Игры на развитие музыкального слуха у ребенка

Игры на развитие музыкального слуха у ребенка thumbnail

Игры для развития музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста

Петрова Елена Александровна, музыкальный руководитель,

ГБДОУ детский сад №99 Калининского района Санкт-Петербурга

Создавая комплекс игр, я придерживалась того, что для ребёнка необходимо попробовать себя в роли слушателя, исполнителя и автора. Поэтому в разработанной  методике для более эффективного подхода к решению поставленных  задач затронуты все возможные виды музыкальной деятельности детей на занятиях.

Слово и движение– вот те источники, из которых родилась музыка.         Главный принцип  работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям. Использование  элементарных музыкальных инструментов (звуков тела – шлепков, щелчков, хлопков, притопов и простейших шумовых инструментов, в том числе и самодельных) вносит в занятия разнообразие и необычность.

Самые оригинальные инструменты  можно изготовить своими руками. Ими станут шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов, и  должны быть определённого и точного тембра, доступны детям по своему размеру, весу, просты по своей конструкции, прочны, пригодны для частого использования их детьми.

Игры к первому этапу.

Игра «То-пы-то-пы»

Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней;

Ход игры: Наложение нескольких простых ритмов друг на друга. Детей делим на подгруппы. Каждая из подгрупп  произносят свой текст.

1 группа: С ба-ра-ба-ном хо-дит ё-жик, бум- бум- бум…

2 группа: То-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы.

Игра «Имена».

Цель:Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней.

Ход игры:Все дети одновременно  называют свои имена и прохлопывают каждый слог. 

По аналогии можно проговаривать и фрукты, овощи и т.д., что помогает детям освоить классификацию.

Игра «Музыкальные инструменты».

Цель:развивать у детей  воображение, ритмический слух.

Ход игры: Фонемы, дополненные движением, или «пластическим жестом»   перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты:

Барабан – бум-бум – удары по коленкам.

Тарелочки – тири-тири- скользящие хлопки «тарелки».

Ксилофон (глиссандо) – трик-трак – горизонтальное ритмичное движение руки вправо-влево – и т.д.

Это помогает привлечь внимание детей и сделать задание ещё интереснее. С помощью фонем и пластического жеста  с детьми  можно делать  целые композиции, озвучивание таким образом целых сказок.

 “Игра с инструментами».

Цель:Развивать ритмический слух и внимание.

Задача:Соблюдать чёткий ритм, темп.

Ход игры:Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках  у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает  игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем  ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.

Игры к IIэтапу.

Игра  «Ритмическое эхо».

Основана  на звучащих жестах и ритмослогах.

Цель:умение  выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция  детского внимания.

Ход игры:  Первоначально дети воспроизводят за педагогом короткие ритмические рисунки в медленном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем задания постепенно усложняются от занятия к занятию, добавляются музыкальные инструменты. У каждого ребёнка свой инструмент,  которым он воспроизводит ритмические рисунки, заданные педагогом.

Аналогичная игра «Телеграмма».

Звучащие жесты.  (IIэтап)

ХЛ     оооооооооооооооо

Щ       о     о      о       о

ЩЛ    о  о  о  о  о  о   о  о

ПРТ   оо    оо    оо      оо

Хлопки          хл

Щлепки         щл

Щелчки         Щ.

Притопы        прт

Игры к IIIэтапу.

Игра «Серый зайчик барабанит».

Цель: чётко воспроизвести метрический пульс шагами и на инструментах и звучащими жестами.

Ход игры:

Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд

Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нит це-лых три ча- са под-ряд.

При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на музыкальных  инструментах. Это уже сопровождение к движению.

Игра «Улица».

Цель:   Восприятие  и  воспроизведение  музыкального  ритма  в   соответствии   смузыкальным отрывком пьесы, используя музыкальные инструменты из шумовой группы.

Задача:   1.Самостоятельно   воспроизвести  характер каждой части музыкального произведения, используя музыкальные инструменты   с  наименьшего   числапопыток.

2.Самостоятельно выбрать инструменты для озвучивания  каждой музыкальной части произведения в соответствии с ритмом.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми в раннем и дошкольном возрасте

Ход игры: 

1 этап – говорю с детьми, как ходит старенькая бабушка, как бегают маленькие детки, как едут машины. При этом прошу детей выполнить хлопки в ладоши или по коленям в ритме  соответствующем  каждому  персонажу.

