Игры и упражнения для развития гибкости у ребенка
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Возможность выполнять то или иное движение оптимальной амплитудой, направлением и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц. Наилучшее значение имеет подвижность позвоночника, особенно его грудного отдела, тазобедренного и плечевого суставов
Многие родители считают, что не стоит развивать у ребенка гибкость, ведь она и так хорошо развита у него от природы. Но не стоит забывать, что в отличие от других двигательных способностей гибкость имеет свойства утрачиваться со временем. А ведь это очень важное свойство костной ткани помогающее иметь в дальнейшем здоровый позвоночник.
Поэтому родителям следует развивать гибкость у малыша. Специальные упражнения помогут вам в этом. Гибкость и пластика суставов предотвратит развития сколиоза у ребенка, ведь профилактика этого заболевания совсем не сложна, в отличии от лечения сколиоза, подробнее об этом можно почитать здесь.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ
«Наклоны»
Для этого упражнения вам потребуется игрушка. Ребенок встает к ней спиной, при этом его ноги находятся на ширине плеч, и плавно наклоняясь вниз, берет игрушку в руки. Далее поднимает игрушку вверх, прогибается назад в спине и отдает игрушку в руки маме. А она в снова ставит ее на пол за спину ребенка.
«Потягушки»
Ребенок становится правым боком к дивану, стулу или креслу, при этом отводит правую ногу в сторону и кладет ее на поверхность дивана. Затем выполняет несколько пружинистых наклонов вниз, стараясь дотянуться пальцами до пола. Потом поворачивается левым боком и выполняет аналогичное действие только для другой ноги.
«Мельница»
Исходное положение ребенка – ноги вместе, расставленные руки в стороны. Малыш сначала выполняет маленькие круги, вращая кистями рук, затем большие круги, выполняя круги руками синхронно и по очереди.
«Маленький йог»
Для начала ребенок садиться на коврик, вытянув ноги вперед. Затем берет руками одну ногу и кладет ее на бедро, затем и вторую. Таким образом принимая позу лотоса. Руками упирается в пол, расставляет плечи и находится в таком положении несколько секунд.
«Мостик»
Ребенок ложиться на спину, сгибая ноги в коленях. Руки заводит за плечи и при помощи взрослого старается встать на мостик, после чего медленно опускается на пол и повторяет упражнение 6 раз.
«Кукла»
Малыш встает прямо, ноги на ширине плеч, плавно нагибается , опуская корпус тела, руки расслабленно висят. Затем малыш выпрямляется и прогибается немного назад в спине.
«Скалочка»
Для упражнения вам потребуется гимнастическая палка. Ребенок садится на пол, кладет гимнастическую палку на бедра и прокатывает ее до носков, далее заводит под ноги и катит уже в обратном направлении. Достает палку из-под ног и возвращает ее в исходное положение.
Такие упражнения для развития пластики и гибкости будут полезны не только ребенку, но и остальным членам семьи. Главным условием при выполнении данного комплекса упражнений является отсутствие спешки и регулярность. Поэтому делайте их в медленном, размеренном темпе несколько раз в неделю.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ
ПЕРЕДАЧА МЯЧА
Цель игры: развить гибкость и ловкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.
Ход игры
Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников — передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.
ПЕРЕДАЧА МЯЧА ЗМЕЙКОЙ
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.
Ход игры
Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой — между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.
ЭСТАФЕТА «ТУННЕЛЬ ИЗ ОБРУЧЕЙ»
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические обручи.
Ход игры
Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.
ЭСТАФЕТА С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические палки.
Ход игры
Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.
АРКИ
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: столбики, веревка.
Ход игры
В игре принимают участие 2 команды. На игровой площадке устанавливают столбики, за которые привязывают веревки так, чтобы получились арки. Причем каждая последующая арка должна быть ниже другой. Количество арок может быть различным. Задача игроков — пройти все арки, наклонившись назад. Команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает.
ЦИРКАЧИ
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и нарядные пособия: гимнастические обручи.
Ход игры
В игре может участвовать разное количество человек. По сигналу ведущего участники начинают крутить обручи на талии. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.
ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧ
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.
Ход игры
Игроки встают в круг. Их задача — перекидывая мяч, не дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.
Мостики
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, вертушка с числами от 1 до 16.
