Игры i на развитие зрительной памяти у ребенка

Екатерина Борисова
Картотека «Игры для развития зрительной памяти у детей»

Картотека

Игр на развитие зрительной памяти у детей

“Угадай, что исчезло”

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Показать полностью…

Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит.Затем попросите его отвернуться: “Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста”. Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнака угадать, какая игрушка спряталась.

Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать,но и добавлять одну игрушку: “Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?”. Малыш должен угадать, какая новейшая игрушка появилась.

Игра “Очередь”

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые прочие предметы.

Предложите ребёнку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребёнком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнака отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнака: “Кто убежал из очереди?”. Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните её на место, затем снова попросите ребёнака отвернуться и поменяйте две игрушки местами.Спросите: “Кто перепутал очередь?”.

Игра “Подбери пару по цвету”

Для игры понадобятся 5-6 предметов (например, кубики, шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков ткани подобных же цветов в пару к каждому предмету. Можно использовать самые разные пары одинакового цвета. Например, вырезанные из картона круги и ниточки, подобранные к кругам по цвету.

Разложите выбранные предметы и попросите ребёнака подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному – красную, к жёлтому – жёлтую и так далее).

Потом попросите ребёнака отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребёнку надо найти все ошибки и исправить их.

В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.

Игра “Найди цвет”

Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий).

Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник.

Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.

Примечание: игры с цветом не только тренируют у ребёнака зрительное внимание, но ещё и учат его различать цвета. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество цветов должно использоваться в играх.

Игра с карточками

Для игры понадобятся 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.

Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке,например: “Это ведерко”, “Это слоник”, “Это мячик”, “Это собачка”. Затем переверните карточки и спросите: “Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?”

С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать. Если играть в эту игру регулярно, к пяти годам ребёнок легко справится с семью карточками.

Игра “Прятки в шкафчике”

Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнака: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.

Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнака положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик,потом спросите: “На какой полке лежит пуговка?

Источник

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Зрительная память позволяет нам запоминать информацию об окружающем мире, которую мы получаем благодаря зрению, как одному из органов чувств. Это память на предметы, картинки, зрительные образы.

Существует особый вид зрительной памяти – эйдетическая память, суть которой заключается в том, что  человек запоминает картинку или предмет в деталях, будто сканирует их.

У детей-дошкольников преобладает непроизвольная память. Ребенок 2-4 лет узнать и запомнить может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе», было интересно и эмоционально окрашено, то, с чем он активно действовал. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Преобладает узнавание, а не запоминание. У ребенка 4-5 лет начинает развиваться произвольное запоминание в игре. Ребенок 5-7 лет уже сам может ставить себе цель – запомнить что-либо, учится подбирать средства, облегчающие процесс запоминания, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Игры для развития зрительной памяти.

   «ЗАПОМНИ УЗОР» (с 3 лет). На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 1 минуту посмотреть на него. После этого узор уберите и предложите ребенку нарисовать его по памяти. Можно дать подобное задание и на создание постройки из кубиков. После того, как ребенок рассмотрит ваш образец, тот разбирается или закрывается листом бумаги.

   «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ» (с 4 лет).        Ребенку предлагают 10-12 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Можно устроить соревнование: «Кто больше картинок запомнит».

   «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?» (с 4 лет).        Поставить перед ребенком на некоторое время 4-5 игрушек, затем попросить его отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить, если увеличить количество игрушек до 6-7, ставить похожие игрушки, ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

   «ЗАПОМНИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА КАРТИНКЕ» (с 5 лет).        Ребенку показывают сюжетную картинку (можно использовать пазлы), просят внимательно ее рассмотреть 1-2 минуты и постараться запомнить, что на ней нарисовано, после чего картинку убирают. Ребенка просят рассказать, что было нарисовано на картинке, или ответить на вопросы, связанные с сюжетом картинки. Вспомни, какие животные, … нарисованы на картинке? Какого цвета … у …? Кто стоит рядом с …? Кто сидит на ветке дерева? Что в руках у …? Усложнение: увеличить количество объектов или деталей картинки.

