Игры на развитие речи ребенка раннего возраста

Людмила Леонтьева
Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста

Игра «Кто как кричит»

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Краткое описание: Воспитатель выставляет игрушки на стол,спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Игра «Поспешили – насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому.Заквакала под окном: «Ква-ква-ква – к вам в гости пришла!» Прибежала мышка.Запищала: «Пи-пи-пи – пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла.За квохтала: «Ко-ко-ко – корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял.Гогочет: «Го-го-го – горошку бы поклевать!» Корова пришла.Мычит: «Му-му-му – мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся.Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел.Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Игра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Краткое описание: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением, животного, например, волка и спрашивает, что это? (волк). Затем просит ребенка назвать волка ласково (волчонок).

Игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Краткое описание:Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш – Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Игра «Чей хвост»

Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.

Краткое описание: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.).

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов). Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Кто с рогами?»

Цель: развивать память, внимание.

Краткое описание: воспитатель, рисуя животных, например, зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку, «забывает» нарисовать рога (уши, хвосты) тем, у кого они должны быть.

Предложить ребенку показать этих животных, дорисовать рога (уши, хвосты). Если дорисовать недостающие части тела животных ребенку сложно, закончить рисунки самим. Повторить, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто где живет; кто как «кричит».

Игра «Что умеет делать кошка?»

Цель: развивать речь, память, внимание.

Краткое описание: показать ребенку картинку с изображением животного и спросить, что умеет делать это животное. Например, кошка – мяукает (изобразить, ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т. п.

Игра «Куда уместится кошка?»

Цель: развивать воображение, речь, память, навыки сопоставления.

Краткое описание: предложить ребенку изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п., придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например, «Кошка поместится в квартиру? А вот в эту коробку (показать) она поместится? А в сумку? А в карман?» (Пусть ребенок сам придумает места, куда можно пристроить кошку.)

Игра «Я вижу цветок»

Цель: развивать внимание, память.

Краткое описание: предложить ребенку угадать, о каком цветке пойдет речь. На прогулке выбрать растение и, не показывая его ребенку, описать. Потом попросить ребенка найти цветок.

Игра «Вспомни и покажи».

Цель: развивать память, внимание.

Краткое описание: разложить картинки перед ребенком, рассмотреть их. Затем перевернуть изображениями вниз, не изменяя их местоположение. Предложить ребенку показать, где спряталась та или иная картинка: «Сейчас мы проверим, кто здесь прячется? Молодец, правильно показал!»

Раскрыв все карточки, поменять их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь перевернуть и повторить игру.

Игра «Дерево».

Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.

Краткое описание: педагог читает стихотворение,показывая рукой: высоко – на, внизу – под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на.» и «под.».

Высоко на небе – облака,

А внизу – под облаком – река.

Высоко на дереве – листочки,

А внизу, под деревом, – цветочки.

Игра «Кукла спит».

Цель: развивать речь, слух.

Краткое описание:педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.

Игра «Что любит наша кукла?».

Цель: развивать речь, воображение.

Краткое описание: педагог предлагает ребенку спросить,что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?»Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.

Игра «Закончи слово».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Краткое описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог.Например: доро. (га, мага. (зин, коло. (бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу,сказать: «Кук. (ла)». Взять в руки кубик – «Ку. (бик)» и т. п.

Игра «Повтори за мной».

Цель: развивать речь, внимание.

Краткое описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед последним словом,даже когда читаются новые рифмовки:

Маленький зайчишка не читает. (книжки).

Игра «Яблоко или тарелка?».

Краткое описание: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.

Яблоко и груша – это овощи?

Ложка и тарелка – это посуда?

Шорты и майка – это мебель?

Ромашка и одуванчик – это деревья?

Усложнить задания,называя предметы из разных тематических групп:

Помидор и апельсин – это овощи?

Ложка и дерево – это посуда? И т. д.

Игра «У меня зазвонил телефон».

