Игры на развитие внимания и памяти для ребенка 6 лет
Татьяна Костюченко
Картотека дидактических игр на развитие внимания и памяти для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
Цель: Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, зрительную, долговременную память, внимание.
Задачи: Отрабатывать способность распределять внимание; развивать связь зрительной памяти и внимания; учиться сосредотачиваться на объекте; тренировка слухоречевой памяти.
Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому эти игры, направлены на развитие и памяти и внимания.
Далее представлены дидактические игры, которые направлены на развитие внимания и памяти и, в которые можно играть самостоятельно дома…
Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»
Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.
Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно, запоминать информацию, воспитывать честность.
Материалы: несколько мелких игрушек.
Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т. к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить, рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» —это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.
Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.
Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек. Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.
Дидактическая игра «Пуговицы»
Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.
Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.
Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего, причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется.Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.
Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки. Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.
Дидактическая игра «Хамелеон»
Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.
Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно, слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.
Материал: фишки для играющих.
Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон,если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т. д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Дидактическая игра «Зеркало»
Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).
Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.
Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движения, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
Дидактическая игра «Рыбаки»
Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.
Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.
Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т. д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.
Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»
Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 лет.
Цель игры: развивать произвольное внимание.
Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.
Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.
Источник
Лучия Буну
«Игры и задания по развитию памяти у детей 6–7 лет»
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешен и востребован в жизни, поэтому проблемы интеллектуального развития в настоящее время волнуют всех. А память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Выделяют три типа памяти:
• наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д. ;
• словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы термины;
• эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует еще разделение памятина два вида в зависимости от длительности хранения информации:
• кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
• долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.
Любой тип памяти, используется человеком на протяжении жизни ежесекундно, но именно зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память составляют основу процессов сохранения информации.
Поговорим об особенностях развития памяти детей от 3 до 7 лет.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта.
Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь.
Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти,но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Дети младшего возраста запоминают очень мало материала, т. к. они еще не умеют использовать картинки, подсказки, а вопросы только мешают ребенку запоминать. Дети старшего возраста наоборот чаще для запоминания используют не только картинки, но и другие вспомогательные средства (игры, задания, упражнения, вопросы и т. д.)
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Вашему вниманию, предлагаются игры, задания, упражнения, которые помогут развить память нашим детям, и сделают ее более эффективной.
Игра «Найди второе слово» на развитие слуховой памяти и внимания
Например, вы говорите ребёнку несколько пар, интонационно выделяя голосом названия, связанные между собой, и делая паузы между разными связками.Например: заяц – морковка; тарелка – ложка; мышь – сыр; коза – капуста; школа – портфель; медведь – мед; белочка – орешки и т. д. А потом в виде игры произносите лишь первое слово, а ребёнку нужно сказать второе название по памяти. Если больше половины пар слов ваш будущий ученик воспроизводит верно, это уже хороший показатель развития смысловой памяти. Такие игры полезно организовывать не только дома, но и на прогулке, по дороге домой, в транспорте и т. д.
Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке, а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Ввиду этого, дошкольникам можно предлагать отгадывать загадки и решать головоломки, которые прекрасно развивают память детей 6-7 лет.
Игра «Отгадать загадку»
Детям приходится вспоминать, где они слышали о таком звере или явлении природы, сопоставлять уже имеющиеся знания о том или ином предмете. А, возможно, именно эту загадку уже приходилось разгадывать, и необходимо просто вспомнить, о чём в ней шла речь. Задания не должны быть слишком сложными и подаваться в виде игры.Для детворы возрастом 6-7 лет вполне подойдут такие из них:
Живут по соседству, только дорожку перейти.
А увидеть друг друга не могут.
(Глаза)
Над избушкой бабушки
Повисло пол-оладушки.
Собаки воют, лают,
Да только не кусают.
(Месяц)
Живут семь братьев,
Возрастом равных,
А по именам – разных.
(Дни недели)
Предложите ребёнку учить загадки наизусть, а потом самому читать их другим ребятам. Можно организовать все в виде игры-состязания и определять победителя, который справится со всеми головоломками.
Обязательно нужно говорить с ребенком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пушкина, весной (стихотворения Фета, Плещеева, летом и осенью (стихотворение Майкова).
Для детей этого возраста можно посоветовать также чтение и заучивание отрывков стихотворений К. Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр» и др.
