Игры и игрушки в интеллектуальном развитий ребенка

Игры и игрушки в интеллектуальном развитий ребенка thumbnail

Игры и игрушки в интеллектуальном развитий ребенка

О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка нет никакого смысла. Все это правильно. Мы хотим подчеркнуть одну особенность детской игры, принципиально важную для развития детского интеллекта и креативности.

Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.

​​​​​​​​​​​​​​Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет для детского изучения.

Непременный спутник детства и важнейший инструмент игры – игрушка. С первых месяцев жизни она занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. Практически во всех культурах есть традиция подвешивать над кроватями младенцев различные игрушки. Вероятно, это связано с древним поверьем о том, что погремушки отпугивают злых духов. Конечно, об этой ее функции многие из нас давно забыли и сейчас погремушки вешают совсем с другими целями. Задача этих игрушек – расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями: формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек – предотвращать скуку и пробуждать и удовлетворять любопытство, давая пищу первым проявлениям исследовательской активности малыша.

Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей. Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями – смехом или плачем.

Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого прежде всего как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит.

Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка – коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения – поисковая активность.

Все как будто просто и легко объяснимо: ребенок реализует свою тягу к познанию, изучает устройство. Но вот беда! Обычно предлагаемая нами ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут так активно исследовать (разбирать, ломать и др.). А стремление ребенка включить игрушку в программу собственной исследовательской деятельности приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, закапывают в песок, разбирают, изучая устройство. Все это обычно приводит игрушку в негодность.

На первый взгляд может показаться, что есть простой способ решения проблемы: надо создавать игрушки, с которыми можно делать все, что угодно, в том числе – разбирать и собирать, игрушки, способные к трасформациям, к тому, чтобы можно было изучать их возможности и устройство, не приводя при этом игрушку в негодность. Это действительно путь решения проблемы, но технически он оказывается чрезвычайно сложным. Хотя если бы лучшие умы человечества вместо конструирования бомб и ракет занялись созданием таких детских игрушек, можно было бы надеяться на успех. А пока с такими игрушками у нас сложно.

Есть и альтернативные, и притом весьма продуктивные, пути:

  • давать ребенку минимум готовых игрушек;
  • стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам или в создании которых сам принимал участие;
  • пусть ребенок сам находит себе игрушки среди предметов, которые его окружают; таким образом мы должны признать за ребенком право включать в число игрушек все предметы, с которыми он вступает в контакт.

А вот с готовыми игрушками следует быть осторожными. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Во-первых, готовые, радующие глаз взрослого игрушки часто не позволяют ребенку реализовать свою поисковую активность, мобилизовать фантазию. Они интересны лишь первое время.

В ряде специальных исследований замечено, что большое количество игрушек таит в себе и опасность: рассеивается внимание. Когда вокруг ребенка много игрушек, это не столько стимулирует его активность, сколько подавляет. Ребенку бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном. Для того чтобы эффективно развивать у него нестандартное мышление и изобретательность вряд ли следует предлагать множество готовых игрушек.

Читайте также:  Развитие ребенка в годик как развивать ребенка

Многие наблюдательные педагоги и родители без подсказки исследователей знают, что часто дорогая, новая игрушка из магазина уступает в конкурентной борьбе за внимание ребенка простым стеклышкам или камешкам, деревянным брускам или неизвестного происхождения металлическим предметам, обломкам старой посуды или кускам поролона. Это не случайно – ребенок по своей натуре исследователь. Ему гораздо интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций, то, что может быть использовано в самых разных целях.

При этом витрины современных магазинов, продающих детские игрушки, способны поразить воображение любого взрослого. Естественно, что взрослые готовы тратить большие деньги, думая, что все это будет очень полезно и безумно интересно ребенку. Разочарование наступает быстро. В большинстве случаев ребенок уже через несколько минут игры теряет интерес к готовой игрушке, какой бы интересной она не казалась нам, взрослым.

