Игры на развитие предметных действий ребенка

Игры на развитие предметных действий ребенка thumbnail

Игры  на  развитие  предметной  деятельности

Игра  для дошкольников — способ познания  окружающего мира. Играя, он изучает цвета,  форму, свойства материала,  пространственные отношения.  В  игре ребенок приучается преодалевать  трудности. У  него воспитывается сообразительность ,  находчивость, инициатива,  с помощью игр  осуществляется сенсорное воспитание детей ,развиваются познавательные  процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших  явлений). Ребенок использует игру  как средство развития мышления, речи, воображения, памяти.

Предметная  деятельность — это конкретные  действия  с предметами.  Еще вернее будет  сказать, что это  цепочка действий, направленных на достижение определенного результата — от самого простого ,например,дотягивания руками до погремушки, до более сложных — стучания, кидания предметов, вкладывания в емкость и т. д.

Предметная деятельность развивается постепенно: во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша; во- вторых , на развитие предметной деятельности влияют социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.

Для чего необходимо развивать предметную деятельность малыша?

Предметная деятельность:

способствует развитию речи и моторики, эмоциональному развитию и социализации ребенка;

обеспечивает сенсорное и интелектуальное развитие.

Развитие предметной деятельности ребенка по этапам.

1-3 года. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Уже в возрасте 1,6 года можно предложить малышу игры , специально направленные на развитие предметной деятельности. Чем разнообразнее будут предложены взрослыми эти игры, тем быстрее будет заметен результат всестороннего развития ребенка.

Работая с детьми раннего возраста, я стараюсь объединить усилия родителей и педагога для успешного решения воспитательно-образовательных задач. Для участия родителей в развитии ребенка я предлагаю разные игры с предметами, например:

На развитие различных действий с предметами

Игра «Открываем коробочки»

Материал: пластмассовые или деревянные коробочки с крышками.

Ход игры:

Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы вам обоим было удобно. Возьмите несколько коробочек, крышки которых открываются по-разному :отодвигаются, поднимаются и т. д. В каждую из них положите по игрушке: в одну- куклу, в другую-погремушку, в третью- бусы. Доставайте коробочки по одной, показывая ,что можно найти внутри. Учите малыша открывать разные крышки.

Можно использовать для игры различные предметы домашнего обихода.

Игра «Скатывание шарика по желобку»

Материал: игрушечная горка (ее можно сделать из разделочной доски, наклонив ее и подложив под нее опору), шарики.

Ход игры:

Посадите малыша за стол . Покажите ему , как шарик скатывается с горки вниз. Дайте ему шарик, попросив скатить его с горки: «Покати шарик с горки. Вот так».

На подражания действия взрослого

Игра  «Толкаю мой мяч»

Материал: резиновый  мяч.

Ход  игры:

Подтолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился, и, ударившись о стену , вновь вернулся к вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз , для того, чтобы привлечь внимание малыша к игре. Вначале помогите ребенку, а потом предоставьте ему возможность потолкать мяч самому. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:

Толкаю мой мяч,

Толкаю  опять,

Толкаю туда,

Толкаю сюда.

Мой мячик катись.

Обратно вернись.

Игра  «Вынимаем шарики»

Материал: поднос, коробка с пластмассовыми или деревянными шариками.

Ход игры:

Вынимайте из коробки по очереди шары и бросайте их на поднос, комментируя свои действия и побуждая ребенка к их повторению: «Упал шарик! Вот так! Возьми шарик из коробки и брось его на поднос!»

На  выполнение разученных действий  по указанию взрослого

Игра «Снимаем  и надеваем кольца на руку»

Материал: плоские  кольца

Ход игры:

Посадите малыша  напротив себя. Наденьте на руку несколько колец, покрутите их. Попросите малыша их снять и положить на пол. А потом, подавая ему колечко, побуждайте ребенка надевать их вам на руку. Побуждайте малыша чаще действовать , ориентируясь на ваши слова.

Игра «Вылавливаем  шарики из воды»

Материал: фартук для ребенка , тазик с водой, сачок, пластмассовые шарики.

Ход  игры:

Посадите ребенка на пол перед тазиком с водой, предварительно надев на него фартук. Покажите малышу , как с помощью сачка вылавливать шарики из воды. Предоставьте ре бенку больше самостоятельности , поощряя его активные действия ласковыми словами.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Игра «Собери колечки на палочку»

Цель: развитие соотносящих действий.

Оборудование: разноцветные колечки, палочка.

Ход игры. Педагог сидит напротив ребенка и играет с колечком, крутит его, катит ребенку и т.д., свои действия эмоционально сопровождает словами: «Катится колечко к Пете. Лови, Петя, колечко. Ась, поймал колечко. А теперь кати колечко ко мне».

