Игры на развитие речи ребенка 9 месяцев
От автора: В предлагаемом вашему вниманию пособии Разенковой Ю.А. собрано более 300 раз-личных забав, шуток, игр и упражнений для самых маленьких детей. Детские стихи, песенки и прибаутки цитируются нами по следующим изданиям: «Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных песен до былин» // М.: Правда. 1990; «Детские частушки, шутки, прибаутки. 11опулярное пособие для родителей и педагогов» // Ярославль: Академии развития, 1997; «Хрестоматия по детской литературе» // М.: Про-свещение, 1998; Ануфриева А.И., Митюкова О.М. «Игры и занятия для малышей» // Горький, Горьковское книжное издательство, 1960; Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых чар. СПб.: Кристалл, 1997.
Глава IV
НА ПОРОГЕ РЕЧИ: ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗВУКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Какие «ступени» проходит малыш в своем предречевом развитии?
Считается, что развитие речи ребенка начинается с крика, когда малыш о своих ощущениях комфорта и дискомфорта сигнализирует разными голосовыми модуляциями. Помимо крика, к голосовым реакциям новорожденного можно отнести кашель, чихание, зевание, звуки при сосании и отдельные редкие гортанные звуки.
С 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ
Развитие умения находить взглядом игрушку, а затем — две игрушки, стоящих на одном и том же месте
Игра «Где огонек?»
Забавляться с включением и выключением света лучше всего ближе к вечеру. Держа малыша на руках, включите свет, воскликнув: «Аи! Огонек! Посмотри, вот огонек!» Выключите свет, сказав: «Ой! Нет огонька!» Играйте в эту игру ежедневно, и ваш малыш через некоторое время в ответ на вопрос: «Где огонек?» будет поднимать голову, находя взглядом люстру, торшер или бра.
Игра «Где куколка — ля-ля?»
Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Кукла должна всегда находиться на этом месте, малыш должен ее хорошо видеть, бодрствуя в манеже или в кроватке.
Поднесите малыша к кукле, пусть он ее потрогает, рассмотрит, погладит по головке, закроет и откроет ее глазки. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя все, что он делает: «Вот куколка — ляля! Позрвем ее: ля-ля, куколка. У куколки глазки, носик, ротик. А вот ручки. Куколка — ля-ля! Вот какая! Куколка может песенку спеть: ляля-ля-ля». Спросите малыша: «Где куколка — «ля-ля?» — и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и протяните ее к игрушке, сказав: «Вот куколка — ля-ля».
Посадите или положите малыша в манеж и теперь игрушку поднесите к ребенку, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры посадите куклу на место. Попросите малыша найти ее, спросив: «Где куколка — ля-ля?»
Игра «Где часики?»
Для игры подойдут большие комнатные часы или самый простой будильник, который вы поставите на полку шкафа так, чтобы малыш видел его, бодрствуя в кроватке или манеже. Возьмите малыша на руки, поднесите его к часам, приговаривая:
Держу часы в руках,
Часы в руках.
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
Поднесите малыша поближе к часам, если они большие, а если это будильник — приблизьте его к уху ребенка:
Ты послушай, посмотри,
Как идут часы мои,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
Вот они, часы мои,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
Посадите малыша в манеж, в кровать или на пол, но так, чтобы ему были хорошо видны часы. Спросите его:
Где же, где же, где часы?
(Сделайте паузу, оценивая реакцию малыша и побуждая его самого проявить активность: посмотреть туда, где стоят часы.)
Вот они, часы мои,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
Укажите рукой на часы, привлекая внимание малыша к ним. Малыш в ответ на вопрос: «Где часики — тик-так?» — начнет искать их взглядом, разворачиваться в их сторону, смотреть на них.
Игра «Где куколка, а где часики?»
Вам понадобятся кукла, всегда сидящая на одном и том же месте, часы и прозрачный платок. Спросите малыша: «Где куколка — ля-ля?», побуждая найти взглядом игрушку. «Вот куколка — ля-ля!» Закройте ее прозрачным платочком, сказав: «Ой! Нет куколки, спряталась». Сдерните платочек и, радуясь вместе с малышом, воскликните: «Ах! Вот куколка — ля-ля!»
