Игры и упражнения для музыкального развития ребенка
Музыкальные игры и упражнения (для развития у детей музыкальных способностей ).
«Музыкальные игрушки» (младшая гр.)
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам – барабанчик
Бам-бам-бам-бам – барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).
« Погремушка»(младшие,средние.)
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди.
Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Пальчиковые и жестовые игры
«Рыбки» (младшие,средние,старшие).
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 – выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 – руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими “ныряющее” движение.
4 – качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 – ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 – быстро качаем ладонями (дрожь).
7 – запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
«Мой зонтик»(младшие,средние,старшие).
(1)Вот это – мой зонтик, я в дождь хожу с ним
(2)Пусть дождь барабанит – останусь сухим.
(3)А вот моя книжка, могу почитать,
(4)Могу вам картиночки в ней показать.
(5)Вот это – мой мяч, очень ловкий, смешной
(6)Его я бросаю над головой.
(7)А вот мой котёнок, я глажу его,
Мяукает он для меня одного!
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.
1 – Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)
3 – Раскрываем ладони “книжечкой” (сомкнуты мизинцы)
4 – Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)
5 – Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки
Упражнение «Природный оркестр» (старшие, подготов.)
Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.
Рекомендации к проведению упражнения.
Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.
Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.
Упражнение «Забавные танцы» (старшие, подготовит.)
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.
Рекомендации к проведению упражнения.
Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.
Музыкально-дидактические игры
«Повтори звуки»
(Для детей старшего дошкольного возраста.)
Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.
Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».
«Восьмерка» (для всех возрастов)
Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.
Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.
«Зов». (старший дошкольный возраст).
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.
Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.
«Где мои детки?».
(Игра для детей младшего дошкольного возраста.)
Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.
Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).
Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).
Источник
Зачем нужны музыкальные игры?
Исследователи обнаружили, что прослушивание музыки меняет работу мозга: мелодичные композиции могут значительно улучшить концентрацию внимания, память, навыки мышления, пространственный интеллект и другие когнитивные способности. Музыка помогает ребенку узнавать что-то новое, а большинство детей научатся считать, произносить алфавит и произносить определенные слова во время прослушивания мелодий.
Музыкальные игры:
- помогают ребенку развиваться физически, улучшают координацию и чувство времени;
- придают детям уверенность в себе и развивают социальные навыки.
Музыкальные игры для детей начальной школы
№ 1. Маленькие маэстро
Эта веселая игра идеально подходит для занятий в классе. Отличный способ познакомить маленьких детей с идеей чтения или написания нот.
Что понадобится
- Листы бумаги
- Карандаши или ручки
Как играть
Придумайте и запишите символы для различных звуков, которые дети могут издавать своим телом. Можно назначить разные символы для хлопков, свиста, постукивания по столу, ударов по бедрам, выкрикивания слова и т.д. Символы должны быть предметами, которые можно быстро и не задумываясь изобразить на бумаге: линии, круги, волны, треугольники. Присвойте не менее четырех символов разным звукам. Затем продемонстрируйте, как записать простой ритм, который вы придумали. Когда дети поймут концепцию, напишите на доске еще несколько примеров и предложите детям «прочитать» музыкальные ритмы и написать свои собственные, чтобы исполнить их всем классом.
№ 2. Замороженный танец
Забавная подвижная игра, в которую любят играть все дети. Поможет улучшить быстроту реакции, моторику и развить социальные навыки.
Что понадобится
Несколько музыкальных композиций для танцев
Как играть
Скажите детям, что они должны танцевать пока играет музыка. Когда музыка останавливается, им нужно застыть — заморозиться — в танцевальной позе. Если ребята оглянутся вокруг, они увидят, в каких забавных позах застревают их одноклассники.
№ 3. Танец-маскарад
Игра подходит для занятий с младшими школьниками, помогает раскрепоститься и поднять настроение.
Что понадобится
- Коробка с забавной и смешной одеждой и аксессуарами (разнообразные шляпки, резиновые носы, усы, банты, очки и т.д.)
- Стулья
- Колонка для воспроизведения музыки
Как играть
Расставьте стулья по кругу. Включите музыку и попросите детей передавать друг другу закрытую коробку с реквизитом по часовой стрелке. Когда вы нажимаете паузу, ребенок, в чьих руках оказалась коробка, должен не глядя вытащить предмет и надеть его. Обладатель самого смешного костюма становится победителем.
№ 4. Зоотанцы
Эта классическая игра требует от детей творческого подхода и помогает им весело общаться с одноклассниками.
Что понадобится
- Устройство для воспроизведения музыки
- Карточки с животными (по желанию)
Как играть
Включите музыку, чтобы дети могли танцевать под нее. Как только они войдут в ритм, выкрикните название любого животного или укажите на изображение этого животного на карточке. В этот момент дети должны начать танцевать и издавать звуки так, как могло бы это делать названное животное.