Ход игры
Необходимо разметить игровое поле: квадрат, разделенный на 16 частей. У игроков можно взять фанты. Из числа игроков выбирается водящий, который с помощью фантов определит участника, а с помощью вертушки — номера квадратов, в которых он должен разместить 2 руки и 2 ноги. По игровой площадке расставляются все игроки. Задача каждого игрока — продержаться на поле в неудобной позе как можно дольше. Тот, кто смог устоять дольше всех, меняется с водящим ролями.
ПУТАНИЦА!
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: музыкальное сопровождение.
Ход игры
Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки закутываются, не размыкая рук. Задача водящего — распутать путаницу.
ЯЩЕРИЦЫ
Цель игры: развить гибкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел 4 для обозначения линии старта (финиша), флажки па подставке для обозначения места поворота, кегли.
Ход игры
В игре участвуют 2 команды. На игровом поле расставляют кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего игроки ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Выигрывает та команда, которая первой пройдет дистанцию.
Картотека игр и упражнений на развитие гибкости
Источник
Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после основных движений выполняются игровые упражнения на ковре вместе с воспитателем в течение 2 мин. Упражнения способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц. Каждое упражнение для ребенка — это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнений дает возможность воспитателю оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым, индивидуализировать объем и количество повторений. Вместе с тем целый ряд упражнений требует физического напряжения в течение определенного времени, что может вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок. Поэтому все упражнения имеют названия, символизирующие на время его исполнения подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнений и, особенно, повторений должно сопровождаться фразами и выражениями воспитателя, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта подражания. Каждое упражнение выполняется в течение двух недель, то есть 8 раз, следуя от более легкого к сложному. Все они способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки.
Игровые упражнения
1. «КАЧАЛОЧКА» (рис. 1)
На лесной полянке играли медвежата, смешно
покачиваясь на спине. Давайте попробуем и мы
также покачаться! Лягте на спину,
ноги вместе. Сгибая ноги, прижмите колени к груди и
обхватите колени руками. Покачайтесь на спине
вперед и назад. Когда устанете — отдохните.
Повторить 3 раза.
Для мышц спины, ног; гибкости. (рис. 1)
2. «ЦАПЛЯ» (рис. 2).
Когда цапля ночью спит
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно
Сделать эту позу нужно.
Стоя на правой ноге, согните левую ногу в колене,
руки чуть в стороны, и постойте так немножко. Тоже, на левой ноге.
Для мышц ног; координации (рис. 2)
3. «КАТАНИЕ НА МОРСКОМ КОНЬКЕ» (рис. 3)
Дети, лягте на спину.
Представьте себе ровную водную гладь моря. Вдруг
над водой появляется голова морского конька и
всадника. Одновременным встречным движением рук
и ног сядьте в «угол». Наши ноги — это морские коньки,
а мы — всадники. Немного прокатились и погрузились
в воду: легли на спину и расслабились.
Повторить 3-4 раза.
Для мышц живота, ног; гибкости (рис. 3)
4. «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» (рис. 4).
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик.
Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего
не страшно отважному солдатику.
Хотите стать таким же стойким и сильным, как
оловянный солдатик? Для этого встаньте на колени, руки плотно прижмите к туловищу.
Дует сильный ветер. Наклонитесь назад, как можно
ниже, держите спину прямо, а потом выпрямитесь.
Повторите 3 раза. А теперь можно сесть на пятки и
отдохнуть. Молодцы! (рис. 4)
Для мышц спины, живота, ног.
5. «ЛОВКИЙ ЧЕРТЕНОК» (рис.5).
В маленькой шкатулке сидит чертенок, скрестив ноги. Стоит приоткрыть крышку, как он ловко встает во
весь рост без помощи рук, быстро поднимая их вверх. Давайте попытаемся встать так же, как он. Сядьте на пол, скрестив ноги. А теперь встаньте без
помощи рук несколько раз.
Для мышц ног; координации.
(рис. 5)
6. «РАСТЯЖКА НОГ» (рис. 6).
Сидя, согнуть правую ногу и взяться
руками за ступню. Попробуйте полностью
выпрямить ногу, не теряя равновесия.
То же повторить с левой ногой, или с двумя ногами.
Для мышц спины, ног; гибкости. (рис. 6)
7 . «АХ, ЛАДОШКИ, ВЫ, ЛАДОШКИ!» (рис. 7).
Хотите быть стройными и иметь красивую осанку?
Тогда встаньте прямо и, заведя руки за спину,
соедините ладони. Затем, вывернув сложенные
руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы
мизинцы по всей длине касались позвоночника.
Локти приподнять, спину выпрямить, плечи отвести
назад. Удерживаем позу и повторяем:
«Ах, ладошки, вы, ладошки! За спиною спрячем вас!
Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!»
Медленно опустите руки вниз, встряхните
кистями рук и спокойно вздохните.
Упражнение для осанки. (рис. 7)
8. «КАРУСЕЛЬ» (рис. 8).
Поиграем в карусель? Сядьте на пол,
поднимите прямые ноги вверх. Опираясь
руками о пол, начинайте поворачиваться
вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель!
(рис. 8)
Для мышц рук, ног, ягодиц; координации.
9. «ЛОДОЧКА» (рис.9).
Предлагаю отправиться в морское
путешествие. Но сначала построим «лодочки».
Ляжем на живот, руки и ноги немного
разведем в стороны.
Поднимите голову, руки и ноги вверх. (рис. 9)
Вот вы все — разные лодочки. Покачайтесь на волнах.
Для мышц живота, спины, ног, рук; гибкости.
10. «НАСОС» (рис.10).
Как работает насос? Это вовсе не вопрос.
Все на корточки присели, будто птички прилетели.
А затем по счету «Раз», ноги выпрямили враз.
На счет «Два» — скорей обратно.
И так нужно многократно.
(рис. 10)
Для мышц ног, спины; гибкости.
11. «МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК» (рис.11)
Шли ежата по лесу. Перед ними —
ручей. Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей. Лягте на спину. Не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнимите туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях,
поддерживайте спину. Держите, держите спинку, (рис.11)
пока ежата не перебегут на другой берег. Вот
ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.
Для мышц рук, живота, ног; гибкости.
12. «ПАРОВОЗИК» (рис. 12).
Сидя, ноги слегка согнуть, в коленях,
а руки в локтях, прижимая их к туло-
вищу. Поехали! Двигаемся по полу впе-
ред, помогая только ногами. Руками де-
лаем круговые движения, имитируя
движение колес. Остановились, и поехали (рис.12)
также назад.
Для мышц спины, ног, ягодиц.
13. «КОЛОБОК» (рис, 13).
Что за странный колобок в окошке появился:
Постоял совсем чуток, взял и развалился!
Лягте на спину, а затем сядьте, обнимая ноги
руками, и уберите голову в колени. Прижмите
колени к плечам и посмотрите на свои пятки. Вот
вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, (рис.13)
пять — развалились вы опять. Вытяните
ноги и лягте на спину.
Для мышц шеи, спины, живота; гибкости.
14. «ДОСТАНЬ МЯЧ!» (рис. 14).
Сядьте на пол, ноги врозь, спина прямая.
Представьте, что в руках у вас мяч.
« Поиграйте » с ним. Вдруг мяч укатился.
Достаньте его, не сдвигаясь с места, а только
наклоняясь вперед. Старайтесь не сгибать ноги.
Повторить 3-4 раза. (рис.14)
Для мышц спины, ног; гибкости.
15. «РАКЕТА» (рис. 15).
Сейчас мы будем готовить ракету к полету.
Лежа на спине, плавно поднимаем ноги
вверх. Упираясь руками в поясницу,
поднимаем нижнюю часть туловища.
Ноги тянуть вверх, выпрямляя их. Ра-
кета готова к старту!
Три, два, один — пуск! Опускаемся: ложимся на
спину и отдыхаем перед следующим запуском.
Повторить 3 раза. (рис.15)
Для мышц рук, спины, живота, ног; координации.
16. «ЭКСКАВАТОР» (рис. 16).
Давайте попробуем превратиться «в экскаватор». Лягте на спину, руки вдоль туловища, ладони на
полу, ноги согнуты в коленях.
Экскаватор к работе готов! Начинаем поднимать
ноги за голову, постепенно выпрямляя их.
Удерживаем позу, пока из «ковша»
земля высыпается в кузов машины. И так (рис.16)
несколько раз.
Для мышц спины, живота, ног; гибкости.
17. «ГУСЕНИЦА» (рис. 17).
Встаньте на четвереньки. Подтяните колени к
рукам, не отрывая ног от пола. А потом
переставьте обе руки одновременно впе-
ред как можно дальше. Так и передви-
гается гусеница в поисках еды. А теперь
вы все — гусеницы. Поползли! (рис.17)
Для мышц рук, ног.