Конечно, готовая игрушка делается профессионалами, часто высококвалифицированными, и кажется взрослым красивой и забавной, но она обычно имеет по меньшей мере два недостатка. Во-первых, она быстро исследуется ребенком. Изучаются все ее возможности, и это порождает утрату интереса к ней. Как отмечает С. Миллер: «Результаты наблюдений за тем, как играют дети, показали, что “сложность” игрушки, создающая у ребенка некоторые проблемы при игре с ней, прямо пропорциональна времени, в течение которого он будет играть с этой игрушкой». Во-вторых, такая игрушка нередко мало связана с реальным окружающим миром, что, оказывается, очень важно для ребенка. Но есть и другие примеры игрушек.

Так еще Марией Монтессори разрабатывалась серия игрушек, имитирующих предметы реального мира. Их можно трогать, бросать, открывать, закрывать, застегивать, вставлять внутрь друг друга и т. д. Сейчас таких игрушек множество. Все это замечательно, но даже такие игрушки далеко не всегда способны дать ребенку «радость достижения». В подавляющем большинстве случаев ребенок не хочет мириться со своим положением «маленького», он хочет, чтобы с ним обращались как с взрослым. Он стремится к настоящим, реальным трудностям и надеется в их преодолении на помощь взрослого.

Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать эту «радость достижения», детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из отдельных частей можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

Особое направление, как мы уже отметили, – это использование в игровых целях в качестве игрушек реальных предметов. Малыш с гораздо большим интересом и вниманием изучает реальные, окружающие его предметы, пытается использовать их в своих играх. Причем он может использовать предмет в игре и не по назначению: например, книга может пригодиться для строительства тоннеля; используя стол, можно построить замечательный дом, а диван легко превратить в самолет или пароход. Правда, все это обычно ведет к беспорядку в доме и потому раздражает взрослых, но для развития когнитивных способностей, интеллекта и креативности имеет чрезвычайную ценность.

​​​​​​​​Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне, выступает важным фактором стимулирования игровой активности ребенка. Давно доказано, что и у людей, и у животных монотонная среда обычно вызывает дискомфорт. Повторение чего-либо (предметов, звуков и т. д.) неизбежно приводит к снижению эффективности решения задач, требующих внимания. Продолжительность и интенсивность игр ребенка, в которых он реализует свою поисковую активность, зависит не только от его умений, но в большей степени определяется возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой.

Особенно привлекательны для ребенка игры, в которых активно используется его стремление к новизне Новые, случайно обнаруженные эффекты увлекают, вызывают интерес. Новизна события очень важна для ребенка. В отличие от взрослого он часто не может сосредоточиться на одном из них. Поэтому дети не могут долго играть в одну и ту же игру, долго играть с одной игрушкой или заниматься одним делом (рисовать, конструировать и др.).

Источник

Зульфия Сабитова
Родительское собрание «Развивающие игры и игрушки как средство интеллектуального развития детей»

Тема: «Развивающие игры и игрушки как средство интеллектуального развития детей»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Участники: воспитатели, родители

Форма проведения: круглый стол.

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на интеллектуальное развитие наших детей. Это очень важная тема, так как ведущей деятельностью ваших детей этого возраста является ИГРА.

И эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых.

Мы тоже немножко поиграем с вами сегодня. Начнем с игры с мячом. Вы должны будете поймать мяч и ответить на мой вопрос.

Игра с мячом.

Вопросы:

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

Читайте также:  Влияние среды на развитие ребенка выготский

6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8. Какие игрушки любимые у ребенка?

9.Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Молодцы, что справились с этой игрой.

4. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей

(ответы родителей)

Обобщение:

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым, играя с ребенком, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играйте с ним на равных.Следите за своей речью: ровный спокойный тон вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают.

Сюжетно-ролевая игра с родителями.

А теперь мы поиграем по-настоящему. Я предлагаю вам разделиться на 2 команды. Родители обоих команд должны продемонстрировать игру с ребенком. В каждой команде выбирается «мама» и «ребенок». «Мама» должна вовлечь «ребенка» в игру. В конце игры «мама» просит «ребенка» собрать игрушки на место.

Игры: «Парикмахерская» и «Больница».

Ситуации для анализа

1 команда

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад,с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

• Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.

•Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

• Не-е-е. Я их сейчас расстреляю!

• Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

• За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.

