Игры на развитие речи ребенка 9 месяцев

От автора: В предлагаемом вашему вниманию пособии Разенковой Ю.А. собрано более 300 раз-личных забав, шуток, игр и упражнений для самых маленьких детей. Детские стихи, песенки и прибаутки цитируются нами по следующим изданиям: «Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных песен до былин» // М.: Правда. 1990; «Детские частушки, шутки, прибаутки. 11опулярное пособие для родителей и педагогов» // Ярославль: Акаде­мии развития, 1997; «Хрестоматия по детской литературе» // М.: Про-свещение, 1998; Ануфриева А.И., Митюкова О.М. «Игры и занятия для малышей» // Горький, Горьковское книжное издательство, 1960; Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых чар. СПб.: Кристалл, 1997.

Глава IV

НА ПОРОГЕ РЕЧИ: ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗВУКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Какие «ступени» проходит малыш в своем предречевом развитии? 

Считается, что развитие речи ребенка начинается с крика, когда малыш о своих ощущениях комфорта и дискомфорта сигнализирует разными голосовыми модуляциями. Помимо крика, к голосовым реакци­ям новорожденного можно отнести кашель, чихание, зевание, звуки при сосании и отдельные редкие гортанные звуки.

С 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

Развитие умения находить взглядом игрушку, а затем — две игрушки, стоящих на одном и том же месте

Игра «Где огонек?»

Забавляться с включением и выключением света лучше всего ближе к вечеру. Держа малыша на руках, включите свет, воскликнув: «Аи! Ого­нек! Посмотри, вот огонек!» Выключите свет, сказав: «Ой! Нет огонь­ка!» Играйте в эту игру ежедневно, и ваш малыш через некоторое вре­мя в ответ на вопрос: «Где огонек?» будет поднимать голову, находя взглядом люстру, торшер или бра.

Игра «Где куколка ля-ля?»

Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Кукла должна всегда находиться на этом месте, малыш должен ее хорошо видеть, бодрствуя в манеже или в кроватке.

Поднесите малыша к кукле, пусть он ее потрогает, рассмотрит, по­гладит по головке, закроет и откроет ее глазки. Не забывайте разгова­ривать с малышом, комментируя все, что он делает: «Вот куколка — ля­ля! Позрвем ее: ля-ля, куколка. У куколки глазки, носик, ротик. А вот ручки. Куколка — ля-ля! Вот какая! Куколка может песенку спеть: ля­ля-ля-ля». Спросите малыша: «Где куколка — «ля-ля?» — и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и протяните ее к игрушке, сказав: «Вот куколка — ля-ля».

Посадите или положите малыша в манеж и теперь игрушку подне­сите к ребенку, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры посадите куклу на место. Попросите малыша найти ее, спросив: «Где куколка — ля-ля?»

Игра «Где часики?»

Для игры подойдут большие комнатные часы или самый простой будильник, который вы поставите на полку шкафа так, чтобы малыш видел его, бодрствуя в кроватке или манеже. Возьмите малыша на руки, поднесите его к часам, приговаривая:

Держу часы в руках,

Часы в руках.

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так.

Поднесите малыша поближе к часам, если они большие, а если это будильник — приблизьте его к уху ребенка:

Ты послушай, посмотри,

Как идут часы мои,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так.

Где же, где же, где часы?

Вот они, часы мои,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так.

Посадите малыша в манеж, в кровать или на пол, но так, чтобы ему были хорошо видны часы. Спросите его:

Где же, где же, где часы?

(Сделайте паузу, оценивая реакцию малыша и побуждая его самого проявить активность: посмотреть туда, где стоят часы.)

Вот они, часы мои,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так.

Укажите рукой на часы, привлекая внимание малыша к ним. Ма­лыш в ответ на вопрос: «Где часики — тик-так?» — начнет искать их взглядом, разворачиваться в их сторону, смотреть на них.

Игра «Где куколка, а где часики?»

Вам понадобятся кукла, всегда сидящая на одном и том же месте, часы и прозрачный платок. Спросите малыша: «Где куколка — ля-ля?», побуждая найти взглядом игрушку. «Вот куколка — ля-ля!» Закройте ее прозрачным платочком, сказав: «Ой! Нет куколки, спряталась». Сдер­ните платочек и, радуясь вместе с малышом, воскликните: «Ах! Вот ку­колка — ля-ля!»

Затем также поиграйте с часиками. В конце игры вновь задайте ма­лышу вопрос: «Где куколка — ля-ля, а где часики — тик-так?» Ежеднев­но играя, вы научите малыша находить взглядом две игрушки, стоящие на одном и том же месте.