Цели: развивать речь; расширять словарный запас.

Краткое описание: предложить ребенку поиграть в «телефон».Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица,задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д.Поменяться ролями: педагог – ребенок, ребенок – папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.

Читайте также:  Самостоятельное развитие ребенка 4 лет

Игра «Что мы видим во дворе?».

Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.

Краткое описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное.Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет,помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.

Игра «Что мы видели вчера?».

Цели: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.

Краткое описание: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали.Акцентировать внимание на деталях: «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»

Игра «Что мы будем делать завтра?».

Цель: развивать навыки планирования, память, речь.

Краткое описание:предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п.Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы,например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».

Игра «Кто кем был».

Цель: развивать речь.

Краткое описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится»:

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая. (собака).

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал. (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был. (теленком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким. (ягненком).

Этот важный кот Пушок —

Маленьким. (котенком).

А отважный петушок –

Кро-о-хотным. (цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают. утки –

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Игра «Ежик шел».

Цели: развивать речь; познакомить с функциональным назначением предметов.

Краткое описание: составить вместе с ребенком коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания,например:

Ежик шел по лесу, шел

И один грибок нашел.

Сел, съел

И дальше пошел.

Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка.

Даня шел, шел, шел,

Телевизор нашел.

Сел, посмотрел

И дальше пошел.

Света шла, шла, шла,

Гребешок нашла.

Причесала волосы

И дальше пошла. И т. д.

Игра «Закончи слово».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Краткое описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог.Например: доро. (га, мага. (зин, коло. (бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу,сказать: «Кук. (ла)». Взять в руки кубик – «Ку. (бик)» и т. п.

Игра «Кто там?».

Цель: развивать воображение, речевые навыки.

Краткое описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь,постучать: «Тук-тук-тук». – «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное,например:

– Это я, корова. Му-у-у.

– Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?

Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Игра «Еж – отец, ежиха – мать».

Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.

Краткое описание: предложить ребенку изобразить различных животных,при этом напевая или приговаривая текст:

Если папа – серый слон,

Мамочка – слониха!

А ребенок, а ребенок –

Маленький слоненок!

Если папа – еж колючий,

Мамочка – ежиха.

А колючего мальчонку

Называют все ежонком.

Если папой будет конь,

Мамой будет лошадь.

Знаешь ли, что их ребенок –

Быстроногий жеребенок.

Знают все наверняка,

Чуть ли не с пеленок:

Сын коровы и быка –

Маленький теленок.

Игра «Делаем комиксы».

Цели: развивать речь; учить называть действия и признаки предметов; расширять словарный запас.

Краткое описание: в тетрадь, альбом или записную книжку наклеить картинки в порядке развития действия.Например: 1-я картинка – мальчик спит; 2-я картинка – мальчик проснулся, открыл глаза, потягивается; 3-я картинка – мальчик умывается; 4-я картинка – мальчик завтракает и т. д. Учить ребенка составлять рассказ по картинкам, используя простые предложения.При этом следует рассмотреть детали на рисунках: во что мальчик одет, какая у него кровать, что лежит рядом с кроватью. После того как ребенок освоит данный вид занятий, можно кратко подписывать картинки. Например, ту же картинкусо спящим мальчиком можно подписать: «Ночь» («Спит», картинку,на которой он проснулся: «Утро» («Завтрак») и т. д. Рассматривая картинки, читать ребенку надписи, показывая на них пальцем.По фотографиям можно составить книжки о различных событиях из жизни ребенка: на дне рождения, в гостях, на прогулке и т. д.

Игра «Ладушки»

Цель игры: Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Краткое описание: дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все,и говорит: “Дети, сейчас мы поиграем в игру “Ладушки”. Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! – хлопают в ладошки”.

Слова:

Ладушки, ладушки!

Где были? – У бабушки!

– Что ели? – Кашку!

– Что пили? – Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у-у- полетели!

