Игры на развитие логики ребенка от 1

Игры на развитие логики ребенка от 1 thumbnail

Игры на развитие мышления для детей группы раннего возраста в домашних условиях

Тяжело?

Вам потребуются: пустая коробка, игрушки.

Дайте ребенку пустую картонную коробку. Покажите, как можно ее поднимать, опускать, трясти. Повторяйте: «Какая легкая коробка, как легко ее поднимать». Положите в коробку несколько игрушек, поднимите ее, заметьте: «Ого, коробка стала тяжелее! Попробуй ее поднять». Добавьте еще игрушек: «Да коробка-то стала еще тяжелее! Мне тяжело ее поднимать!». Пусть ребенок попробует поднять коробку. Как можно чаше повторяйте: «Тяжело!», «Легко!».

Игра развивает навыки сопоставления.

День или ночь

Спрячьтесь вместе с ребенком под одеяло. Скажите: «Как темно, я ничего не вижу!», быстро уберите одеяло, обрадуйтесь: «А теперь светло, я тебя увидела!». Еще раз спрячьтесь. Следите за эмоциями ребенка – темнота может его напугать, в этом случае сразу же прекратите игру.

Игра развивает навыки сопоставления.

Где мое место?

Вам потребуются: большая кукла, маленькая кукла, стульчик для маленькой куклы, стульчик для большой куклы, посуда для большой куклы, посуда для маленькой куклы.

Покажите ребенку кукол, расскажите о каждой из них в отдельности, давая подробное описание (большая, красивая, голубые глаза и т.д.). Поиграйте в чаепитие. При этом попытайтесь усадить большую куклу на маленький стульчик, с которого она будет падать. Объясните, что большой кукле нужен большой стульчик и наоборот.

Разместив кукол за игрушечным столом, поставьте перед большой куклой маленькую чашку, а перед маленькой — большую. Наводящими репликами побудите ребенка поменять чашки. Объясните, почему.

Игра формирует представления о величине предметов, их совместимости.

Чье же это платье

Вам потребуются: большая кукла, маленькая кукла, платье для большой куклы, платье для маленькой куклы.

Эта игра может быть как самостоятельной, так и продолжением предыдущей. Так же подробно расскажите ребенку о каждой из кукол, охарактеризовав ее основные признаки (величину, цвет волос, цвет глаз и т.д.). Поиграйте в пробуждение кукол ото сна. Куклы проснулись, умылись, теперь надо одеться. Попытайтесь надеть на большую куклу маленькое платье. Удивитесь: почему не получается? Побудите ребенка показать, что маленькое платье нужно надеть на маленькую куклу. Сделайте обобщение.

Игра развивает навыки сопоставления, классифицирования предметов.

У кого больше?

Вам потребуются: две емкости разных размеров, (для мальчиков можно взять большую и маленькую машины с кузовом), любые безопасные мелкие предметы.

Заполните каждую из емкостей мелкими предметами. Чтобы малышу было интересно, придумайте цель для перемещения груза (играем в стройку, вывозим мусор и т.д.). Высыпав груз, продемонстрируйте ребенку отличия (одна куча получилась большой, потому что ее привезла большая машина и, наоборот; в большой машине уместилось большее количество предметов). Объясните.

Игра формирует представление о количестве, величине и объеме.

Кто быстрее?

Вам потребуются: мяч или машина.

Катая по полу мяч или машину, приговаривайте: «быстро», «медленно» (продемонстрируйте). При этом побуждайте ребенка повторять ваши действия.

Игра способствует развитию навыков сопоставления.

Расставим мебель

Вам потребуются: кукольная мебель (диван, стол, стулья, шкаф и пр.). Но ее могут заменить и другие игрушки, например, кубики, коробочки и т.д.

Для того, чтобы расставить мебель, необходимо иметь подобие кукольного дома. Его можно построить из конструктора, склеить из картона, при этом учитывается размер мебели. Когда дом будет готов, предложите ребенку создать уютную комнату для куклы. Комментируйте то, что вы делаете: «Вот диван, кукла будет на нем спать, он должен быть такого же размера, как и кукла. А где у нас дома стоит диван? Кто на нем спит? и т.д.». Советуйтесь с ребенком, куда поставить тот или иной предмет. Разместив мебель, продемонстрируйте малышу, как кукла будет спать, есть, сидеть. Дайте ему куклу, пусть поиграет самостоятельно.

Игра способствует развитию навыков сопоставления, памяти. Знакомит с функциональным назначением предметов.