Затем показывает другое действие с колечком: крутит его и аналогично активизирует действия ребенка. В конце ребенку предлагается собрать все колечки на палочку. Если ребенок отказывается, теряет интерес, взрослый использует совместные действия.

Читайте также:  Развитие ребенка осуществляется только на занятиях

Когда все колечки на палочке, взрослый обобщает действия в речи и поощряет ребенка: «Посмотри, мы все колечки надели на палочку. Ты молодец!»

Затем можно предложить ребенку поиграть с колечками на палочке — наклонять палочку с колечками сверху вниз и наоборот. При этом следить за тем, чтобы ребенок держал палочку одной рукой, а колечки брал другой, действия должны быть согласованными.

Игра «Разноцветные платочки»

Цель: развивать предметные действия, формировать согласованность действий обеих рук.

Оборудование: три разноцветных платочка, утюг.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый привлекает внимание ребенка к ярким платочкам. Затем прячется за платочком и просит ребенка найти его: «Петя, где я? (перед лицом взрослого платочек). Вот я, тетя Таня (платочек опускается вниз). Петя, ку-ку, ты где?» Платочки меняются.

В аналогичные действия взрослый включает ребенка.

Вариант 2. Взрослый показывает, как гладить платочки: «Одна рука держит платочек, а другая гладит. Вот так, попробуй теперь ты».

Большинство детей проявляют интерес к выполнению действий с утюгом. Поэтому взрослый должен следить за правильным положением рук ребенка. Если ребенок не включает одну из рук в действие, взрослый направляет ее или выполняет совместные действия.

Любые действия ребенка с платочками поощряются взрослым: «Ты, молодец, Петя, хорошо спрятался за платочек. Тетя не видела тебя» или «Ты молодец, Петя, погладил все платочки. Они теперь красивые».

Игра «Собери яблочки в ведерко»

Цель: формировать умения выполнять действия «щепотью», развивать согласованные действия обеих рук.

Оборудование: яркое пластмассовое ведерко, деревянные яблочки на подставке с прорезями.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку собрать яблоки в ведерко: «Петя, посмотри, где яблоки? Вот они. Какие красивые! Будем собирать яблоки. Вот так — брать за черенок и класть в ведерко. Снимай яблоки, как я».

Если ребенок отказывается от предложенных действий, взрослый выполняет их совместно (рука взрослого держит руку ребенка).

Взрослый направляет действия ребенка и стремится к их завершению. При этом необходимо следить за положением рук ребенка: одна рука держит ведерко, а другая снимает яблоки, действуя «щепотью», и кладет их в ведерко.

Действия ребенка обобщаются взрослым: «Ты молодец, Петя, собрал яблоки в ведерко. Где у нас яблоки? Покажи! Тут, в ведерке. Кто собрал яблоки? Скажи — я! Кто их положил в ведерко? Ты, Петя, молодец!»

Игра «Поймай рыбку!»

Цель: формировать орудийные действия.

Оборудование: деревянная игрушка — рыбки-вкладыши на магните, палочка-удочка на магните, тарелочка.

Ход игры. Взрослый показывает игру и предлагает ребенку поиграть: «Посмотри, какие красивые рыбки. Где рыбки, Петя? Покажи! Вот они, плавают в водичке. Сейчас мы будем их ловить. Берем удочку, касаемся рыбки, и вот — рыбка на удочке. Бери ее и клади на тарелочку. А теперь бери удочку и лови рыбку сам».

Если у ребенка не получается или не возник интерес, взрослый помогает совместными действиями, которые сопровождаются речевыми высказываниями: «Посмотри, где наши рыбки — в тарелочке (ребенок показывает). Кто их поймал? Скажи — я! Ты молодец, Петя! А теперь рыбок нужно положить на место, в их “домики”. Вот так!» Взрослый помогает ребенку «вставить» рыбок на место. Действия ребенка с удочкой повторяются.

Игра «Собери грибочки в корзинку»

Цель: развивать согласованные действия обеих рук, целенаправленность и завершенность действий.

Оборудование: грибочки на подставке, корзинка.

Ход игры. Взрослый обращает внимание ребенка на красивые грибочки и предлагает собрать их в корзинку: «Петя, где грибочки, покажи! Вот они, грибочки! Посмотри, как я собираю грибочки в корзинку, помоги мне! Одной рукой держи подставку, а другой бери грибочек и клади в корзинку, вот гак! Где у нас грибочки? Тут, в мешочке. Кто собирал грибочки? Ты молодец!»

По окончанию игры действия ребенка обобщаются взрослым.

Игра «Веселый кот»

Целы, развивать согласованные действия обеих рук.

