Игры на развитие чтения ребенку 6 лет
Обучение чтению дошкольников в игровой форме — это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога. Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.
Возрастные особенности дошкольников
Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет — интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:
- Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
- Внимание становится произвольным.
- Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
- Растет самооценка, осознание себя как личности.
- Игра остается основной формой получения знаний.
Общие рекомендации по обучению
Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:
- Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
- Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
- Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
- Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
- Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
- Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
- Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.
Обучение в игровой форме: плюсы и минусы
Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.
Преимущества метода:
- Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
- Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
- Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
- Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
- Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
- Детский коллектив сплачивается.
- Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.
Недостатки метода:
- У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
- Игры, головоломки отнимают много времени.
- Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.
Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.
Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:
- Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
- Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
- Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
- Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
- Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.
Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.
Игры
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собири слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Читаем слоги
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.
В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.
Задания
Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.
Найди буквы и раскрась
Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.
Найди буквы на картинке
Смотри на картинку и читай
Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.
После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.
Читаем по слогам
Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.
Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.
Видео
Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков максимум положительных эмоций и пользы, не пренебрегайте таким методом работы дома, на дополнительных занятиях по подготовке к школе.
Источник
Светлана Пушкина
Картотека игр по обучению чтению детей 6–7 лет «Читаем слоги»
Основной вид деятельности дошкольников – игра, поэтому в процессе образовательной деятельности мы опираемся на неё.
Игровой компонент позволяет увлечь ребёнка даже при изучении самых трудных тем. В ходе игры дети осваивают материал в лёгкой, непринуждённой форме. Одно из направлений образовательной деятельности в детском саду- обучение грамоте.
В процессе этой работы предлагаю использовать картотеку игр, направленных на обучение чтению детей 6-7 лет.
Изучение согласных букв вызывает у детей особые трудности. Ещё более сложным для них оказывается соединение согласных с гласными, т. е слитное слоговое чтение. Каждая игра посвящена изучению одной согласной.
Игры предназначены для отработки навыка чтения прямых и обратных слогов. Перемещая подвижную деталь по игровому полю, ребёнок видит, какая гласная стоит после или до изучаемой согласной, и соединяет две буквы в один слог. Согласные как бы «нанизываются» на гласные.
Этот навык оказывается полезным и при выполнении звукового анализа слов.
Тематика игр подобрана таким образом, чтобы ребёнок мог её ассоциировать с изучаемой буквой. Материал игр прост, легко воспринимается и запоминается ребёнком.
«Быстрая белка»
(изучение буквы Б)
Задание: «В лесу жила белка, она очень быстро перепрыгивала с ветки на ветку и собирала шишки. Помоги белочке приготовить запасы на зиму.
Обрати внимание на буквы, написанные на шишках. Прочитай, получившиеся слоги»
Ребёнок передвигает изображение белки с написанной на нём буквой Б по игровому полю, на котором нарисованы шишки с гласными буквами, и читает получившиеся слоги: ба, бо, бу, бы, бэ. Подобная работа проводится с изображением другой белки при составлении обратных слогов.
Аналогично отрабатываются другие изучаемые буквы.
«Варенье для Карлсона»
(изучение буквы В)
Задание: «Карлсон очень любит варенье. В его домике на полке много разных баночек. Некоторые из них пусты. Помоги Карлсону найти банки с вареньем с написанными на них гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги»
Ребёнок передвигает изображение Карлсона с написанной на нём буквой В по игровому полю, на котором нарисованы банки с гласными буквами и читает получившиеся слоги.
«Голодная гусеница»
(на изучение буквы Г)
Задание: На большой ветке высокого дерева сидела маленькая зелёная гусеница. Она была очень голодна. Помоги гусенице найти самые сочные, вкусные листочки. Прочитай получившиеся слоги».
Ребёнок передвигает изображение гусеницы с написанной на нём буквой Г по игровому полю, на котором нарисованы листочки с гласными и читает получившиеся слоги.
«Волшебные двери»
(на изучение буквы Д)
Задание: «За каждой волшебной дверью таится сказочный мир. Чтобы попасть туда, нужно открыть дверь ключом. Поднеси ключ к двери и прочитай получившийся слог – «Заклинание».
