Игры и упражнения для развития мышления ребенка 6 7 лет

Раиса Дербе
Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6–7 лет

УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6 – 7 ЛЕТ.

Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.

Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!

Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.

Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление.Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.

Словесно – логическое мышление.

Cловесно – логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

Упражнение №1

Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.

Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

Упражнение №2

«Раздели на группы».

Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов?

голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак

Предложите свои игры по теме «Посуда».

Упражнение №3

«Найди общее слово».

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

Инструкция:Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь”.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Упражнение №4

«Найди, что общего у следующих слов»:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)

Упражнение №5

Толкование скрытого смысла пословиц.

Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.

Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).

Упражнение №6

Логические задачи.

Логические задачи – особый раздел по развитию словесно – логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой – ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Задачи на сравнение.

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).

2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)

Упражнение №7

Упражнения на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».

Котлета, сардельки, …

Хлеб, печенье, …

Упражнение №8

«Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т. д.

Упражнение №9 «Что хорошо, что плохо?».

Мороженое (Хорошо – вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).

Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).

Источник

Татьяна Степина
Конспект занятия «Игры и упражнения для развития мышления» (6–7 лет)

Тема: «Игры и упражнение на развитие мышления» (6-7 лет)

Цель: «Развитие наглядно- образного и логического мышления».

Задачи:

Обучающие:

1. Активизировать и закрепить раннее полученные знания.

2. Обучить детей выполнению упражнений и заданий по образцу, по замыслу.

3. Научить детей самостоятельно устанавливать контакт со сверстниками.

Развивающие:

1. Способствовать формированию познавательной мотивации.

2. Способствовать развитию групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.

3. Развивать наглядно-образное мышление и логическое мышление.

4. Развивать кругозор, речь, внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность, активность, усидчивость, интерес к занятиям.

2. Воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, инициативность.

3. Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: Видео проектор с материалом.

Демонстрационный материал: Два письма, счетные палочки, картинки на магнитах (яблоко, груша, лук, апельсин, стол, стул, шкаф, магнитофон, кот, заяц, собака, лошадь, кукла, шарф, пирамида, юла, дидактический материал, простые карандаши.

Ход занятия:

Дети заходят в комнату, берутся за руки, вместе с педагогом образуют круг.Педагог: Ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Вежливые слова».

1. Упражнение: «Вежливые слова» (5-7 мин)

Педагог, поворачиваясь направо, называет имя ребенка и произносит «вежливые слова»: «С Добрым утром, София!». Ребенок поворачивается направо к соседу и продолжает игру. В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых слов или просто добрых слов.

Если дети затрудняются ответить, то педагог предлагает вспомнить вежливые слова (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, приятно познакомиться, спасибо, пожалуйста, будьте добры, всего хорошего, всего доброго, всего наилучшего, извините, простите, разрешите пройти (войти, можно сесть, до свидания и т. д.) игра продолжается.

На экране появляется Незнайка. А с ним и письмо.

Педагог: Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Незнайка!

Педагог: Незнайка нашел письмо, но не знает, кому оно адресовано.

Педагог читает письмо:

«Слыхали?

Сегодня

В подъезде

Восьмом

Ходил почтальон

С необычным

Письмом.

Измятый конверт,

А на нём

По линейке

Написано чётко:

“ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ”

Письмо

Получателя ищет по свету.

Но что же в письме?

Рассказать по секрету?

Два слова

В конверте

Письма заказного:

“ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!”

Обидных два слова.

И я вас прошу:

Постарайтесь, ребята,

Чтоб это письмо

Не нашло

Адресата! (Аким Я. Л. «Неумейка» в сокращении.)

Педагог: Я не хочу, получить письмо неумейки….Ребята, а вы хотели бы получить письмо «неумейки»?

Дети: Нет.

Педагог: Давайте, Незнайке покажем, как надо учиться и что нужно уметь, что бы никогда не получить письмо «неумейки»!

2. Упражнение «Что лишнее». Найди и объясни. (5-7 мин.)

