Игры на развитие этикета у ребенка

Игры на развитие этикета у ребенка thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940)2-19-20, raduga-taz@mail.ru

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ПРАВИЛАМ

ЭТИКЕТА

Подготовила:

Социальный педагог

Салиндер А.А.

Тазовский, 2018

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» – активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: – это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Словесная игра

«Доскажи словечко»

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
  • Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
  • Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
  • До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
  • Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… ( извините).
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, … (а не кулаками)
Читайте также:  Ребенок 9 месяцев упражнения для умственного развития

 Дидактические игры по формированию культуры поведения.

«Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

«Каждой вещи свое место». Игра-упражнение.

Цель. Закрепить правило «Каждой вещи – свое место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.

Методические приемы. Чтение стихотворения «Маша-растеряша», вопросы к детям:

– Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?

– Что нужно сделать, чтобы ее не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.

– Какого, дети?

– А теперь посмотрим, знаете ли вы место каждой вещи.

– Алешенька, принеси мне, пожалуйста, книгу. Спасибо. Олечка, будь добра, подай мне, пожалуйста, куклу Таню. Спасибо. Аленушка, сделай доброе дело, положи Андрюшку-малыша в коляску. Молодец.

– Дети, почему вы ничего не искали и быстро выполнили мои просьбы?

– Мы знаем, где они лежат.

– Да, дети, у каждой вещи должно быть свое место. Есть еще правило «Где взял, туда положи». Оно поможет поддержать порядок в группе.

Игра «И я».

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте, где он остановился, дети говорят: «И я…если эти слова подходят по смыслу.

Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…

Игра-упражнение. «Мы плывем на пароходе».

Цель. Закрепить правила поведения в транспорте.

Материал для игры: ширма-пароход, касса, стулья, билеты, куклы-дети.

Ход игры. Предложить детям плыть на пароходе. Дети перечисляют правила поведения в транспорте. Воспитатель дополняет. «Капитан» занимает место у штурвала. Дети с билетами спокойно занимают места. Когда все места заняты, заходит воспитатель с куклой Незнайкой. Один из детей уступает место воспитателю. Воспитатель благодарит ребенка. Незнайка начинает громко разговаривать, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо вести себя в транспорте, как поступать в разных случаях. Дети охотно указывают Незнайке на его ошибки. Незнайка благодарит.

Игра продолжается, но уже в измененной форме. Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми и за действиями каждого.

Освоению правил способствуют игры упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести. Например:

– Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (ответ детей)

– Если ты залезешь на сиденье с ногами, то…

– Если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…

– Если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то… и т. д.

«Хорошие, плохие поступки».

Задачи: Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.

Ход игры. Воспитатель:

– Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими? (Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)

– Еще какими? (Вежливыми.)

-Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.

-Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки, на которых нарисованы вопросительные знаки. Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.

-Открыть карточки, нам поможет волчок. Палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать. (Воспитатель крутит волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.)

Игра-упражнение. «Оденемся на прогулку».

Игра проходит в раздевальной комнате.

Цель. Воспитывать потребность в бережном отношении к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания. Активизировать вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будь добра.

Предварительная работа. Дети учились употреблять вежливые слова.

Методические приемы. Предложить ребенку (который усвоил последовательность действий) правильно одеться, обращаться с просьбой помочь. Спросить детей, все ли Оля делала правильно, какие вежливые слова употребляла. Сказать: «Теперь вы одевайтесь, а мы с Олей посмотрим, какие вы молодцы».

Игра «Эмоции».

Задачи: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка – умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение

Ход игры. Воспитатель:

Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!

-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете, от чего меняется наше настроение?

-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с вами можем оказаться. Например, вас похвалили, и у вас стало хорошее настроение, а если вдруг вы плохо поступили и вас за это наказали, то и настроение, скорее всего у вас испортится.

-Посмотрите, на этой страничке стоят человечки, которые повернулись к нам спиной, у них у всех разное настроение. Чтобы узнать какое, кто- то из вас аккуратно достанет человечка, посмотрит на него, никому не показывая, и постарается изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с вами ребята надо будет её отгадать. (Ребёнок достаёт человечка, изображает эмоцию, остальные дети отгадывают.)

Читайте также:  Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие

Воспитатель: Мы открыли с вами всех человечков, давайте, теперь изобразим все вместе эти эмоции.

Дети изображают:

-Радость

-Злость

-Веселье

-Грусть

-Удивление

-Застенчивость

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Волшебные слова»

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

Материал: картины и изображения людей

Ход игры: злые – добрые, больные – здоровые….

Источник

Этикет – слово французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением правил поведения. На французском языке карточка называется «этикетка» – отсюда и пошло слово «этикет». В русском языке есть хороший аналог – «вежливость». Вежливым называют человека, знающего правила поведения и выполняющего их. Только правила эти «неписаные». Своего рода соглашение между людьми вести себя определенным образом. И учится малыш, в первую очередь копируя поведение мамы и папы!

С чего начать Школу этикета?

