Игры и упражнения на развитие личностных качеств ребенка

Игры и упражнения на развитие личностных качеств ребенка thumbnail

Хочу поделиться с вами групповой развивающей программой для детей от 10-12 лет. Авторы программы Татьяна Мазуренко и Анна Волосенко. Программа направлена на развитие самостоятельности, ответственности и инициативности у детей. В предлагаемом практическом материале упражнения для младших подростков состоят из нескольких модулей: «Принадлежность к группе», «Личностные качества», «Самопознание», «Развитие креативного мышления».

Данная программа полезна, на мой взгляд, как для психологов, работающих с детьми, так и педагогов учебных заведений. Ее можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»

Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сядьте, пожалуйста, все в круг. По-моему сигналу нужно встать и показать движением свое хорошее настроение. Понравилась вам игра? Что вы сейчас чувствуете?

Упражнение «Знаки поведения»

Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.

Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.

Инструкция. Рассчитайтесь на 1–2, возьмите листы бумаги и цветные карандаши и сядьте за стол парами. Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).

Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания — так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске. А для того чтобы нам легче было их придерживаться на наших занятиях, предлагаю вам нарисовать их — сделать «Знаки поведения» наподобие дорожных знаков.

правила поведения в школе

Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.

Ключ к приобретению этого навыка — оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.

Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».

Анализ упражнения
— Какое правило понравилось больше всего?
— Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
— В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
— Могут ли правила быть нашими помощниками?
— Чему вы научились?
— Какие правила будете использовать?

Упражнение «Я рад с тобой общаться»

Цель: развитие навыков сотрудничества

Инструкция. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.

Анализ упражнения
— Помогает ли это упражнение быть дружнее?

Упражнение «Настроение группы»

Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся.

Инвентарь: большой бумажный круг, однотонные цветные стикеры разного цвета, по 2 на каждого участника.

Инструкция. Подумайте, на какой цвет сейчас похоже ваше настроение. Возьмите стикер подходящего цвета и наклейте его в круг.

Упражнение «Мое качество»

Цель: развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.

Инвентарь: мягкая игрушка.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся — веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.

Анализ упражнения
— Как вы думаете, что дает это упражнение?
— Можно ли сказать, что это упражнение раскрывает качества характера?
— Что нового вы узнали о себе?
— Что нового вы узнали о других?

Упражнение «Портрет»

(Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)

Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.

Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.

Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.

Инициативность — это…

Ответственность — это…

Самостоятельность — это…

Например:

Инициативность — это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.

Ответственность — это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.

Самостоятельность — это умение сделать что-то своими силами, самому.

Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: — Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:

[list type=check_list]

  • на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
  • при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).

[/list]

После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.

Вопросы для обсуждения

[list type=circle_list]

  • Как вы отбирали качества?
  • Легко ли было договориться друг с другом?
  • Узнали ли вы в себе новые качества?
  • А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?

[/list]

Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.

Рисование «Я самостоятельный человек»

я самостоятельный ребенок

Цель: расширение представлений о личностных качествах.

Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.

Инструкция. Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я — самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.

Анализ упражнения
— Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
— Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?

Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.

Упражнение «Мои успехи»

Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.

Инструкция. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.

Читайте также:  Невропатолог о развитии речи ребенка

Анализ упражнения
— Что вы чувствовали, когда были в центре круга?
— Трудно ли было рассказывать о своих успехах?

Упражнение «Из чего же сделан я»

(Модификация упражнения М. Кипниса)

Цель: освоить навыки самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.

Инвентарь: пластилин, клубки ниток, вата, фольга, цветная бумага, карандаши, мелкие морские камушки, кусок прозрачного полиэтилена, проволока.

Ведущий предлагает детям послушать стихотворение «Из чего же сделан Я?»

из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки

Инструкция. Из чего же сделаны наши девочки и мальчики? Сейчас мы с вами узнаем, из чего сделаны мы. Посмотрите на разложенные на столе материалы. Скажите, как используют эти предметы? Для чего? А с какими качествами характера можно их сравнить? Например, если человек добрый, на какой из этих предметов похожа его доброта? Подумайте, какими положительными качествами вы обладаете, и выберите для себя 2–3 предмета, которые могут рассказать о вас. Затем расскажите об этом нам.

Анализ упражнения
— Трудно ли было выбирать предметы?

Упражнение «Разные способы запоминания информации»

Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.