Затем также поиграйте с часиками. В конце игры вновь задайте малышу вопрос: «Где куколка — ля-ля, а где часики — тик-так?» Ежедневно играя, вы научите малыша находить взглядом две игрушки, стоящие на одном и том же месте.
Аналогично можно играть и с другими уже знакомыми ребенку предметами, например огоньком и часиками; куколкой и огоньком.
Стимулирование повторного произнесения одних и тех же слов
Игра «Наша песенка простая»
Положите малыша к себе на грудь.
Напевайте малышу песенку Ан. Александрова.
Утром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот какую:
Ля-ля-ля-ля (2 раза)
Если вы не помните мелодию этой песенки, не огорчайтесь, подберите самую простую и пойте. Спев: «Ля-ля-ля-ля», — сделайте паузу, приглашая малыша присоединиться к вам.
Измените последние строчки песенки, пропев ее с другими слогами:
Утром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот какую:
Да-да-да (2 раза) (М. Ив сен)
Играя в эту игру, меняйте последние строки песенки, вводя все новые и новые слоги, такие как «На-на», «Ма-ма», «Па-па», «Та-та», «Баба» и т.п.
Ваш малыш научится прислушиваться к слогам песенки и повторять их.
Игра «Дудочка»
Вам понадобится дудочка. Поиграйте или просто подудите на дудочке, показав ее малышу. А затем напойте малышу литовскую народную песенку:
Ду-ду-ду-ду, дудочка,
Песенка заветная.
Ду-ду-ду-ду, дудочка,
Песенка веселая.
Ду-ду-ду-ду, дудочка,
Песенка хорошая. (Русский текст Ю.Яхтиной)
Игра «Песенка со слогами»
Поговорите с малышом, покажите ему яркий платочек или шарфик. Подбрасывайте и ловите платочек, обходя манеж или кроватку малыша. Убедившись, что малыш наблюдает за вами, играйте с платочком, напевая самые простые строки: «Ла-ла-ла-ла, лапушка!», делайте паузу для того, чтобы привлечь малыша к повторению слов лепета. Распевайте самые простые слоги и слова, такие как:
Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Ду-ду-ду-ду, дудочка!
Па-па-па-па, папочка!
Му-му-му-му, мурочка!
Развитие умения понимать движения и повторять их под потешки
Игра «Испечем оладушки»
Лягте на пол, подложите под голову подушку или валик, малыша положите на спинку к себе на колени. Хлопайте ладошками ребенка в ритм песенки:
Ой, ладушки-ладушки,
Испечем оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут — поедим
И воробушкам дадим. (Е.А.Благинина)
В дальнейшем добивайтесь, чтобы малыш сам хлопал в ладошки, только услышав первые строки стишка. А для этого вначале научите его подражать вашим действиям.
Игра «Ладушки»
Посадите малыша к себе лицом. Своими ногами прижмите ноги ребенка к полу. Малыш будет сидеть с развернутыми ногами более устойчиво. Если ему сидеть неудобно, положите его на колени. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:
Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки.
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Попили, поели,
Шу, полетели,
На головку сели.
При последних двух строчках помашите ручками малыша и положите их на головку. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок часть действий, а потом и все действия выполнял сам, вначале подражая Вам, а потом — услышав слова потешки.
Игра «Прилетели гули…»
Обхватите ручки ребенка и помашите его ручками, как крыльями:
Прилетели гули,
Гули-голубочки.
Положите ручки на его головку:
Сели на головку,
На головку детке.
Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек:
Ты, моя детка,
Помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш!
А затем вновь прочитайте потешку, демонстрируя действия малышу. Как только малыш научится подражать вам, учите его выполнять действия, слушая слова стишка.
Игра «Курочка кудахчет»
Пальчиком малыша тычут ему в ладошку и поют:
Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет:
— А куда-куда-куда!
А подай ее сюда!
А подай ее сюда!
В дальнейшем приучают малыша подражать действиям взрослого и выполнять движения самостоятельно под эту песенку или песенку «Сорока-сорока».
Стимулирование произнесения различных слогов лепета
Игра «Подпрыгиваем»
Сядьте на большой гимнастический мяч, малыша посадите себе на руки, крепко обняв его. Если у вас нет такого мяча, подойдет пружинящий диван или кровать. Легко подпрыгивая вместе с малышом на мяче или на диване, в ритм движений произносите различные слоги: «Да-да-да. Та-та-та. Ду-ду-ду. Ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру. Му-му-му! Так-так-так! Вот-вот-вот! Гоп-гоп-гоп! Пу-пу-пу!» После каждой фразы с одними и теми же слогами останавливайтесь, делая паузу, для того чтобы малыш присоединился к вам, произнося слоги лепета.