Хотите вырастить из сына настоящего джентльмена? Учите его с самого раннего возраста уважительно относиться к девочкам и женщинам! Это совсем не сложно. Например, просите мальчика всякий раз уступать женщинам место в транспорте. «Посмотри, вот женщина стоит с большой тяжелой сумкой. Она, наверное, устала. Давай уступим ей место! Ты же у меня рыцарь! Настоящий мужчина!» Конечно, речь не идет о совсем маленьком ребенке. Но пятилетний парень уже вполне сможет постоять несколько остановок. Привычка, как известно, вторая натура, и для мальчика, с детства воспитанного таким образом, уступить место будет совершенно естественным делом.

И, конечно, очень важно относиться вежливо и к самому малышу. Говорите ли вы ребенку «с добрым утром», желаете ли «спокойной ночи» перед сном, интересуетесь ли, как прошел его день в детском саду, благодарите ли за помощь, используете ли слово «пожалуйста»? Можно отдать ребенку приказ «Убери игрушки!», а можно попросить: «Убери свои игрушки, пожалуйста! Помоги мне сделать наш дом чистым и красивым». Уважайте малыша как личность, относитесь к нему с искренней любовью и заинтересованностью. И тогда ребенок примет подобную модель поведения, как должное,  и сам станет ею пользоваться. 

Учим вежливости… кукол

Чтобы малышу хотелось выполнять правила этикета, обучать его этим правилам важно не с помощью нудных нравоучений, а весело, в игре. Любимые игрушки ребенка с радостью придут к вам на помощь! В игре можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации. Ролевые игры объяснят ему все гораздо доступнее, чем скучные воспитательные беседы. 

3–4 года

Знакомство. Правильно завязывать отношения – очень важное умение! Проиграйте с игрушками самые разные ситуации. Пусть зайка (его озвучивает малыш) как будто играет в песочнице, а мишка (за него говорит мама) хочет с зайкой познакомиться. Покажите малышу возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть первым «знакомится» малыш. Объясните крохе, что, предлагая кому-то дружбу, нужно непременно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с угрюмым лицом и пробубнить что-то типа: «Давай дружить», вряд ли это возымеет должный эффект. Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке. Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: «Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки…» А как поступить, если, скажем, зайка качается на качелях, а мишка тоже хочет покачаться. Что делать? Прогнать ли зайку с качелей, попросить ли уступить место, подождать или, может, предложить покачаться вместе? 

Чаепитие у куклы. Поставьте на стол игрушечную посуду, рассадите вокруг игрушки. Пусть за столом обязательно найдется кто-то из зверушек, который не умеет себя правильно вести. Может, он чавкает, ставит локти на стол, толкается, разбрасывает еду, хватает торт из тарелки руками (лапками), вытирает руки о скатерть и одежду? Попросите малыша (в лице другой игрушки) сделать ему замечание. И, конечно, нарушитель порядка в конце игры обязательно должен «исправиться» и научиться вести себя за столом красиво. 

Игры на развитие этикета у ребенка

4–5 лет

День рождения. Выберите, у кого из игрушек будет день рождения. Например, у мишки. Накройте вместе с ребенком игрушечный стол и расскажите малышу, что зайка идет на день рождения к мишке. Он чисто моет лапки и ушки, надевает красивую одежду, выбирает подарок. Проиграйте ситуацию, как зайка приходит в гости и поздравляет друга с днем рождения. Что он при этом говорит, как вручает подарок? Что отвечает мишка, как принимает подарок? Все гости собираются и рассаживаются за стол. Повторите в игре правила застольного этикета. 

Ситуации. А еще ваши игрушки могут пойти в музей или театр, проехаться на общественном транспорте, говорить друг с другом по телефону… Например, пусть мама-медведица разговаривает со своей подругой тетей лисой, а маленький медвежонок все время маму перебивает. Может, в нетерпеливом медвежонке ваш малыш узнает себя? Проигрывая с малышом разные ситуации, не забывайте о чувстве юмора. Игра должна быть веселой, позитивной. Только так она принесет максимальную воспитательную пользу.

Читайте также:  Способы развития взаимодействия ребенка со сверстниками

Учтивые игры

Когда вы проводите время вместе с малышом, гуляете с ним, занимаетесь творчеством или домашними делами, наверняка, вы играете в самые разные игры. Но игры могут быть и такими, которые помогут ребенку лучше усвоить правила этикета. Попробуем? 

3–4 года

Физкультминутка.  Выполните с малышом небольшую зарядку под «вежливую» потешку.

Я улыбаюсь солнышку: 

«Здравствуй, солнце золотое!» (Подъем рук через стороны вверх.)

Я улыбаюсь цветочкам: 

пусть они цветут! (Наклоны туловища вперед, руки на поясе.)

Я улыбаюсь дождю: 

«Лейся, дождик, 

как из ведра!» (Наклоны влево и вправо, руки вверху.)

Друзьям улыбаюсь – 

желаю им добра. (Прыжки на месте с хлопками в ладоши.)