Кукольный обед

Вам потребуются: стол для куклы, кукольная посуда, кукла.

Предложите ребенку накормить куклу. Выясните, будет ли это завтрак, обед или ужин, в соответствии с этим составьте меню для куклы. Попросите кроху накрыть на стол, помогите ему правильно поставить тарелку, чашку и другие предметы. Усадите куклу за стол, предварительно вымыв ей руки. Делайте вид, что вы наполняете тарелку и кормите куклу, поднося ей ложку ко рту. Пусть ребенок проделает то же самое. После обеда не забудьте вытереть кукле рот салфеткой.

В игре формируются навыки самостоятельности.

Спят усталые игрушки

Вам потребуются: кукла или плюшевая игрушка.

Сможет ли ваш ребенок уложить куклу спать? Попросите его это сделать. Покажите, как надо покачать игрушку, напойте колыбельную, накройте одеялом и т.д. Отдайте ребенку игрушку, понаблюдайте за его действиями. Научите малыша напевать песню без слов. Расскажите о том, какой сон приснится игрушке (красивые цветы, игрушки, добрые животные, хорошая песенка).

Игра способствует эмоциональному развитию ребенка.

Встреча друзей

Вам потребуются: две куклы или плюшевые игрушки (медвежонок и заяц или др.).

Одну игрушку отдайте ребенку, а другую оставьте у себя. Обыграйте встречу медвежонка и зайца. Поздоровайтесь, представьтесь. Вместе с ребенком придумайте имя его персонажу. От имени своей игрушки расскажите ребенку о том, что ему близко и знакомо. Например: «Здравствуй, я медведь, меня зовут Миша, у меня есть папа, мама, бабушка и дедушка. Мою маму зовут (имя мамы малыша). Я умею бегать, прыгать, ползать. А ты умеешь прыгать?». Задавайте ребенку вопросы, побуждайте его к диалогу. Если он еще не умеет разговаривать, формулируйте вопрос таким образом, чтобы можно было дать утвердительный или отрицательный ответ.

Играть в эту игру можно ежедневно, придумывая разные темы для диалогов, например: «Кто что любит кушать», «Какая сегодня погода на улице», «Что мы делали вчера вечером».

Читайте также:  Условные рефлексы новорожденного и их значение в развитии ребенка

Игра способствует развитию речи, воображения.

Одень куклу

Вам потребуются: кукла, одежда для нее: юбка, майка, носочки, панама.

Пожалуйтесь малышу на то, что его кукла мерзнет без одежды, предложите одеть ее. Расскажите о назначении каждого предмета одежды, обратите внимание на то, что одежда легкая, значит на улице лето. Опишите цвет каждой детали кукольного туалета, фактуру ткани (гладкая, шершавая, плотная и т.д.). Задавайте ребенку вопросы: «А у тебя есть носочки? А ты надеваешь желтую майку?».

Игра формирует навыки самостоятельности, умения классифицировать предметы.

Найди сахар

Вам потребуются: сахар, небольшое количество воды.

Насыпьте сахар в чашку, добавьте небольшое количество теплой воды. Размешивая сахар ложкой, покажите ребенку, как он растворяется. Объясните, что, растворяясь, сахар делает воду сладкой. Угостите малыша «сахарной» водой. То же самое можно проделывать с вареньем. При этом обращайте внимание ребенка на то, как окрашивается вода.

В игре малыш познает свойства вещества.

Кто к нам пришел?

Вам потребуются: картонная коробка, 3 игрушки.

Покажите ребенку, как вы накрываете коробкой две игрушки. Третью, не показывая, зажмите в кулаке. Постучите в коробку: «тук-тук, я к вам в гости», положите игрушку к остальным. Поднимите коробку и попросите малыша сказать, кто же пришел в гости к двум игрушкам.

Игра способствует развитию логического мышления, памяти.

Колокольчик

Вам потребуются: колокольчик, веревочка.

Подвесьте колокольчик на высоту роста ребенка, привяжите к язычку колокольчика веревочку, так чтобы ребенок мог звонить, дергая за нее. Приурочьте звон колокольчика к какому-либо действию, например: «Динь-динь, колокольчик звенит, пора обедать!».

В игре ребенок знакомится с категорией «причина — следствие».

Сделай мячик

Вам потребуются: вырезанные из картона круги, квадраты, фигурки животных.

