Игры на развитие просодической речи ребенка
1. Работа по формированию мелкой моторики.
1.1 Пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.
Например, упражнения “Пальчик-мальчик”, “Про сороку”, “Белка”, “Этот пальчик”.
При проведении этих игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные детям слова и выражения подробно объясняются.
1. Работа по формированию мелкой моторики.
1.2. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.
Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.
Например, следующие упражнения: “Здороваются” сначала большой палец с большим, потом указательный с указательным и т.д.
Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производя движения вверх-вниз – “Птичка летит”.
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу – “Лодочка”.
2.1 Работа над ритмом
Цель: развивать чувство и восприятие ритма.
Отхлопывание (отстукивание) ритма начинается с гласного [А], а затем подключаеются другие звуки.
Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков. _ .
Условные обозначения: А – долго, А – коротко
Короткий звук – отхлопываем, длинный – показываем плавным движением руки от груди в сторону.
2.1 Работа над ритмом
А О
А А О О
А А А О О О
2.1 Работа над ритмом
У Э
У У Э Э
У У У Э Э Э
2.1 Работа над ритмом
И Ы
И И Ы Ы
И И И Ы Ы Ы
2.1 Работа над ритмом
У
А У
А А У
У У А А
2.1 Работа над ритмом
О
О У
О У Э
О О У Э
2.2 Работа над ритмом
Цель: развивать чувство и восприятие ритма.
Проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серию ударов, сначала простую, затем акцентированную. После предъявления ритмических структур определяется, какое количество и какие удары были услышаны. Для этого детям предлагается показать карточки с записанными на них соответствующими ритмическими рисунками:
та-та та-та-та
I – I I – I – I.
2.3 Работа над ритмом
Цель: развивать чувство и восприятие ритма.
Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию (без опоры на зрительное восприятие), записываются условными знаками, самостоятельно воспроизводятся по предъявленной карточке.
2.4 Работа над ритмом
Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами.
«Согреемся»:
Поиграем мы немножко-
Мы похлопаем в ладоши:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Ножки тоже мы погреем –
Мы потопаем скорее:
Топ-топ-топ.
2.5 Работа над ритмом
Цель: научить соотносить движения со словами.
Можно использовать как физпаузы в середине занятия.
Например, « Зарядка»:
А – руки в стороны вверх.
О – руки соединить.
И – руки развести в стороны.
У – руки вперед, назад, вместе.
2.6 Работа над ритмом
Цель: развивать чувство ритма.
Медленные стихи.
Например: (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там.
2.7 Работа над ритмом
Цель: развивать чувство ритма.
Медленные стихи.
Занудливый дождь. (Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли).
Стеной стеклянной идет
Противный дождь, занудливый.
И льет, и льет, и льет, и льет
Противный дождь, занудливый.
2.8 Работа над ритмом ( Подбор рифмы)
Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.
-Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не … (Ешь? Кушаешь? Млеешь?)
Я залез на коня
И держусь руками,
Посмотрите на меня.
Я поехал к… (Дедушке? Маме? Леше?)
В пыли валялась палка.
Ее мне стало жалко,
Взял я палку, и она
Превратилась в … (Лошадку? Скакуна? Коня?)
2.9 Работа над ритмом ( Подбор рифмы)
Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.
-Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:
Наша старшая сестра
Вяжет … (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)
Я сегодня утром рано
Умывался … (Холодной водой? И чистил зубы? Из-под крана?)
У меня в кармашке
Маки … (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)
2.10 Работа над ритмом ( Подбор рифмы)
Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.
-Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:
Шина, машина, прокололась, ехала . (Ехала машина. Прокололась шина).
Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки. Теплые сапожки).
Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз. И вагончики повез).
2.11 Работа над ритмом
Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.
Цель: развивать чувство ритма.
1 -Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя.
2 -Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.
3 -Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.
2.12 Работа над ритмом
Цель: развитие темпа и ритма звукоподражания.
Например:
«Мышки» – (пи – пи, пи – пи – пи)
«Петухи» – (ко – ко, ко – ко – ко)
«Дождик» – (кап – кап, кап – кап – кап) и т.п.
3.1 Работа над развитием мимики.
Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.
Упражнения перед зеркалом.
“Удивилки” – поднять брови.
“Поразилки” – поднять брови, открыть рот.
“Улыбалки” – улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.
Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу “пассивных действий”: чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., потом он сам руками поможет себе.
“Хмурилки” – нахмурить брови.
“Сердилки” – нахмурить брови, надуть щеки.