Аналогично можно играть и с другими уже знакомыми ребенку предметами, например огоньком и часиками; куколкой и огоньком.

Стимулирование повторного произнесения одних и тех же слов

Игра «Наша песенка простая»

Положите малыша к себе на грудь.

Напевайте малышу песенку Ан. Александрова.

Утром я встаю,

Песенку пою,

Песенку простую,

Вот какую:

Ля-ля-ля-ля (2 раза)

Если вы не помните мелодию этой песенки, не огорчайтесь, подбе­рите самую простую и пойте. Спев: «Ля-ля-ля-ля», — сделайте паузу, приглашая малыша присоединиться к вам.

Измените последние строчки песенки, пропев ее с другими слогами:

Утром я встаю,

Песенку пою,

Песенку простую,

Вот какую:

Да-да-да (2 раза) (М. Ив сен)

Читайте также:  Поделка для ребенка с для развития речи

Играя в эту игру, меняйте последние строки песенки, вводя все но­вые и новые слоги, такие как «На-на», «Ма-ма», «Па-па», «Та-та», «Ба­ба» и т.п.

Ваш малыш научится прислушиваться к слогам песенки и повто­рять их.

Игра «Дудочка»

Вам понадобится дудочка. Поиграйте или просто подудите на ду­дочке, показав ее малышу. А затем напойте малышу литовскую народ­ную песенку:

Ду-ду-ду-ду, дудочка,

Песенка заветная.

Ду-ду-ду-ду, дудочка,

Песенка веселая.

Ду-ду-ду-ду, дудочка,

Песенка хорошая. (Русский текст Ю.Яхтиной)

Игра «Песенка со слогами»

Поговорите с малышом, покажите ему яркий платочек или шарфик. Подбрасывайте и ловите платочек, обходя манеж или кроватку малы­ша. Убедившись, что малыш наблюдает за вами, играйте с платочком, напевая самые простые строки: «Ла-ла-ла-ла, лапушка!», делайте паузу для того, чтобы привлечь малыша к повторению слов лепета. Распевай­те самые простые слоги и слова, такие как:

Ма-ма-ма-ма, мамочка!

Ба-ба-ба-ба, бабушка!

Ду-ду-ду-ду, дудочка!

Па-па-па-па, папочка!

Му-му-му-му, мурочка!

Развитие умения понимать движения и повторять их под потешки

Игра «Испечем оладушки»

Лягте на пол, подложите под голову подушку или валик, малыша положите на спинку к себе на колени. Хлопайте ладошками ребенка в ритм песенки:

Ой, ладушки-ладушки,

Испечем оладушки!

На окно поставим,

Остывать заставим.

А остынут — поедим

И воробушкам дадим. (Е.А.Благинина)

В дальнейшем добивайтесь, чтобы малыш сам хлопал в ладошки, только услышав первые строки стишка. А для этого вначале научите его подражать вашим действиям.

Игра «Ладушки»

Посадите малыша к себе лицом. Своими ногами прижмите ноги ре­бенка к полу. Малыш будет сидеть с развернутыми ногами более устой­чиво. Если ему сидеть неудобно, положите его на колени. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:

Ладушки, ладушки,

Где были? — У бабушки.

Что ели? — Кашку.

Что пили? — Бражку.

Попили, поели,

Шу, полетели,

На головку сели.

При последних двух строчках помашите ручками малыша и положи­те их на головку. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок часть дей­ствий, а потом и все действия выполнял сам, вначале подражая Вам, а потом — услышав слова потешки.

Игра «Прилетели гули…»

Обхватите ручки ребенка и помашите его ручками, как крыльями:

Прилетели гули,

Гули-голубочки.

Положите ручки на его головку:

Сели на головку,

На головку детке.

Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек:

Ты, моя детка,

Помаши ладошкой.

Кыш, гули, кыш!

А затем вновь прочитайте потешку, демонстрируя действия малышу. Как только малыш научится подражать вам, учите его выполнять дей­ствия, слушая слова стишка.

Игра «Курочка кудахчет»

Пальчиком малыша тычут ему в ладошку и поют:

Курочка кудахчет,

Дочку носом тычет:

— А куда-куда-куда!

А подай ее сюда!

А подай ее сюда!

В дальнейшем приучают малыша подражать действиям взрослого и выполнять движения самостоятельно под эту песенку или песенку «Со­рока-сорока».

