Игры на развитие фонематического слуха у ребенка 3 лет

Людмила Грищенко
Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

«Развитие фонематического слуха

у детей младшего дошкольного возраста через

дидактическую игру»

Игра «Поезд» № 1

Цель:

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.

Ход игры:

Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда,произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.

Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.

На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.

Когда поезд останавливается, зайчата предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать.Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать.Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».

Игра «Медвежата едят мёд» № 2

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3–4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.

Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ)».

Гладят животики,говоря: «У-у-у» (2–3 раза).

Игра «Часы» № 3

Цель:

Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

Материал. Картинка больших и маленьких часов.

Ход игры:

Воспитатель. Послушайте,как тикают часы: «Тик-так, тик-так»,как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили,нужно их завести: «Трик-трак…».

– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5–6 раз).

– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра «Кто в домике живет?»№ 4

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.

Ход игры:

Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки).

-Кто это? (Ответы детей.)

Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением котенка.)

– А это кто? (Ответы детей.)

Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки.)

-Кто это? (Ответы детей.)

Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением щенка.)

-А это кто? (Ответы детей.)

Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

– Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).

-Отгадайте,кто в этом домике живет:

«Ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей.)

-Правильно, собака (показывает картинку).

-Как она лаяла? (Ответы детей.)

– Отгадайте,кто в этом домике живет:

«Мяу-мяу» (произносится тихо?

-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.

Игра «Колокольчики» № 5

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать ёлочные игрушки)

Ход игры

Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками.Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками.Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Звенят колокольчики»№6

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход игры

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок)звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок)звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).

Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Игра «Кто как кричит?»№ 7

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.

Ход игры

Воспитатель.

– У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграфе) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка).

-Мама учила его хрюкать.

-Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

– А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

Читайте также:  Род собр значение общения в развитии личностных качеств ребенка

-Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше).

-Свинья зовет сыночка.

-Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)

-Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.

-Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)

-Прибежал поросёнок к маме (переставляет картинку).

-Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.)

-Так она хвалила сыночка-поросенка.

-И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)

Игра «Барабаны» № 8

Цель.

Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинка большого и маленького барабана.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.

Воспитатель. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»

-Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания).-Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).

Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6–8 раз.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Лошадки и поезд» № 9

(в кругу)

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Ход игры

Воспитатель. Когда скачут лошадки,то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд,колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).

Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.

Поехал поезд, застучал колесами.

Поезд остановился.

Игра «Большие и маленькие машины» № 10

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие машины.

Они встают друг против друга.

Воспитатель. Когда едут большие машины,колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш».Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза). Маленькие машины едут тихо,и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».

Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза).

По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.

Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.

Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

Игра «Рыбки»№ 11

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. «Вы будете рыбками

-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».

-Они ныряют глубоко за кормом.

-Когда ныряют большие рыбы,то слышно: «Плюх» (произносит громко).

-Когда ныряют маленькие рыбки,то слышно: «Плюх» (произносит тише).

Дети повторяют оба звукосочетания 2–3 раза.

Воспитатель. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»

(Дети говорят: «Флю-флю-флю».)

-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)

Игра «Слоны и ослики»№ 12

Цель.

Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинки с изображением ослика и слона.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов.

Они встают друг против друга.

Воспитатель. Ослик (показ картинки)кричит: «Ии-ии-иии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).

По команде «Идут ослики» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.

По команде «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.

Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

Игра «Выполни задание»№ 13 (в кругу)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (дети берутся за руки)

И бегаем кругом (3 раза).

Игра повторяется 3 раза.

Игра «Телефон»№14

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. 3–4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.

Ход игры

Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот – первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.

Игра «Будь внимательным» №15

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели – козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель. Это коза (показ картинки).

-Она громко кричит: «Ме-ме.» (дети повторяют звукосочетание).

-А это козлик – ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание

-Это овца (показ картинки). Она блеет –кричит громко: «Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).

-А ее детеныш – ягненок кричит тихо (дети повторяют 5–6 раз).

Читайте также:  Видео развитие ребенка третий триместр

– А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)

-Как он кричит? (Ответы детей).

-Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)

-У петуха и курицы есть детеныши.