2 этап – прослушивание музыкального произведения и определение, какая из частей подходит к каждому из персонажей. Дети определяют не сразу, поэтому проигрываю каждую из частей отдельно и определяем. Затем выполняем ритмичные хлопки для каждой части.

3 этап – выполнение движений ( медленный шаг, поскоки, движение топающим шагом) в соответствии с музыкой каждой части.

4 этап – дети подбирают  музыкальный инструмент из  шумовой группы для каждого из персонажа и озвучивают музыкальные отрывки.

Игры к IVэтапу.

Игра «Шаг и бег».

Цель:Освоение и воспроизведение чередования ритма «шага» и «бега» в хлопках, на музыкальных инструментах, в движении.

Ход игры: Детям предлагаются стишки. Каждый ребёнок должен прохлопать римический рисунок стишка, затем  воспроизвести на музыкальном инструменте из шумовой группы, а затем показать ритм  стишка в движении.

Шаг, шаг, шаг, шаг, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли.

Шла ли-си-ца по-тро-пин-ке, по тро-пин-ке

и не-сла о-на кор-зин-ку, да, кор-зин-ку.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ – топ, топ. Топ – топ, топ.  –  «Шаг»

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ – топ – топ – топ – топ. Топ – топ – топ – топ – топ.   –  «Бег».

“Зайцы»

Цель:Различать характер музыки и выполнять соответствующие ей движения.

Задача:Различать ритм колыбельной и танцевальной музыки. Самостоятельно выкладывать картинки в соответствии с музыкой и выполнять движения.

Игровой материал:Планшет с изображением леса или полянки. В центре сделан прорез или карман, в который могут вставляться картинки «Зайцы спят» или «Зайцы танцуют».

Ход игры:Педагог предлагает детям погулять на полянке: «Здесь живут зайчики, а что они делают вы узнаете, когда послушаете музыку». Звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребёнок определяет какая музыка звучит и вставляет на планшет соответствующую картинку. Ребёнок может изобразить это в своих движениях.

Игры к Vэтапу.

Игра «Слова – модели»

Цель: Освоение  ритмических блоков в речи.

Ход игры: Подобрать  «слова-модели», которые соответствуют тому или иному ритму.

Ход игры: На столе разложены карточки с изображением животных, овощей, фруктов и т.д.   и карточки с ритмическим рисунком данных предметов. (см. приложение)

                   зай-чик бе-лоч-ка кот бе-ге-мот ко-ло-коль-чик

         Ребёнку показывают карточку с изображением овоща или фрукта. Он подбирает карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову.

Слова-модели удобно классифицировать по темам: «Животные», «Птицы», «Зима», «Лето», «Овощи», «Фрукты».

Игра «Карусель».

Цель: усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере  графического изображения ритмических блоков.

Ход игры: Дети сидят в кругу за столом, на котором  выставляется игрушечная карусель с  картинками   ритмослогами и с изображением инструмента, на котором нужно проиграть ритмослоги. Определяется первый участник игры. Ведущий  раскручивает  карусель. После остановки карусели смотрим какая карточка оказалась напротив первого участника. Этот ребёнок  берёт инструмент, который указан в карточке и выполняет задание. Далее задание выполняет следующий участник.

 “Графические партитуры».

Цель:Развивать ритмический слух, внимание.

Задачи:Самостоятельно исполнить партию любого инструмента.

Ход игры:Педагог проигрывает партию  всех  инструмента. Ребёнок слушает. Выбирает инструмент и исполняет партию выбранного инструмента

Игра «Озвучь потешку»

Цель: умение фиксировать ритм слов, затем небольших фраз, стишков.

Ход игры: Ребёнку предлагается прослушать потешку и выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.

         Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах. Каждый из детей может придумать свой ритмический  вариант потешки.

Гоп, гоп, гули, гоп,

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп, хлоп,

Маша ножкой топ, топ!

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!

Тики, таки, тики, таки,

Ходят в нашей речке раки.

Источник

Музыкально-дидактические игры  являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить
детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.  В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные
звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у
них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка на шестом году жизни

Цель игры: Развивать музыкальный слух, музыкальную память младших дошкольников, развивать интерес к имитационным движениям.