Игра «Оладушки»
Лягте на пол на спину, предварительно подложив под голову валик, согните ноги в коленях. Малыша посадите сверху так, чтобы его ноги были разведены, а стопы опирались о пол. Возьмите руки малыша в свои, двигайте его ручки к себе и от себя, вперед-назад, в одну и другую сторону, читая потешку:
Ай, та-та, та-та, та-та,
Пожалуйте решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
Ай, да-да, да-да, да-да,
Пирожки затеять!
А для нашей лапушки
Затеем оладушки.
Подталкивайте малыша, покачивайте его, произнося различные слоги лепета.
ПОМНИТЕ! Чтобы малыш к вам присоединился, каждый раз делайте паузу, ожидая ответа на него.
Развитие умения находить игрушки и предметы при их перемещении
Игра «Мишка спрятался»
Если ваш малыш умеет переворачиваться и крутиться на животе, проводите эту игру в манеже, а если он уже ползает — на полу. Вам будет нужен игрушечный мишка.
Вперевалочку идет
Косолапый мишка.
Он принес в подарок мед
И большую шишку.
Читая стишок, показывайте малышу как «идет» мишка, как он «рычит», как падает, встает и вновь идет, как он протягивает лапки к малышу. Предоставьте ребенку возможность его потрогать, погладить, покажите ребенку, где у мишки глазки, ротик, ушки, побуждая его рассмотреть игрушку.
Спрячьте его за спину, сказав: «Ой! Нет мишки, спрятался». Покажите его из-за своего плеча, воскликнув: «Вот, вот мишка». Вновь продемонстрируйте, как он «ходит», «падает», «дает лапку». Посадите игрушку в противоположный от ребенка угол манежа или чуть прикройте его ковром, одеялом, пеленкой, сказав: «Нет мишки, спрятался. Где мишка? Найди, детка, мишку!» Каждый раз прячьте игрушку на глазах малыша, но в разные места, побуждая его перевернуться, подползти для того, чтобы найти игрушку.
Игра «Кошка и корзинка»
Играть можно в манеже, если малыш не ползает, или на полу, где больше места для движений и игры.
Вам понадобятся игрушечная кошка и корзинка. Принесите корзинку, сказав: «Вот корзиночка. А кто сидит в корзинке?» Покажите малышу, как кошка медленно показывается из корзинки: вначале только хвост или ушки, затем ставит лапки на край корзинки и, наконец, выпрыгивает, мяукая. Поднесите игрушку к ребенку, побуждая его рассмотреть ее, потрогать, погладить. Пока малыш знакомится с игрушкой, читайте стишок:
Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
– На мельнице.
Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
– Муку молола.
Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
– Прянички.
Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
– Одна.
Спрячьте киску в корзинку так, чтобы был виден хвост. Спросите малыша: «Где киска — мяу?» — побуждая малыша ее найти. Каждый раз, пряча киску в корзинку, переставляйте ее в разные места комнаты или манежа, побуждая малыша доползти до нее и найти.
Игра «Ку-ку, где кукла?»
Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места.
Вам понадобятся кукла и прозрачный платок. Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:
Вот красивая игрушка —
Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
Спрячьте под платок куклу на глазах ребенка, спросите: «Где куколка — ля-ля? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползет до игрушки, снимет платочек, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.
Произнесение слогов, имеющихся в лепете
Игра «Переклинка»
Сядьте, посадив ребенка к себе на колени лицом к лицу, крепко обнимите его за талию. Вы должны хорошо знать, какие слоги лепета произносит ваш малыш. Покачивайте малыша, произнося его слоги лепета. Останавливайтесь, делая паузу и приглашая малыша подражать вам. Играя в эту игру, малыш научится подражать взрослому, произнося слоги, имеющиеся в лепете.
Игра «Звонкое ведерко»
Сядьте и посадите малыша так, чтобы его спина опиралась о вашу грудь.