Возьмите несколько кругов разного цвета, разрежьте их пополам. Попросите малыша собрать «мячи» одного цвета. Называйте цвет каждой половинки, учите сравнивать и анализировать: «Давай попробуем приставить вот эту половинку. Нет, она нам не подходит – наш мяч должен быть красного цвета, а это — половинка желтого мяча». Когда малыш освоит подбор простых фигур, предложите ему собирать фигурки животных, любые выбранные вами предметы.

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить цвет, форму предмета.

Веселая карусель

Вам потребуются: круглое металлическое блюдо или поднос.

Посадите куклу или мягкую игрушку в блюдо. Покажите малышу, как оно крутится. Раскручивайте блюдо, рассказывая, что кукла катается на карусели. Когда блюдо остановится, обратите внимание крохи на то, какой стороной повернулась к вам игрушка. Повторите игру. Можно наклеивать на края посуды крупные картинки и рассматривать ту из них, которая остановилась перед вами.

Я – шофер

Вам потребуются: игрушка-руль (круглый поднос, пластиковая тарелка и т.п.).

Поиграйте в шофера. Покажите малышу, как надо «управлять» машиной, держа руль в руках. Попросите его «съездить» на кухню, повернуть назад, остановиться, ехать быстрее, медленнее, посигналить (голосом), изобразить звук сирены.

Игра развивает умение ориентироваться в пространстве, моторику, слуховое восприятие.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие координации движений у детей 1-2 лет

Игры на эмоциональное развитие дошкольников 2-3 лет

Колыбельные песни для детей до года

Игры на кухне с малышом пока мама готовит

Развивающие игры про животных для детей 1-2 лет

Источник

Первые навыки логического мышления начинают формироваться в раннем детстве. На втором году жизни ребёнка закладывается основа будущего интеллекта. Но развитие логики требует постоянного родительского участия. Играя в простые игры, соответствующие возрасту, малыш научится размышлять и находить правильные решения.

Развитие логического мышления у детей 1,5—2 лет

Примерно с полутора лет малыши начинают мыслить логически, делают первые умозаключения. Вырабатываются представления о цвете, форме, величине окружающих вещей. Кроха учится сравнивать и классифицировать предметы, находить внешнее сходство и отличия, пытается анализировать информацию. Возникает понимание, что для получения нужного результата необходимо совершить правильное действие.

В этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Для первых занятий по развитию логики подойдут игрушки, которые можно разбирать и складывать. А дальше можно продолжить занятия с карточками.

Общаясь с малышом, чаще используйте логику: если на небе тучи, то скоро начнётся дождь, поэтому мы не пойдём гулять. Так кроха начнёт понимать связь причины и следствия, научится делать обоснованные выводы. Также развитию навыков мышления способствуют логические игры. Для детей это лучший способ усвоить простые закономерности.

Логические игры на сортировку предметов

Разделение предметов по заданному признаку ─ форме, цвету, размеру ─ формирует у детей первичные навыки анализа. Занимаясь сортировкой игрушек, постройкой пирамиды, сборкой матрёшки ребёнок думает, чтобы сделать правильный выбор.

Хорошо развивают детскую логику игрушки с элементами сортировки. Давайте посмотрим, какие есть виды игрушек на сортировку. Но вполне можно под присмотром взрослых сортировать и обычные предметы. Дайте малышу задание распределить по ячейкам мелкие и крупные пуговицы. Пусть ваш кроха соберёт в круглую корзинку мячики, а в квадратную коробку кубики.

Среди сортеров популярны две разновидности: ящики различной конфигурации с прорезями и конструкции со штырьками на плоской основе. К каждому из них прилагаются разноцветные вкладыши. Занятия с сортером развивают навыки анализа и классификации, мелкую моторику, учат различать основные геометрические формы и цвета.

Читайте также:  Что делать если ребенок отстает в физическом развитии

Отверстия в моделях с прорезями имеют ту же форму, что и вкладыши. Чтобы протолкнуть фигурку, малышу приходится думать, искать подходящую прорезь. Ребёнок учится определять сходство и отличие, усваивает понятие «одинаковый-разный».

Сортер со штырьками требует других действий: на штырьки нужно надеть детали подходящей формы. Начинать игры с сортерами лучше с простых моделей: с 3―4 видами прорезей или штырьков и вкладышами в форме основных геометрических фигур. В дальнейшем можно задействовать более сложные элементы в форме животных, насекомых, цветов.

Принцип развивающей игры прост. Малыш вынимает вырезанные в планшете изображения фруктов, овощей, животных, геометрических фигур, а затем вставляет на своё место. Задача заключается в том, чтобы отыскать подходящую рамку для каждого вкладыша и суметь его вставить. Для этого придётся подобрать правильное положение детали.

