Игры и упражнения по развитию коммуникативных способностей ребенка

Татьяна Бессарабова
«25 игр для развития коммуникативных способностей детей»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в первую очередь развитие личности ребёнка;поэтому образовательная область социально-коммуникативное развитие занимает ведущее первое место.

Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является игра. Я предлагаю комплекс игр и упражнений названный мною по количеству развивающих игр «25 игр на развитие коммуникативных способностей детей». Авторами игр и упражнений являются Т. А. Данилина, Л. В. Чернецкая, Я. Л Коломинский, С. И. Семенака В. М. Минаева, H.JI. Кряжева, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, К. Фопель.

Данный комплекс игр и упражнений по формированию социальных компетенций у дошкольников апробирован в МДОУ детский сад №5 «Колосок». Игры проводились в утреннее время, использовались как физкульт минутки на занятиях, на прогулках, во второй половине дня, на праздниках и развлечениях. Ценность данного комплекса в том, что большинство предлагаемых развивающих игр непродолжительны по времени, легки для запоминания, доступны и интересны детям. Комплекс игр «25 игр» многофункционален, он не только развивает коммуникативные способности детей, но и служит отличным материалом для формирования произвольного поведения, развития внимания, воображения, речи и эмоциональной сферы детей.

.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.«ЗЕМЛЯ, ЛУНА, ВОЗДУХ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» – встать, руки вверх; «воздух» – встать, руки в стороны

2. «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют.

B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим) различных движений, дети повторяют.

3. «НАЙДИ ДРУГА»

Цель: развитие сплоченности группы.

Ход игры:

Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним.

4. «ДОЖДИК»

Цель: сплочение группы.

Ход игры:

Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз.

5. «ТЕНЬ»

Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.

Ход игры:

А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

6. «СДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Дети идут по кругу, педагог говорит «Быстро» (надо идти медленно, «Высоко»! (надо идти приседая, «Тяжело!» надо идти легко, «Руки вперёд» (руки назад, «Руки вверх»(руки вниз) и т. д.

7. «ДОРОГА»

Цель: создание и поддержание работоспособности, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Взялись за руль,завели моторы: «p-р-р». Наша машина едет по гладкой дороге, но вот стал попадаться песок (трут ладошку о ладошку). На дороге появились камешки (хлопки по коленям). Теперь машину стало сильно трясти (топают ногами). Снова пошла гладкая дорога и т. д. несколько раз.

8. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры:

Один ребенок — «голова» (надевает шапочку, другой «хвост». Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —«хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях,

9. «ШУМ РАСТЕТ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок.Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос,взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и, наконец,Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж! Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!

.

10. «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»

Цель: создание и поддержание работоспособности. (Желательно распределить роли,затем поменяться ролями)

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста курсовые работы по дошкольной педагогике

Ход игры:

Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело – скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки – непоседы снуют туда-сюда.

11. «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»

Цель: развитие доверия друг другу.

Ход игры

Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

12 «БИП»

Цель: развитие слухового внимания, сплочение группы.

Ход игры

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза. Один ребенок говорит «Бип», водящий старается узнать его по голосу

13. «ИГОЛКА И НИТКА»

Цель: создание и поддержание работоспособности

Ход игры

Под веселую музыку педагог играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей, выстроившаяся друг за другом) — за ней.

14. «СТОП, ХЛОП, РАЗ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы. Ход игры

Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» — подпрыгивают, а на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется три раза,

15. «МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ»

Цель: развитие взаимодействия детей в группе.

Ход игры

Играющие на ограниченном пространстве хаотично движутся. По сигналу они должны как можно быстрее разбиться на группы с таким количеством, какое сказал ведущий. Затем дети опять расцепляются и продолжают ходить хаотично до следующего сигнала.

16. «ДОТРОНЬСЯ ДО.»

Цель: развитие сплоченности группы.

Ход игры

Педагог говорит: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.

Замечание: педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Можно усложнить задачу, поставив условие, что нельзя дотрагиваться до того, кто дотронулся до тебя.

17. «ШТОРМ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры

Когда педагог говорит «Солнечная, ясная погода», — все дети двигаются под музыку. Когда он говорит «Шторм», — дети должны встать в плотный круг.

18. «ВЕТЕР, ДОЖДЬ И ГРОМ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы

-Ход игры:

Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. За-тем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром.

Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер», «дождь», «гром», а дети выполняют соответствующее движение.

Затем дети меняются ролями.

19. «КТО Я?»

Целы развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог вызывает по одному ребенку, говорит ему тихо, какое животное ему изобразить (или ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие —у животного определенное настроение: веселое, грустное и др.

20. «ЗАЙЧИКИ»

Цель; развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог. А тут живут зайчики! Один из них всех, боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц.Встаньте и смело скажите: «Я никого не боюсь!»

Каждый ребенок встает на стул и говорит эти слова.

