Игры для умственного развития ребенка

Людмила Тимонина
Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте

Интеллектуальные игры.

Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание:

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.Варианты построения цепочки:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).

Интеллектуальные игры.

Игра «Математический планшет»

Цель. Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию,а также развитию творческих способностей.

Краткое описание:

В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.

Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Интеллектуальная игра.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель. Закреплять знания о геометрических фи-гурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способ-ствовать развитию интеллектуальных способностей.

Краткое описание:

Предложить детям разложить вырезанные гео-метрические фигуры по группам:

по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)

по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадра-ты, большие и средние квадраты и т. д.)

по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)

выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.

Предложите игрокам выложить из геомет-рических фигур любое изображение.

Интеллектуальная игра.

«Запоминай-ка»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произ-вольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление

Краткое описание:

В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить,что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравне-нию с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картин-кам.

Интеллектуальная игра.

Игра «Опасные предметы»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление

Краткое описание:

Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям опреде-лить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя,если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать,толкать человека, ес-ли он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться

Интеллектуальная игра.

Игра «Признаки»

Цель. Учить детей определять одинаковые при-знаки у разных предметов, развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходя-щих и присоединит так, чтобы они логически до-полняли центральную карточку. Количество круг-лых карточек-заданий следует увеличивать посте-пенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее спра-вится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Что из чего сделано»

Цель. Закреплять знания детей о различных материа-лах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходя-щих и присоединит так, чтобы они логически до-полняли центральную карточку. Количество круг-лых карточек-заданий следует увеличивать посте-пенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее спра-вится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Викторина первоклассника»

Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать ско-рость мышления.

Краткое описание:

Игроки ходят по очереди, установленной по догово-ренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переме-стив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.

Интеллектуальная игра.

Игра «Подбери картинку»

Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание,память, мышление

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Читайте также:  Как влияет психическое состояние ребенка на его развитие

Интеллектуальная игра.

Игра «Угадай животных»

Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Откуда хлеб на столе?»

Цель. Учить последовательно выкладывать сю-жетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.

Краткое описание:

Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб).Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления по-следовательности картинок. Далее дети самостоя-тельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить лю-бую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки це-почки.

Интеллектуальная игра.

Игра «Веселый багаж»

Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.

Краткое описание:

Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке.У каждого игрока есть 4 действия:

посмотреть любую карточку;

положить ее на место ;

не глядя переложить одну карточку на место другой;

менять местами можно только по 2 карточки.

Действия можно комбинировать по разному, глав-ное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.

Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.

Методические указания.

Если вы просто смотрите карточку, она остается ле-жать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.

Интеллектуальная игра.

Игра «Прочитай словечко»

Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Краткое описание:

На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая вы-полнила задание первой, читает слова и становится победителем.

Интеллектуальная игра.

Рассказ «»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким го-лосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать,сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим,кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела,дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим,кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «то-неньким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она,бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кош-ка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Вос-питатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос,говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети под-ражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а го-ворили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

Источник

Ирина Горбунова
Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей

Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей.

Игры и упражнения для детей старшей группы

Найди игрушку

В игре могут принимать участие 10— 16 человек.

Дидактическая задача.

Учить ориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты.

Материал.

1. Фланелеграф или магнитный мольберт.

2. Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольников, 16 маленьких квадратиков, обозначающих стол воспитателя, детские столы и стулья в групповой комнате.

3. Игрушечный волчок или любая другая игрушка.

Читайте также:  Нужна ли школа раннего развития ребенку

4. Маленький красный кружок, с помощью которого на плане отмечается, куда спрятана игрушка.

Ход игры. Воспитатель сидит за своим столом, дети — за маленькими столами.

Педагог при участии детей выкладывает на фланелеграфе или магнитном мольберте план групповой комнаты. Обозначив окна и двери, помещает на определенное место большой прямоугольник — свой стол, далее — маленькие прямоугольнички и квадратики — детские столики со стульчиками (при этом педагог называет имена детей, сидящих за каждым столиком).

Поэлементное выкладывание вводится с целью облегчить ориентировку дошкольников среди идентичных объектов, которыми являются маленькие столики.