Инвентарь: магнитофон, запись с детскими сказками или рассказами (желательно небольшого объема); цветные карточки с вопросами и ответами (например: загадки, знакомые детям стихи, таблица умножения и т.д.).

Инструкция. Сядьте за парты и послушайте текст (4–5 минут).

А теперь ответьте на вопросы:
— Кто хорошо запомнил текст и может его пересказать?
— Кто испытывает затруднения в воспроизведении материала?

Ребята, кто запомнил текст и смог его пересказать, легко запоминает информацию на слух. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.

Упражнение «Представь слово»

(Модификация упражнения Ч. Фуллер)

Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.

Инструкция. Сейчас мы будем записывать слова необычным способом: водя пальцем в воздухе и проговаривая каждую букву, которую пишем. Приготовились, записываем слово «сыр». Теперь прочитаем слово вслух, представляя себе его написанным в воздухе. А сейчас мы запишем слово «сыр» на листке, проговаривая каждую написанную букву. Закройте глаза и попытайтесь «увидеть» или нарисовать в уме правильное написание слова.

Информация для ведущего. Предложить участникам для запоминания не менее 10 слов. После выполнения задания обратить внимание тех, кто запомнил наибольшее количество слов, на их индивидуальный стиль запоминания информации.

Анализ упражнения
— Кто запомнил наибольшее количество слов?
— Те, кто запомнил много слов, может легко запоминать информацию, когда ее записывает. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.

Упражнение «Найди различия»

(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
ребенок с мячом

Цель: развитие навыков запоминания информации в кинестетической модальности.

Инвентарь: разнообразные предметы (несколько воздушных шаров и один пластилиновый шар, несколько цветных карандашей и одна ручка и др.).

Инструкция.
[list type=circle_list]

  • Я сейчас положу несколько предметов на стол. Ваша задача — сказать, какой из этих предметов отличается от других.
  • Теперь я наполняю три стакана водой (в каждом стакане — разное количество жидкости), ваша задача — сказать, в каком стакане воды больше.
  • Перед вами в коробке лежат предметы. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать предметы, лежащие в коробке, и сказать, чем эти предметы похожи, чем отличаются. Какой предмет из них самый большой.

[/list]

Анализ упражнения
— Легко ли было выполнять задания?
— Кому удалось заметить большое количество отличий?

Упражнение «Информированные карточки»

(Модификация упражнения Ч.Фуллер)

Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.

Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.

Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.

Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне — столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.

Анализ упражнения
— Интересно ли было выполнять задания?
— Понравилась ли эта игра?
— Что нового вы для себя узнали?
— Что будете использовать?

Упражнение «Учимся планировать свою неделю»

Цель: формировать умение планировать свою неделю.

Инвентарь: листы А4 с подготовленной хронокартой, часы.

план-хронокарта

Инструкция. Дети сидят за столами, у каждого на столе лежат часы. Ведущий предлагает придумать ассоциации к слову время и на доске фиксирует предложения детей. Дети с ведущим обобщают сказанное: в сутках 24 часа и всё надо успеть. Ведущий предлагает участникам заполнить хронокарту, чтобы научиться управлять своим временем. Для этого следует провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. В этом может помощь хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности.
Вспомните, как вы проводите свое время, и заполните хронокарту за вчерашний день.

Вопросы для обсуждения
— На что ушло больше всего времени?
— На что времени не хватило?
— Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
— Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение важного дела?
Участникам предлагается составить хронокарту на следующий день и руководствоваться составленным планом.

Упражнение «Учимся планировать свою неделю» — 2

Цель: формировать умение планировать свою неделю.

Вопросы для обсуждения
— Удалось ли выполнить намеченный накануне план?

Если да, то:
— Оцениваете ли этот день как более успешный?
— Можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени?
— Будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени?

Если нет, то:
— Что помешало вам организовать свой день согласно новому плану?
— Зависит ли это от вас?
— Что следует изменить в своем поведении, чтобы план стал реальностью?

Упражнение «Уверенное поведение»

Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое уверенность, как вы понимаете значение этого слова? Кого вы можете назвать уверенным человеком? А кого неуверенным?
Теперь разделитесь на пары. Задание для каждой пары: придумайте сценку, где нужно показать походку человека с уверенным и неуверенным поведением.
После того как каждая пара выполнит задание, проводится обсуждение, что значит уверенное и неуверенное поведение.