• Атак, ни за что. Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.

• Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.

• Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

• Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.

• А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например.

• А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям.

1. Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?

2. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

2 команда.

Однажды Слава предложил ребятам,играющим в семью:

• Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.Ира возразила:

• Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

• И пить вино это плохо, добавляет Женя.

• Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает. убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя,добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Вопросы родителям.

1. Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

2. Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия:

Мы хотим выслушать ваше впечатление от родительского собрания и какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

– Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя,дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Мы хотим вам раздать вот такие буклеты.

Обсуждение текущих вопросов.

Источник

«Роль дидактической игрушки

в интеллектуальном развитии

детей раннего возраста»

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., представляют собой специально составленный набор пред­метов с запрограммированными свойствами. Задача взросло­го — с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сорти­ровка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок: должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в дру­гих — на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т.д.

Трудно переоценить значение первых предметных игр ма­лыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными кол­пачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидакти­ческую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действо­вать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как со­единение, разъединение, проталкивание, нанизывание предме­тов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, срав­нения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Занятия с дидактическими игруш­ками развивают познавательную активность детей. Например, откры­вая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свой­ства предметов (большой – маленький), их качества (твер­дый – мягкий; легкий – тяжелый), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо). Ре­бенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрас­но прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя про­катывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью.

Читайте также:  Сензитивные периоды и их влияние на развитие ребенка

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимос­тью запоминать и воспроизводить способы действий, кото­рые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игруш­кой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сфе­ру, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что занятия с дидакти­ческими игрушками, различные действия с ними направле­ны на решение широкого круга воспитательных и обучаю­щих задач:

1) умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психи­ческих функций;

2) развитие ориентировки в различных свой­ствах предметов (цвет, форма, величина, положение в про­странстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.);

3) развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;

4) развитие познавательной активности (любо­знательность);

5) воспитание волевых черт характера (уме­ние не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного ре­зультата и т.п.).

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, по­лусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназна­ченные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.

2. Игрушки для прокатывания, а также на группи­ровку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, па­раллелограммы и пр.).

3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкла­дышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначен­ные для вкладывания и накладывания, составления одноцвет­ных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориенти­ровки.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкла­дывания и выкладывания,для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они исполь­зуются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или несколь­ким свойствам.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4—10 см): куколки,машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, ва­зочки или природный материал – шишки, желуди, листья и пр.

На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особен­ностей предмета. Например, взяв в руку шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и как бы упо­добляя форме предмета Другие игрушки, имеющие грани, ребенок обхватывает сбоку, фиксируя грани напряженными кончиками пальцев.

Уподобление руки предмету при схватывании, фиксиру­ющее его форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка»; глаз учит руку — рука учит глаз. Так вос­приятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и простран­ственной ориентировкой. Ребенок учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необхо­димо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию си­туации в целом. Постепенно эти представления становятся знаниями и переходят в мысленный план, но это случится значительно позднее. На втором году жизни происходит лишь накопление чувственного опыта в процессе практических дей­ствий с предметами, обладающими самыми различными свой­ствами. Так у ребенка формируется первоначальный круг зна­ний о предметной деятельности.

Эти начальные знания о свойствах предметов и отноше­ний будут уточняться и качественно меняться весь последу­ющий период обучения ребенка в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции) малыш получает пер­вый опыт практических действий с предметами. Второй год жизни становится как бы «точкой отсчета» в систематиза­ции элементарных знаний об окружающем мире.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сооб­разительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены на ре­шение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности. Они по­могают:

1) сформировать практический опыт действия в за­висимости от объективных свойств предметов;

2) выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы;

3) осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи;

4) ввести элементы «экспе­риментирования»;

5) обратить внимание на техническое вы­полнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости;

6) обогащать смысловое содержание дей­ствий с предметами соответственно возрастным возможно­стям ребенка.

Следовательно, занятия с дидактическими иг­рушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпач­ков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.

Литература:

  1. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 168 с.

  2. Зворыгина, Е.В., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова. – М.: Просвещение, 1985,. – 144 с.

  3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2011.

  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2005. – 424с.

Источник