На головку сели

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Движения:

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова “Прочь улетели” разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов “Где были?” делает паузу и ждет ответов детей: “У бабушки”; “Что ели?” – “Кашку”; “Что пили?” – “Бражку”.

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

Игра «На птичьем дворе»

Цель игры: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение

Читайте также:  Влияние настольной игры на развитие ребенка

Краткое описание:воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

“Как кричат уточки?” -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы – “уточки”, “гуси”, “индюки”. “Наши уточки с утра”, – говорит воспитатель,”а дети-уточки отвечают: “Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!” и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

Игра «Конь»

Цель игры: Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Краткое описание: дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру. – говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя ребенка.

Движения:

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят “тпру…”.

Игра «Птички»

Цель игры: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь

детей.

Краткое описание:воспитатель обращается к детям: “Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.

Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

Игра «У медведя во бору»

Цель игры: развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р.

Краткое описание: дети сидят на стульчиках.Воспитатель садится перед ними и говорит: «Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. «Р-р-р», — рычит медведь.Послушайте стишок про этого медведя:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,— рычит медведь.

«Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», — объясняет правила игры воспитатель.

Слова:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит:

«Р-р-р!»

Движения:

Дети и воспитатель имитируют

сбор грибов и ягод, медленно

приближаясь к лесу, где живет

медведь.

Дети и воспитатель убегают,

медведь их догоняет.

Источник

Картотека речевых игр,
направленных на развитие словаря
у детей раннего возраста

Игра: «Шарики и кубики».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

Оборудование: четыре корзинки: две красных и  две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.

Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям педагога).

Игра:  «Большой – маленький»

Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

Ход игры:  Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие – в маленькую. Педагог демонстрирует действия.

Игра: «Ориентировка в форме и цвете».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.

Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.

Ход игры:      Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)».  «Что ты дал?»

Игра: «Чудесный мешочек».

Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Игра: «Большие и маленькие».

Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:

1)  Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.

2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.

Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».

Игра «Дом большой, дом маленький»

Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.

Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь. 

Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой”.

У медведя дом большой”, ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

Читайте также:  Игра в развитии ребенка высказывания

Игра: «Какой?». 

Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.

Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.

Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.

Игра: «Собери букет».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.

Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.

Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

Игра «Чудесная корзинка»

Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.

Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).

Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.

Игра: «Что сделал зайчик».

Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.

Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

Игра: «Одень куклу».

Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.

Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?    

Игра: «Веселый кубик»

Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.

Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).

Ход игры: дети бросают кубик по  очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.

«Крутись, вертись,

На бочок ложись!»

Игра: «Кто больше?».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).

Речевой материал: Летит… (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет… (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет… (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает… (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

Летит… (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет… (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет… (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает… (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

Игра:  «Летает — ползает — прыгает».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц,  жаба, утка.

Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.

Игра: «Кто что может делать?»

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.

Речевой материал: повар… (варить, жарить, резать, солить);

уборщица… (подметать, вытирать, мыть, убирать);

продавец… (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т.д.

Игра: «Где же наши ручки?»

Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».

Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.

Игра: «Маша-растеряша»

Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».

Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка. 

Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

Варианты: игра с предметами других лексических групп.

Игра: «Компот для Белки».

Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.

Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива), две кастрюли.

Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую – сливы.

Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.

Игра: «Кому что?»

Цель: Активизация номинативного словаря, развитие мыслительных операций.

Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.

Игра: «Соберем урожай».

Цель: Развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза.

Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.

Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.

Игра: «Ощупай, угадай, назови».

Цель: Развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных

Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка), красивая коробка.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.

Хвост крючком,

Нос пяточком,

Им землю копает,

Хрюкает, не лает.

У нее четыре лапки,

На лапках – коготки-царапки.

Мышей ловит, Молочко лакает,

Песни распевает:

– Мяу-мяу!

Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.

Игра: «Ориентировка в величине» (2 контрастные величины).

Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.)

Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков.

Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай как?) по подражанию действиям педагога).

Источник