой вещи. Пусть поможет сложить несколько зверюшек или самолетиков на место.

Сегодня реже детям покупают неваляшки. На самом деле, это увлекательная игрушка для малышей. Она дает понимание взаимосвязи движения (наклоны) и звука.

Коллективные игры

Ребенок должен уметь играть самостоятельно и в коллективе. Периодически должны присоединяться взрослые, привлекаться другие дети. Совместная работа — первый шаг к социализации. Групповые игры бывают активными, предметными и ролевыми.

Развивающие

Такие игры развивают память, внимательность, смекалку, интеллект. Могут быть предметными и устными, например, как «Города», «Имена». Их вводят в жизнь с раннего детского возраста. К ним можно отнести пирамидку, емкость с отверстиями для определенных фигурок. Ребенок учится анализировать и соотносить предметы.

Активная, подвижная игра

Подвижные игры тесно связаны с физическим воспитанием детей. Догонялки, горячая картошка, фанты, прятки — полезны не только для здоровья. Они знакомят с понятием правил и их соблюдением. Ребенок начинает обращать внимание на поведение игроков, учится предугадывать их действия. Он начинает чувствовать себя частью чего-то большего — команды. Ради одной цели нужно действовать слаженно и сообща. Во взрослой жизни этот принцип будет требоваться постоянно.

Сюжетно-ролевая

Очень важный вид детских игр, через который ребенок узнает, как должны выглядеть взаимоотношения людей. Игра позволяет изучить социум. Получить важные знания: нормы общения, как складываются отношения и какие они бывают, роль каждого человека в обществе и определенном его сегменте. В таких играх чадо может стать активным игроком, изображая персонажа или обыгрывать сюжет на примере игрушек.

Читайте также:  Здоровье ребенка его гармоничное развитие

Ролевые игры дают возможность примерить другую роль. Так, чадо на какое-то время сможет встать на место другого человека. В «дочки-матери» играют не только девочки, но и мальчики пробуют роль отца. Игра в доктора может помочь преодолеть страх перед врачами. Узнать новое о профессии. Пробуя себя в новых амплуа, ребенок воспроизводит свое видение мира. Какой он видит маму, доктора, учительницу.

Сюжетно-ролевая игра — особенно важна в дошкольный период. Через нее ребенок познает социальные роли.

Воспитание и обучение детей в игре

devochka_igraet

На первых этапах воспитания и обучения детей в игре, нужно к ней сформировать интерес. Подбирайте игрушки по возрастам. Затем, когда малыш будет понимать игры с сюжетом, то разыгрывайте сценки. Они должны быть поучительными, но при этом с развлекательными элементами. Иначе процесс покажется скучным для малыша. В игре воспитание и обучение детей проходит на жизненных примерах. Взрослый должен спроецировать ситуацию из реальности и перенести ее в детский мир.

Возьмите игрушку-актера (мишка, волк, машинка), и расскажите почему на него обиделись другие игрушки. Например, он забрал без спроса морковь у зайчика. Так делать нельзя. Продемонстрируете, как правильно должен повести себя мишка: попросить прощения, вернуть морковь или поделиться чем-то другим, пообещать, что больше такого не повторится.

Помните, что основы закладываете вы – родители. Когда ребенок играет с другими детьми, то он применяет знания полученные от вас.

Игра со сверстниками также очень важна для малыша. Даже если он не посещает детский сад, то нужно выходить на улицу и позволять контактировать с другими детьми. Если сын или дочка стеснительные, то помогите сделать первый шаг к песочнице, где играет несколько детей. Стойте рядом, чтобы малыш был спокоен. Вскоре, когда он освоиться, то уже не будет переживать. Воспитание и обучение детей в игре протекает легко. Это понятная форма донесения информации для ребенка.

Цель процесса:

  • Научить манерам;
  • рассказать, что такое «хорошо» и «плохо»;
  • привить моральные ценности и подчеркнуть их важность;
  • научить понимать других;
  • узнать как разрешать те или иные ситуации, конфликты;
  • понять суть взаимоотношений и их виды: родители и дети, папа и мама, друзья, брат и сестра.

Обучение

Дети лучше усваивают информацию, полученную в форме игры. Как проходит обучение?

  • Учим счету, пересчитывая машинки или кукол. Так намного интереснее и понятнее.
  • Запоминаем цвета, разделяя игрушки по цветовым группам. Красные машинки в одну кучу, все игрушки желтого цвета в другую. Во-первых, детям нравится искать сходства у разных предметов. Во-вторых, задействована зрительная память + тактильная. Срабатывают ассоциации: желтый цвет связан с медвежонком, синий с китом.
  • Изучаем звуки и их разницу. Если постучать по одной кружке разными предметами, то звук будет отличаться. Покажите, как рождается музыка и ритм.
  • Можно сделать макет из разных лоскутков ткани и других материалов. Это одновременно знакомит с текстурой каждого из них и цветами.

Что делать, если ребенок не любит играть

Сначала нужно прояснить ситуацию и внести конкретику. Он не любит играть вообще или играет, но только сам с собой? Ребенок может не любить игры в принципе, если ему не привили к ним интерес, он не понимает их суть. Чтобы заинтересовать чадо, покажите, почему эта игра должна понравиться. Когда найдете варианты, которые ему придутся по душе, то двигайтесь в том же направлении. Например, не любит игрушки, но любит их лепить из пластилина. Возможно он будет охотнее играть со своими фигурками. Они более точно отражают его представления.

Если чадо не играет со сверстниками, то, возможно, он стеснительный. Нужно помочь преодолеть страх общения с незнакомыми ребятами. Иначе, слишком стеснительным детям сложно в старшем возрасте. Возможно, ему не хватает уверенности в себе или причина в самих детях: оскорбляют, отвергают, не понимают его. Поняв причину, вы сможете решить проблему. Можете обратиться к детскому психологу, попробовать пройти детскую терапию.

Развитие и воспитание детей в игре

По мере взросления ребенка нужно его подготавливать к школе. Развитие и воспитание детей в игре должно адаптировать к школьным распорядкам. Способность высидеть целый урок для малышей целое испытание. Поэтому, сначала приучайте дольше заниматься одним занятием. Пусть на какую-то игру он постепенно будет уделять больше времени. Можете подключить сюжетно-ролевой вид игр. Мама — учительница, малыш — ученик. Введите систему поощрений, например, вклеивать наклейки с любимыми персонажами в блокнот. Приучайте ребенка садиться за стол во время занятий. Рисовать квадратики или вырезать на полу может войти в привычку. Тогда сидеть за партой будет не так удобно. Для детей развитие и воспитание в игре — проходит насыщенно и интересно. Но бывает, что мамочки беспокоятся, когда сын играет в куклы. Правильно ли проходит его развитие? Об этом подробно описано в статье «Если мальчик играет в куклы. Это нормально?».

Источник