“Огорчалки” – нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.
3.2 Работа над развитием мимики.
Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.
Мимика – прежде всего отражение эмоций. То же можно сказать и о жестикуляции.
Прочитаем детям хороший литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над “Путаницей”, когда “утки замяукали”, а “кошечки заxрюкали”. Они должны по крайней мере нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук “муху-цокотуху в
4.1 Развитие речевого дыхания
Цель: Развитие длительного речевого выдоха.
Например:
«Погасим свечку» – выдох на пламя свечи
«Осенние листочки»
«Снежинки»
«Дуем на ботву моркови»
«Горячий чай»
«Дуем на кораблик, плывущий по воде»
«Мыльные пузыри»
«Вертушки»
«Надуем шарик» и т.д.
4.2 Развитие речевого дыхания
Цель: Развитие диафрагмального дыхания.
Обучение правильному вдоху – не поднимая плечи:
Например:
«Мамины духи»
«Узнай фрукт по запаху»
«Как пахнет ёлочка» и т.д.
4.3 Развитие речевого дыхания
Цель: Развитие диафрагмального дыхания.
«Крылышки»
Руки вдоль туловища. Логопед отводит руки ребёнка назад за голову – вдох. Возвращает в исходное положение – выдох.
Крыльями руки на вздохе взлетают – (вдох)
Плавно на выдохе вниз опадают. (выдох)
5.1 Работа по развитию силы голоса
Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса
– “Укачаем куклу в коляске” – с каждым разом поём тише: А А А А А
-« Ослик” – Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом) ИА ИА ИА
-«Пчела» -делаем вдох, поднимая руки в стороны, медленно опуская произносим Ж-Ж-Ж
-“Песенка лягушонка” – Поём песенку лягушонка различной протяжённости
КВА, КВА-А-А, КВА, КВА-А-А-А-А
-«Солнышко» -делаем вдох, поднимая руки в вверх выдыхаем и произносим: О-О-О-О – солнце высоко!
– «Прятки с Мишкой» – Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом). АУ АУ
– «Горка». Силу голоса соизмеряем с направлением движения руки: вверх (на горку) – сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – сила голоса уменьшается.
– Упражнения с опорой на наглядный материал (тише, громче, ровным голосом).
5.2 Работа по развитию силы голоса
Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса
-«Лесные тропинки» – Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом)
Кто – то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом).
-«Паровоз» – паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко.
-«Зайчики» – зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом);
Зайцы близко стоят и играют громко – бам, бум, бом.
5.2 Работа по развитию высоты голоса
Цель: Развитие звукоподражания голосом разной высоты
Например:
«Кошка и котёнок»
«Собака и щенок»
«Овца и ягнёнок»
«Свинья и поросёнок» и т.п.
5.3 Работа по развитию высоты голоса
Цель: Развития умения соотносить движения и высоту голоса
«Дирижёр»
Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.
Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.
Источник
Упражнения по развитию просодики:
По развитию дыхания:
- «Погреем ладошку». Руки, согнутые в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта. Дуть тёплым воздухом на ладони.
- Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными (ха-хи-хо).
- «Сдуй шарик». Стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
- «Насос». Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
- «Заморозим подбородок». Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
По развитию ритмической организации высказывания:
- Логопед воспроизводит серию ударов по столу карандащом, с короткими и длинными паузами, а затем просит повторить ребёнка за ним.
- «Кулачки». Вытянуть руки вперед. Сопровождаем проговаривание скороговорки, сжиманием кистей рук в кулачки. Ритм сжимания соответствует ритму произношения скороговорки. (На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.)
- «Хлопки». Прохлопать ритм скороговорки. (Мама мыла Милу мылом.)
- «Ритмические импровизации». Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
- «Перемена ритма». По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
По развитию темповой организации высказывания:
- Произнести слоговые ряды с разным темпом: На “з, зь” – (зы – зэ – за – зо – зу – зы), (зи – зе – зя – зё – зю – зи).
- Медленное проговаривание скороговорок. ( Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.)
- «Часы».
Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)
- Произнести в разном темпе.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
- Придумывание предложений и проговаривание их в разном темпе (одно предложение быстро, другое медленно).
По развитию интонационной выразительности речи:
- Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить логические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
- Развитие умения сказать фразу с различной интонацией вопросительной, восклицательной, повествовательной. (Сегодня 11 ноября.)
- Определение картинки символа, соответствующей высказыванию. (Какое сегодня число?)
- Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь вопросительную интонацию.