Оборудование’, деревянная игрушка — кошка (по типу матрешки), внутри несколько маленьких котят, одинаковых по величине; горка.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке: «Петя, посмотри, какая красивая кошка».

Затем взрослый встряхивает игрушку и обращает внимание на то, что внутри кошки что-то лежит: «Что там? Давай посмотрим!» Маленькие котята рассыпаются по столу: «Кто это? Котята! Им скучно лежать в кошке. Они хотят двигаться. Покажи, как они ходят». Ребенок выполняет действия с каждым котенком: «Топ-топ». «Устали котята, ведем их “домой”, складываем в кошку».

В процессе выполнения действий взрослый обращает внимание на руки ребенка: одна рука держит кошку, другая кладет котят. Действия ребенка поощряются взрослым.

Читайте также:  Центры развития ребенка ленинского района

Вариант 2. Взрослый показывает ребенку горку и предлагает покатать котят: «Котята хотят покататься на горке, покатай их».

Ребенок сажает игрушку на горку. Взрослый показывает, что сначала игрушку нужно провести по ступенькам и только потом спустить с горки. Действия ребенка корректируются взрослым:

поднимать игрушку по ступенькам, не пропуская их, скатывать с горки ногами вперед, а не головой.

Взрослый обобщает действия ребенка и хвалит: «Ты, Петя, молодец, провел котят по ступенькам и спустил с горки. Котятам понравилось кататься. Котята хотят спать, собери их в кошку».

Игра «Домик для зверушек»

Цель: развивать согласованные действия обеих рук, зрительнодвигательную координацию.

Оборудование: пластмассовый домик с дверками, 2—3 ключа, игрушки (мишка, собачка, зайка).

Ход игры. Взрослый показывает ребенку домик: «Посмотри, какой красивый дом. В доме есть окошки, двери. Покажи, где двери. Они закрыты. Попробуй открыть. В этом домике живут зверушки. Смотри, к нам идет мишка, он возвращается домой. А как он зайдет домой, если двери закрыты? Ой, посмотри, а это что? (показывает ключ). Давай попробуем открыть мишке дверь». Взрослый помогает ребенку соотнести ключ с отверстием дверки: «Открыли дверь, заходи, мишка». Ребенок заводит мишку в дом и закрывает дверку (можно на ключ).

Далее, если ребенок не устал, можно предложить аналогично открыть дверь собачке и уточке. Действия ребенка сопровождаются речью взрослого, поощряются, в затруднительной ситуации оказывается помощь: «Ты молодец, Петя, помог ключом открыть собачке дверь».

Игра «Дружные черепашки»

Цель: развивать соотносящие действия, выполнять задание, используя метод проб.

Оборудование: прямоугольная доска с вкладышами с изображением черепашек.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку игру, обращает внимание на черепашек, которые «живут в своих домиках»: «Петя, покажи, где живут черепашки. Черепашки хотят погулять, выведи их из домиков». Ребенок достает черепашек из «домиков». Взрослый обращает внимание на захват игрушки ребенком (три пальца сложить вместе). Если задание выполняется неверно, взрослый использует совместные действия: «Черепашки пошли гулять, топ-топ-топ, смотри, Петя! Покажи, как гуляют черепашки». Ребенок берет черепашку и подражает действиям взрослого.

«Черепашки рады, что Петя вывел их на прогулку. “’Спасибо, Петя”, — говорят тебе черепашки. А теперь им пора домой». Взро-слыи дает реоенку по одной черепашке и помогает наити «домик» При затруднении используется метод проб. Если ребенок быстро утомляется, можно ограничиться одним действием: достать черепашек из «домиков» и «вставить» их на свои места.

Игра «Погремушка»

Цель: формировать согласованное движение обеих рук, интерес к действиям с предметами.

Оборудование: пластмассовая бутылка, поднос, камешки.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку бутылку и камешки.

Ребенку предлагается рассмотреть камешки, потрогать, а потом опустить их в бутылочку: «Посмотри, как я опускаю камешки в бутылочку, а теперь ты бери камешки и делай, как я». Если ребенок не понял инструкцию взрослого или испытывает трудности, взрослый путем совместных действий выполняет задание. При этом следит, чтобы одна рука держала бутылочку, а другая по одному камешку опускала в бутылочку.

После того как камешки окажутся в бутылочке, взрослый вместе с ребенком закрывают ее крышкой. Теперь бутылочкой с камешками можно «погреметь», как погремушкой, рассматривать камешки, изменяя положение бутылки.

По окончании действия обобщаются взрослым: «Посмотри, какая у нас получилась погремушка. Мы положили в бутылочку камешки и можно играть. Ты молодец!»

