Игры на развитие понимания своего я у ребенка

Игры на развитие понимания своего я у ребенка thumbnail

Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.

 
В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.
 
Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.
 
Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.
 
Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.
 
 
Игры на развитие понимания своего я у ребенка
 

 
Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.
 
Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..
 
Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.
 
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
 

 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.
 
Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!
 
Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!
 
[spoiler show=»Карточки эмоций для скачивания»]
 
Чтобы скачать нужную картинку, поставьте на нее курсор и нажмите правую кнопку мышки. Выберите «Сохранить картинку как»
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
[/spoiler]
 
 

 
Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.
 
Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:
 
«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»

 
Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!
 

Например, история о медведе.
 
Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.
 
Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился.  Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!
 
А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»
 
Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
 

 
Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.
 
Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
 

 
Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.
 
Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
 

 
Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.
 
Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)
 
Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!
 
7 игр-занятий для понимания ребенком эмоций
 
Веселых вам игр!
 

Статья подготовлена с помощью материалов сайта dytpsyholog.com

 
[important]>>Перейти к разделу с играми
 
>>Посмотреть видео с идеями игр[/important]
 
 
Игры на развитие понимания своего я у ребенка
 
  

Источник

Картотека игр по представлению о себе у младших дошкольников

На изучение частей тела

Игра «Собери человека»

Цель: Учить детей по готовому образцу создавать своего человека, закрепить знания о том, что у него есть: туловище, голова, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).

Ход игры: Вокруг стола садятся несколько детей. Воспитатель раздает каждому ребенку по одной детали части тела определенного цвета. Затем предлагает разобрать по своему цвету остальные детали частей тела . Выложив образец на середину стола, воспитатель просит ребят собрать своего человека. Начиная с туловища. Когда дети соберут, можно сравнить человечков, вместе найти исправить ошибки.

Игра «Узнай по запаху»

Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи. Для этого можно использовать: лук, чеснок, апельсин, цветы и др.

Игра «Что ты видишь?»

Предложить детям закрыть глаза ладошками, сопровождая словами: «не видно», «темно». – А теперь откройте глазки. Что это? (Воспитатель показывает игрушку.) Педагог обращает внимание на значимость глаз для человека. Каждый раз, проводя данную игру, надо найти такую необычную игрушку, которая радовала бы каждого малыша.

Игра «Что ты съел?»

У детей закрыты глаза, воспитатель предлагает съесть кусочек какого-то продукта и ответить на вопрос: «Что ты съел?» (конфета, сахар, хлеб, яблоко, морковь и др.)

Игра «Назови мое слово»

Воспитатель предлагает закрыть уши ладонями крепко-крепко и попробовать услышать слово, которое назовет воспитатель (воспитатель говорит шепотом «мяч»). – Какое слово я сказала? (Не слышали.) Воспитатель предлагает теперь не закрывать уши, называет шепотом слово «мяч». – Какое слово я сказала? (Мяч). Обращает внимание детей на значимость данного органа для человека

Игра «Чудесный мешочек».

У ребенка закрыты глаза. Малыш достаёт из мешка предмет и с помощью рук определяет, что он достал (шарик, карандаш, кубик и др.).

Читайте также:  Диагностика умственного развития ребенка раннего возраста стребелева

Обращать внимание детей на значимость данного органа для человека

Совместная игра «Мы»

Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Он говорит или поет ( можно на знакомый детям мотив «Кто у нас хороший?»), дети отвечают и показывают.

Воспитатель. Где же наши ушки?

Дети. Вот они!

Воспитатель. Где же наши щечки?

Дети . Вот они!

Воспитатель . Где же наши глазки?

Дети. Вот они!

Воспитатель. Где же наши зубки?

Дети. Вот они!

Воспитатель. Глазки закрываются!

Дети .Вот так! (Закрывают глаза)

Воспитатель. Глазки открываются!

Дети. Вот так! (открывают глаза)

Воспитатель . Глазки смотрят на меня! ( дети смотрят на воспитателя.) Глазки смотрят на тебя! (дети поворачиваются и смотрят друг на друга).

Дети . Вот так! Вот так!

Воспитатель. Где же ваши ручки?

Дети . Хлоп – хлоп! (хлопают в ладоши и приговаривают)

Воспитатель . Где же ваши ножки?

Дети . Топ! Топ! (топают и приговаривают)

Воспитатель . Знаем мы, где …(молча показывает на руки)?

Дети . Ручки! Хлоп!Хлоп!Хлоп! (отвечают и хлопают в ладоши).

Воспитатель . Знаем мы, где …(молча показывает на ноги)?

Дети . Ножки! Топ!Топ!Топ! (отвечают и топают ногами)

Воспитатель .

А теперь, мои ребятки,

Поиграем вместе в прятки!

Раз, два,три, четыре, пять –

Прячьтесь! Я иду искать!