4–5 лет

Комплимент.  В эту простую игру можно играть и дома, и во время прогулки. Объясните малышу, что такое «комплимент». Это добрые, приятные слова, которые люди говорят друг другу при встрече. Сделайте малышу несколько комплиментов: «У тебя сегодня красивое платье!», «Ты очень аккуратно оделся!», «Какие чистые у тебя сапожки!» А потом предложите сыну или дочурке сделать комплименты вам. Тему можно развить, делая комплименты другим людям: папе, дедушке, друзьям, старушке у подъезда. А можно посмеяться, сделав комплимент… проходящей мимо кошке. Или вороне. Такая игра учит ребенка внимательному отношению к людям.

…а как у них? Наверняка малыш уже знает, что при встрече у нас принято пожимать другу другу руки и, конечно, улыбаться. Ведь улыбка порождает атмосферу доброжелательности, располагает к себе.  А как приветствуют друг друга люди из зарубежных стран? Латиноамериканцы обнимаются, американцы хлопают приятеля по спине, французы целуют друг друга в щеку, японцы соединяют ладони рук и кланяются. Малыш наверняка посмеется, узнав, что жители островов Самоа при встрече обнюхивают друг друга. А потом поиграйте, представив, что вы отправились в путешествие по разным странам и встретили там местных жителей. Поприветствуйте их в соответствии с местными традициями. А потом продолжите экскурс в историю вежливости. Расскажите дочке, что в старину светские дамы в качестве приветствия приседали в глубоком реверансе. Пусть девочка тоже так попробует. А мальчикам будет интересно узнать, что мушкетеры при встрече кланялись и помахивали друг другу шляпами. Возможно, у вас дома найдется парочка старых шляп – наденьте их вместе с сыном и представьте себя благородными мушкетерами.

Полянка вежливости.  Предложите крохе нарисовать полянку с цветами, где каждый цветок – вежливое слово, которое знает малыш. Пусть малыш рисует цветы и называет вежливые слова, а вы можете подписать их под каждым цветочком. Когда малыш исчерпает свой словарный запас, к рисунку можете присоединиться вы, добавляя новые слова.

Учим этикету: наглядный пример

Игры на развитие этикета у ребенка

Малыши просто обожают смотреть мультфильмы. Воспользуемся этим, чтобы донести до ребенка важные истины о культуре поведения. Из старых мультфильмов незаменимы «Птичка Тари», «Просто так!», «Мой друг зонтик», «Самый маленький гном», «Сладкая сказка» и др. Это настоящие шедевры о вежливости и дружбе. В современных мультсериалах, так любимых малышами, вроде «Лунтика», «Барбоскиных», «Маши и медведя», «Робокаров», тоже отыщется масса поучительных историй. Только смотреть мультфильмы нужно непременно вместе с ребенком. А потом, после просмотра, обсудить сказку, еще раз разобрать показанную ситуацию.

Давайте ребенку возможность общаться с окружающими людьми в повседневной жизни. Пусть учится находить общий язык с другими малышами на детской площадке, пробует самостоятельно делать покупки в магазине, перед тем вежливо обратившись к продавцу. Почаще выбирайтесь с сыном или дочуркой «на люди»: в кино, театры, музеи, на концерты и детские праздники. Ведь живое общение – лучший способ всему научиться и вырасти человеком, которого уверенно можно назвать культурным и воспитанным. 

У современных поэтов и детских классиков можно отыскать множество стихов, сказок, рассказов о вежливости и культуре поведения. Почаще читайте вместе с крохой такие книги, а после подробно обсуждайте проблематичные ситуации.

3–4 года

Грубым быть плохо. Очень поучительна сказка Ш. Перро «Подарки феи». Прочитайте ее ребенку, и ему сразу станет понятно, почему быть вежливым и добрым лучше. И дело даже не в том, что от грубости у тебя могут начать сыпаться изо рта лягушки (хотя и это, конечно, тоже аргумент в пользу вежливости). Просто вежливый человек красив и приятен людям, а грубиян – нет… На эту же тему есть и другие сказки: «Госпожа Метелица», «Морозко», а также стихи: «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер), «Урок вежливости» (С. Маршак), «Федорино горе» (К. Чуковский) и др. 

4–5 лет

Читаем «Буратино». Сказка о Буратино и золотом ключике – настоящий учебник этикета. Читая сказку, обсуждайте с ребенком поведение Буратино в самых разных ситуациях. Слушая о проделках деревянного шалунишки, малыш сможет увидеть себя со стороны и понять, как важно относиться к окружающим с уважением. 

Вредные советы. Если у вашего малыша уже сформировалось чувство юмора (ближе к пяти годам), можно читать ему «Вредные советы» Г. Остера. Ребенок должен понимать, что описанная ситуация – это подсмеивание над неправильным поведением. Посмейтесь вместе, и потом время от времени вспоминайте с ребенком эти веселые, но все-таки вредные советы в подходящих жизненных ситуациях…

«Если ты пришел к знакомым, 

не здоровайся ни с кем, 

слов: «пожалуйста», спасибо» 

никому не говори. 

Отвернись и на вопросы 

ни на чьи не отвечай. 

И тогда никто не скажет 

про тебя, что ты болтун».

Источник