Ребёнок передвигает изображение ключа с написанной на нём буквой Д по игровому полю, на котором нарисованы двери с гласными, читает получившиеся слоги. Педагог просит произнести их ещё раз, то громко, то тихо. Ребёнок выполняет задание.
«Пугливый заяц»
(на изучение буквы З)
Задание: «В одном лесу жил очень пугливый серенький зайчик. Он всегда прятался под кустиком. Посмотри, под каким кустом может спрятаться заяц. Прочитай получившиеся слоги».
Ребёнок передвигает изображение зайчика с написанной на нём буквой З по игровому полю, на котором нарисованы кустики с гласными и читает слоги.
«Сахарная косточка»
(на изучение буквы К»
Задание: Собачка очень любит грызть косточки. Помоги ей собрать её любимое лакомство во дворе. Обрати внимание на буквы, написанные на косточках. Прочитай получившиеся слоги».
Ребёнок передвигает изображение собачки с написанной на нём буквой К по игровому полю, на котором нарисованы косточки с гласными и читает слоги.
«Самолёт»
(на изучение буквы Л)
Задание: «Самолёт летит по небу и гудит его мотор: «Л-Л-Л».
А по небу плывут белые пушистые облака. Пролетая мимо облаков, прочитай получившиеся слоги».
Ребёнок передвигает изображение самолёта с написанной на нём буквой Л по игровому полю, на котором нарисованы облака с гласными, читает слоги.
«Мишка сластёна»
(на изучение буквы М)
Задание: «Косолапый мишка очень любит мёд, но в лесу его сложно найти.
Зато там растёт вкусная, сладкая малина. Помоги мишке собрать ягоды малины. Прочитай получившиеся слоги».
Ребёнок передвигает изображение мишки с написанной на нём буквой М по игровому полю, на котором нарисованы ягоды малины с гласными, читает слоги.
«Бабочка на цветке»
(на изучение буквы Н)
Задание: «Тёплым летним днём на полянке среди цветов порхала красивая бабочка. Она перелетала с одного цветка на другой. Как будто танцевала никому неизвестный танец. Посади бабочку на цветок и прочитай получившиеся слоги».
Ребёнок передвигает изображение бабочки с написанной на нём буквой Н по игровому полю, на котором нарисованы цветы с гласными, читает слоги.
Заключение
Данные игры успешно используются в работе с детьми, эти игры позволяют сделать начальный этап обучения чтению не просто познавательным, но и интересным, увлекательным, помогает выработать у дошкольников навык слитного слогового чтения.
Источник
Психологи и офтальмологи рекомендуют обучать ребёнка чтению с дошкольного возраста, но не раньше, чем с 4-5 лет. Легче всего обучение проходит в игровой форме. Детские игры помогают увлечь ребёнка, удержать его внимание и интерес. А уже в процессе дети запоминают слоги и слова.
Настольные или компьютерные
Что выбрать — компьютерные или настольные игры для обучения чтению? Этот вопрос актуален для многих родителей, решивших научить ребёнка читать. И тех, и других — большое разнообразие. Но вот несколько преимуществ настольных.
- В отличие от компьютерных, они задействуют сразу несколько аспектов восприятия и коммуникации: визуальные, осязательные, слуховые.
- Настольные игры развивают не только способность читать, но и реакцию, память, мелкую моторику, внимание, логику.
- Настолки развивают коммуникативные способности, в отличие от компьютерных, потому что в них взаимодействуют несколько участников игры.
- Семейные игры — важная составляющая воспитания детей. В компьютерной игре ребёнок предоставлен сам себе, а здесь он общается с родителями, братьями и сестрами.
- Настольные игры не портят зрение, в отличие от компьютерных аналогов.
Обратите внимание! Прежде чем учить ребёнка читать, необходимо выучить алфавит. Если ваш ребёнок ещё не знает азбуки, то «6 лучших настольных игр, обучающих русскому алфавиту» помогут малышам её освоить.