Вам понадобится оцинкованное ведро. Покажите ребенку ведро, наклоните его к себе, пропев фразу со слогами лепета. Ведро усилит ваш голос, придаст ему необычный тембр. Побуждайте малыша повторять за вами звуки, пропевая их в ведро. Малыш научится подражать вам, повторяя те слоги, которые есть у него в лепете.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
9-месячный ребенок становится более самостоятельным. Он ярче реагирует на внешний мир, начинает проявлять себя, как социальный “элемент” – личность. В этот период с ним можно и нужно играть, ведь в интересной игре он будет приобретать новые навыки.
Развивающие игры очень важны для маленького ребенка, через них он познает окружающий мир – попробуйте его занять. В общении с вами он проявит свои социальные, интеллектуальные и сенсорно-двигательные возможности.
В 9 месяцев родители могут заметить признаки формирования личности малыша. В числе прочего, он начинает ярко проявлять свои эмоции
Достижения ребенка к 9 месяцам
Из сенсорно-двигательных (сенсорно-моторных) возможностей можно отметить следующие:
- ребенок хлопает в ладоши;
- он берет большие предметы двумя руками, приближает их и рассматривает;
- маленькие предметы он берет одной рукой;
- он манипулирует сразу двумя игрушками;
- он ползает и может изменить направление на 180 градусов;
- встает на ножки с помощью взрослого.
Эти навыки можно имитировать у куклы. Возьмите куклу, покажите малышу, как она встает на ноги, ходит, кушает, ложится спать. Все действия могут сопровождаться рассказом о том, что именно делает кукла – это будет равно интересно как девочке, так и мальчику. Будет очень хорошо, если малыш постарается взять куклу и поиграть с ней сам.
Интеллектуальные способности малыша должны включать в себя следующие действия:
- ребенок помнит, во что вы играли с ним вчера;
- действия с обычным повторением одних и тех же ситуаций ему не интересны;
- он может пугаться открытого пространства и подъема на высоту;
- с ним можно играть в несложные прятки и в «Большой, маленький»;
- малыш может повторять слова из двух слогов;
- он вас понимает, то есть имеет пассивный словарный запас;
- он делает попытки что-то вам объяснить с помощью жестов, к примеру, когда не хочет кушать, отворачивает голову;
- малыш реагирует на ваши просьбы и пытается их выполнить.
Из вышесказанного понятно, что способности ребенка в 9 – 10 месяцев касаются общения со своими родителями и начала использования речевого аппарата.
Чтобы малыш заговорил правильно, не используйте уменьшительных производных от слов, не коверкайте свою речь. Говорите четко и разборчиво, делая между словами паузы. Контролируйте свою мимику, старайтесь не делать ненужных жестов – это трудно, но вашему малышу это нужно.
Развивающие игры
Существует определенный набор игр, который поможет вам стимулировать развитие малыша. Но вы должны с ним заниматься терпеливо каждый день.
Купите малышу игрушки, снабженные различными кнопками, ручками, колесиками. Покажите, как можно нажимать на кнопки и поворачивать ручки, крутить колесики. Дайте ребенку старый телефон с кнопками. Чем больше фантазии придется проявить ребенку, тем лучше.
Манипуляции с предметами
«Волшебное ведерко». Завяжите на нескольких игрушках ленточки, опустите их в ведерко, затем за ленточки выньте их по очереди из ведерка. Когда все игрушки будут вынуты, покажите ребенку пустое ведерко, скажите: «Ничего нет. Пусто», – и разведите руками. Пусть ребенок повторит ваши действия.
«Собираем тарелочки». Сложите в стопку пластмассовые тарелочки, поставьте их рядом с ребенком. Затем по одной штуке снимайте тарелочки и откладывайте в сторону, снова соберите в стопку.
«Пирамидка». Купите малышу пластмассовую или деревянную пирамидку. Покажите, как можно снимать с палочки колесики и снова их надевать. Свои действия сопровождайте словами «большое, маленькое, красное, синее».
Манипуляции с игровыми и бытовыми предметами – важный аспект развития малыша и его навыков
Развитие интеллекта ребенка
9-месячному ребенку надо развить речевой аппарат. Для этого делайте простейшие упражнения с языком. Вот список упражнений:
- поцокайте, как лошадка;
- почмокайте, как при поцелуе;
- сделайте «балаболку» языком по верхней губе – при этом должны издаваться звуки «бл, бл, бл»;
- надуйте щеки и стукните по ним пальцами, чтобы «пузырь лопнул».