Стимулирование произнесения различных слогов лепета

Игра «Подпрыгиваем»

Сядьте на большой гимнастический мяч, малыша посадите себе на руки, крепко обняв его. Если у вас нет такого мяча, подойдет пружинящий диван или кровать. Легко подпрыгивая вместе с малышом на мяче или на диване, в ритм движений произносите различ­ные слоги: «Да-да-да. Та-та-та. Ду-ду-ду. Ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру. Му-му-му! Так-так-так! Вот-вот-вот! Гоп-гоп-гоп! Пу-пу-пу!» После каждой фразы с одними и теми же слогами останавли­вайтесь, делая паузу, для того чтобы ма­лыш присоединился к вам, произнося слоги лепета.

Игра «Оладушки»

Лягте на пол на спину, предварительно подложив под голову валик, согните ноги в коленях. Малыша посадите сверху так, чтобы его ноги были разведены, а стопы опирались о пол. Возьмите руки малыша в свои, двигайте его ручки к себе и от себя, вперед-назад, в одну и другую сторону, читая потешку:

Ай, та-та, та-та, та-та,

Пожалуйте решета —

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

Ай, да-да, да-да, да-да,

Пирожки затеять!

А для нашей лапушки

Затеем оладушки.

Подталкивайте малыша, покачивайте его, произнося различные слоги лепета.

ПОМНИТЕ! Чтобы малыш к вам присоединился, каждый раз де­лайте паузу, ожидая ответа на него.

Развитие умения находить игрушки и предметы при их перемещении

Игра «Мишка спрятался»

Если ваш малыш умеет переворачиваться и крутиться на животе, проводите эту игру в манеже, а если он уже ползает — на полу. Вам будет нужен игрушечный мишка.

Вперевалочку идет

Косолапый мишка.

Он принес в подарок мед

И большую шишку.

Читая стишок, показывайте малышу как «идет» мишка, как он «ры­чит», как падает, встает и вновь идет, как он протягивает лапки к малы­шу. Предоставьте ребенку возможность его потрогать, погладить, пока­жите ребенку, где у мишки глазки, ротик, ушки, побуждая его рассмот­реть игрушку.

Спрячьте его за спину, сказав: «Ой! Нет мишки, спрятался». Пока­жите его из-за своего плеча, воскликнув: «Вот, вот мишка». Вновь про­демонстрируйте, как он «ходит», «падает», «дает лапку». Посадите иг­рушку в противоположный от ребенка угол манежа или чуть прикрой­те его ковром, одеялом, пеленкой, сказав: «Нет мишки, спрятался. Где мишка? Найди, детка, мишку!» Каждый раз прячьте игрушку на глазах малыша, но в разные места, побуждая его перевернуться, подползти для того, чтобы найти игрушку.

Игра «Кошка и корзинка»

Читайте также:  Развитие глубоко недоношенного ребенка по месяцам таблица

Играть можно в манеже, если малыш не ползает, или на полу, где больше места для движений и игры.

Вам понадобятся игрушечная кошка и корзинка. Принесите кор­зинку, сказав: «Вот корзиночка. А кто сидит в корзинке?» Покажите ма­лышу, как кошка медленно показывается из корзинки: вначале только хвост или ушки, затем ставит лапки на край корзинки и, наконец, выпрыгивает, мяукая. Поднесите игрушку к ребенку, побуждая его рассмотреть ее, потрогать, погладить. Пока малыш знакомится с игрушкой, читайте стишок:

Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

– На мельнице.

Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

– Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

– Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

– Одна.

Спрячьте киску в корзинку так, чтобы был виден хвост. Спросите малыша: «Где киска — мяу?» — побуждая малыша ее найти. Каждый раз, пряча киску в корзинку, переставляйте ее в разные места комнаты или манежа, побуждая малыша доползти до нее и найти.

Игра «Ку-ку, где кукла?»

Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры доста­точно места.

Вам понадобятся кукла и прозрачный платок. Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:

Вот красивая игрушка —

Наша куколка Катюшка,

Может хлопать, может петь,

Кто желает посмотреть?

Спрячьте под платок куклу на глазах ребенка, спросите: «Где кукол­ка — ля-ля? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползет до игрушки, снимет платочек, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

Произнесение слогов, имеющихся в лепете

Игра «Переклинка»

Сядьте, посадив ребенка к себе на колени лицом к лицу, крепко об­нимите его за талию. Вы должны хорошо знать, какие слоги лепета про­износит ваш малыш. Покачивайте малыша, произнося его слоги лепета. Останавливайтесь, делая паузу и приглашая малыша подражать вам. Играя в эту игру, малыш научится подражать взрослому, произнося сло­ги, имеющиеся в лепете.