Вопросы для обсуждения
— Как вы догадались, что это походка уверенного или неуверенного человека?
— Что вы чувствовали, когда были уверенным человеком?
— Что вы чувствовали, когда были неуверенным человеком?
— Как выглядит уверенный человек?
— Что понравилось больше: изображать уверенного или неуверенного человека? Почему?

Упражнение «Визитная карточка»

Цель: развитие навыков самопрезентации, развитие творческого мышления.

Инвентарь: визитные карточки героев Э. Успенского и И. Агрон, бумага, цветные карандаши.

Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый знакомит детей с визитными карточками героев.
— Скажите, пожалуйста, какую информацию несет такой текст?
— Чем отличается текст визитной карточки от других?

Визитка крокодила Гены

детская визитка

Задание 1 Составьте свою визитную карточку.
Схема:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Кто вы по профессии, занятиям.
3. Адрес.
4. Телефон.

Задание 2
1. Представьте себя… кем хотите.
2. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.

Вопросы для обсуждения
— Понравилась ли игра?
— Легко ли было придумывать визитную карточку?
— Нравится ли тебе твоя визитная карточка?

Упражнение «Карнавал»

детский карнавал

Цель: развитие фантазии, умения общаться, развитие оптимистичного отношения к жизни.

Читайте также:  Психодинамический подход к коррекции психологического развития ребенка

Инвентарь: картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, рулон бумаги.

Инструкция. Представьте себе, что вы жители сказочного города. И в этом сказочном городе проходит карнавал. Нужно придумать и сделать маску или костюм для карнавала.
Когда для карнавала все будет готово, из рулона бумаги (обоев) делается длинная дорожка и дети представляют свои карнавальные костюмы и маски.

Упражнение «Расскажи, что понравилось»

Цель: вербализация полученных детьми навыков, рассказ группе о том, чему научились на занятиях.

Инструкция. Расскажите, что вам понравилось больше всего на занятиях? Где и когда вы можете применить полученные знания и умения? Где можно использовать новые модели поведения. Для чего мы занимались все вместе? Пригодится ли вам в будущем то, что вы узнали на прошедших встречах?

Информация для ведущего. Очень важно проговорить с детьми те конкретные ситуации, где можно использовать новые модели поведения. Ребенок далеко не всегда может сам перенести новый навык в свою деятельность.

Упражнение «Мои комплименты всем»

Цель: развитие навыков сотрудничества.

Инвентарь: кружки диаметром 3 см каждому участнику.

Инструкция. Сейчас, в конце наших занятий, у вас есть прекрасная возможность подарить другу комплименты. На кружках напишите, пожалуйста, комплимент каждому. Сейчас я буду называть каждого участника по имени, и мы все вместе подарим ему свои комплименты и поблагодарим за помощь и сотрудничество.

Источник

Игра «Знакомство»

Цель: формирование понятия качеств личности

     Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

     Игра «Щедрые подарки».

Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей:  Один ребенок  – Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры:

 Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

 Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

Игра «Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

 Игра «Верные друзья »

Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Ход игры: 

Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.

Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.

Задача детей – быстрее спасти своих детей.

 Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

 Игра «Как надо заботиться»

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра  «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.

 Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Я дарю тебе словечко»

Взрослый и ребёнок по очереди дарят друг другу слова. Взрослый может дарить незнакомые ребёнку слова, объясняя их происхождение. (рекомендуемые слова: милосердие, великодушие, человеколюбие, доброделание, миролюбие)

Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

 Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Читайте также:  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка дошкольников

Игра «Круг честности»

Цель: формирование  социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры:

Дети делятся на две команды.

Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

Затем команды меняются местами.

 Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры:

Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.

Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

 Игра «Жизнь в лесу»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

 Игра «Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): – Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, – эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

Разыгрывается бессловесное действо.

 Игра «Птенцы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель: – Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

Игра «Муравьи».

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя).

«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

  Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

  Вариант народной игры «Раз, два, три беги!»

Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.

Особенности игры: – ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая, таким образом, возможность выразить симпатию одному из сверстников.

Описание игры и приемы ее проведения:

«Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» –  обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

–  Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть. Не буду я тебя ловить!  Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три – беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Правила игры.

1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.

2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

 Лиса и гуси (Вариант народной игры)

Цель: вызвать желание помогать другому.  

 Особенности игры и ее воспитательное значение:

 –  способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе.

  –  Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе).

Описание игры и приемы ее проведения.

В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

  Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25 – 30 шагов. За одной из них – дом хозяина и гу