№ 5. Горячая картошка под музыку
Увлекательная музыкальная игра помогает детям узнать друг о друге чуть больше и познакомиться с классом.
Что понадобится
- Колонка для воспроизведения музыки
- Доска
- Мяч
Как играть
Напишите на доске 5 вопросов, которые помогут ученикам больше узнать друг о друге: «Назови свою любимую песню», «На каком музыкальном инструменте ты играешь?», «Расскажи о своих хобби», «Какая музыка тебе нравится?».
Предложите ребятам сесть в круг и начать передавать мяч по часовой стрелке, пока играет музыка. Когда вы останавливаете музыкальную композицию, ребенок, держащий предмет, должен ответить на один из вопросов на доске.
Музыка детства. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитанию для студентов педагогических вузов
Пособие можно считать кратким инновационным учебником по музыкальному воспитанию дошкольников. Среди целей и задач орф-педагогики — развитие эмоционального интеллекта и способности к нестандартному мышлению, эмоционально-двигательное самовыражение, психотерапия и психокоррекция, уникальное развитие возможностей мозга. Музыкальные занятия становятся территорией опережающего развития и воспитания творческого человека.
Купить
Музыкальные игры для детей средней школы
№ 6. Музыкальный крокодил
Что понадобится
- Колонка для воспроизведения музыки
- Листы бумаги
- Ручки
- Секундомер
- Мешочек, шапка или миска
Как играть
Разделите класс на две группы. Попросите всех записать на трех отдельных листах бумаги три свои любимые современные песни и имя исполнителя. Положите листы бумаги в миску, шапку или мешочек. Затем один игрок из каждой команды вытаскивает песню и пытается ее изобразить при помощи жестов, остальные члены команды пытаются угадать композицию. На каждую песню отводится по 4 минуты. Побеждает команда, которая правильно угадает большинство песен.
№ 7. Что слышу, то и говорю
Задание помогает школьникам научиться анализировать песни, которые они слышат. А это требует от них максимальной концентрации внимания и творческого подхода, чтобы описать то, что происходит в музыке.
Что понадобится
- Устройство для воспроизведения музыки
- Доска или листы бумаги
- Мел или ручки
Как играть
Проиграйте классу песню и попросите ребят сосредоточиться на ее содержании. Во время воспроизведения песни позвольте ученикам подойти к доске и написать одно слово, описывающее то, что они слышат. Через несколько минут у вас должно появиться много слов на доске.
Теперь поработайте с классом, чтобы сгруппировать слова по категориям. Найдите слова, относящиеся к инструментам, ритму, тактовому размеру, жанру, темпу, тембру и мелодии. Обсудите каждый аспект, чтобы помочь детям узнать о музыке немного больше.
№ 8. Реклама
Игра, посвященная музыкальной композиции. Музыкальное сочинение — это полезное занятие, которое дает детям и подросткам возможность проявить себя.
Что понадобится
- Музыкальные инструменты
- Карточки с продуктами для рекламы
Как играть
Разделите класс на группы по 3-4 человека. Предоставьте каждой группе доступ к музыкальным инструментам, таким как электронные клавиатуры, гитары, духовые и ударные инструменты. Дайте им продукт, для которого они должны написать рекламу (музыкальный отрывок, короткую мелодию). Ученики наверняка придумают очень забавные тексты и мелодии, а еще получат приятные впечатления от работы в команде.
№ 9. Что это за звук?
Простая игра познакомит школьников с разными музыкальными инструментами и их звучанием.
Что понадобится
Колонка для воспроизведения музыки
Как играть
Начните с проигрывания коротких музыкальных отрывков различных инструментов. Сюда должны входить необычные инструменты, с которыми ребята могут не встречаться в своей повседневной жизни, и всем хорошо знакомые (фортепиано, гитара, барабан и другие). Сыграйте несколько песен и спросите класс, какие инструменты они узнают в каждой дорожке. Добавьте несколько треков из коллекции мировой музыки с необычными инструментами.
№ 10. Музыкальное настроение
Отличная игра, чтобы познакомить детей с разными видами музыки. А еще — проявить себя творчески и посмеяться.
Что понадобится
Устройство для воспроизведения музыки
Как играть
Создайте плейлист с песнями разных жанров. Попросите ребят встать в круг и закрыть глаза, пока вы играете отрывок из каждой песни. Пусть дети сосредоточатся на эмоциональной составляющей музыки. Побудите их выразить это физически — с помощью танца. Через 30 секунд попросите их открыть глаза, чтобы они могли оценить танцевальные движения друг друга. Отведите несколько минут на обсуждение эмоций, которые вызвала композиция.
Источник
Ирина Варюхина
Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность «Музыка», на тему «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников». Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в совместной деятельности и в повседневной жизни детей.
Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг.
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, что здороваться – это еще и очень весёлая и интересная игра.
Коммуникативная игра «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – нам шепчут цветки.
«Доброе утро!» – журчат ручейки.
«Доброе утро!» – нам птица поет.
«Доброе утро!» – скажет нам кот.
«Доброе утро!»– нам скажет пчела.
«Доброе утро!» – «Как ваши дела?»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
Музыкальный руководитель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответ). Правильно, весна. Весной с юга прилетают перелетные птицы. Для того, чтобы они поскорее вернулись домой, дятел послал им телеграмму. Давайте возьмем кубики и поможем ему.
Проводится речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма».
Дети (стучат кубиками в ритм стихам) .
Дятел сел на толстый сук, тук да тук.
Всем друзьям своим на юг, тук да тук.
Телеграммы срочно шлет, туки – туки – тук,
Что весна уже идет, туки – туки – тук,
Что растаял снег вокруг, туки – тук, туки – тук,
Что подснежники вокруг, туки – тук, туки – тук,
Дятел зиму зимовал, тук да тук,
В жарких странах не бывал, тук да тук.
И, понятно почему скучно дятлу одному! (В. Суслов)
Музыкальный руководитель. Телеграмма быстро дошла до перелетных птиц, и они вернулись домой. Давайте присядем и послушаем песню жаворонка.
Дети проходят на стульчики. Передними портрет композитора П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите на портрет. Вы догадались, музыку какого композитора мы будем слушать? (Ответы детей)
Правильно, мы будем слушать пьесу из цикла «Времена года» П. И. Чайковского под названием «Песня жаворонка», которая воспевает чудесную весеннюю природу, мелодия исполняется в умеренном темпе и звучит в высоком регистре,
Дети слушают музыку.
Музыкальный руководитель. Итак, мы слушали это замечательное произведение не первый раз. Что вы можете сказать об этой музыке?
Дети: (высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании) – громко- тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и т. п.
Музыкальный руководитель. Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Копилка». Вы будите произносить слова о настроении и характере произведения,
а я буду собирать ваши их в «Копилку».
Проводится дидактическое упражнение «Копилка».
Ребенок проговаривает прилагательное, «бросая ладошками» это слово педагогу. Педагог «ловит» слово, проговаривает, «складывает» в «Копилку».
(Музыка лирическая, светлая, легкая, изящная, радостная, волнующая, нежная, мелодичная, выразительная)
Появляется кукла бибабо – пчела «Майя».
Музыкальный руководитель. Доброе утро, Майя! Тебя разбудило пение жаворонка? Ты хочешь, чтобы мы научили тебя петь, как птичка? (Майя кивает). Для этого надо правильно распеваться.
Проводится дидактическая игра «Рисуем голосом».
Педагог показывает первый рисунок, на котором изображена прямая линия. Дети поют на звук «о». Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми. На втором рисунке изображена схема линий, указывающих движение голосом вверх и вниз. Дети поют по схеме на звук «а». На третьем – схема, где несколько раз линия поднимается вверх и опускается вниз.
Музыкальный руководитель. Кто покажет Майе, что у нас получилось.
(Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку червячка и пропеть задание) .
Музыкальный руководитель: Молодцы дети, молодец пчелка Майя. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса, и ты обязательно научишься петь, как птичка.
Майя уходит. Раздаются звуки природы, шум весеннего дождя и раскаты грома.
Педагог предлагает детям озвучить природные явления с помощью музыкальных инструментов.
Проводится дидактическая игра «Поэтическое музицирование».
Дети озвучивают стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С.
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Тарелки)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве,в саду: (Дудочка, фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Бубен)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Ксилофоны)
Гром ударил ещёраз : (Тарелки)
И затихло всё тот час.
Музыкальный руководитель. Отлично исполнили каждый свою партию. Вовремя вступали и были внимательными.
Музыкальный руководитель. Ребята, какие музыкальные жанры вам знакомы? (ответы детей). Послушайте мелодии, и определите, к какому жанру они относятся?
Дети слушают р. н. м. «Барыня», «Колыбельную», «Марш» Э. Парлова и дают ответы.
Проводится дидактическая игра «Танец – песня – марш».
Дети делятся на три подгруппы,каждая из которой выполняет соответствующие движения на свою мелодию: танцуют, пляшут, поют.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята!
Играть, как известно, всем интересно!
Сегодня никто не успел заскучать!
И мы это веселое дело
Всегда с удовольствием будем продолжать!
Помашем на прощанье
И дружно-дружно всем мы скажем:
– До, свидания!
Музыкальный руководитель. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за то, что вы были эмоциональными, задорными и мне было с вами очень интересно.
https://www.maam.ru/users/ 745508
Источник