Игра «Звонкое ведерко»

Сядьте и посадите малыша так, чтобы его спина опиралась о ва­шу грудь.

Вам понадобится оцинкованное ведро. Покажите ребенку ве­дро, наклоните его к себе, пропев фразу со слогами лепета. Ведро усилит ваш голос, при­даст ему необычный тембр. Побуждайте ма­лыша повторять за вами звуки, пропевая их в ведро. Малыш научится подражать вам, повторяя те слоги, которые есть у него в лепете.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

9-месячный ребенок становится более самостоятельным. Он ярче реагирует на внешний мир, начинает проявлять себя, как социальный “элемент” – личность. В этот период с ним можно и нужно играть, ведь в интересной игре он будет приобретать новые навыки.

Развивающие игры очень важны для маленького ребенка, через них он познает окружающий мир – попробуйте его занять. В общении с вами он проявит свои социальные, интеллектуальные и сенсорно-двигательные возможности.

В 9 месяцев родители могут заметить признаки формирования личности малыша. В числе прочего, он начинает ярко проявлять свои эмоции

Достижения ребенка к 9 месяцам

Из сенсорно-двигательных (сенсорно-моторных) возможностей можно отметить следующие:

  • ребенок хлопает в ладоши;
  • он берет большие предметы двумя руками, приближает их и рассматривает;
  • маленькие предметы он берет одной рукой;
  • он манипулирует сразу двумя игрушками;
  • он ползает и может изменить направление на 180 градусов;
  • встает на ножки с помощью взрослого.

Эти навыки можно имитировать у куклы. Возьмите куклу, покажите малышу, как она встает на ноги, ходит, кушает, ложится спать. Все действия могут сопровождаться рассказом о том, что именно делает кукла – это будет равно интересно как девочке, так и мальчику. Будет очень хорошо, если малыш постарается взять куклу и поиграть с ней сам.

Интеллектуальные способности малыша должны включать в себя следующие действия:

  1. ребенок помнит, во что вы играли с ним вчера;
  2. действия с обычным повторением одних и тех же ситуаций ему не интересны;
  3. он может пугаться открытого пространства и подъема на высоту;
  4. с ним можно играть в несложные прятки и в «Большой, маленький»;
  5. малыш может повторять слова из двух слогов;
  6. он вас понимает, то есть имеет пассивный словарный запас;
  7. он делает попытки что-то вам объяснить с помощью жестов, к примеру, когда не хочет кушать, отворачивает голову;
  8. малыш реагирует на ваши просьбы и пытается их выполнить.

Из вышесказанного понятно, что способности ребенка в 9 – 10 месяцев касаются общения со своими родителями и начала использования речевого аппарата.

Чтобы малыш заговорил правильно, не используйте уменьшительных производных от слов, не коверкайте свою речь. Говорите четко и разборчиво, делая между словами паузы. Контролируйте свою мимику, старайтесь не делать ненужных жестов – это трудно, но вашему малышу это нужно.

Развивающие игры

Существует определенный набор игр, который поможет вам стимулировать развитие малыша. Но вы должны с ним заниматься терпеливо каждый день.

Купите малышу игрушки, снабженные различными кнопками, ручками, колесиками. Покажите, как можно нажимать на кнопки и поворачивать ручки, крутить колесики. Дайте ребенку старый телефон с кнопками. Чем больше фантазии придется проявить ребенку, тем лучше.

Манипуляции с предметами

«Волшебное ведерко». Завяжите на нескольких игрушках ленточки, опустите их в ведерко, затем за ленточки выньте их по очереди из ведерка. Когда все игрушки будут вынуты, покажите ребенку пустое ведерко, скажите: «Ничего нет. Пусто», – и разведите руками. Пусть ребенок повторит ваши действия.

Читайте также:  Статья на тему развитие ребенка

«Собираем тарелочки». Сложите в стопку пластмассовые тарелочки, поставьте их рядом с ребенком. Затем по одной штуке снимайте тарелочки и откладывайте в сторону, снова соберите в стопку.

«Пирамидка». Купите малышу пластмассовую или деревянную пирамидку. Покажите, как можно снимать с палочки колесики и снова их надевать. Свои действия сопровождайте словами «большое, маленькое, красное, синее».