На доске:

Яблоко, груша, лук, апельсин

Стол, стул, шкаф, магнитофон

Кот, заяц, собака, лошадь.

Кукла, шарф, пирамида, юла.

Дети находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний. Задание можно усложнить, назвав несколько предположений, почему он лишний.Например: Лишний лук, потому что это овощ, лук растет в земле, а фрукты на дереве, вкус и т. д.

3. Упражнение «Складываем и считаем» (9-10 мин)

Педагог раздает наборы счетных палочек.

Детям предлагается сложить треугольник, квадрат и прямоугольник, а затем посчитать, сколько палочек понадобилось для каждой фигуры.

Следует обратить внимание детей на отличие квадрата от треугольника и прямоугольника от квадрата.

На доске слайд с рисунком.

Педагог: «Что это за фигуры и сколько их?» (пять).

Затем детям предлагается выложить рядом два треугольника и сосчитать, сколько палочек использовали. Задание можно усложнить, попросив детей выложить из пяти палочек два треугольника. Если дети не справляются вэтим заданием, следует дать образец.

5. Игра «Пол, нос, потолок» (3 мин.)

Педагог: Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны. Я стану произносить «пол», «нос», «потолок» и указывать на них. И вы – указывать вместе со мной. Сначала я буду делать правильно, и произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать- говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

Дети присаживаются на стульчики.

6. Упражнение «Нарисуй не достающую фигуру». (5-7 мин.) (Гаврина С. Е. Проверяем знание дошкольника. Тесты для детей. 6 лет. Часть 2, стр. 18).

Детям раздается задание на листочке.

Педагог: В каждом ряду нарисуй недостающую фигуру, не нарушая закономерность.

После выполнения упражнения листочки остаются на столах.

Педагог: Ребята, а чему же мы сегодня научились? Чем мы занимались? А нам эти знания помогут в будущем, для чего?

Ответы детей

Педагог: Ребята, как вы думаете, мы справились со всеми заданиями?

Дети: Да!

Педагог: Как вы думаете, к нам придет письмо «неумейки»?

Дети: Нет!

Педагог: К нам пришло письмо, кому же оно адресовано? «Знайкам» от Незнайки! Ребята, Незнайка все видел, как мы занимались, и решил, что письмо «неумейки» было адресовано не нам, и оно дальше ищет по свету своего обладателя. Незнайка прислал нам подарки как самым умным и всезнающим детям!

Педагог открывает письмо, и достает медали «Знайкам». Раздает их детям.

Педагог: А вот на следующем занятии мы будем знакомиться с новыми играми и упражнениями, а какими вы узнаете на следующем занятии.

На этом наше занятие подошло к завершению. До новых встреч!

Список литературы:

1. Гаврина С. Е. «Проверяем знание дошкольника. Тесты для детей. 6 лет. Часть 2».

2. Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников», 2013 г.

3. Аким Л. Я. «Неумейка», 1984 г.

Источник

«Думайте и додумывайтесь»

Д.Карнеги

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

               -Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…) 

Упражнение «Назови, одним словом».

– Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…                                                                  

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень – это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

    Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·        Рисовать

·        Писать

·        Использовать, как палочку,

·        Указка

·        Градусник для куклы и т.д.

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь – …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь – …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты – …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай – … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·       Пустой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

        Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», – так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…

·        до…

·        на…

·        че…

·        за…

·        пры…

·        ми…

·        ку…

·        му…

·        зо…

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

-развитие логического мышления и смысловой памяти.

Стол -..

Окно -..

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

– развитие мышления.

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

«Вопрос-ответ».

активизация логического мышления и речи.

Подборку игр подготовила: Педагог –психолог МДОУ «Детский сад № 64 общеразвивающего вида» -Зыкова Елена Геннадьевна.

Используемая литература: Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, 1995 г., Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль,1996 г., Широкова Г.А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога. Ростов н/Д,2005

Источник