Затем один из детей выходит за дверь, а воспитатель вместе с осталь-ными играющими прячет игрушку (например, волчок) и делает на плане отметку красным кружком. Пользуясь этой отметкой, водящий отыскивает игрушку.

Водящими по очереди становятся все дети.

Примечание. При отсутствии фланелеграфа или магнитного мольберта, может быть использован план, который воспитатель рисует на листе бумаги при детях.

Чье это место?

В игре могут принимать участие 10— 16 человек.

Дидактическая задача. Учить ориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты.

Материал.

1. Фланелеграф или магнитный мольберт.

2. Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольничков, 16 маленьких квадратиков, 2 маленьких красных кружка.

Ход игры. Проводится в той части групповой комнаты, где находятся стол воспитателя и два ряда детских столов со стульями. Сначала воспитатель вместе с ребятами выкладывает на фланелеграфе или магнитном мольберте план комнаты (см. описание игры «Найди игрушку»). Затем отмечает кружочком место одного из детей и предлагает ребенку, сидящему на этом месте, встать.

Вариант игры («Поменяйтесь местами», Воспитатель отмечает на плане два места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.

Примечание. Игра «Поменяйтесь местами» может проводиться после игры «Чье это место?», если последняя не вызывает у дошкольников затруднений.

«Секреты»

В игре могут принимать участие 2— 6 человек.

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться по плану в реальном пространстве участка детского сада.

Вариант I.

Материал.

1. План участка детского сада, на котором проводится игра. На плане схематически изображены находящиеся на участке предметы: песочница, клумба, качели и т. п. Кроме того, в план могут включаться имеющиеся на участке песочные или снежные постройки. Всего должно быть 9—10 предметов.

2. Игрушки-«секреты», которые должны быть спрятаны.

3. Красные кружки, которыми на плане отмечаются места расположения «секретов».

Ход игры. Взрослый показывает план участка и вместе с детьми устанавливает соответствие изображений на плане реальным предметом. Затем педагог говорит, что на участке спрятаны игрушки-«секреты», а на плане красными кружками обозначены места, где они находятся. Двум-трем детям предлагается отыскать эти «секреты». Каждый ребенок выполняет свое задание (по своему кружку).

Выигрывает тот, кто быстрее всех отыщет свой «секрет».

Вариант II.

Материал.

1. Общий план двух смежных участков детского сада (своего и соседней группы, на котором схематически изображено 10—12 предметов: беседки, песочницы, веранды, столы и т. д.

2. Игрушки-«секреты», которые должны быть спрятаны.

3. Красные кружки, которыми на плане отмечаются места расположения «секретов».

Ход игры такой же, как и в предыдущем варианте.

«Перевертыши»

Игра проводится по подгруппам в 4- 6 человек.

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

1. Наборы карточек по 8-16 штук, одинаковые на каждого ребенка.

В каждом наборе должно быть 4 одинаковые карточки. Например, если набор состоит из 8 карточек, то в него входят 4 карточки с одним изображением и 4 с другим. Каждое изображение расположено таким образом, что – бы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

2. Карандаши.

Ход игры.

Воспитатель раздает карандаши и наборы карточек, предлагает поиграть в игру «Перевертыши». Объясняет ее правила. На карточках изображены фигурки. Каждую из них можно превратить в любую картинку. Для этого к каждой фигурке можно пририсовать все, что угодно, но так, чтобы получалась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.

Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, педагог дает образец (для показа лучше выбрать фигурку, которой нет на карточках у детей). Например, воспитатель может показать детям, как прямоугольник превратить в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель, придав прямоугольнику вертикальное положение, воспитатель показывает, как его можно превратить в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т. д.

Когда дети выполнять задание – закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками – педагог предлагает взять карточки с другой и т. д.

Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки.

Сочиняем сказку

В игре принимает участие вся группа.

Читайте также:  Параметры диагностики нервно психического развития ребенка

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.

Материал. Разноцветные кружки (каждому ребенку — по 3 кружка, разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться).

Ход игры. Воспитатель раздает детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по два, при следующих —- по три. Кружки у всех детей разного цвета, например у одного — красный, коричневый и желтый, у другого — синий, зеленый и желтый, у третьего — белый, красный, зеленый и т, д.