Манипуляции с игровыми и бытовыми предметами – важный аспект развития малыша и его навыков

Развитие интеллекта ребенка

9-месячному ребенку надо развить речевой аппарат. Для этого делайте простейшие упражнения с языком. Вот список упражнений:

  • поцокайте, как лошадка;
  • почмокайте, как при поцелуе;
  • сделайте «балаболку» языком по верхней губе – при этом должны издаваться звуки «бл, бл, бл»;
  • надуйте щеки и стукните по ним пальцами, чтобы «пузырь лопнул».

Научите малыша произносить слоги. Для этого, поднимая малыша и опуская его вниз, произносите «прыг-скок», опуская на пол – «бух», качая его вправо-влево – «тик-так, тик-так», подбрасывая его коленками – «но, но, но», останавливаясь – «тпру». Можно и просто произносить слоги «да, да, да», «ма, ма, ма» и так далее. Произносите слоги с паузами. Ребенок станет за вами повторять.

Постарайтесь научить малыша отличать родню друг от друга. Говорите ему: «Это баба, это папа, это мама». Поищите с ним игрушки. Положите перед ним 3 игрушки и спросите: «Где мишка? Где мячик? Где Ляля?» Поиграйте с ребенком в «Ку-ку», «Догоню», «Идет коза рогатая». Это прекрасные развивающие игры для маленьких детей 9 месяцев, которые им весьма полезны.

Усвоение причинно-следственных связей

Чтобы привлечь внимание малыша, надо совершить внезапное действие. Например, уберите игрушку за спину и, доставая ее из-за спины, скажите: «Вот мишка», а убирая обратно, скажите: «Нету мишки». Повторяя процедуру с различными игрушками, вы добьетесь, что ребенок запомнит их названия. Повесьте на стену яркие картинки с разными животными и предметами. Поднесите ребенка к стене, погладьте картинку с кошечкой, скажите: «Хорошая киса», свободной рукой поднесите к картинке хлеб, скажите: «Кушай, киса» и так далее. Ребенок будет учиться понимать соответствие нарисованных животных с настоящими, а усилить эффект можно, показав ему кису на улице.

Помочь ребенку выявить причинно-следственные связи происходящего можно путем слуховых ассоциаций. Для этого развесьте около дверей квартиры колокольчики с разным звучанием. Возьмите малыша на руки и походите по квартире – при открывании каждой двери будут звенеть разные колокольчики. Ребенок будет понимать, когда вы вошли в кухню, а когда в ванную.

Поиграйте с малышом в «Ладушки», напевая: «Ладушки, ладушки, где жили? У бабушки». Это занятие прекрасно развивает координацию движений. Если вы не знаете правила какой-либо игры, можно найти и посмотреть о ней видео или фото.

Игрушки для 9-10-месячного ребенка

Вот эти игры для досуга с ребенком 9 месяцев надо купить:

  1. Ксилофон, игрушечное пианино, барабан и другие музыкальные инструменты.
  2. Пирамидки и другие игрушки, подразумевающие вставку одних частей в другие.
  3. Конструкторы для самых маленьких и кубики.
  4. Книжки с красочными, яркими картинками.

В этот период ребенок активно ползает (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев мальчики начинают ползать?). Мама выпускает его на чисто вымытые полы.

Подумайте о том, что в зоне досягаемости ребенка можно разместить предметы для его развлечения. Поставьте внизу пустые полочки, положите туда красивые детские книжки, кубики, пластмассовые баночки и миски, мячики, игрушки, которые ему нужны.

Особенно удобно сделать такое место в кухне, чтобы малыш имел занятие, пока мама готовит обед. Все острые и режущие предметы уберите наверх, тогда ребенок не сможет пораниться, дополнительно закройте электрические розетки защитными крышечками.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский считает, что в поведении 9-месячного малыша происходит некоторый прорыв – ребенок становится умелым и энергичным, он явно выражает свои индивидуальные пристрастия. Что-то ему нравится, а что-то – нет, он умнеет. Если вы под его свитерок засунете мелкую игрушку, он тут же отвернет край свитерка и ее достанет, можно придумать и другие подобные ситуации.

Если ваш малыш чего-то не умеет, что делать (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в 5 месяцев?)? Не стоит отчаиваться – это ни о чем не говорит. Он научится всему, чему положено, немного позднее. Способные в будущем дети могут до трех лет не разговаривать и не проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как приучить к горшку ребенка в 9 месяцев?). Игры, предлагаемые ребенку в этот период, он освоит чуть позже – возможно, это произойдет в 10 или 12 месяцев. Уделяйте время своему малышу, не жалейте сил, а он в ответ будет радовать вас все новыми навыками.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник