Игры для зона ближайшего развития ребенка

Игра и «зона ближайшего развития» детей 6 – 7 лет.

«Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведёт развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть им всеми основными сторонами своей психической деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Все это возможно только в том случае, если процесс обучения будет строиться с учётом условий, определяющих его развивающий эффект.

Возрастные мотивационные изменения у младших школьников таковы, что первоначально преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, далее появляется интерес к результатам учебного труда и лишь позже, при наличие благоприятных условий, формируется учебно-познавательная мотивация как интерес к процессу, содержанию учения, и еще позднее – к способам добывания знаний.

Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Главным в подготовке к систематическому обучению Л.А. Венгер, А.Л. Венгер считают условия, в которых находится ребёнок. Возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребёнка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных интересов общества. Основные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на конкретной возрастной стадии обуславливаются ведущей деятельностью, которой является игра. Именно она подготавливает его переход на новую более высокую ступень развития. Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

Значение и роль игры в жизни дошкольников, убедительно показана в трудах психологов советского периода (Н. Г. Морозова, З. М. Истомина, З. В. Мануйленко, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Т. О. Гигиневская, А. Н. Леонтьев.). Справедливость этого утверждения была доказана целым рядом экспериментальных работ, подтверждающих  «что в игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется». «Отношение игры к развитию, как отмечал Л.С. Выготский, – следует сравнивать с отношением игры к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра – источник развития и создаёт зону ближайшего развития. … По существу, через игровую деятельность и движется ребёнок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребёнка».

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма  воспитания» – эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской.

Д.Е. Эльконин характеризует дошкольное детство как период возникновения и расцвета игры в возрасте от 5 до 7 лет, особенно выделяя ролевую игру. Именно она, благодаря условности действия и знаковому характеру вовлекаемых в неё предметов, становится основным содержание деятельности ребёнка, своеобразным моделированием социальных отношений между людьми. В игре ребёнок познаёт, что значит быть взрослым, в то же время, понимая, что он ещё не взрослый. «Благодаря особой игровой технике возникают опосредованные знаками произвольные формы поведения. Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно».

Игра в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Она способствует развитию воображение у ребёнка, а также формирует обобщенные переживания и осмысленные ориентации в них. Именно  игра формирует первичную смысловую направленность и мотивы человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления. Формируется новообразование – соподчинение мотивов, то есть «внутренняя позиция».

Дидактические игры и игровые приёмы при постановке учебных задач можно назвать игровыми формами обучения. Их использование для формирования мотивационной готовности состоит в том, «чтобы облегчить переход к учебным задачам, представленным в «чистом» виде, сделать его постепенным».

Важно учитывать, что удельный вес игровых и собственно учебных форм в процессе развития  ребенка должен меняться. Если первые вначале преобладают, то затем ведущее место занимают вторые. «По мере такого сдвига будет возрастать уровень произвольности поведения ребёнка, его готовность учиться». «К концу дошкольного возраста на основе ролевой игры, как отмечает Д. Б. Эльконин,- развиваются разнообразные игры с правилами; их освоение имеет важное значение для подготовки к школьному обучению, которое всё пронизано разнообразными правилами. В игре ребёнок становится личностью». [55.97]

Многосторонне описана игра Аникеевой Н.П., она рассматривает игру как, психологическое явление, как средство воспитания, познания, психотерапии, как средство изучения детского общения. Аникеева Н. П. обращает внимание на игровой стиль как особый стиль отношений между взрослыми и детьми.

Основное место в подготовке ребёнка к школе, по мнению В. С. Мухиной, занимает организация игры и продуктивных видов деятельности. «Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складываются иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений».

В процессе общения с взрослыми людьми в связи с усвоением речи, развивается воображение ребёнка. Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности  и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать. Воображение – необходимый элемент игры. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Дающие, богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребёнку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость), ребёнок учится производить необходимые оценки и сравнения.

Обучение детей видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания – все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности. Все это ещё раз подчеркивает, что обучая ребёнка писать и считать в дошкольном возрасте, необходимо учитывать его ведущую деятельность – игровую. И обучение следует проводить в непринуждённой обстановке, в игровой форме.

Новые виды деятельности возникают и дифференцируются внутри ведущей деятельности. В ней же формируются или перестраиваются отдельные психические процессы. Основные личностные новообразования, так же зависят от ведущей деятельности.

К личностным новообразованием в дошкольном возрасте относится и мотивационная готовность к школе, состоящая  из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольной организации поведения и деятельности. Напротив, отсутствие учебной мотивации при выполнения заданий проявляется в слабом развитии произвольности.

Все указанные выше компоненты психологической готовности к школе, по мнению Гуткиной Н.И., возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка – дошкольника, которое подразумевает, что малыш много играет сам, а так же со сверстниками и взрослыми. «В арсенале игр должны быть и сюжетно – ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на  игрушечных инструментах…». [21.131]

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение с взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Исследования Е.Е.Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности, учитывать возрастные особенности ребенка, использовать игры с правилами.

Для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а, следовательно, характерны трудности в обучении.

«Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему окружающему, ребёнок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и писать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые. И всё это происходит естественно, без надрыва в виде специальных уроков, что совершенно неадекватно для психического развития дошкольника».

Готовность, как определяет её Л.Ф. Обухова, – заключается, в том в какую деятельность включены умения читать, писать и считать ребёнка в дошкольном возрасте. Л.Ф. Обухова пишет: «Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда, первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счёт. Владея ими, ребёнок может ещё не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности».

Кроме того, существуют исследования, показывающие, что систематическое обучение детей в старшем дошкольном периоде приводит к задержке у них развития учебной мотивации. В исследования М. Р. Гинзбурга показано, что у детей шестилетнего возраста, посещающих подготовительную группу детского сада, игровые мотивы менее развиты чем у детей того же возраста, окончивших нулевой класс школы.

Проведённые исследования Н. И. Гуткиной в начале 90-х годов прошлого века учеников-шестилеток первого класса на предмет выраженности у них познавательной мотивации показало, к концу года игровой мотив начинает доминировать над познавательным. «Таким образом, систематическое обучение детей шестилетнего возраста не только не способствуют развитию у них познавательных мотиваций, являющейся составной частью учебной мотивации, но, наоборот, приводит к усилению игровой мотивации».

Аналогичные результаты показаны в дипломной работе Е. А. Кудрявцевой, выполненной под руководством Е.И. Захаровой на психологическом факультете МГУ. Эксперимент показал, что познавательная потребность  тормозится в неадекватной для дошкольного возраста деятельности. Результаты данных исследований рассматривались с точки зрения влияния ведущей деятельности, то есть игры, на психическое развитие детей в дошкольном возрасте.

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Но, несмотря на то, что в разные времена характер их взаимоотношений кардинально менялся, существует довольно строгая и важная закономерность, которую необходимо не только знать и учитывать в своей деятельности педагогу, но и уметь реализовать в обучении.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка            и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

Необходимо учитывать, что в жизни труд, учение и игра часто взаимно переплетаются, эти виды деятельности рассматриваются  как основные  условия формирования сознания личности. Так, в игре немало элементов учения, а в учении – труда. В свою очередь и в труде, как правило, содержатся элементы учения. Но как бы тесно, ни переплетались игра, учение и труд, они все-таки имеют свои существенные различия. Каждый вид деятельности определяются своими целями и способами их достижения.

Общим же для игры, учения и труда является то, что для удовлетворения своих потребностей человек должен овладеть отношениями между людьми, вещами и явлениями окружающего мира, спецификой своей деятельности.

Таким образом, единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что психические процессы формируются и развиваются в деятельности: такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

  1. Айзман Р.И. Подготовка к школе. [Текст] Томск,  1994, 107 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -[Текст]  М., МГУ, 1999. – 148 с.
  3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // [Текст] Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. – 98 с.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; [Текст] Воронеж, 2005. – 164 с.
  5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе //[Текст]  Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19-25
  6. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении //[Текст]  Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56-61.
  7. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // [Текст] Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 96 с.
  8. Венгер Л. А., Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. Готов ли ваш ребёнок к школе? –[Текст] М.: Знание, 1994. – 192 с.
  9.  Венгер А.Л.  Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. [Текст]  – М.: Владос – Пресс,2003, 160 с.
  10. Венгер Л.А. /Мухина В.С. Развитие мотивов  и формирование самосознания. [Текст]  М.:Просвящение. – 1998. 352 с.
  11. Венгер Л.А./ Мухина В.С. Развитие мотивов и формирование самосознания. [Текст]  М.: Просвещение. 1998. 352 с.
  12.  Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика. Под ред. И.С. Ладенко. [Текст]  Новосибирск, 2006. 145 с.

Источник

1. Понятие о «зоне ближайшего развития»

Понятие о зоне ближайшего развития является основой развивающего обучения. Понятие зоны ближайшего развития было введено Выготским. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

При этом Выготский выделяет основной методологический принцип изучения и практического использования зоны ближайшего развития: то, что сегодня ребенок не может сделать сам, но делает с помощью взрослого, это и есть его зона ближайшего развития. На основании такого понимания психологической сути зоны ближайшего развития Выготский сделал два очень важных вывода:

1)только то, обучение является хорошим, которое ведет за собой развитие;

2) то, что ребенок делает сегодня с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно.

Учитывая эти выводы, была разработана программа психологического сопровождения групп кратковременного пребывания МБУДО ЦРТДиЮ г. Нерюнгри.

2. «Зона ближайшего развития» в дополнительном образовании

Данные группы посещают неорганизованные дети, т.е. те дети, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад. Данная категория имеет свои особенности:

  • особенности эмоциональной сферы;
  • особенности здоровья;
  • особенности семейного воспитания;
  • религиозные предпочтения;
  • билингвизм.

В начале и конце учебного года в группах кратковременного пребывания проводится  диагностическое обследование –психологическое и педагогическое выявляющее уровень развития ребенка. Данные диагностического обследования заносятся в карту развития ребенка и анализируются “по вертикали” и “по горизонтали”.

“По горизонтали” педагоги определяют сильные и слабые стороны каждого воспитанника, которые сравниваются с нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения, намечаются пути работы на занятиях и семье, по необходимости разрабатывается «индивидуальный маршрут».  Данная информация становится содержанием контактов с семьей ребенка, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в индивидуальном порядке.

“По вертикали” педагоги определяют сильные и слабые стороны развития всей группы в целом, проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования, выявляют наиболее характерные для конкретной группы недостатки, исправлением которых занимаются в ходе дальнейшей работы.

Для организации индивидуальной и подгрупповой работы дети были поделены на три категории – по степени сложности выявленных недостатков.

В первую категорию  вошли дошкольники с наибольшим количеством недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям развития), которые требовали самого пристального внимания, систематической подгрупповой и индивидуальной работы.

Во вторую категорию  вошли дети билингвы – требующие особого подхода к работе с ними.

В третью категория  вошли дети, у которых развитие происходит в пределах нормы.

При подобном распределении детей все педагоги занимаются со всеми категориями, однако, работа с каждой из них разная.

С детьми первой подгруппы  – проводятся индивидуальные занятия психологом, педагоги на своих занятиях используют дифференцированный подход, который позволяет спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня развития каждого ребенка, деля их на подгруппы, а также проводятся консультации с родителями.

С детьми второй подгруппы – работают в комплексе психолог, педагоги.

С детьми третьей подгруппы – проводится работа по подгруппам с использованием индивидуального подхода на групповых занятиях, подготавливаются рекомендации для родителей.

Для того что бы работа строилась наиболее эффективно, были разработаны инструменты для качественного формирования «зоны ближайшего развития». Эти инструменты имеют под собой основу, строящуюся на педагогических идеях Выгодского, которые выразились в определенных приемах  воздействия на детей:

  •  раскрытие потенциала ребёнка в максимальной степени;
  • построение максимально теплых взаимоотношений  между ребенком, его родителями и  педагогическим персоналом;
  • развитие основных компетенций через игру, а не «через надо».

3. Средства формирования «зоны ближайшего развития.

В нашей практике мы используем следующие средства формирования «зоны ближайшего развития»:

  1. Создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний педагогами – Проведение консультационных занятий по психологическому сопровождению образовательных программ. Дискуссионные площадки по волнующим педагогов темам. Тренинги психологического роста. Теоретические и практические семинары по повышению профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Учебно-практические семинары.
  2. Обогащение знаний родителей о закономерностях психологического воспитания и развития детей дошкольного возраста – проведение лекториев для родителей по программе «Дружная семья».
  3. Сравнение достижений ребенка с его предыдущими достижениями – ведение портфолио ребенка на протяжении всего периода обучения и разработка индивидуального маршрута.
  4. Проведение занятий по модифицированным и авторским программам, с использованием интеграции разных образовательных областей. Спортландия – шахматы и спорт, Говоруша – сказка и развитие речи. Волшебная радуга –
  5. Создание сенсомоторной среды. Дети на занятиях, а также в свободной деятельности выполняют разные задания со специально подобранным материалом: купание в «сухом бассейне», поиск игрушки в фасоли, составление рисунка из пробок и др
  6. Использования на занятиях и на переменах дидактических игр (или игр по намеченным правилам). Каждый педагог подбирает игры, которые помогают ему решать задачи, поставленные на занятии.
  7. Применение современных технологий  в том числе использование ИКТ – проведение занятий и мероприятий  с использованием интерактивной доски,  показ видеофайлов на компьютере в процессе психолого-педагогической работы.

4. Результаты работы по применению средств формирующих «зону ближайшего развития».

В конце года проводится заключительная диагностика, которая показала, что проводимые мероприятия на протяжении всего образовательного периода дают положительную динамику по всем основным психологическим параметрам:

  • Готовность к школе, начало года – 33%, конец года – 95%.
  • Уровень самооценки, начало года – 39%, конец года – 95%.
  • Уровень мотивации к обучению, начало года – 54%, конец года –81%.
  • Уровень эмоциональной комфортности, начало года – 55%, конец года – 99%.

Выводы: опираясь на теоретические обоснование Л.С. Выгодского о зоне ближайшего развития ребенка, можно выровнять стартовые возможности неорганизованных дошкольников и подготовить их к регулярному школьному обучению.

Библиография

  1. Выгодский Л.С. психология развития ребенка. Режим доступа:  https://www.studfiles.ru/preview/4583981/ ;
  2. Развитие детской психологии в трудах Л. С. Выгодского. Режим доступа: https://doshkolnuk.com/razvitie-detskoj-2;    
  3. Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выгодского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии. Режим доступа: https://refdb.ru/look/1519117.htm.

Источник