Игры на развитие музыкальной памяти ребенка

Игры на развитие музыкальной памяти ребенка thumbnail

Игры, направленные на развитие музыкальной памяти у дошкольников и младших школьников

Отыщи игрушку

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить ориентироваться в пространстве, координируя свои движения соответственно музыкальной динамике.

Необходимое оборудование: любая небольшая игрушка, музыкальная запись.

Ход игры. Воспитатель, показав ребенку игрушку (например, зайчонка), просит его отвернуться и зажмурить глаза. В это время он прячет вещь. Затем игрок по команде ведущего открывает глаза. Воспитатель объясняет ему правила игры: ребенку необходимо найти спрятанную игрушку. Если игрок продвигается в верном направлении, то музыка и голоса детей, напевающих мелодию, становятся громче. Если он удаляется от игрушки, то музыка и голоса детей звучат тише. Задача ребенка — используя помощь детей, как можно быстрее отыскать спрятанную вещь.

Примечание. В повторной игре участвуют уже два ребенка. Один прячет игрушку, другой ее отыскивает. В качестве музыкального сопровождения используется любая мелодия, которую сидящие на месте дети пропевают на какой-либо определенный музыкальный слог (например на «ля»),

Музыкальная цепочка

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.

Необходимое оборудование: музыкальная запись, мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу…» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу…» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.

Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.

Музыкальная гостиная

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

Примечание. Далее воспитатель предлагает выбрать ребятам любую знакомую им игру, связанную с пришедшими к ним в гости игрушками (например, «У медведя во бору»). После игры дети, попрощавшись с игрушками, уходят.

Угадай-ка, кто поет?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: развить музыкальную память у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: карточки с изображением различных сказочных персонажей. Для игры также понадобятся магнитофон и запись детских песен из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

Ход игры. У каждого персонажа сказки есть своя любимая песенка, которая хорошо известна детям. Воспитатель предлагает им сесть за столики, на которых лежат карточки с изображением различных сказочных персонажей. После ознакомления детей с условиями игры им дают прослушать фрагмент первой песни. Затем звук приглушается, ребята выбирают нужную карточку и показывают воспитателю. Усложненная задача: прослушать фрагмент песни и назвать ее исполнителя. Побеждает тот ребенок, который успешно справится с наибольшим количеством заданий.

Примечание. В игре могут использоваться фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, его другом Крокодилом Геной; Винни-Пухом; Емелей; Лисой Алисой и Котом Базилио; Буратино; Крошкой Енотом; Бременскими музыкантами и др.

Внимательные ребята

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.

Необходимое оборудование: музыкальные записи разного ритма и характера.

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.

Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.

Приглашение на концерт

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить музыкальную память, эрудицию, стимулировать интерес к серьезной музыке.

Необходимое оборудование: известные музыкальные произведения. Для игры также необходимо изготовить «билеты» по количеству задействованных в ней детей и карточки с портретами известных композиторов.

Ход игры. Взрослый (он же ведущий импровизированного концерта) вводит детей в игру:

Как известно из газет,

К нам едет симфонический

Прославленный квартет.

В филармонии квартет

Дает всего один концерт.

Кто желает пойти на концерт?

У меня есть лишний билет…

Желающие поучаствовать в игре подходят за «билетами», после чего рассаживаются на стульях, расставленных перед импровизированной сценой. Ведущий объясняет маленьким слушателям условия игры: прослушав произведение, они должны поднять карточку с изображением его автора. Игрок, успешно справившийся с заданием, вызывается на «сцену», остальные дети аплодируют ему.

Примечание. Музыка звучит в записи или в живом исполнении. Исполняются произведения детских композиторов — русских, современных.

Кто что услышал

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное.

Необходимое оборудование: никакого дополнительного оборудования не требуется.

Ход игры. Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня.

Примечание. Во время игры воспитатель (музыкальный руководитель) умышленно может от себя добавить несколько «лишних звуков» (например, уронить книгу, постучать пальцами по поверхности стола или «случайно» нажать клавишу пианино и т. п.).

Рекомендуем посмотреть:

Словесные игры – загадки для детей с ответами

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Логические игры для детей 5-8 лет

Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет

Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет

Источник

Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.

Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом. 

Игры на развитие музыкальной памяти ребенка

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Исследования

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения:

  1. Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
  2. Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.

На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.

После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.

Игры на развитие музыкальной памяти ребенка

По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.

Развитие в детском возрасте

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще – в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком – это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
  4. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.

Игры на развитие музыкальной памяти ребенка

  1. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень – одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
  2. «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
  3. «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.

Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.

Великие музыканты

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

  1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
  2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
  3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

Игры на развитие музыкальной памяти ребенка

Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений

В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:

  1. Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
  2. Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:

  1. Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
  2. Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
  3. Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями – один из принципов развития памяти в целом.
  4. Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
  5. Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.

Влияние комплексных и систематических занятий

Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития – регулярность.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант. 

Игры на развитие музыкальной памяти ребенка
Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

  • 4.45
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Всего голосов: 130

Источник

РАЗВИТИЕ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Значительную роль в развитии музыкальных способностей детей играет музыкальная память.

Проблема памяти является одной из самых сложных и актуальных в педагогике и психологии. Память  рассматривается как особый вид отражения окружающего нас мира. Именно память, как отражение прошлого опыта, заключенное в воспоминании и сохранении ранее пережитого становится основой развития творческих способностей и исполнительских  навыков детей, поскольку “… творчество есть образование новых сочетаний из элементов нейронных связей, которые уже ранее были сформированы в коре больших полушарий.” (1, стр.56)

Существует несколько видов классификации памяти. В зависимости от органов чувств

– зрительная,

– слуховая,

– вкусовая,

– тактильная,

– проприоцептивная (иными словами, память на движения) или двигательная, моторная.

В зависимости от длительности запоминания материала:

– оперативная (несколько секунд),

– кратковременная,

– долговременная.

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

– двигательную,

– эмоциональную,

– образную

–  словесно-логическую.

по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.

по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на

– кратковременную,

– долговременную,

– оперативную.

Двигательная память является основой для формирования различных практических навыков. Это надо помнить и при работе над пением. Так, в процессе работы над новой песней, многие дети легче усваивают содержание текста песни, если сопровождают их движениями «поясняющими» то, о чем они поют в данный момент. Со стороны это выглядит как пение с «сурдопереводом», но этот приём позволяет ускорить работу над пением. Начинать это делать можно с самого раннего возраста с движений в хороводах как с пением детей, так и в качестве иллюстрации звукозаписи.

С психологической точки зрения это связано с тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей. Двигательная память у ребенка возникает очень рано и может являться основой для развития музыкальности каждого ребёнка. Двигательная память у детей дошкольного возраста к 7 годам достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, что можно учитывать при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах и при компоновке движений в танцах.

Однако музыкальному руководителю нельзя опираться только на один вид памяти. Не менее важно учитывать и образную память, которая с возрастом становится главной. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений,    от этого  зависит легкость воспроизведения образа на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. И поскольку музыка-искусство слуховых впечатлений и восприятий, музыкальная память представляет собой, прежде всего, слуховую память. Чем больше у ребёнка развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы – музыкальной памяти и наоборот.

Следовательно работа над развитием звуко-высотного слуха в процессе пения и игры на детских музыкальных инструментах, а так же систематическая работа над развитием чувства ритма во всех видах деятельности на музыкальном занятии, способствует развитию музыкальной памяти.

В период дошкольного детства большую роль в жизни ребёнка играет эмоциональное восприятие. Эмоциональная жизнь дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурно. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Эмоциональная окраска музыкального образа и общее состояние ребёнка в момент восприятия нового музыкального произведения, как в процессе подготовки к разучиванию новой песни, так и в процессе подготовки к разучиванию танца, имеют огромное значение. Образная подача музыкального материала при первом знакомстве – залог успешности всей последующей работы. Этому способствует и элементы театрализации, и артистизм в подаче музыкального материала, и качество исполнения. Как говорят французы: «Всё в жизни можно исправить, кроме первого впечатления».