Игра «Забей гвоздик»

Цель: формировать соотносящие действия обеих рук.

Оборудование: деревянная дощечка с отверстиями, втулки разного цвета, пластмассовый молоточек.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку построить дом. Для этого нужно вставить втулку-цилиндр в отверстие, а потом постучать молоточком: «Посмотри, как я буду строить дом. Беру башенку, вставляю и стучу молоточком “тук-тук-тук”. Вот дом и готов! А теперь ты бери башенку и делай, как я».

Взрослый следит за тем, как ребенок забивает башенку: одна рука держит башенку-домик, а другая забивает молоточком. Речевое сопровождение «тук-тук-тук» должно соответствовать действиям ребенка.

Если ребенок не выполняет задание или у него не получается, взрослый выполняет действия самостоятельно, затем совместно с ребенком.

Действия ребенка поощряются взрослым.

Источник

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Игра “Поймай мяч” hello_html_27abe4ab.png

Цель: учить ребенка ловить большие мячи обеими руками; развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками. Оборудование: надувной мяч яркой расцветки, веревка, сетка для подвешивания мяча.

Ход игры: ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч в сетке, привязанной к веревке, конец которой держит взрослый. Ребенка просят поймать мяч обеими руками. Если ребенок испытывает затруднения, взрослый показывает, как это делать. Мяч опускают с разных сторон от ребенка на таком расстоянии, чтобы он мог схватить его обеими руками.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со сверстниками в первые семь лет жизни

Игра “Сделаем погремушку”hello_html_m43cb86ff.jpg

Цель: учить ребенка брать мелкие предметы щепотью, формировать согласованность действий обеих рук.

Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы), пластмассовая бутылка, поднос.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать погремушку. Перед ребенком ставят бутылку, справа от него на подносе лежат мелкие предметы (фишки, пуговицы). Такие же предметы на столе у взрослого. Взрослый показывает, как правильно захватывать пальцами фишки и опускать их в бутылку. Внимание ребенка обращается на то, что второй рукой необходимо удерживать бутылку. После того, как ребенок опустит все фишки в бутылку, взрослый закрывает крышкой бутылку и показывает, как можно “греметь”, малыш повторяет действия взрослого, играет с “погремушкой”.

Игра “Прокати шарик”hello_html_7579b9fa.jpg

Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке.

Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

Ход игры: взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого. Игра “Посадим елочки”

Цель: формировать соотносящие действия. Оборудование: коробка с отверстиями, елочки.

Ход игры: взрослый показывает ребенку коробку с отверстиями для елочек, говорит: “Давай их посадим” – вставляет елочки в отверстия. Ребенок повторяет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия. Когда все елочки будут “посажены”, взрослый подытоживает: “Какой красивый лес мы с тобой посадили!”hello_html_m6e9e4f41.jpg

Игра “Спрячь игрушку”

Цель: развивать у ребенка орудийные действия: учить набирать и пересыпать крупу ложкой.

Оборудование: миска с чечевицей, пустая миска, ложка, мелкая игрушка (неваляшка).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с неваляшкой, ставит игрушку в пустую миску и показывает, как можно “спрятать” неваляшку. Учит малыша, удерживая правильно ложку в руке, пересыпать крупу из одной миски в другую. После того, как игрушку “спрятали”, взрослый спрашивает: “Где неваляшка? Найди ее!”

Игра “Поймай шарики”

Цель: развивать у ребенка совместные действия обеих рук; формировать орудийные действия. Оборудование: таз с водой, разноцветные шарики (пластмассовые, резиновые – 5 штук), сачок, полотенце, банка.

Ход игры: взрослый показывает шарики и бросает их в таз с водой. Затем берет сачок, достает шарик и опускает его в банку. Далее ребенок действует, подражая. При затруднениях, испытываемых ребенком, взрослый действует вместе с ним.

Игра “Что в коробочке?”

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.

Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы).

Ход игры: 1 вариант. Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку, достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой.

2 вариант. Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: “Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой”.

3 вариант. Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

Игра “Дом животных”hello_html_5001130b.jpg

Цель: развивать соотносящие действия, учить выполнять задания, используя метод проб. Оборудование: настольная игра “Дом животных” (прямоугольная доска с вкладышами, изображающими животных).

Ход игры: взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые “живут в своих домиках”. Ребенку предлагается “выпустить” каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно найти и “вставить” животных на свои места. При затруднениях используется метод проб.

Игра “Собери пирамидку-качели”hello_html_fce625e.jpg

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому. Оборудование: игрушка пирамидка-качели.

Ход игры: взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

hello_html_m2e3f21ef.jpg

Игра “Выбей шарик”

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому. Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает малыша к самостоятельным действиям.

Источник