21. «ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ»

Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать таких зайчиков, про которых говорится в стихотворении. Дети встают, изображают зайцев.

На цветной, лесной лужайке

Повстречались наши зайки.

Первый зайчик был веселый —

Он пойдет сегодня в школу (дети показывают,

А второй —тот загрустил:

Папа в школу не пустил (дети показывают). .

Третий зайчик удивился

И за голову схватился (дети показывают).

А четвертый —испугался:

Он ведь тоже в класс собрался (дети показывают!

Ну а пятый был спокоен (дети показывают,

Успокоил,как всегда:

«Вы немножко подрастете,

В школу все тогда пойдете

Все обрадовались зайки,

Скачут, пляшут на лужайке,

Подрасти хотят скорей,

Чтобы в школу побыстрей! (Прыгают, хлопают, радуются.)

Читайте также:  Книга адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии круг

22. «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»

Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры

Дети встают в круг, передают мяч,который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.

23. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов.

Ход игры

Дети выбирают водящего — он страшный дракон.Ребенок встает на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!»Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка, начинает чирикать, «летать» по комнате

24. «УГАДАЙ, КОГО НЕ СТАЛО»

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Ход игры

Все закрывают глаза, педагог выводит одного ребенка из комнаты.

Дети должны догадаться, кто вышел, и описать его, назвать ласковым именем.

25. «ЭХО»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.

Ход игры:

Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их.

Желаю успеха!

Источник

Татьяна Бодякшина
Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

«Принц на цыпочках»Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся «принц», должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения.В этот момент принц оборачивается к своей свите и говорит: «Благодарю вас, господа!» Дети рассаживаются по местам.

«Тух – тиби – дух»Цель: формирование адекватных форм поведения. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая хаотично двигаются по комнате, и останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух – тиби – дух». После этого продолжать движение по комнате, время, от времени останавливаясь и сердитым голосом проговаривая волшебное слово «Тух – тиби – дух». Важно говорить его не в пустоту, а человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не могут не смеяться.

«Сороконожка»Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держа за талию впереди стоящего. По команде педагога «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку”

«Неожиданные картинки»Цель: Способствовать осознанию детьми своего поведения. Участники игры садятся в круг и получают подписанные листы бумаги и карандаши. По команде педагога дети начинают рисовать какую-либо картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат свою картинку обратно. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку.

«Передай сигнал»Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.

«Радио»Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг.Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Бабушка Маланья»Цель: Развивать согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Дети стоят в кругу, выбирают Маланью. Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. Затем можно переизбрать водящего. На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек, он становится в круг. Дети начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то,о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.) Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки) На нее глядели и делали вот так. (Повторяют за ведущим любое смешное движение)

Читайте также:  Критерии диагностики познавательного развития ребенка

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

«Хор животных».Цель: Налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива. Группу детей разделить на 3-4 части. Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках.Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!»Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!».Затем котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает картинку животного и на каждую из групп Они продолжают пение. Потом предлагается спеть всем вместе, и общий хор животных заканчивает песню.

Игра «Комплименты».Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий,кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Упражнение «Прогулка по ручью»Цель: Развитие навыков сотрудничества, умения найти приемлемое решение. На полу из нити выкладывается ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. «Туристы» выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам «ручья». Тот, кто оступился и попал ногой в «ручей» и встает в конец цепи.

Упражнение «Ботинки»Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Упражнение «Кого не хватает?»Цель: Развитие наблюдательности, навыков групповой работы. Педагог просит детей, сидящих в кругу закрыть глаза и, пока никто не видит, тихо прикасается к плечу одного из детей. Этот ребенок тихо выходит на середину, садится на пол и укрывается покрывалом. Дети открывают глаза и отгадывают, кого не хватает.

Игра «Хоровод»Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Упражнение «Мозаика»Цель: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри группы, умение согласовывать свои действия с другими, достигать результата. Группа детей делится произвольно на команды по 2-3 человека и каждому члену команды выдается по пазлу. Следует собрать картинку, как можно быстрее. Можно раздавать пазлы индивидуально каждому ребенку, и он участвует в общем сборе картинки.

Игра «Только вместе»Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми. Дети делятся на пары и встают спина к спине. Медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. Потом также подняться.

Игра «Заводные игрушки»Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. С помощью считалки выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные дети «заводные игрушки», они смирно сидят на полках. «Покупатель «входит в магазин, здоровается с «продавцом», выбирает себе «игрушку». «Продавец» дает ему ключик, «покупатель» заводит ее. «Игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.).

Игра «Магазин зеркал»Цель: Развивать способность понимать и изображать невербальные средства общения. Ребенку предлагается, что он пришел в магазин зеркал. Дети стоят в круге – это зеркала. Ребенок показывает, чувства (страх, радость, гнев, а все дети должны их повторить.

Игра «Подарки»Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу взрослого, останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и «дарят» ему воображаемый подарок.

Источник