Речь музыкального руководителя так же должна отличаться образностью и эмоциональностью. Точность дальнейшего воспроизведения детьми песен и, даже движений, в значительной мере определяется степенью задействования речи. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.  Так проговаривание последовательности движений в танце или перестроении под музыку облегчает детям запоминание хода действий и помогает выполнять их осмысленно, а не механически, так как задействует произвольную память. Предварительное обсуждение, краткий пересказ содержания песни помогает детям выстроить логику чередования куплетов и облегчает разучивание текста песен.

Особенностью словесно-логического вида памяти является то, что мысли не существуют без языка. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

 б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Объем кратковременной памяти индивидуален и характеризуется способностью механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Несмотря на небольшой объём кратковременной памяти благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Когда ребёнок выполняет какое-либо сложное действие, например, разучивает новую песню, танец, игру на детском музыкальном инструменте,                то осуществляет он его по частям. Таким образом, для достижения наилучшего результата музыкальный руководитель должен до начала разучивания продумать алгоритм действий и «разбить» весь процесс разучивания на наиболее мелкие единицы действия. Например, при разучивании партитуры детского оркестра к новой песни не имеет смысла пытаться выучить игру на всех инструментах на одном занятии целиком – от начала до конца. Предварительная работа над метро-ритмическим рисунком, заключающаяся в прохлопывании его как всеми детьми одновременно, так и отдельными детьми по очереди, может чередоваться с проговариванием текста в ритме песни, с выкладыванием метро-ритмического рисунка отдельных фраз длинными и короткими отрезками лент, листов бумаги и т.д. То же можно отнести и к работе над танцем. Если, предварительно, в процессе музыкальных игр, упражнений выучить отдельные элементы движений танца, то работа над составлением композиции нового танца не будет осложняться ещё и выучиванием новых движений.

По мнению большинства исследователей, музыкальная память не является каким-то отдельным видом памяти. «То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек — это память уха, глаза, прикосновения и движения…» – считала английская исследовательница (2, стр. 19).  

Таким образом,  всё то,  что мы понимаем под «музыкальной памятью», на самом деле является сложным симбиозом нескольких видов памяти: эмоциональной, двигательной (моторной), слуховой, тактильной,  словесно – логической,  зрительной.  Следовательно, количественное накопление детьми опыта, знаний и впечатлений в различных областях и видах деятельности, а не только в процессе восприятия музыки и исполнения музыкальных произведений, становится предшественником качественного скачка в плане роста творческих возможностей дошкольника и в области его музыкального развития.

Музыкальная память представляет собой способность к запоминанию, сохранению (кратковременному или долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Ее значение для музыкального воспитания детей огромно: по существу, никакой вид музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти. Следовательно, важно создать такие условия для ребенка, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений. Уровень исполнительского мастерства дошкольников в немалой степени зависит от объема изученного ими музыкального материала.

Таким образом, если рассматривать понятие музыкальной памяти более узко, как основу для развития именно музыкальных способностей детей, то надо отметить прямую зависимость между качеством музыкальной памяти учащегося и уровнем сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Музыкальная память дошкольников вовлекается в работу в процессе пассивного восприятия музыки  и интесивно развивается в различных видах деятельности на музыкальном занятии. Все, начиная со слушания музыки и кончая ее сочинением, в той или иной мере способствует развитию музыкальной памяти. Задача музыкального руководителя  – создать условия, благоприятствующие ее формированию и развитию.

«Таким образом, качество учебной работы, ее характер, содержательность, рациональность применяемых в ней приемов и способов достижения цели – все это непосредственно соотносится с процессами памяти… Интерес к музыкальному сочинению, влюбленность в него существенно влияет на запоминание… активная музыкальная деятельность, включающая интеллектуально-эмоциональное содержание музыкального репертуара, обеспечивает соединение самых разнообразных видов памяти. Ее формирование и развитие происходит в соответствии с общими законами психологии и педагогики, связано со всем строем психической жизни человека, его мышлением, мировоззрением, общим кругозором, личностными интересами…» – считает Кислякова И.В. в своей статье «Формирование и развитие музыкальной памяти».

  1. Петрушин В.И. “Музыкальная психология” М., 1994г
  2. Лилиас МАККИННОН в своей книге «Игра наизусть» https://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=3218 
  3. Кислякова И. В. «Формирование и развитие музыкальной памяти».
  4. https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654490 

Источник