  «ПАРЫ КАРТИНОК» (с 5 лет).        Подберите 7-8 пар картинок, связанных по смыслу (дом – окно). Разложите их попарно перед ребенком, предложите внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты убрать картинки, оставив нетронутым левый ряд. Пусть ребенок, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»

        ЦЕЛЬ:         – развитие зрительной памяти;

                        – развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;

                        – развитие зрительного восприятия;

                        – развитие зрительного внимания;

– формирование навыков контроля и самоконтроля при выполнении заданий по схемам.

        МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

                        – разноцветные пластмассовые крышки от пластиковых бутылок;

                        – картонные карточки с планом-схемой;

                        – карточки с шифром (цифра – цвет);

                        – картонные карточки с полем на 9 или 16 квадратов (на каждого).

 «Запомни и повтори»

Вариант 1.

        Детям 4-5 лет предлагается образец, на котором в определенном квадрате ставится 1 колпачок (в середине, в углу): посмотри и запомни. Выложи так же на своей карточке. Усложнение: 2 и более колпачков.

Вариант 2.

Детям 5-7 лет предлагается план-схема на 4-5 секунд: посмотри и запомни. Переверни образец картинкой вниз. Выложи по памяти, учитывая цвет и расположение колпачков на карточке-образце. Сравни с образцом и проверь точность выполнения.

«ВНИМАНИЕ: УЗОР»

Автор: Никитин Б.П.

На листе бумаги нарисован узор. Покажите ребенку на 2-3 секунды посмотреть на него. После этого узор уберите и предложите ребенку нарисовать его по памяти в первом квадратике на полоске. Затем покажите следующий узор.

«ЗАПОМНИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА КАРТИНКЕ»

Ребенку показывают сюжетную картинку (можно использовать пазлы), просят внимательно ее рассмотреть 1-2 минуты и постараться запомнить, что на ней нарисовано, после чего картинку убирают. Ребенка просят рассказать, что было нарисовано на картинке, или ответить на вопросы, связанные с сюжетом картинки.

Вспомни, кого из животных ты видел на картинке? Какого цвета котенок?  Что висит на стене? Что расположено на столе? Какого цвета коврик на полу? Есть ли на картинке игрушка? Какая? Сколько цветочков в вазе?

Усложнение: увеличить количество объектов или деталей картинки.

Источник

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

                                                                       Память – это одно из необходимых условий

         развития интеллектуальных способностей ребёнка.

                                                                      По результатам исследования установлено,

                                                                         что у большинства людей зрительная память

                                                             является ведущим видом запоминания.

                                                               Хорошо развитая зрительная память –

                                                                              удивительный инструмент, который помогает

                                                                                    крохе освоить письмо, чтение и научиться

                                                                 лучше ориентироваться в пространстве.

Память – важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации.

В дошкольном возрасте, память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. С точки времени психического развития: не мышление, и в частности, не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка.

При ознакомлении малышей с предметами и явлениями окружающей жизни их основными помощниками становятся зрение и слух. Полученные зрительные образы запечатлеваются в памяти детей, создавая достоверную картину мира. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать слуховое и зрительное восприятие разных объектов, на его основе совершенствуя внимание, память. Особой работы требует зрительная память, которая в последующем оказывает важное влияние на интеллектуальное развитие малыша. Чтобы помочь дошколятам полноценно овладеть всеми приемами зрительного восприятия, необходимо знать, как правильно развить зрительную память у ребенка. Так же зрительная память очень связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, Вы способствуете развитию зрительной памяти, и наоборот.

Зрительная память – cпособность человека воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании в тех или иных целях.

ВИДЫ ПАМЯТИ
Можно разделить на 3 группы:

I. «Что запоминаем»

  • Образная: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная.
  • Словесно-логическая: механическая, осмысленная.
  • Двигательная.
  • Эмоциональная.

II. «Как запоминаем»

  • Произвольная память.
  • Непроизвольная память.

III. «Время, на которое запоминаем»

  • Ультракороткая память.
  • Кратковременная память.
  • Долговременная память.

