Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овз

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овз thumbnail

Галина Коновалова
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка.

Детям с ОВЗ свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка в раннем возрасте часто совсем не возникает. В результате дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.

Игра «Волшебный клубочек»

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают

и ценят другие дети, развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

Материалы к занятию: клубок ниток, магнитофон, спокойная музыка.

Дети стоят или сидят по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово,

или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

«Я люблю…»

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

«Давай поиграем»

Педагог предлагает несколько игрушек (кукла – коляска, кегли – мяч, кубики – машина, удочка – рыбки и др.). Уточняет как играть этими игрушками. Затем все игрушки складывает в большую коробку и предлагает детям вытащить себе по одной. Затем ребёнок ищет партнера по игре,обращаясь к нему: «Максим, давай поиграем вместе».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овзИгры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овз

«Давайте дружить»

Дети стоят в кругу. Педагог предлагает передать друг другу рукопожатие.Начинает педагог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Мише от Миши к Кире и т. д. и снова возвращается ко мне.

Вот какие дружные ребята!»

«Чего я боюсь»

Педагог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх – нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боятся, или боялись, когда были маленькими.

«Волшебная палочка»

Выучить «заклинание»против страха:

Раз, два, три, четыре, пять –

Палочку беру опять.

Раз, два, три, четыре,

Буду самый смелый в мире!

(повторить заклинание 3 раза, обвести вокруг себя волшебной палочкой»)

«Угадай-ка»

Одному ребёнку завязывают глаза и предлагают догадаться,кто будет к нему подходить: он ощупывает кисти рук, голову, одежду.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овзИгры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овз

«Попробуй рассмеши»

Ребенок садится на стул и изображает из себя надутого и обиженного человека. Задача всех участников игры-рассмешить ведущего. (они могут строить рожицы, щекотать, рассказывать смешные истории). Тот кому удалось рассмешить товарища садится на его место.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овзИгры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овзИгры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овз

«Найди пару»

На ковре раскладываются фишки –смайлики с изображением разных эмоций, детям предлагается найти одинаковые и назвать эмоцию и изобразить её.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка с овз

Игра «Молчание»

Дети сидят или стоят в кругу и молчат. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, смешит детей. Все должны повторять движения, мимику и жесты ведущего, но не смеяться и не говорить. Кто первый нарушит правила – водит.

Эмоциональное общение взрослого и ребёнка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен прикоснуться к каждому ребёнку, погладить его, взять за руку.

Источник

Игровые упражнения направленные на эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ОВЗ, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека  и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. Как писал Л.С. Выготский «Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка». Исследованием эмоций детей с ОВЗ занимались: Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф.Бреслав и другие. Практика работы с детьми с ОВЗ показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Эта  проблема для детей с ОВЗ является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Дети с ОВЗ – это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в обучении и воспитании. Так как, от неумения общаться, незнания, как себя вести, неумения выражать свои чувства, и от отсутствия социального опыта, у детей  иногда может возникать «агрессивное» или «странное» поведение.«Особым» детям нужна наша помощь: научить их выражать свои чувства и желания, общаться с людьмивербальным и невербальным способом,посредством символов, жестов, мимики и пантомимики,дать возможность реализовать себя в этом мире. Таким образом, в качестве приоритетного направления коррекционно-образовательной работы, мы решили выделить эмоционально-личностное развитие. Оно заключается: в формировании у ребенка образа «Я», «Я-сознания», умению «быть в мире с собой».Постепенно дети учатся  осознавать и контролировать свои эмоции, находить выход из разных негативных эмоциональных состояний, у них  накапливается опыт усвоения способов общения со взрослыми и сверстниками, происходит успешная  социальная адаптация. Опыт работы в детском доме показывает, что наиболее успешно процесс обучения у детей с ОВЗ реализуется через игровую деятельность, через проигрывание и переживание разнообразных ситуаций. Поэтому, в своей работеэффективной формой для правильного формирования эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, мы избрали коррекционно-развивающие упражнения с использованием игровых технологий.Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества, она создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития  детей. В ней все равны: педагог и ребенок. Не случайно психологи считают, что подлинно доверительные отношения между педагогами и детьми возможны только в игре.Игра учит детей владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом и настроением. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Для этого нужно обеспечить детям широкие возможности использованиявсех органов чувств, чтобы ребенок мог видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Каждый «особый» ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Принимать ребенка таким, какой он есть, учитывать возрастные, физические и индивидуально-психологические особенности детей. Стремиться к установлениютесных эмоциональных контактов во время игры с каждым ребенком, ставить для себя и для «особого» ребенка реальные цели, учитывать зону ближайшего развития.Основной целью коррекционных игр и упражнений с использованием игровых технологий является: формирование социальных контактов и развитие эмоциональной сферы ребенка, игровыми средствами и тем самым гармоничное развитие его личности в целом. Поставленная цель включает в себя решение следующих задач: – развитие способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние на символическом и вербальном уровне;      

