Игры и развитие умственных действий ребенка
Надежда Балабуева
Игры и упражнения для развития умственных способностей детей
Уважаемые, коллеги! Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития умственных способностей дошкольников. Этими упражнениями пользуюсь сама в работе с детьми. Буду рада, если кому-нибудь они пригодятся.
«Елка с подарками», игра для детей среднего дошкольного возраста.
Задача: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
Оборудование: картинка с изображением большой елки; несколько вырезанных изображений мешочков с подарками разной формы и величины.
Примечание: мешочки можно прикрепить на елку,а форма мешочков должна отдаленно напоминать форму разных предметов: мяча, куклы, велосипеда и т. п., но допускать многозначное толкование (например, про один и тот же мешочек можно сказать, что там лошадка, или собачка, кошка).
Игра:
Взрослый показывает картинку и говорит, что Дед Мороз к празднику всем детям принес подарки. Но что для кого он принес, ребята должны угадать сами. Дети разглядывают висящие на елке мешочки разной формы и величины, придумывают и по очереди говорят, что находится в каждом мешочке (сначала несколько вариантов ответа про один мешочек, потом про другой и т. д.) и для кого может быть этот подарок – папе, маме, сынишке, дочке. Воспитатель помогает детям находить разные варианты ответов.
Игра может повторяться неоднократно с мешочками других форм и размеров.
Словесная игра «Концовки».
Дети должны закончить предложение:
Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).
Если 2 больше одного, то (один меньше двух).
Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).
Если река глубже ручейка, то (ручеек мельче реки).
Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.
Словесная игра «Чересчур».
Дети должны отвечать на вопросы.
Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот). Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти). А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть). Если загорать не больше 10 минут – полезно для здоровья? А если провести на солнце час? (Можно обгореть, повысится температура). Если скушать одну порцию мороженого – радостно, вкусно! А если съесть много порций? (Заболит горло).
Игра «Догадайся»
Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
В: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед …
В: А какой еще транспорт вы знаете?
Или такие картинки: абажур, шнур, лампочка.
В: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Светильник.
Или такие: круг, стрелки, цифры.
В: Что это может быть?
Дети: Часы.
Игра «Что забыл художник?»
В: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок, на ковре не раскрашены некоторые полоски и т. п.
Игра «Узнай предмет по признакам»
Назови предмет,про который можно сказать:
желтый, овальный, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный; круглый, резиновый, звонкий, прыгучий; пушистый, белый, холодный; и др.
Логические задачи
Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Запомни картинки
Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки».
На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты, женское платье и. т. д., транспорт (грузовой, пассажирский).
Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать?Предлагается алгоритм запоминания:
1.Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;
2.Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.
А) Воспитатель убирает одну из групп картинок (5 штук)
Вопрос: «Какой группы не стало?»
Б) Затем убирается 1 картинка.Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»
В) Картинки переворачиваются.
Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.
Источник
Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Старшая группа
Выполнил воспитатель ГБДОУ 14
Липовская К.Д
Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Старшая группа
Пояснительная записка
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей бедующей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс — это формирование познавательных интересов , накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственная способность — это те психические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, детям полезны игры и упражнения, направленные на формирование и совершенствования умений обозначать предметы при помощи разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать наглядные модели при ориентировкив пространстве и при создании образов.
Но задачи, которые ставятся перед детьми в играх и упражнениях, усложняются. Дети не только используют предложенные взрослыми заместители предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. От придумывания отдельных предметов и ситуаций они переходят к созданию целостности сюжетов, выраженных в рассказе или рисунке.
Цель :
Повышение уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Создавать условия для развития умственных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия
Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами
Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения
Укреплять процесс к играм требующие умственного напряжения
Интеграция образовательных областей
«Познавательная», «Речевая», «Социально-Коммуникативная», «Физическая», «Художественно-Эстетическая
Игры и упражнения для детей старшей группы
Что сначала, что потом !
Детям старшего возраста предлагается самостоятельно нарисовать ряд картинок по сюжету знакомой сказки ил истории. Взрослый поощряет эту деятельность детей, не заостряя внимание на качестве рисунков (достаточно схематических изображений, показывающих развитие сюжета) один из детей может быть ведущим.
Куда спрятался жучок!