- Развивать умение выделять ударный звук в слове.
По развитию голоса:
- Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
- Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
- Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле – – -(медленный темп)
Завертелись карусели. – – -(медленный темп)
А потом, потом, потом – – -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! – – -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, – – -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! – – -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите – – -(средний темп)
Карусель остановите. – – -(средний темп)
Раз, два, раз, два – – -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. – – -(медленный темп)
- Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: “Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали”.
- Усиление и ослабление голоса от беззвучной артикуляции до громкого произнесения.
Источник
«Телеграф»
Цель: формирование ритмичности движений.
Ход игры:дети стоят в кругу. Логопед предлагает детям стать на недолгое время телеграфистами: «Я буду передавать вам сообщение по телеграфу, а вы принимайте». Логопед отхлопывает различные ритмичные рисунки, дети по очереди должны за ним повторить.
«Мячик»
Цель. Развитие ритмичной речи, координации речи с движениями.
Оборудование. Мячи на каждого ребёнка.
Ход игры. Дети сопряжённо с логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку – четыре удара мяча).
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили,
Говорили, говорили
И мячом по били.
«Птичий двор»
Цель: формирование ритма речи, развитие мелкой моторики.
Ход игры:дети сидят на стульях, руки на уровне груди, пальчики правой руки касаются пальчиков левой. Дети пальчиками (начиная с больших) отстукивают ритм стихотворения, которое произносят вместе с логопедом.
Утки, гуси да индюшки
Наклевались петрушки,
Закусили лебедой
И отправились домой.
«Барабан»
Цель игры:нормализация темпа речи.
Ход игры: дети стоят кругом. Логопед предлагает детям «превратиться» в барабаны, говорит: «Посмотрите, как делаю я и затем повторите вместе со мной», произносит медленно «Бам-бам-бам-бам», на каждый слог – топает поочередно правой и левой ногой, затем темп произнесения убыстряется.
«Капли»
Цель игры:нормализация темпа речи.
Ход игры: дети стоят полукругом, логопед – перед детьми. Логопед рассказывает о том, что когда на улице идет дождь, по стеклу бегут маленькие дети дождя – капли. Послушайте наше правило: «Внимательно слушай, другим не мешай и вместе со мною потом повторяй». (Логопед и дети повторяют правило.) Дети вместе с логопедом проговаривают текст (предварительно логопедом дается образец):
Капля – раз, капля – два. медленно
Капля медленно сперва: постепенно
Кап-кап-кап-кап. убыстряя
Стали капли поспевать, до среднего
Капля каплю догонять: и быстрого
Кап, кап, кап…
«Мяч»
Цель: формирование ритма речи.
Оборудование:мячи для каждого ребенка.
Ход игры: дети садятся на корточки, перед каждым на полу лежит мяч. Придерживая одной рукой мяч, другой рукой дети отстукивают по нему ритм стихотворения, произнося его вместе с логопедом. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Игры на формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
«Эхо»
Цель:развитие силы голоса.
Ход игры:детей распределяют по группам. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») вместе с логопедом тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
«Лесенка»
Цель:развитие силы и высоты голоса.
Материал: картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки, картинки животных (собака, кошка, петух, жук, комар).
Ход игры:перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети вместе с логопедом произносят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. Логопед начинает рассказ:
«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула собака и залаяла (дети вместе с логопедом произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети вместе с логопедом произносят более тихим и высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку!). На четвертую ступеньку прилетел жук. Сел и зажужжал: ж-ж-ж-ж (дети произносят низким и тихим
голосом: ж-ж-ж-ж). на пятую ступеньку сел комар изапел свою песенку: з-з-з-з (дети произносят тихим и высоким голосом).»
«Укачаем куклу»
Цель.Преодоление твёрдой атаки гласных.
Ход игры. Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол. Логопед показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а». Логопед выполняет упражнение вместе с детьми.
«Поезд»
Цель.Преодоление твёрдой атаки гласных.
Ход игры. Логопед показывает картинку детям, на которой изображён поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у».
«Умка и Улька»
Цель игры:воспитание мягкой атаки голоса, интонационной выразительности.
Оборудование: Кукла-бибабо (или мягкие игрушки), волк и медведь. Маски волка и медведя. Буква «У».