Возрастные особенности

У детей процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного), всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без использования каких-либо специальных приемов для запоминания. Но так бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.

В 3-4 года формируется словесная память у детей, закладываются основы логики. К 3 годам сохраняются первые припоминания детских впечатлений, т.е. первые воспоминания взрослого человека, связанные с детством. Параллельно двигательная память становится основой навыков, формируемых в последующие периоды: движения рук при использовании ложки, при умывании, зашнуровывании ботинок или застегивании пуговиц, движения ногами при перешагивании через препятствия, беге, прыжках и т.д.

В 4-6 лет происходит замена механической памяти на смысловую. Разговорная речь способствует освоению навыков формирования целых словесных цепей и комплексов. Процесс запоминания изменяется. Память освобождается от опоры на восприятие. Постепенно формируется способность к воспроизведению (сначала непроизвольному, позже – произвольному) сохраненной информации. Дети осознанно пытаются управлять собственной памятью – самостоятельно запомнить и точнее воспроизвести удержанный материал.

В 6-7 лет дети способны оценивать возможности собственной памяти. Важную роль в этом играют личные воспоминания ребенка. За счет произвольного запоминания существенно изменяется структура памяти. Это проявляется в самостоятельной постановке ребенком определенной цели – запомнить/вспомнить. В процессе взросления увеличивается разнообразие и гибкость стратегий запоминания и воспроизведения информации. Благодаря накоплению большого практического опыта у детей повышается уверенность в себе, в собственных способностях.

Как тренировать зрительную память дошколят?

Это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти. Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно. Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами. Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком. Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

«Запомни картинку»

ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти.

Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

«Какой игрушки не хватает? »

ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти.

Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличив количество игрушек.

Ничего не убирать, только менять игрушки местами.

«Дверная скважина»

ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.

Для игры приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине листа вырезается отверстие в форме замочной скважины. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4—5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый видит лист в течение одной минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и педагог объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.

«Спички ‒ не игрушка, а тренировка»

ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.

Игры со спичками приносят большую пользу для тренировки зрительной памяти, внимания моторики. Такие забавы хороши тем, что не требуют длительной подготовки, их можно проводить в любом месте: на отдыхе, на прогулке, во время семейного досуга. Ведущий раздает всем игрокам небольшое количество спичек, затем бросает несколько из них на ровную поверхность. Игроки внимательно рассматривают получившуюся комбинацию, затем спички закрываются. Все пытаются повторить расклад спичек. Выигрывает тот, у кого получилось наиболее точно. Можно отметить победителя призом, особенно, если это ребенок. В дальнейшем количество спичек увеличивается, расклад усложняется. Забава при многократном повторении приносит хорошие результаты, а игровые элементы позволяют формировать произвольность действий.

«Пряталки»

 ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.

Ход игры: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.

Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.

Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.

«Что изменилось?»

ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и внимания.

Вариант 1.

   Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать  их.

Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2.

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закройте и предложите ребенку новый рисунок, на котором уже 7 предметов. Спросите его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

Упражнение  (динамическая пауза) «Мяч по кругу»

Задание: воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя,  ползущую  гусеницу  или  нахохленного  петуха).  Когда  движение выполнено  вы  кидаете  мяч ребенку,  у  которого  его  ещё  не  было.  Важно запомнить,  кто  вам  кинул  мяч  и  его  движение,  потому  что  когда  вы  будите возвращать  мяч,  вы  должны  будите показать  движение  человека,  от  которого получили мяч

Рефлексия.

Трудно или легко было выполнять задания?

Что больше всего запомнилось? Почему?

С какими трудностями столкнулись?

Игра «Найди отличия»
Игра «Запоминайте и описывайте внешность людей»
Игра «Рисуй по памяти» и т.д.

Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Зрительная память поможет и в рисовании, и в чтении – ребенок станет лучше ориентироваться в тексте, не будет допускать ошибок в школьных заданиях. И тем более важную роль зрительная память сыграет в момент, когда ребенок станет учить иностранные языки – именно опыт зрительного запоминания поможет ему быстро понять разницу букв и различных алфавитов.

Источник