Научите малыша произносить слоги. Для этого, поднимая малыша и опуская его вниз, произносите «прыг-скок», опуская на пол – «бух», качая его вправо-влево – «тик-так, тик-так», подбрасывая его коленками – «но, но, но», останавливаясь – «тпру». Можно и просто произносить слоги «да, да, да», «ма, ма, ма» и так далее. Произносите слоги с паузами. Ребенок станет за вами повторять.
Постарайтесь научить малыша отличать родню друг от друга. Говорите ему: «Это баба, это папа, это мама». Поищите с ним игрушки. Положите перед ним 3 игрушки и спросите: «Где мишка? Где мячик? Где Ляля?» Поиграйте с ребенком в «Ку-ку», «Догоню», «Идет коза рогатая». Это прекрасные развивающие игры для маленьких детей 9 месяцев, которые им весьма полезны.
Усвоение причинно-следственных связей
Чтобы привлечь внимание малыша, надо совершить внезапное действие. Например, уберите игрушку за спину и, доставая ее из-за спины, скажите: «Вот мишка», а убирая обратно, скажите: «Нету мишки». Повторяя процедуру с различными игрушками, вы добьетесь, что ребенок запомнит их названия. Повесьте на стену яркие картинки с разными животными и предметами. Поднесите ребенка к стене, погладьте картинку с кошечкой, скажите: «Хорошая киса», свободной рукой поднесите к картинке хлеб, скажите: «Кушай, киса» и так далее. Ребенок будет учиться понимать соответствие нарисованных животных с настоящими, а усилить эффект можно, показав ему кису на улице.
Помочь ребенку выявить причинно-следственные связи происходящего можно путем слуховых ассоциаций. Для этого развесьте около дверей квартиры колокольчики с разным звучанием. Возьмите малыша на руки и походите по квартире – при открывании каждой двери будут звенеть разные колокольчики. Ребенок будет понимать, когда вы вошли в кухню, а когда в ванную.
Поиграйте с малышом в «Ладушки», напевая: «Ладушки, ладушки, где жили? У бабушки». Это занятие прекрасно развивает координацию движений. Если вы не знаете правила какой-либо игры, можно найти и посмотреть о ней видео или фото.
Игрушки для 9-10-месячного ребенка
Вот эти игры для досуга с ребенком 9 месяцев надо купить:
- Ксилофон, игрушечное пианино, барабан и другие музыкальные инструменты.
- Пирамидки и другие игрушки, подразумевающие вставку одних частей в другие.
- Конструкторы для самых маленьких и кубики.
- Книжки с красочными, яркими картинками.
В этот период ребенок активно ползает (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев мальчики начинают ползать?). Мама выпускает его на чисто вымытые полы.
Подумайте о том, что в зоне досягаемости ребенка можно разместить предметы для его развлечения. Поставьте внизу пустые полочки, положите туда красивые детские книжки, кубики, пластмассовые баночки и миски, мячики, игрушки, которые ему нужны.
Особенно удобно сделать такое место в кухне, чтобы малыш имел занятие, пока мама готовит обед. Все острые и режущие предметы уберите наверх, тогда ребенок не сможет пораниться, дополнительно закройте электрические розетки защитными крышечками.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский считает, что в поведении 9-месячного малыша происходит некоторый прорыв – ребенок становится умелым и энергичным, он явно выражает свои индивидуальные пристрастия. Что-то ему нравится, а что-то – нет, он умнеет. Если вы под его свитерок засунете мелкую игрушку, он тут же отвернет край свитерка и ее достанет, можно придумать и другие подобные ситуации.
Если ваш малыш чего-то не умеет, что делать (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в 5 месяцев?)? Не стоит отчаиваться – это ни о чем не говорит. Он научится всему, чему положено, немного позднее. Способные в будущем дети могут до трех лет не разговаривать и не проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как приучить к горшку ребенка в 9 месяцев?). Игры, предлагаемые ребенку в этот период, он освоит чуть позже – возможно, это произойдет в 10 или 12 месяцев. Уделяйте время своему малышу, не жалейте сил, а он в ответ будет радовать вас все новыми навыками.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник