Игры для речевого развития ребенка

Марина Мироненко
Игры на развитие речи

В своей работе с детьми я стараюсь использовать дидактические и словесные игры. Так как одной из важных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике.

Среди многих основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Картотека игр:

«Солнечные зайчики»

Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика,произнося стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне,

Ну, лови, лови скорей,

Вот он светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене.Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.

«Досказалка»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.

Как играем:произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко – на плите сбежало моло. (ко).

Ща-ща-ща – зеленая ро. (ща).

Чу-чу-ну – педаль кру. (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например,ребенок говорит: «Ло-», —вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем:продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется,предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

«Общие слова»

Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…

2.Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

«Цветные предложения»

Цель: развитие восприятия, мышления и речи.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом, выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

«Назови ласково»

Цель: учить детей использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы в речи.

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей,а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

«Какая бывает собака?»

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди.

Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п.

«Кто больше?»

Цель: учить детей называть свойства предмета с помощью прилагательных.

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например мяч – круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот – мягкий, шершавый.

Машинка – большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)

Задание детям:

1. Кто больше перечислит свойства предмета.

2. Кто больше назовет возможных действий с предметом.

(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

«Шаги»

Цель: расширять словарный запас, развивать речь.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Цель: продолжать знакомство с профессиями, развитие связной речи.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

1 вариант:Задаем вопросы: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант:Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант. Придумываем загадки.Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру?И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Путаница»

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

“Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать”.

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой –

У апельсина цвет. голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака. мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две. курицы.

Известно каждому ребенку –

Корова – мама …жеребёнка.

«Отгадай слово»

Цель: развитие внимания, логического мышления, развитие речи.

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу: «Лоша…»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки – кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.

«Лошадки и поезд»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, развитие внимания.

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила. «Когда скачут лошадки,то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд,колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

Игра повторяется 3 раза.

Источник

Речевая игра  «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель:  Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Речевая игра  «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

Цель:  Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры:  Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.

 Свежая газета – новая, только что купленная.

 Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

Цель игры: Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры:  Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Речевая игра  «ИЩИ»

Цель:  Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры:  Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

Речевая игра  «ПРИДУМАЙ САМ»

Цель:  Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Читайте также:  Развитие ребенка в процессе беременности

Ход игры:  Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры:  Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки».

Дети находят противоречия в предложениях.

Речевая игра «ИГРА В ЗАГАДКИ»

Цель:  Расширять словарный запас детей.

Ход игры:  Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Речевая игра  «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель:  Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры:  Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч. И т.д.

Речевая игра «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»

Цел:. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Речевая игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»

Цель:  Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» – и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» – и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

Речевая игра  « КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры:  Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

Речевая игра  «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель:  Расширять словарный запас детей.

Ход игры:  Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).

                                     Речевая игра «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры:  Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы – …(клюквенный кисель).

Суп из овощей – …(овощной суп).

Пюре из картофеля –  …(картофельное пюре). И т.д.

Речевая игра «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

Цель:  Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры:  Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.

Речевая игра  «НАОБОРОТ».

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением

( далёкий – близкий, высокий – низкий).

Речевая игра  «ДОБАВЬ СЛОГ»

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).

Речевая игра    «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

Цель:  Учить подбирать синонимы.

Ход игры:  Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению  (напрмер,  стужа – мороз).

                                        Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

                     (И.Лопухина)

–  Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

                                Речевая игра «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель:  Развивать фразовую речь.

Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.

Речевая игра  «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры:  Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

                              Речевая игра  «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель:  Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры:  Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

Речевая игра  «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель:  Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры:  Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» – и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.

                                           Речевая игра «ГДЕ Я БЫЛ?»

Цель:  Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.

Ход игры:  Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).

– А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.

                                  Речевая игра  «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».

Цель:  Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры:  Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).

                                    Речевая игра   «ЧТО НЕВЕРНО?»

Цель:  Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Ход игры:  Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет,    что, как сажа, чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел,   ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак,   а медведь плясать мастак,

Что растут на вербе груши,   что киты живут на суше,

Что с зари и до зари   сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,

Читайте также:  Последствия развития отклонений в эмоциональном развитии ребенка

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.