Воспроизведение рассказа
Умение воспроизводить текст рассказа, сказки, басни и др. способствует развитию смысловой памяти ребенка дошкольного возраста.
Можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:
• а) Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
• б) Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Детям дошкольного возраста рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.
При воспроизведении рассказа обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например,к первому рассказу:
1. Что подарила мама детям?
2. Как играли дети?
3. Почему они перестали играть?
4. Кого позвали дети и зачем?
Игра «Бусы» на развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.
Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.
Игра «Слушаем и рисуем» на развитие слуховой памяти и внимания.
Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
«В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков».
Игра «Расставь точки» на развитие зрительной памяти и внимания
Ход игры: в течение 2-3 секунд показывайте ребенку картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.
Задание: ребенку надо расставить точки в пустом квадрате.
Игра «Прогулка в картинках» на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания ребенка дошкольного возраста.
Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.
«Игра в слова» на развитие слуховой памяти и внимания
Задание: Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори!
Игра «Запахи и звуки»
Задание: Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Дополни предложение»
Содержание игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в разных его местах (в начале, конце, середине,но добавлять слова нужно обязательно опираясь на смысловое содержание предложения:
Например, исходное слово «Птица»:
летела большая птица;
в небе летела большая птица;
в синем небе летела большая птица;
в синем небе летела большая перелетная птица;
в синем небе летела и кричала большая перелетная птица.
Скороговорки (в обработке Г. Науменко)
Сначала предлагаются короткие, простые и несложные в произношении скороговорки.
-Серая кошка сидит на окошке.
-У нашего мишки в мешке большие шишки.
-Ты нас, мама,не ищи: щиплем щавель мы на щи.
– Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
-Вставай, Архип, петух охрип.
-Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Потом предлагаются сложные скороговорки.
-Как хорош пирожок – внутри творожок.
-У ежа и елки иголки колки.
-На дворе трава, на траве дрова.
-От топота копыт пыль по полю летит.
Игра «Большая разница»
Предложите ребенку две одинаковые картинки, которые отливаются лишь незначительно (такие можно найти в интернете и распечатать). Попросите его за отведенное время (за 5 минут, например, найти все отличия. Упражнение постоянно усложняется, ребенку предлагаются более сложные картинка, а времени на поиск различий дается все меньше.
Следите, чтобы длительность занятий не превышала 15-20 минут.
Добавьте в рацион ребенка продукты, содержащие кислоты Омега-3 и Омега-6, доказано, что именно эти вещества улучшают память. К таким продуктам относятся грецкие орехи, морская рыба, шоколад, оливковое масло, свежие овощи.
Мы ходили в зоопарк
Эту игру можно проводить с группой детей.
Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Вспомни, как было
Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.
Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».
Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая,малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.
Запомни и нарисуй
Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.
Вариант 1
Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.
Вариант 2
Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.
Я тоже
Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши.По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.
Пример рассказа:
— Однажды девочка Лена пошла на речку.
— Я тоже.
— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.
— Я тоже.
— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)
— Подошли они к реке.
— Я тоже.
— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)
— Загремел гром. (Молчит.)
— Застучали капли дождя. (Молчит.)
— Девочка спряталась под тентом.
— Я тоже.
— А собака залезла в кусты.
— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)
— Девочка искупалась в реке.
— Я тоже.
— Подозвала собаку.
— Я тоже.
— И они побежали домой.
— Я тоже.
Съедобное-несъедобное
Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов
Необходимый инвентарь: мяч.
Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.
Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.
Кто наблюдательнее?
Игра способствует развитию внимания и восприятия
Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.
Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.
Кто летает?
Игра способствует развитию внимания, мышления
Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.
Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.
Лабиринты и ходилки
Игры способствуют развитию устойчивости внимания
Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.
Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.
Прогулка в картинках
Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.
Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе. Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.
Нарисуй узор
Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук
Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.
Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
Найди пару
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой, картинки из специальных наборов.
Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.
Найди отличия
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой, картинки из специальных наборов.
Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.
«Хлоп» или «топ»
Игра способствует развитию внимания
Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».
Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение, если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).
Будь внимателен!
Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля
Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.
Найди игрушку
Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: любая игрушка.
Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).
Посмотри и запомни
На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.
Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех, постепенно увеличивая его.
Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.
Послушай и запомни
Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов,например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.
Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
Обязательно меняйтесь ролями.
Источник