Игры на развитие взаимодействия между ребенком и взрослым

Игры на развитие взаимодействия между ребенком и взрослым thumbnail

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа – интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Статья

Тема: Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребѐнком и взрослым

консультация для родителей детей раннего возраста

                                                                                                           Составила:

                                                                                            Садеева Эльмира Минсалиховна,

                                                                                            учитель- дефектолог, логопед

                                                                                            (I квалиф.  категория)

г. Нижнекамск, 2017 год

В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.

Опыт показывает, что помощь ребѐнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в еѐ основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи.

Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться.

Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») – система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в период дошкольного, так и в период школьного детства. За счет раннего овладения определенными умениями в младенчестве и раннем возрасте, у ребенка появится больше возможностей для овладения различных дисциплин в области формирования обобщенных умений решения познавательных задач .

Основной целью процесса реабилитации становится научение каждого ребенка и его родителей ощущению радости жизни, получению удовлетворения от взаимодействия друг с другом, с людьми, от результатов своей деятельности.

Успешность реабилитации и образования детей с ОВЗ зависит от степени вовлеченности семьи в эти процессы.

Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом .

С этой целью мы проводим консультации на разные темы для родителей, еженедельно собираем «Школу родителей», где учим их играть со своим ребѐнком, общаться; знакомим с игрушками, книгами, которые подходят детям данного возраста. Особое внимание уделяем детям раннего возраста и их родителям. Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка. Наиболее эффективно раннее вмешательство в семью, когда возраст ребенка находится на границах от 0 до 3 лет.

Современные учѐные уже выяснили, что младенец уже на первом месяце жизни начинает двигаться в такт с ритмом речи матери, высовывает язык, открывает глаза, рот в ответ на соответствующее поведение взрослого. Изучение игр взрослого с младенцем первых месяцев жизни показало, что ребѐнок уже участвует в них как активный партнѐр, управляя поведением матери с помощью взгляда и улыбки. Он, то смотрит на взрослого, показывающего «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит, помогая тем самым матери определить темп и ритм игры. Такая синхронизация взаимодействия в первых играх становится возможной благодаря развитию умения фиксировать лицо взрослого и появлению первой улыбки в ответ на эмоциональное обращение к нему.

Примеры игр, способствующих развитию взаимодействия между ребѐнком и взрослым.

 Каждый раз, беря малыша на руки и разговаривая с ним, родители устанавливают доверительную связь между ним и собой, помогают малышу осознать себя полноправным партнѐром по общению.

Читайте также:  Анкета развития ребенка для родителей

Окружая малыша любовью и нежностью, создавая «атмосферу» эмоционального общения, близкие стимулируют в дальнейшем познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и игрушки.

Игра «Потягушеньки».

Возьмите малыша, нежно и ласково прижмите его к себе, неся на пеленальный стол. Распеленайте его. Декламируя стишок, поглаживайте ножки и ручки ребѐнка, его животик, нежно тормошите его за грудку, улыбайтесь ему, смотрите в глазки, приближайте и удаляйте свой лицо относительно его лица:

Потягушеньки, потягушеники! А в ручки хватунушки,

Поперѐк толстунушки! А в роток говорок,

А в ножки ходунушки, А в головку разумок.

Подсуньте свои руки под спинку и шею ребѐнка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперѐд-назад, мягко и напевно декламируя ему стишок.

Игра « Жил-был у деточки маленький носик».

Положите малыша к себе на колени. Превратите песенку «Серенький козлик» в забавную игру. Наклоняйтесь над ребѐнком и пойте: «Жил-был у деточки (имя ребѐнка) маленький носик. Вот как, вот как, маленький носик». Перед последним словом сделайте паузу и дотроньтесь до носика ребѐнка. Точно так же поиграйте с губками и животиком малыша.

Игра «Вот проснулись».

Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шейку и голову, а другая- ягодицы. Ребѐнок будет находиться в позе, которая называется «на весу». В этом положении ваши лица обращены друг к другу, вы легко можете поднести малыша к своему лицу.

Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь и легко дуя ему на шейку, прочитайте стишок:

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки!

Повторите стишок и игровые приѐмы несколько раз.

Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или в манеж. Наклоняясь к ребѐнку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь ему, позовите его по имени, прочитайте ему ещѐ раз стишок:

Вот проснулись, потянулись, Где игрушечки, погремушечки?

С боку на бок повернулись! Ты, игрушка, погреми,

Потягушечки! Потягушечки! Нашу детку подними!

Вслед за словами: «Где, игрушечки, погремушечки?» – достаньте бубен с лентами (к 4-5 игре его можно будет заменить бубенцами с лентами, затем колокольчиком, погремушкой и т. д.). предоставьте ребѐнку возможность его зафиксировать. Потряхивая игрушку, медленно передвигайте еѐ вправо-влево, вверх-вниз. Если малыш уже хорошо умеет прослеживать за игрушкой, предложите ему следить за ней по кругу.

В конце игры молча поприсутствуйте в поле зрения ребѐнка. Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активации всех компонентов «комплекса оживления».

Помните! Вы должны не только обращаться к малышу, но и отвечать на его первые попытки вступить с вами в эмоциональное общение. Для этого необходимо позволить малышу воздействовать на вас, используя его улыбку, контактный взгляд, звуки гуления и двигательное оживление.

Игра с шарфиком.

Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, а малыша положите себе на грудь. Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими своѐ лицо: «Ку-ку. Нет мамочки!». Выгляньте, сказав: «Ку-ку. Вот и мамочка!». Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками. Когда малыш дотянется до шарфика, поговорите с ним, улыбнитесь, давая понять, что вы рады его действиям.

Переложите малыша на пеленальный стол, наклонитесь над ним, смотрите ему в глазки, улыбайтесь. Это позволит малышу проявить собственную инициативу в общении с вами.

Игра «Смелый пилот».

Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой обхватите противоположное от себя бедро ребѐнка. Поднимите малыша вверх и опускайте вниз, покачивайте его, приговаривая:

Вырасту, буду

Лѐтчиком смелым.

Нет для мальчишки (девчонки)

Лучшего дела.

Игра «Кадриль».

Взрослый держит на вытянутых руках ребѐнка. Подносит его к кому-то из членов семьи, привлекая внимание малыша. Для этого можно ручками ребѐнка обхватить лицо взрослого, погладить его. А затем вместе с ним танцуют «Кадриль» под самую простую мелодию: малыша легко подбрасывают, приближают его лицо к лицу взрослого и удаляют от него.

Экскурсия по комнате.

Малыш так располагается на вашей руке, что его голова опирается на ваше плечо и направлена вперѐд. Руки ребѐнка с помощью вашего предплечья также направляются вперѐд, а подошвы его ножек вашей рукой прижимаются одна к другой. В такой «люльке» малыш может рассматривать всѐ, что вы ему показываете. Походите с ребѐнком по комнате, покажите ему часики, поднесите его к окну, покажите ему игрушки, расставленные по комнате, посуду в буфете и многое другое.

Читайте также:  Бланк выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей

Показ заводной игрушки.

Покажите малышу заводную игрушку, заведите еѐ, предоставив малышу возможность за ней понаблюдать и попытаться ловить его ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять его в руку. Потрогайте, ощупайте и поиграйте с ней. Для того чтобы малышу было веселее, подберите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.

Петушок.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шѐлкова бородушка,

Выгляни в окошко

Дам тебе горошка.

Курочка.

Курочка- тараторочка

По двору ходит,

Цыпляток водит,

Хохолок раздувает

Малых деток потешает.

Проверьте, как складывается развитие эмоциональных реакций вашего малыша:

✔ Возникает первая мимолѐтная улыбка в ответ на обращение взрослого;

✔ Быстро отвечает улыбкой на эмоциональное общение ;

✔ Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение;

✔ Часто и легко возникает «комплекс оживления» ;

✔ Громко смеѐтся в ответ на эмоциональное и речевое.

С самых первых дней жизни маленький ребѐнок нацелен на познание окружающего его мира. Физическое соприкосновение со взрослым: поглаживание, поцелуй, нежное прижатие к груди, покачивание, голос матери, еѐ пение, ласковый разговор с ребѐнком, яркая игрушка настраивают его на первые активные действия. Малыш в это время учится выражать своѐ эмоциональное отношение к близким людям. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.

Познавательная активность маленького ребѐнка связана с ориентировочными реакциями, откликом на лицо, запах, ритм дыхания, голос матери, на показ ярких, движущихся и издающих звуки игрушек и предметов.

Таким образом, самым важным социальным пространством для ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, также здорового ребѐнка является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.

Список литературы:

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст]: Учебное пособие / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

2. Орлова Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого – педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Омск, 2014г., издат.-полигр. Центр ОмГМА- 70с.

Источник

Соколова Татьяна Александровна

МБДОУ №194 г.Ульяновска

воспитатель

Игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия.

1.«Волшебный стул» Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

2.«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.

3.«Менялки игрушек»

Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача – угадать, кто с кем поменялся игрушками.

4. «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности. Ход игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого или что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть свою руку поверх моей. (Дети выстраивают пирамидку) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы».

4.«Гномики»

Цель. Игра позволяет детям проявить способность к сопереживанию, отзывчивости, подсказывает выход из сложившейся ситуации. Материал. Для игры нужны колокольчики (погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Читайте также:  Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть «в гномиков». У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, загадывать своё желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят колокольчиками, но вдруг оказывается, что один молчит. «Что же делать? У одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не может загадать желание …. Может мы его развеселим? Или попробуем исполнить его желание? – дети предлагают свои варианты решения. – А может, кто-нибудь уступит свой колокольчик на время, чтобы гномик мог позвенеть им и загадить желание!» Важно, чтобы игра обязательно закончилась положительными эмоциями участников.

5.«Игрушка»

Цель. Ролевое проигрывание ситуации, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Ход игры. Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача – уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребёнку – хозяину игрушки – даётся любая, которую он может представить как самую любимую.

6.«Пожалуйста»

Цель. Игра вырабатывает навык употребления «волшебных слов».

Ход игры. Все становятся вкруг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся – выбывает из игры.

7.« Воздушная кукуруза»

Цель. Развитие двигательной координации, создание положительных эмоций.

Ход игры. В этой игре чётное количество участников. В их распоряжении очень маленькое игровое поле. Каждый складывает руки на грудь и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна «воздушной кукурузы» соприкоснулись, значит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе. Игра окончена, если остались только «парочки».

8.Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!».

Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

9.Газета

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

10.Головомяч

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Инструкция: скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате»

11.Рисуем всей группой

Цель: способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция. «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения. 

12.Путаница

Цель: формирование группового единства.

Ход игры: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.

Источник