Настольные игры из категории «учимся читать» для девочек и мальчиков дошкольного возраста — это большое разнообразие форматов, из которого можно подобрать те, что заинтересуют ребёнка больше всего. Можно чередовать несколько игр. Одна быстро наскучивает, а сочетание разных игровых процессов сделает обучение легче, интереснее и эффективнее.
Выбирайте подходящие детские игры и учитесь читать с ранних лет!
Учимся читать: слова и предложения
Возраст: от 5 лет
Число игроков: от 1
Игра состоит из магнитной доски, 60 букв алфавита, двух маркеров и книги с заданиями. Буквы разных цветов: синие согласные и зелёные гласные. По заданиям из книги ребёнку нужно составлять слоги и слова. Удобно для тех, кто начинает не только читать, но и писать слоги. Удобную коробку можно брать с собой и заниматься где угодно.
Простоквашино Читаем по слогам
Возраст: от 4 до 7 лет
Число игроков: от 2 до 4
Эта обучающая игра — увлекательный мир деревни «Простоквашино», где детям нужно собирать фишки, развивать дом собирать слоги и слова, произносить их и запоминать. Ведущий — взрослый, который сначала объясняет правила игры. Они описаны в доступной форме в книжке-инструкции. Здесь же приведены примеры слов для изучения. В процессе игры дети учатся составлять и произносить слоги и слова.
Читай-Хватай
Возраст: от 4 лет
Число игроков: от 2 до 5
Игра для детей, обучающая быстрому чтению. Суть в том, чтобы быстрее находить нужные названия предметов на карточках. Выиграет тот, кто соберёт больше всего карточек. Это помогает развивать беглое чтение, а также реакцию. Есть несколько уровней сложности, которые можно регулировать самостоятельно. Игра не только полезная, но и очень весёлая. Так что заряжайтесь хорошим настроением!
Сундучок знаний BrainBox: Азбука
Возраст: от 4 лет
Число игроков: от 1
Более простой вариант игры обучает алфавиту, а более сложный — учит читать по слогам. В игре могут участвовать не только те, кто уже знает слоги, но и малыши, только осваивающие этот навык. В процессе игры развивается навык чтения, а также визуальная память: ребёнок должен запомнить всё, что изображено на карточке, а затем ответить на вопрос другого игрока. Играть может любое количество детей, и даже одному будет интересно.
Скрабл детский
Возраст: от 5 до 10 лет
Число игроков: от 2 до 4
Популярная игра «Скрабл» для составления слов — в детском формате. В игре две стороны: для малышей, которые только учатся читать, и для взрослых. Выбираете нужную сторону и развиваете навыки. Здесь могут играть только дети или взрослые с малышами. По мере взросления и изучения новых слов можно постепенно перейти на взрослую сторону — хороший стимул для любого ребёнка!
Закорючки
Возраст: от 8 лет
Число игроков: от 3 до 7
Цепляем буквы, составляем слова и получаем очки. Игра для тех, кто уже знает слоги, умеет читать слова. Чем больше слов собрано, тем лучше. Важно, что буквы могут давать разное количество очков. Это стоит учитывать при составлении слов. «Закорючки» — хороший способ научить ребёнка читать, составлять слова в игровой форме, развить мышление и логику.
Эрудит
Возраст: от 7 лет
Число игроков: от 2 до 6
Знаменитая игра «Эрудит» для детей младшего школьного возраста. Сначала это могут быть самые простые слова, а затем можно увеличивать сложность. При игре со взрослыми ребёнок может узнавать новые слова и их значения, запоминать правописание. Очень хорошо развивает эрудицию. Время за «Эрудитом» пройдёт с интересом и пользой для всей семьи!
Игры на развитие чтения для дошкольников и школьников помогут детям быстро освоить этот навык в интересном игровом процессе. Дополнительный приятный бонус — большинство из них подходят для всей семьи, в результате, дети проводят больше времени с вами.
Все игры на освоение навыка чтения представлены в категории «Чтение».
Источник