Для старших дошкольников пользуются планом, перевернутым на 180 градусов. Взрослый кладет перед ребенком план вверх ногами, и его нельзя поворачивать (план должен поворачиваться в уме). В связи со сложностью количество спрятанных предметов следует сократить их до 3-5. Первые задания с перевернутым планом предлагается взрослому, а далее по мере овладения ими, и самими детьми.
Секреты
Воспитанники старшей группы самостоятельно прячут секреты и указывают на плане их местонахождения.
« Перевёртыши »
Дидактическая задача. Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Материал. Карточки с изображением какого -либо предмета, или геометрическая фигура. Карандаши.
Дети сидят за столиками, получают карандаши, карточки. Дети дорисовывают фигурку так, что быполучилась картинка. Затем такую же карточку взять и перевернутьи дорисовать, получится другая картинка.
«Найди мою ошибку»
Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.
Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало 2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое. 1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная). 2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая). 3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже). 4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая). 5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная). 6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).
«Как ты думаешь, скажи»
Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.
Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь; 6) тонкая, как спичка и др.
«Сравни»
Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков и свойств предметов.
Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее четырех 1) телевизор и видеомагнитофон; 2) стул и кресло; 3) ручка и маркер; 4) чайник и кофейник; 5) ролики и коньки
Чемодан.
Достаньтечемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.
Назад -вперед и лево- право.
Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.
Источник
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Лебедева И.В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 29» (г. Орел)
Проблема интеллектуального развития ребенка неизменно остается в центре внимания психологов, педагогов и родителей. При этом основной акцент делается на формирование у детей способов познания.
В настоящее время, в отечественной психолого-педагогической науке определены пути развития познавательной деятельности дошкольника.
За основу построения работы в данном направлении берутся положения Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, П.Я. Гальперина, о том, что интеллектуальная деятельность ребенка формируется сначала в плане практического действия с предметами, опираясь на процессы чувственного познания. Постепенно, благодаря включению речи в практическое действие, накоплению ребенком знаний, усвоению им основных эталонов, внешнее действие переходит во внутренний план.
Таким образом, постепенно, у ребенка формируются умственные действия анализа, синтеза, классификации, сравнения, установления причинно-следственных связей и отношений.
На практике мы руководствуемся теоретическими обоснованиями этапов формирования умственных действий, которые включают в себя: мотивационный; ориентировочный; выполнение действия в материальной форме; внешнеречевое действие; собственно умственное действие.
Однако вопрос о способах и технологиях формирования системы умственных действий у детей дошкольного возраста остается еще не до конца решенным. Нам, практикам, подчас, не хватает инструментария, который бы мы использовали в своей работе для формирования умственных действий у ребенка. Этим продиктована необходимость разработки новых технологий.
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемами в развитии действий логического мышления. По результатам первичной диагностики, в старшей группе детского сада 40% детей имеют низкий уровень сформированности действий логического мышления.
Этим продиктован активный поиск нами технологий формирования умственных действий сравнения, сериации и классификации.
Перед нами, прежде всего, встала задача научить детей относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, обобщать, систематизировать.
Достижение этой задачи – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Наряду с общеизвестными технологиями нами были разработаны несколько собственных игр и упражнений, предназначенных для детей старшей группы детского сада, с которыми мы и хотим вас познакомить.
Мы знаем, что дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова). Именно поэтому наши игры предусматривают использование картинного материала.
В основе умения классифицировать лежит сравнение объектов по какому-либо признаку. Для этого мы используем разработанную нами, игру «Дружные картинки» (Приложение 1), в которой дети составляют дружные пары по определенным признакам (цвету, величине, форме и т.д.). Пары могут создаваться как по сходному признаку (рис.1), так и по противоположному (рис.3); кроме того они могут объединяться по функциональному назначению (рис.2);
Следующий этап – группировка объектов по одному признаку, который одновременно является обобщающим. Упражнение «Дружные соседи» (Приложение 2), помогает детям осуществлять поиск объединяющего признака между соседями одного этажа. У картинок – жителей двух разных домов дети ищут противоположные признаки.
Таким образом, мы упражняем детей в отнесении предметов к определенной группе по объединяющему их существенному признаку и в подведении их на этом основании под конкретное понятие.
В ходе «расселения дружных соседей» мы формируем умение доказывать правильность произведенной классификации на основе знания существенных признаков объектов. Относя предмет к определенной группе, ребенок обязательно объясняет, какие из признаков подсказали выбор, и почему к данной группе нельзя присоединить тот или иной объект. Наша задача помочь ребенку осознать, что главное в каждом объекте – его назначение.