НА ЧЁМ ИГРАЮ?

Заиграла дудочка-

Я плясать пойду.

– В пляс за мной, ребята,-

 Ду-ду-ду!

Барабан грохочет,

Будто сильный гром:

-В лес за мной, ребята,-

Бом-бом-бом!

Педагог играет за ширмой на дудочке, а потом на барабане. Дети слушают и отгадывают, какой звучит инструмент. Педагог исполняет песню о дудочке и барабане,
а дети имитируют игру на этих инструментах.

Игры для развития звуковысотного слуха

                                  
«Три поросенка»

Необходимый материал: на планшете изображены лес и сказочный дом. В доме вырезано одно окошко, которое закрывает вращающийся диск с изображением
трех поросят: 11уф-Нуфа в синей шапочке, Наф-Нафа в красной шапочке, Ниф-Нифа в желтой шапочке. Если вращать диск, то в окош­ке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле
прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисован Нуф-Нуф; под пластинкой «ля» первой октавы — Наф-Наф; под пластинкой «до» второй октавы — Ниф-Ниф. Здесь же
прикреплен моло­точек от металлофона, который свободно вынимается из пе­тельки. Каждому играющему дают три картинки с изображе­нием шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, — говорит педагог. — В нем живут знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф.
По­росята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете, кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: „Я Ниф-Ниф” {поет и играет на фортепиано „до”второй
октавы).
У Нуф-Нуфа самый низкий голос {поет и играет „фа”первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше {поет и играет „ля ” первой октавы)». Затем педагог играет на фортепиано
какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто поет. Дети должны поднять картинку с изображением ша­почки того поросенка, который спел песенку. Если большин­ство детей угадали правильно, то
педагог вращает диск, и в окошке появляется поросенок. Если дети не верно угадали, то в окошке никто не появляется, и тогда педагог опять играет этот же звук, а дети проверяют свои
картинки.

«Ступеньки»

Необходимый материал: лесенка из пяти ступенек, игруш­ки (матрешка, мишка, зайчик).

Ход игры: музыкальный руководитель исполняет на форте­пиано мелодию. Вызванный им ребенок определяет движение вниз, на одном звуке) и
соответственно пере­двигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки (вверх, вниз, постукивает на одной ступеньке). Следующий ре­бенок проделывает то же самое с помощью другой
игрушки.

Игры для развития тембрового слуха

«Догадайся, кто поет?»

Ход игры: дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тиличеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который
стоит в цент­ре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел второй куплет.

«Слушаем внимательно»

Необходимый материал: записи знакомой детям инстру­ментальной музыки детские музыкальные инструменты (пиа­нино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, на
каких инструментах оно исполняется, и найти их на столе.

Развитие музыкального слуха младших дошкольников.

ПЕТРУШКА И МИШКА

На ширме появляется Петрушка с погремушкой.

Я -весёлый Петрушка, 

У меня есть погремушка.

Под музыку звенит погремушкой и прячется за ширму.

Появляется медвежонок с бубном.

А я – Мишка косолапый,

Вот как бью по бубну лапой.

Под музыку бьет в бубен и прячется за ширму.

Педагог:  Ни Петрушки нет, ни Мишки- 

Убежали шалунишки.

Кто играет- отгадайте,

Поскорее отвечайте.

Дети отгадывают кто играет за ширмой.

В конце Мишка и Петрушка приглашают детей потанцевать. 

Звучит русская народная мелодия “Ах, вы сени”.

Игра “Музыкальный паровозик”

Цель: Развитие звуковысотного, тембрального слуха, музыкальной памяти.

На столь ставится паровозик с пустыми окошками, перед паровозиком выкладываются карточки с музыкальными инструментами.

Педагог за ширмой играет на инструменте, дети должны определить на слух, какой звучал инструмент. Ребенок, поднявший руку первым подходит к столу и вставляет в
окошко паровозика карточку с инструментом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все окошки.

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни новорожденный

Цель: Развивать звуковысотный, тембральный, динамический слух и ладовое чувство. Может использоваться в качестве пособия для
распевания, артикуляционной гимнастики.

В начале игры педагог с детьми вспоминает сказку “Колобок”.

Игра имеет несколько вариантов. Карточки с животными и с гласными буквами.