Самый простой вариант игры для крох 1, 5 лет – планшет с подсказками. На заднем фоне рамки изображён образец вкладыша, который служит ориентиром. К двум годам можно осваивать картинки-вкладыши, состоящие из 2–3 крупных деталей. Их следует вынуть, разъединить, затем правильно вставить.

Пирамиду можно строить не только из традиционных колечек. Для этой цели подойдут кубики, стаканчики и ведёрки разных размеров. Малыш 1,5 лет уже способен различать маленькие и большие детали, знает названия некоторых цветов.

Чтобы помочь крохе безошибочно собрать пирамидку, покажите ориентир – самую большую деталь из всех. Должно быть не более 7 элементов. Если каждый раз выбирать наибольшую деталь из оставшихся (3–4), то пирамида получится правильной. В процессе игры не забывайте называть цвета, так они лучше запомнятся.

Игрушки для вкладывания: колпачки и матрёшки

Малыши любят складывать предметы друг в друга. Незначительная разница в объёмах для них несущественна, важен сам процесс. 

Игра с набором из колпачков разных размеров научит совершать осмысленные действия. Покажите ребёнку, что маленький колпачок легко спрячется под тем, который немного больше. Верхний колпачок нужно накрыть следующим, более крупным. Пусть карапуз продолжает, пока предметы не закончатся.

Затем правила игры меняются: в самый большой колпачок вкладывают тот, что чуть меньше. Потом следующий по размеру и так до конца. Таким путём малыш учится сопоставлять объёмы и действовать логично.

Матрёшку собирать сложнее, надо искать одинаковые по размеру половинки. Попробуйте разделить разобранные части на 2 кучки. В одной из них будут верхние детали, в другой нижние. Покажите, как можно делать правильный выбор: взять верхнюю часть и последовательно приставлять к ней нижние элементы. 

Так ребёнок научится подбирать детали, подходящие по размеру. В завершение покажите, как построить последовательный ряд от большей матрёшки к меньшей и наоборот.

Игры на изучение цветов для малышей

К полутора годам кроха хорошо различает основные цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий и может их показать. Наша задача – закрепить в детской памяти их названия, научить объединять и находить предметы по этому признаку. Хочу предложить вам поиграть в несложные игры на изучение цветов. Некоторые из них займут всего несколько минут на подготовку.

Нужно взять пачку разноцветных фломастеров, снять с них колпачки, перемешать. А теперь попросите малыша найти подходящий колпачок для каждого из них. Не забывайте называть цвета!

Поручите малышу разложить в разноцветные мисочки пуговицы или мозаику тех же цветов. Можно разнообразить эту игру, взять разноцветных рыбок из пластмассы и сделать «озёра» из цветной бумаги. Пусть малыш поможет каждой рыбке попасть в озеро такого же цвета, как она.

По такому же принципу построена наша игра «Бабочки и цветочек». Вы можете бесплатно скачать её у нас на сайте,  распечатать и  поиграть с малышом. Картинка сделана для распечатки в формате А4.

Цель игры: нужно сопоставить по цветам лепестки и бабочек. И правильно посадить бабочек на нужные части цветка.

Подготовьте колпачки разных цветов. Повторяйте слова: «Еду-еду к бабе, к деду, на лошадке в красной шапке!». Каждый раз меняйте название цвета. Карапуз должен надеть на головку колпачок названной расцветки.

Игра решает несколько задач: учит детей действовать по аналогии с примером, развивает цветоразличение, закрепляет представление о разных формах и тренирует память малыша. Для повторения заданной цветовой последовательности используются три вида фигур.

Возьмите кружочки 4 разных цветов, расположите в одном ряду. Подготовьте квадратики тех же расцветок. Попросите ребёнка выложить из них такой же ряд, как у вас. А потом ещё один ряд, но уже из треугольников.

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка до года по месяцам

Математические игры на изучение форм

Знакомство с математикой в раннем возрасте начинается с освоения геометрических форм. На втором году жизни ребёнок способен различать основные формы. Малыш уже получил первое преставление о круге, квадрате, треугольнике и прямоугольнике во время занятий с рамками-вкладышами и сортерами.

Новые игры на изучение форм помогут закрепить и расширить знания. К 2 годам кроха научится быстро находить нужную фигуру и правильно её использовать. Давайте разберём игры на изучение форм, которые подойдут для деток 1,5-2 года.