Читайте также:  Критические периоды развития ребенка их краткая характеристика

– формировать умение и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);

– способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;

– развитие самоконтроляв отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

– формировать у детей эмпатию (сострадание, сочувствие);

– коррекция психоэмоционального состояния, нежелательных черт характера и поведения;

– формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность.

Коррекционная работа проводится с использованием следующих методов и приемов: имитационные игры, чтение и обсуждения художественной литературы, решение конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, беседы, выражение своего эмоционального состояния в музыке и рисунке, релаксация, этюды на моделирование эмоциональных состояний,   коррекционные игры и упражнения.  На занятиях мы используем: пиктограммы, зеркало для каждого ребенка, фотографии детей, индивидуальные карты личностно-ориентированного планирования, мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение. Коррекционно-воспитательную работу, направленную на развитие эмоционально-личностной сферы мы разделили на разделы:

Раздел 1.«Я и мое тело». Упражнения по данной теме направлены на обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» – органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах. Для умения различать свои ощущения мы проводим игры: «Посылка от обезьянки», «Чего не стало», «Угадай-ка»; игры-имитации «Мы обезьянки», «Послушай и угадай, «Правила гигиены»; упражнения «Запомни мое лицо, движение», «Слушай себя» и др.

Раздел 2. «Мой внутренний мир». Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я», передавать свои желания, чувства, средствами пантомимики, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, различать по выразительным средствам общения эмоции и чувства других детей и взрослых. Игры: «Мой портрет», «Домик настроений», «Мой день», «Почему так?»; этюды «Гномики в лесу», «Мы медведя испугались» и др.

Раздел 3. «Я и ты – такие разные». Полученные знания формируют у детей позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам, чувство доброты, чуткости, доброжелательности, ощущение сплоченности в группе.  Формируем умение преодолевать трудности в общении, благополучно выходить из конфликтных ситуаций, управлять своими настроением при общении с окружающим миром.Игры: «Мы – разные», «Чем мы похожи», «Вспомни имена своих друзей»; упражнения «Угадай эмоцию друга», «Мостик дружбы» и др.

Раздел 4. «Я познаю мир». Полученные знания позволят детям узнать, чем человек отличается от животных и растений, подвести ребенка к пониманию того, как важно любить окружающие природу.  Формируют умение чувствовать природу, которая может определять наше настроение, поведение, подражать характерным жестам, движениям, позе, эмоциональным реакциям животных, переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Игры:  «Времена года», «Загадки про погоду», «Кто как разговаривает», «Чей голос», «Найди свою пару»; этюды «Дует ветер», «Дождик» и др.

Раздел 5. «Мой эмоциональный мир». Полученные знания расширят представления об эмоциях (радость, грусть, удивление и др.), умение понимать свои чувства и настроение других людей по мимике, движениям, жестам, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Игры-ассоциации «На что похожа радость?», «Грусть», «Обида»; игры «Азбука настроения», Кривые зеркала», «Подбери маску» и др. Игровые технологии играют огромную роль в формировании эмоционального-личностного развития детей с ОВЗ. Практическая значимость нашей  работы отмечается в том, что дети стали болеевнимательными и доброжелательными друг к другу, у нихулучшилась эмоционально – волевая сфера,наметились положительные сдвиги в поведении и общении. В заключении хотим отметить, что эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ – очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы педагога.  Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе, с использованием игровых технологий с опорой на сохранные анализаторы и поэтапным усложнением содержания материала. В результате применения игровых технологий у детейприобретается бесценный опыт в общении. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Используемая литература:

  1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Азбука общения:  Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. –   СПб, 2010.
  2. Ротарь Н.В.., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития.- В., 2014.
  3. Войтова И.Д., Гуськова М.А., Можейко А.В, Лифанова С.Ю., Фирсова Л.Е. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко. – М., 2010.

Источник

Игра, как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.

                                                   Учитель-дефектолог О. М. Кавьяр

                                                    ГБДОУ детский сад  №39  

                                                     компенсирующего вида

Читайте также:  Условие развития ребенка это в психологии

                                                    Фрунзенского района  г. Санкт Петербург

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности.
Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.
Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности.
Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.  