1. Для младших дошкольников. Педагог играет на инструменте мелодию в разных регистрах, дети должны узнать, кого встретил
колобок и вставляют карточку с животным в окошко.

2. Для средних групп.  Используются так же карточки с животными, но дети по мелодии должны не только узнать животного,
но и настроение животного по штрихам, сыгранной мелодии.

3. Для старших дошкольников. В окошко ставится карточка с буквой. Дети поют песенку Колобка на этот звук. Дети повторяют
мелодию, которую предложил педагог.

4. Для подготовительных групп.  Используются так же карточки с буквами, но мелодию придумывают дети сами.

5. Распевание. Дети поют короткую песенку Колобка в качестве распевки.

Цель: Развитие чувства ритма, ощущению сильной доли, пульсации и структуры слова, фонематического слуха.

В окошко ставится карточка с изображением животного, насекомого, птицы и т.д. Дети произносят вслух название животного, затем прохлопывают, определяя ударный слог.
При помощи пластинок дети выкладывают ритмический рисунок слова – короткие, зеленые пластинки – это короткий звук, а синяя и длинная пластинка – это долгий звук.

Данное пособие могут использовать воспитатели в группе, а так же учителя-логопеды.

Цель: развитие звуковысотного, динамического слуха, штрихового чувства.

Широко используется для артикуляционной и дыхательной гимнастики, а так же подготовке голосового аппарата к пению.

В окошки ставятся карточки с дорожкой (прерывистая, длинная, зигзагообразная и т.д.) и в окошки тематические карточки (Собачка и косточка, пчелка и
цветок, медведь и бочонок меда и т.д.). Детям предлагают помочь животному пройти по дорожке. Но необходимо пояснить, что голосом надо изобразить дорожку:

пунктирная дорожка – стаккато, длинная, петляющая – легато,

зигзагообразная – голосом изобразить, как дорожка идет вверх, потом вниз и снова вверх и т.д.

Цель: Развитие чувства ритма, звуковысотного слуха, штрихового чувства, ознакомление детей с основами нотной грамоты.

Варианты:

1. Педагог выкладывает нотки на нотном стане, дети должны прохлопать ритмический рисунок.

2. Дети должны голосом показать, куда движется мелодия, изображенная на нотном стане.

Цель: Развивать ладовый слух, тембральный слух, эмоциональность детей.

Пособие дополняет слушание музыки.

Дети слушают произведение и подбирают карточки, подходящие по настроению музыки.

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного возраста, направлен на ознакомление детей с
музыкальными инструментами, их группировкой, звучанием, способам звукоизвлечения. Задания могут использоваться так же в домашних занятиях.

Пояснительная записка

цикл по ознакомлению с инструментами.pdf

Adobe Acrobat Document
220.8 KB

Цель: Развивать внимание, музыкальную память, чувство ритма, эмоциональную сферу дошкольников.

Игры созданы в видео-формате для удобства использования.

Дети слушают музыкальную пьесу и, по ритмоформулам, каждый исполняет свою партию на инструменте, который изображен на экране.

Цель: Закрепить знания о струнных инструментах, развивать музыкальную память, пополнять словарный запас, активировать словарь.

Дети узнают на слух инструмент, называя его, уточняя, какой инструмент по звукоизвлечению (струнно-щипковый, струнно-смычковый)

Ритмоформулы – это очень удобный и интересный для детей прием развития чувства ритма.  Благодаря ярким, красочным иллюстрациям, дошкольники без утомления учатся слышать пульсацию, отличать
долгий звук от короткого, прохлопывать ритмические рисунки различной сложности. В начале обучения можно проговаривать “Та” и “Ти”, где “Та” – это долгий звук, а “Ти” -короткий. Иллюстрации в
презентации по ритмоформулам можно постоянно менять в соответствии с лексической темой, времени года и т.д.

      На сегодняшний день, информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере
дошкольного воспитания. Многие педагоги стали самостоятельно создавать интерактивные дидактические пособия. Интернет наполнился обилием разнообразных дидактических игр по музыкальному
воспитанию.
     Привожу пример тех, которые, на мой взгляд, наиболее удачные, интересные и динамичные. Данные дидактические игры я применяю на своих
занятиях, развлечениях и праздниках.

Игры на развитие чувства ритма

игры на развитие чувства ритма.doc

Microsoft Word Document
44.0 KB

Источник