Положите перед малышом 4 квадратика из любого материала и 1 кружок. Спросите, какая фигура в ряду оказалась лишней, чем она отличается от других? Попросите малыша показать, назвать и убрать непохожий элемент. Затем формы нужно поменять.

Простой вариант игры – использование фигур одного цвета. Более сложный, если квадраты будут синими, а кружок, например, красным. В этом случае нужно назвать сходство и отличие по двум признакам: форме и цвету. Спросите, что общего у четырёх фигур? Чем отличается пятая?

Положите в мешочек кружочки, квадраты, треугольники, прямоугольники. Предложите ребёнку найти на ощупь поочерёдно все фигуры. Если ваш малыш знаком не только с основными фигурами, тогда дополните мешочек овалами, ромбами, трапецией.

Удобным подспорьем в освоении форм может послужить пособие для игр: комплект готовых карточек Домана «Формы». В нём 20 геометрических фигур, которые пригодятся для занятий с малышом. Я не сторонница методики Глеба Домана, но я использовала карточки для занятий с сыном. Бесплатно скачать карточки с геометрическими фигурами можно здесь.

Занятия с карточками можно построить по-разному.

Вариант 1. Можно заниматься непосредственно по методике Домана. Показывайте малышу карточки с изображением различных форм несколько раз в день, по 1-2 секунды на каждую карточку. Но лично мы так не занимались. Сын любил не только долго смотреть на карточки, но и щупать их, а ещё лучше пробовать на зуб.

Вариант 2. Поиграть в геометрическое лото. На карточку с изображением формы можно выкладывать игрушки или просто искать по комнате такой формы предметы.

Вариант 3. Распечатать каточки в двух экземплярах и поиграть в игру «Найди пару». Не используйте сразу все карточки. Начинайте с трех-четырех пар. А потом потихоньку добавляйте новые фигуры.

Вы можете рисовать с малышом красками или карандашами разные фигуры. Рисуя фигуры, сложите простые сюжеты: дом, воздушный шар, солнце. Обязательно проговаривайте, как называется каждый элемент рисунка: квадрат, треугольник, прямоугольник, а также не забывайте про цвета.

Ещё один интересный вариант изучения форм – это делать аппликации. Заранее подготовьте фигуры разных цветов и размеров. А потом приклейте их вместе с крохой на лист бумаги. Мне понравился вариант готовых аппликаций, который представлен в книге Школы Семи Гномов от 0 до 1 «Квадратик и кружок». До года нам эта книжка не подошла, и мы стали заниматься по ней только ближе к полутора годам.

Попросите ребёнка принести книжку с картинками про животных и найти в ней собачку (кошечку, медвежонка). Малыш может показать всех собачек: больших, маленьких, разной окраски. Затем спросите, где ещё в комнате есть собачки? Нужно найти собачку в виде игрушки, магнита, аппликации на футболке, изображения на тарелке.

Сложите домик одного цвета из двух частей: квадрат – основание, треугольник – крыша. Попросите малыша построить такие же домики только других цветов. Для этого ему придётся сопоставить цвета и формы фигур, разложенных на столе.

Развивающие игры с пазлами

Занятия по сборке пазлов полезны для развития наглядно-образного мышления, наблюдательности, внимания. Малыши получают представление о том, как собрать целое из частей. Соединяя детали пазла, ребёнок развивает мелкую моторику и ловкость пальчиков. Одновременно формируются полезные свойства характера: усидчивость и упорство.

Начинать следует с пазлов из 2 частей. Лучше использовать деревянные, более прочные, но подойдут и картонные. Возьмите изображения 3 разных животных, разрезанные на верхнюю и нижнюю часть. Поочерёдно работайте с каждым пазлом, чтобы малыш не запутался.

Покажите, как искать подходящие половинки, пусть кроха вам поможет. Соедините части пазла на столе. Попросите ребёнка повторить ваши действия.

Для начала подсказывайте, подавайте вторую часть в нужном положении. Если малыш справляется, подсуньте перевёрнутую деталь. Пусть подумает, как её приложить.

Более сложные варианты игры применяйте, когда малыш поймёт, как составлять единую картинку. Предложите самостоятельно найти парные детали пазлов (2—3 картинки). Составьте животное из неправильных частей и попросите ребёнка исправить «ошибку». Регулярно занимаясь, к 2 годам можно освоить пазлы из 3─4 частей.

Подводя итоги, напомним, что логическое мышление у детей можно и нужно развивать с раннего возраста. Логика станет хорошей базой для формирования будущего интеллекта и умственных способностей вашего малыша.

Источник