Ход игры:дети сидят на стульчиках.Логопед говорит: «Представьте, что мы пришли в лес. (Жестом предлагает детям встать со стульчиков.) Сильный ветер прилетел в гости к деревьям, раскачивает их. Покажем, как качаются ветки деревьев и в них гудит ветер. (Дети раскачиваются, держа руки над головой, гудят низко, протяжно, приглушенно: у-у-у.) А далеко-далеко едет поезд. (Логопед соответственно выстраивает детей.) Впереди поезда — паровоз. Он тянет за собой все вагончики. Труба паровоза похожа на букву «У». (Показывает карточку с буквой.) И вы все сделайте губы трубочкой и потяните веселую песенку паровоза… А поезд этот везет пассажиров. Привез он в лес лесорубов с топорами. (Жестом останавливает поезд.) Лесорубы сразу взяли в руки топоры и принялись за работу: «У-ух!» (Рубят дрова вместе, потом — по одному.) А в чаще леса гулял маленький неуклюжий медвежонок (надевает на руку куклу), такой увалень. Ходит, переваливается (показывает кукла, а потом все дети). «Умный ребенок — мой медвежонок»,— сказала мама-медведица. И назвала своего малыша именем самого большого белого медведя (если дети не угадают, логопед подсказывает) Умкой. Малыш Умка слышит: ветер воет, паровоз гудит, лесорубы рубят. (Все действия соответственно изображаются детьми.) Очень испугался. Ушки лапами закрыл, бегает, от страха еще больше переваливается, скулит тоненьким голосом: «У-у». (Кукла показывает.) Хочет Умка домой в берлогу, а от страха дорогу домой забыл. Что делать Умке? И вот прибегает на помощь Умке дружок волчонок по кличке У… (если дети кличку не придумают, логопед подсказывает — Улька, надевает куклу-волка на левую руку). Улька подбежал к медвежонку, взял его за правую лапу (показывает на куклах) и они вместе дружно завыли, пугая лесорубов: «У-у-у!» Умка повеселел, старается подвывать громче да пострашнее. Стало зверятам весело. Умкин страх исчез. И они дружно заплясали (куклы вертятся, ритмично подпрыгивая, сходятся, расходятся): «И-их! У-у-ух!»
«В лесу»
Цель: воспитание мягкой атаки голоса, интонационной выразительности.
Ход игры: дети стоят в кругу. Логопед начинает рассказывать историю, дети идут друг за другом по кругу (при произношении звуков дети останавливаются, повернувшись лицом в круг).
«Жили-были две девочки: Машенька и Дашенька. Собрались они в лес за грибами, взяли корзиночки и пошли. Шли лесной дорогой, пенечки обходили. Вдруг споткнулась Машенька о пенечек, упала и ножку ушибла. Трет Машенька ушибленную коленку и приговаривает: «А-а-а-а-а». (Дети произносят вместе с логопедом: «Ааааа».) Пошли Машенька и Дашенька дальше. Подошли к елочке, а там большой мухомор стоит. Удивились девочки: «Ооооо». (Дети и логопед: «Ооооо».) Дальше девочки идут. Вдруг слышат гудит что-то: «Ууууу». (Дети и логопед: «Ууууу».) А это паровоз. Перешли девочки железную дорогу, вышли на полянку и увидели домик. Там жила Дашина бабушка. Стали девочки звать ее: «Ау, бабушка!» (Дети и логопед: «Ау, бабушка!»). А в ответ девочки услышали: «Уа-уа-уа». Это плакала сестренка Марина. (Дети и логопед: «Уа-уа-уа».) Напоила бабушка девочек молоком, угостила пирожками.»
«Дует ветер»
Цель: Изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Материал: 2 картинки, на одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы, а на другой — сильный ветер, качающий деревья.
Ход игры:дети сидят на стульях, логопед показывает им картинки и говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку
и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у». (логопед тихо и длительно произносит звук «У».) Затем продолжает рассказ: «Пришли мы в лес, набрали цветов и ягод, собрались идти домой. Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у». (Дети вместе с логопедом громко и длительно произносят этот звук.) Дети повторяют вместе с логопедом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Логопед следит, чтобы дети соблюдали ту же силу голоса.
«Мыльный пузырь»
Цель: формирование паузации речи.
Ход игры: дети стоят в кругу, логопед говорит: «Представьте, что мы пошли на прогулку и увидели вот такой мыльный пузырь (дети делают круг большой), мы к нему притронулись, и он лопнул: шшш (пауза) шшш (пауза) шшш (дети вместе с логопедом повторяют с заданными паузами). Взяли насос и накачали пузырь ссс (пауза) ссс (пауза) ссс. И он стал большим (дети опять делают круг)».
Источник