-Как их зовут? (Ответы детей.)

-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)

Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).

Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов,

травку щиплют, крошки ищут.

Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы.

Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят,например: «Я –ягненок: “Бе-бе-бе”», – и ставит картинку на фланелеграф.

После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.

Игра «Забей гвоздик молоточком»№16

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход игры

Воспитатель. Когда стучит большой молоток,то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).

Когда стучит маленький молоточек,то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4–5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Игра «Научим зайку правильно говорить»№ 17

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.

Ишка – дети поправляют «Мишка».

Елочка – белочка.

Оник – слоник.

Зьянка – обезьянка.

Ичка – птичка.

Бака – собака.

После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Воспитатель. Молодцы ребята, научили зайку правильно говорить.

Игра «Лягушка и лягушата»№18

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я – мамой-лягушкой.

Лягушка по дорожке скачет,вытянув ножки: «Ква-ква-ква»,выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)

Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).

– Наловила я много вкусных мошек.

-Откройте по шире ротики – я вас покормлю.

-Наелись лягушата, громко заквакали.

-Легли спать на листики.

-Проснулись и заквакали.

Дети выполняют указанные действия.

Игра «Позови свою маму»№ 19

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.

У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.

Ход игры

Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)

Кто у цыпленка мама? (Курица.)

Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)

(Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Игра «Идут животные»№20

Цель.

Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.

Ход игры

Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.

Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3–4 раза).

– Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза немного потише).

– Идут поросята, они топают еще тише.

– Идут ежики, они топают очень тихо.

– Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Игра «Будь внимательным»№21

Цель.

Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.

Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.

Ход игры

Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия.

Игра «Отгадай слово» № 22

Цель.

Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.

Материал. Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе).

Читайте также:  Социально психологические факторы развития ребенка

-Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.

-Я скажу: «Лоша…»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Игра «Кукушка и дудочка»№23

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Материал. Картинка, изображающая кукушку, дудочку.

Ход игры

Воспитатель. В лесу живет птица – кукушка (показ картинки).

-Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

-Однажды дети пришли в лес собирать грибы.

– Много набрали грибов.

-Устали,сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки.

Без системы 6–7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Делай, как я»№ 24

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Материал.Игрушка: мишка

Ход игры

Воспитатель. Мишка хочет с вами поиграть – давать вам задания.

Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).

Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите…

Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…

Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…

Надо облизать зубы вот так.Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче.

Воспитатель. Молодцы!

Игра «Кто что делает»№ 25

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:

“Солнышко – светит, сияет, греет, а еще….”

“Чайник – свистит, кипит…”

“Машина – едет, гудит, светит…”

“Снег – идет, тает…”

“Кошка – бегает, ходит, пьет, спит…”

Игра «Угадай, кто это?» № 26

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Игра «Больше, чем… Меньше, чем» № 27

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

“Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное (до трех, которое по размеру больше, чем я назвал. “

Например, муравей – коробок, слон – дом, мышка – кошка, карандаш – самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Игра «На чем играл зайка?»№ 28

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Материал.

Ширма, заяц, барабан, дудочка, колокольчик, губная гармошка, молоточек, бубен и т. д.

Ход игры

Воспитатель показывает детям поочередно все музыкальные инструменты, показывает их звучание. Затем закрывает музыкальные инструменты ширмой и играет на каком-нибудь одном инструменте и просит детей отгадать – что звучало?

Игра «Узнай, кто какие звуки издает»№ 29

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Оборудование:

набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос воспитателя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., все дети воспроизводят этот звук.

Рекомендации: перед проведением игры, детей нужно познакомить с данными звуками – дать прослушать аудиозаписи с жужжанием жуков, лаем собаки,” завыванием” ветра; продемонстрировать какие звуки издаёт насос при работе. Потом можно продемонстрировать голосовые имитации данных звуков (жужжание, шипение).

Игра «Поиграем в сказку»№ 30

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Ход игры:

Детям предлагают вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просят отгадать,кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты, или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом.

Рекомендации: для проведения этой игры хорошо использовать кукол. Можно предложить детям сыграть сценку из сказки и, даже, поставить спектакль.

Источник