   Выделяют несколько компонентов данной сферы:
 Эмоции – это простейшие реакции на внешний мир Положительные (радость)   Отрицательные (гнев)  Нейтральные (изумление)
Чувства – более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные. Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
Настроение – эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое,  Стабильное и переменное.
Воля – способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели.

 Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.                                   

Значение развития

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека.  Начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности. Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития.

У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

 В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочее).

С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.     

Особенности ЭВС

У детей с ЗПР  незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы.

 Эти дети  испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения.

Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

 Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей:

‒ незрелость эмоционально-волевой деятельности;

‒ инфантилизм; ‒ эмоциональная неустойчивость; ‒ лабильность;

‒ легкость смены настроений; ‒ контрастные проявления эмоций;

 ‒ нарушение самоконтроля; ‒ трудности приспособления к детскому коллективу.

Дети с задержкой психического развития могут испытывать страх, тревожность, склонность к аффективным действиям, жестокость. Все эти нарушения серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

  В системе коррекционной работы особое место занимают занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

 Цель этих занятий: ‒ учить детей понимать и осознавать свои чувства, а также эмоциональные состояния и переживания окружающих их людей на символическом и вербальном уровнях;

 ‒ учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, страх, гнев, обида);

‒ формировать навыки снятия эмоционального напряжения;

‒ формировать переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, сопереживание);

‒ формировать простейшие способы разрешения конфликтных ситуаций;

‒ устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его;

‒ способствовать развитию произвольной регуляции эмоционального состояния детей;

‒ способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающему.                                                                

Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

1.Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.       

2. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.      

3. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры.

4.Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.

5. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.

 Коррекция нарушений  эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Одним из важнейших средств коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ, является игра. Это средство, которое снимает неприятные или запретные для личности ребенка переживания.

 В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

 Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса.

Читайте также:  Вопросы для истории развития ребенка

 Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом. 

 Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства. По мнению специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отрегулировать эмоции на невербальном уровне.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Развитие умения понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.        Радость.   Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок.

2.        Гнев.   Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; два барана на мосту.

3.        Испуг.   Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

        Игра «Лото настроений» (или этюды)

        Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладывают картинки со схематичными изображениями эмоций. Ребенок  выбирает одну карточку. Затем изображает эмоцию  с помощью мимики, пантомимики.

         Игра «Продолжи фразу»

        Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …».

  Игра «ДА и НЕТ»

 Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?                                     Соль сладкая?                                 

Птицы бегают?                                         Гуси мяукают?

Сейчас зима?                                               Кошка – это птица?

Мячик квадратный?                                   Зимой шуба греет?

У тебя есть нос?                                        Игрушки живые?        

Игра «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

Игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие  навыков конструктивного общения, эмоциональной сферы, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, на развитие «человеческих контактов».

 Приветствия

 1. Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчика ми, ладошками, локтями, носами и т. д.

2. Два состава поезда двигаются навстречу друг другу. На станции дети из встречных поездов здороваются, протягивают руки друг другу, кланяются, машут руками, поднимают воображаемую шляпу и т. д.

Слепец и поводырь

Цель: Развитие  умения доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игры-ситуации

Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

8. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

9. Ребёнок плачет – успокой его.

Психогимнастические упражнения.

 Цель: Создание положительного эмоционального настроя, снятие тревожности, устранение замкнутости, закомплексованности, преодоление детьми застенчивости, робости.

 «Овощи»: взрослый сообщает, что давно не было дождя, и овощи завяли: они опустили головки, листики, согнулся стебелек (дети опускают головы, роняют вдоль туловища руки, приседают). Пошел дождь, и овощи начали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок – зашумели листья, стали покачиваться лепестки.

«Снеговик»: ребенок изображает снеговика. По команде «Весна!» снеговик начинает таять, постепенно расслабляя свое тело.

«Сосулька». И.п.: стоя, руки подняты вверх и напряжены. Затем руки и корпус расслабляются, ребенок наклоняется вперед.

Формирование эмоций является одним из условий становления личности ребенка. Л. С. Выготский подчёркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. По мнению ряда исследователей (Т. А. Данилина,  Н. М. Степина) мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Развитию эмоций способствуют: семья, дошкольное учреждение и вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него.

Умение регулировать собственное эмоциональное состояние — одно из важнейших в жизни каждого человека.

Источник