Дети разбегаются и прячутся. Воспитатель ищет и находит детей, приговаривая: «Я вижу синие глазки – это Танечка! Я вижу красный бант – это наша Ниночка. А это кто спрятался под стул, только черные штанишки видны? Ах, это наш Сережа!» И т.п.

Игры на сходство и отличия мальчиков и девочек, знаний о себе.

Игра «Найди отличие, сходство»

Вызываются 2 ребенка – девочка и мальчик. Всем остальным предлагается найти внешние и внутренние различия между ними. Затем дается задание найти, чем они похожи.

Игра «Кому это принадлежит»

Предлагаются детям куклы – девочка и мальчик, а также игрушки с предметами одежды, обуви, предметы ухода за волосами и атрибутами к созданию прически, игрушки для девочек и мальчиков.

Дети делятся на две группы: одни подбирают предметы, подходящие девочке и «дарят» (размещают у куклы девочки, другие мальчику. После выполнения задания дети меняются местами и проверяют правильность выполнения задания, называют, что выбрали, как это называется и где используется.

Игра «Одень куклу»

Цель: учить детей различать пол человека (мальчик или девочка, находить сходства и отличия между ними. В зависимости от пола человека правильно подбирать одежду.

Ход игры: В игре участвуют двое детей. Каждый из детей выбирает свою куклу, называет ее пол и придумывает имя. Воспитатель говорит: «Куклы хотят гулять, одевайте. Ребенок должен правильно подобрать одежду кукле и одеть.

Дидактическая игра «Когда я был маленьким»

Ход игры: детям показываются фотографии детей маленькими и у каждого спросить: когда ты был маленьким, что ты не умел делать?

Дидактическая игра «Семейный портрет»

Предлагается ребенку посмотреть на семейную фотографию и назвать каждого

члена своей семьи по имени. Затем попросить ребенка назвать кем он приходится маме с папой , брату или сестре и чем он любит заниматься дома и в детском саду, есть ли у него любимая игрушка.

Игра «Догадайся, кто я?»

Жестами, мимикой, голосом воспитатель передает характерные особенности знакомого животного. Дети называют его, после чего появляется соответствующая игрушка. Так повторяется несколько раз.

Затем воспитатель передает характерные особенности куклы. Вне зависимости от

того, поймут ли дети, кого она изобразила, воспитатель достает куклу и вместе с детьми

выделяет ее характерные особенности. Задача взрослого — сосредоточить внимание детей

на основных признаках, с помощью которых мы узнаем, что это кукла (внешний вид, характерные движения).

Вопросы:

— Чем кукла похожа на человека? Чем отличается от него? Как можно сразу

догадаться, что это кукла, а не человек?

Дидактическая игра «Похоже — непохоже».

Воспитатель достает игрушку (медведя или куклу) и просит кого-либо из детей сравнить себя с игрушкой,

активно помогая ребенку в выделении общих и отличительных внешних особенностей.

При этом количество признаков постепенно увеличивается (цвет волос, глаз и т. д.).

Хороводная игра «Кто у нас хороший?»

Дети встают в круг. В центре круга стоит один ребенок. Дети, взявшись за руки,

идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем:

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!

Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Догадайся, о ком я расскажу»

Воспитатель предлагает детям узнать какого-либо ребенка по описанию, начиная его с общих признаков (мальчик в шортах, у него светлые волосы), а затем называя наиболее яркие особенности (в красной рубашке с галстуком, с голубыми глазами).

Дидактическое упражнение «Сравни себя с другими»

Каждый ребенок сравнивает себя с другими по росту, цвету волос, глаз, по одежде.

Дидактическая игра «Знакомство с Колобком»

Дети стоят или сидят в кругу. Воспитатель знакомит их с любопытным Колобком.

Колобок хочет познакомиться со всеми детьми. Кому в руки он прикатится, тот и

рассказывает о себе. В заключение Колобок поет песенку, а дети танцуют.

Игра «Имена»

Воспитатель по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твое имя? Как

тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя звали?»

Подвижная игра «Жмурки»

Ведущий (ребенок или взрослый) с закрытыми глазами ловит детей и отгадывает

кого он поймал по особенностям одежды, росту и другим признакам.

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Воспитатель приносит коробку с игрушками. Игрушки выкладываются,

рассматриваются и раздаются детям для игр по выбору. При этом воспитатель может

прочитать детям стихи А. Барто «Игрушки».

Дидактическое упражнение «Что ты выберешь?»

В свободное время детям предлагается выбрать по желанию какой-либо вид

деятельности (рисование, аппликация конструирование). По окончании занятия

проводится беседа о том, почему дети выбрали именно этот вид деятельности.

Подвижная игра «Люблю — не люблю».