18. «КРОКОДИЛ» (рис. 18).
Лежа на животе, ноги вмес-
те, руки полусогнуты в
локтях. Походите по ком-
нате, как крокодил по пес-
чаному пляжу. Делайте ос
тановки, чтобы посмотреть (рис.18)
по сторонам, нет ли поблизости опасности.
Для мышц рук, спины, ног.
Литература:
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 104с.
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 128с.:ил.
Утробина К.К. “Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет”. 2008 г.
Источник
петр третьяков
Упражнения для развития гибкости
Упражнения для развития гибкости трехлеток.
1. Наклоны
Возьмите любую игрушку и положите ее за спину стоящего с расставленными на ширину плеч ногами ребенка. Цель упражнения: плавно наклониться, забрать игрушку, поднять ее вверх, одновременно прогибаясь в спине назад и отдавая игрушку маме. Повторить несколько раз.
2. Потягушки
Поставьте чадо правым боком к шведской стенке, дивану или стулу, установив правую его ногу на возвышенность. Задача – делать пружинистые наклоны вниз, доставая руками до пола, затем наклоняться к другой ноге. Повторить для другого бока.
3. Мельница
Необходимо встать, сомкнуть ноги вместе и развести руки в стороны. Далее надо очерчивать круги в разные стороны сначала кистями рук, затем согнутыми в локтях руками, затем прямыми конечностями.
4. Йог
Малыш должен сесть на коврик и вытянуть ноги вперед. Далее надо взять одну ногу и положить ее на бедро. То же самое необходимо сделать со второй ногой, усаживаясь в позу лотоса.
5. Мостик
Ребенок ложится на спину, сгибает ноги в коленях и заводит руки за плечи. Далее сам или с помощью родителей он встает на мостик и плавно возвращается обратно.
Комплекс элементов для детей 4-5 лет
1. Наклоны из положения стоя
Задача – с прямыми ногами попытаться дотянуться руками до пола. Усложненный вариант – ноги разведены на ширину плеч, до пола дотягиваемся локтями.
2. Наклоны из положения сидя
Ребенок садится на пол, сводит выпрямленные ноги вместе и наклоняется вперед, пытаясь дотянуться до носочков. В этой позиции надо задержаться на несколько секунд. Усложненный вариант – ноги разведены в стороны, а до пола дотягиваются локти.
3. Растяжка ног
Из положения сидя надо поднять одну ногу и постараться подтянуть ее к лицу, обхватив при этом ладонями за лодыжку или бедро. В данной позиции нужно немного задержаться и повторить на другую ногу.
4. Наклоны в сторону
Нужно встать ровно, расставив ноги на ширину плеч. Правая рука должна быть поднята, а левая уложена на талию. Задача – наклониться влево с максимальным вытяжением. Повторить на другую сторону.
5. Бабочка
Из положения сидя нужно согнуть коленные суставы и сложить вместе стопы. Помогая локтями, плавно разводим колени в стороны. Усложненный вариант – во время разведения коленей вытянуться вперед, пытаясь дотянуться до пола животом или грудной клеткой.
Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста
1. дошкольник становится на колени, заводит руки за спину и скрещивает кисти в замок на уровне таза, далее нужно плавно отводить руки назад;
2. нужно вытянуть левую руку вправо, касаясь правого плеча, правая рука при этом должна быть согнута, создав упор для левого локтя, далее нужно согнуть левую руку и уложить на правое плечо;
3. то же самое повторяем для другой руки;
4. ребенок встает на колени и опирается руками в пол, кисти при этом развернуты внутрь, далее он должен плавно отклоняться назад до того пока не почувствует напряжение в бицепсах и предплечьях;
5. левую руку заводим назад за спину через плечо, правая рука при этом должна толкать левый локоть еще дальше за спину;
6. тот же элемент для другой руки;
7. из положения лежа на спине с вытянутыми ногами нужно поднять одну ногу вверх и обхватить ее руками, цель – плавно притянуть конечность к голове;
8. повтор элемента для другой ноги;
9. садимся и разводим ноги в стороны, шагая руками по полу вперед, пытаемся уложить тело на пол;
10. из положения лежа нужно притянуть колени к груди, обхватить их руками и осторожно притянуть к плечам, далее осуществляются перекаты вперед и назад.
Источник