Педагог говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый сочинит сказку про своего героя.

Каждому ребенку надо посмотреть на свои кружки, придумать, кого они могут обозначать, и сочинить про них историю. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными.

Воспитатель дает дошкольникам на обдумывание 5—7 минут и начинает опрос. Выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.

Если дети затрудняются при выполнении задания, педагог дает образец сказки, обращает внимание на соответствие персонажей цвету кружков, на соблюдение структуры сказки (зачин, кульминация, развязка, на оригинальность происходящих событий.

Упражнение можно проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребенка.

Кому что нужно?

Упражнение можно проводить по подгруппам в 5—7 человек и со всей группой.

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении образы предметов и ситуации на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Несколько больших картин со схематически изображенной ситуацией. Под каждой ситуацией — несколько схематически изображенных предметов. Например:

1. Мальчик, сидящий за столом. Под этим изображением нарисованы круг, прямоугольник, палочка, человечек.

2. Двое детей. Под этим изображением нарисованы круг, палочка, животное, человечек.

3. Девочка в лесу. Внизу — схематическое изображение домика, животного, гриба.

4. Мальчик в доме. Внизу — схематическое изображение животного, человека, машины, книги (прямоугольник).

5. Девочка во дворе. Внизу — схематическое изображение машины, человечка, шарика.

Ход игры. Воспитатель показывает детям одну картину и говорит: «Перед вами неоконченная картина. Надо придумать и рассказать, кто здесь нарисован, что он (она) делает. Для этого надо использовать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу».

Дети по очереди выбирают одно из маленьких схематических изображений под картиной, придумывают, что это такое, и составляют рассказ. Например, если ребенок выбирает в первой картине изображение круга, то он может рассказать, что мальчик сидит за столом, перед ним тарелка и т. п. Можно придумать иначе: перед мальчиком стоит чашка и он пьет чай и т. д.

Педагог должен ориентировать детей на создание разных историй по одному и тому же схематическому изображению под картиной.

На одном занятии следует разобрать одну картинку с одним набором схематических изображений.

Разные постройки

Игра проводится по подгруппам в 5—6 человек.

Дидактическая задача. Учить детей варьировать в воображении образы предметов.

М а т е р и а л. Каждому ребенку дается по три одинаковых комплекта, состоящих из 4—5 деталей строителя (например, в один комплект могут входить два кубика, брусочек, две треугольные призмы). Важно, чтобы у одного и того же ребенка комплекты повторялись полностью.

Ход игры. Дети рассаживаются за столиками. Каждому ребенку воспитатель дает по три одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас они будут сооружать разные постройки. Каждый ребенок может сделать три разные постройки.

Дети, начинают строить. Если они затрудняются при выполнении задания, воспитатель дает образец различных построек из одних и тех же деталей, например из брусочка и двух кубиков сооружает дом, кукольный диван, машинку, ворота и т. д.

После того как все выполнят задание, педагог вместе с детьми рассматривает постройки и отмечает те, где наиболее интересно использованы детали.

Игру можно повторить, предложив для построек другие комплекты деталей.

Шоферы

В игре принимает участие вся группа детей.

Дидактические задачи. Учить придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации.

Учить рассказывать о воображаемых событиях.

Материал. Рули для «шоферов», стульчики, изображающие машины.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы поиграем в игру «Шоферы». Я буду диспетчером. С каждым шофером могу связаться по радио, каждый из своей машины может ответить на все мои вопросы. Садитесь с свои машины». Затем говорит озадаченно: «Уже вечер, а мне только что сообщили, что завтра на рассвете на дальнее поле необходимо отправить много больших машин грузить зерно. Поедут все. Путь очень сложный, уже темно, придется ехать по лесу, затем по полю, по самому краю речки, по деревне. Надо отправляться сейчас же. Пока вы будете ехать, я все время суду с вами держать связь».

Педагог задает вопросы в зависимости от той конкретной ситуации, с которой тот или иной ребенок находится: «Какие пункты проехали?», «Что видно впереди?», «Не надо ли отдохнуть?», Хватит ли бензина?» и т. д.

Источник