Воспитатель называет какой-либо продукт, а те дети, которые его любят, начинают подпрыгивать и

хлопать в ладоши, говоря: «Я люблю, я люблю!»

Дидактическая игра «Кто что любит есть»

Воспитатель предлагает детям выбрать из набора картинок, на которых

изображены их любимые продукты.

Игра «Выбери друга»

Воспитатель включает музыку и предлагает детям, встав в круг, разбиться на пары для танца.

Затем воспитатель спрашивает, почему тот или иной ребенок выбрал другого себе в пару, почему ему нравится его друг.

Дидактическая игра «Покажи эмоцию»

Воспитатель называет эмоцию, а дети ее изображают.

Настольно – печатные игры

Настольно – печатная игра на эмоции

Цель: игра учит разделять и осознавать эмоции

Ход игры: Воспитатель перемешивает карточки и берет первую попавшую. Например, карточка «Радость». Он на ходу придумывает историю, что так порадовало героя картинки, и в нескольких предложениях описывает ее детям. Затем спрашивает, кто из малышей может показать, как радуется персонаж. Ребенок выходит на середину зала и показывает эмоцию. После чего от воспитателя получает карточку «Радость»

Читайте также:  Конвергенция двух факторов развития ребенка

Затем берется следующая карточка эмоции, и процесс повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока у воспитателя не кончатся карточки эмоций.

Настольно –печатная игра «Мальчики и девочки»

Цель: сформировать правильное понимание роли будущих мужчины и женщины в семье; научить детей находить отличия во внешнем облике, занятиях и увлечениях мальчиков и девочек;

Познакомить с мужскими и женскими обязанностями в семье.

Ход игры: Вариант игры

«Расскажи о себе»

Разложите карты на столе лицевой стороной вверх. Объясните детям значение каждой карты и, отобрав из всех карт нужные, предложите составить рассказ.

-Назови свое имя, возраст. Где ты живешь?

-Какие у тебя любимые занятия, игры?

– Как ты помогаешь папе и маме?

-Кем ты хочешь быть?

По возрастам варианты игр усложняются.

Сюжетно – ролевая игра

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель игры: Учить детей творчески воспроизводить в игре быт семьи

-Развивать умения выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (стирать бельё)

Источник

Картотека игр и упражнений

на развитие  эмпатии

у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-формировать умения различать и называть различные эмоции;

-формировать способности понимать и активно выражать переживание других людей;

-формировать умения различать понятия «добро» и «зло»;

-развивать потребности в самоутверждении на основе воспитания таких качеств, как доброжелательность, чуткость, сочувствие, тактичность;

-знакомить со способами выражения эмоций в игре;

-развивать стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

-воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным;
-воспитывать уважение и терпимость к другим людям.

1. Ритуал приветствия «Солнышко»

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Ход игры:

Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

2. Игра «Утреннее приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

Ход игры:

Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки. Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Толя здесь… И Саша здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Толя! Здравствуй, Саша!.. Здравствуй, солнце!» Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга). 

3. Игра «Сделай как Я»

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

Ход игры:

Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д. 

4. «Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

5. «Передай улыбку по кругу»

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры:

участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

6. «Проснись!»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

Ход игры:

Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д.

7. «Лягушки»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, стимулирование эмпатии

Ход игры:

а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, лягушки довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

Б) Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей.

8. «Иди сюда!»

Цель: отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

Ход игры

В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии. Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

Читайте также:  Ребенок задержкой развития в общеобразовательной школе

9. «Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Ход игры:

Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

10. «Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры:

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

11. «Интонация»

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ход игры:

Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

12. «Рисование»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Ход игры:

Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.

13. «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

 Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

 14. «Волшебные средства понимания»

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

– Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

–  Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

–   Почему эти средства понимания мы можем назвать “волшебными”?

– Можем ли мы с вами применять эти “волшебные” средства, когда?

15. «Лица»

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Ход игры:

Педагог вывешивает на доске различные картинки, маски:

-радость,- удивление,- интерес,

– гнев, злость, -страх,- стыд,

– презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

16. «Маски»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Ход игры:

Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

17. «Ролевое проигрывание ситуаций»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение “волшебных ” средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Ход игры:

Воспользовавшись “волшебными” средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию… Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

18. «Рисование»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Ход игры:

Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания».

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем  устраивается  конкурс на самое доброе животное.  Победителю вручается  грамота.

19. «Сделаем по кругу друг другу подарок»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

другого, развитие эмпатии.

Ход игры:

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: “Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.” Подарок можно описать словами или показать жестами.

20. «Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Ход игры:

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с  этой  игрушкой.  Его задача уговорить хозяина игрушки  дать  поиграть  с  ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку – хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

21. «Настроение»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Ход игры:

Создается «цветопись» настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

22