Очень интересна по своей многозадачной значимости игра «Загадочные адреса» (Приложение 3). В ее основе лежит предметно-схематическая модель классификации, которую дети выстраивают в итоге с помощью взрослого.
А мы знаем, что обучение моделированию и схематизации помогает в дальнейшем ребенку ориентироваться в знаково-символической системе, развивает способность мыслить изобретательно и продуктивно. Ребенок учится фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства.
Кроме того, в ходе этой игры дети знакомятся с тем, что все обобщенные понятия составлены из групп, в каждую из которых входят предметы, имеющие общий признак. Анализируя строение объектов, их назначение, мы знакомим детей с разновидностями мебели, одежды, посуды и т.д., делая акцент в каждой группе объектов на их общем признаке.
Например, в понятии «одежда» можно выделить несколько признаков, по которым производится классификация: сезонность, одежда для детей и взрослых, спортивная, верхняя и т.д. Мебель может быть подразделена на подгруппы по мягкости – твердости, назначению и т.д. Важно, чтобы дети поняли, какой общий признак, объединяет эти предметы в одну группу.
В схеме, составленной детьми, намерено совершается ошибка, для того, чтобы они нашли ее и исправили. Таким образом, дети учатся рассуждать, строить умозаключения, предположения, делать выводы, создавая основу для самостоятельного выполнения ими действий классификации.
Для игры потребуется наборное полотно (таблица 5х5) и карточки, которые необходимо будет раскладывать на наборное полотно. Наборное полотно может быть в виде дома, шкафа и др., в зависимости от темы классификации. По краям таблицы (сверху и слева) находятся адреса (рис.1) – это какие-либо геометрические фигуры (в разных темах используются разные фигуры и разные цвета). Сверху эти фигуры изменяются в размере. Слева они изменяются по цвету. Могут присутствовать и другие признаки, по которым будет идти систематизация. Остальные карточки двухсторонние (рис.2). С одной стороны картинка (в зависимости от темы игры), с другой стороны геометрическая фигура (адрес). Каждая карточка имеет свое место на наборном полотне, в зависимости от адреса. У педагога должен быть увеличенный комплект карточек и наборного полотна для демонстрации.
Игра проходит в несколько этапов:
Этап 1. Рассматриваем адреса в таблице и разбираем то, что на ней изображено.
«Вы знаете, что такое адрес? У каждого из вас есть адрес. Назовите его. Зачем нам надо знать адрес? Где его пишут? Из чего состоит адрес (улица и дом)?
В нашей игре есть много картинок, у каждой из них тоже есть свой адрес. Он нарисован с обратной стороны карточки. В нашей таблице есть разноцветные улицы (показывает адреса слева) и на каждой улице есть 4 домика разной величины (показывает адреса сверху)».
Этап 2. Распределяем карточки в соответствии с их «адресом», фиксируя внимание на порядке систематизации геометрических фигур.
«Давайте найдем домик для каждой карточки. Дети совместно с педагогом раскладывают карточки адресами вверх (рис 3 а).»
Этап 3. Как только карточки разложены, проверяется правильность выполнения задания, а затем карточки с картинками переворачиваются картинкой вверх (рис. 3 б).
Этап 4. Рассмотрев все картинки, дети определяют, по какому признаку они собраны в данной таблице.
Этап 5.
Затем идет работа с картинками по типу игры «Четвертый лишний». Дети рассматривают каждый ряд и ищут ошибку, исправляя ее.
Таким образом, используя эту игру, дети пользуются разными умственными действиями: действиями анализа и синтеза, сравнения, знакомятся с закономерностями. Кроме того, происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения между объектами.
Выбранная нами стратегия и конкретные ее способы формирования умственных действий у детей по данным контрольной диагностики оказалась весьма результативной – практически все дети вышли на средний уровень развития действий классификации и систематизации.
Приложение 1
Рис. 1 Рис.2
Рис.3
Приложение 2 Приложение 3
Литература:
Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: М., 1986
Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
Густомясова А.Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника. – Начальная школа плюс До и после , 2004, №4, с. 27-31
4. Щетинина А.М., Смирнова Н.П. Формирование умственных действий у дошкольников. – Велики Новгород, 2000
Источник