                               Речевая игра «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

Цель:  Учить делить слова на слоги.

Ход игры:  Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.

                                   Речевая игра  «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

Цель:  Закреплять и уточнять значение многозначных слов.

Ход игры:  Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:

Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).

Играет … (музыка, девочка).

Горький … (перец, лекарство).

                   Речевая игра  «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель: Развивать фонематический звук, быстроту мышления.

Ход игры:  Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.

                          Речевая игра    «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель:  Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры:  Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».

Источник

Анна Самойлович
Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста

Известно,что в игре усвоение знаний происходит значительно успешнее,

чем на учебных занятиях. Ребенок,увлеченный привлекательным замыс

лом, как бы не замечает того,что он учится. В основе развивающих игр заложено совмещение элементов игры и учения,постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности.

В таких играх повышается умственная активность ребенка,развивается мышление и речь. Речь и мышление-эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Развивающие игры способствуют снятию у детей чувства скованности,преодолению застенчивости,развитию логики мышления,речевой и общей инициативы, неординарность мышления.

Для развития речи детей, например, чтобы поупражнять в правильном употреблении окончаний родительного падежа (в названии овощей,фруктов, ягод,использую игру на внимание «Чего не стало?» Ребенок закрывает глаза, я убираю из корзины две груши.Ребенок отгадывает: «Не стало груш (слив,яблок.).

Чтобы поупражнять детей в правильном произношении прилагательных с существительным и расширить смысловое значение слова,используем игру «Что может быть …узким (широким, жидким,мягким, горячим и т. д.) Эту игру можно провести в кругу с мячом. Воспитатель задает вопрос и бросает мячь ребенку,тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мячь обратно. Воспитатель бросает мяч следующему. В кругу с мячом мы проводим очень много развивающих игр. Так для расширения словаря и знакомства с обобщающими словами использую следующие игры :

«Съедобное-не съедобное» ;

«Летает-не летает» ;

«Вкусные слова» ;

«На чем можно ездить?» ;

«Чьи листья?»(ива-ивовые,дуб-дубовые);

Например,игра «Накорми животное»,я говорю: «Кошка» ,ребенок,который поймал мяч,отвечает: «Молоко»(мясо,хлеб и т. д., пока цепочка не обрывается. Ребенок,перед которым оборвалась цепочка выходит в центр круга и называет другое животное-игра продолжается.

Для расширения словаря использую игру с мячом «Животные и их детеныши»(Воспитатель называет животное-ребенок детеныша)Для закрепления артикуляции звуков и на вычленение звука в слове на слух (в начале слова,в середине, в конце) использую игры с мячом (и без): «Придумай слово,начинающееся со звука.»;

«Пидумай слово,которое оканчивается на звук.» ;

«Придумай слово со звуком. (ш. ,ж.)» .

Использую также игры развивающие языковое чутьё,которые учат подбирать рифмующие слова:

«Подбери похожие слова» Ребенок в центре круга называет слово и бросает мяч, другой ловит, называет похожее слово,бросает мяч обратно (лук-жук, галка-палка, кошка-лошка) ;

«Найди себе пару».Ребенок в центре круга говорит слово,кто-то из детей (кто быстрее придумает) называет рифмующееся с ним слово (птичка-синичка) и становится с первым ребенком в пару,а мяч бросает любому другому ребенку,тот в свою очередь называет новое слово. Игра продолжается,пока все не станут в пары и остается 3й лишний. Можно тогда поиграть в подвижную игру «Третий лишний».

Чтобы научить детей подбирать к слову антонимы (противоположные по смыслу слова,играем в игру «Слово наоборот»(Воспитатель в центре круга с мячом говорит: «Чёрный» -и бросает мяч ребенку,тот должен ответить: «Белый»-и бросить мяч обратно (мягкий-твердый,холодный –горячий и т. д.) Чтобы ввести в речь детейобобщающие слова использую игру «Четвёртый лишний».Здесь не обязательно добиваться развернутого объяснения,если умозаключение сделано правильно (роза,стул,тюльпан,ромашка ;молоток, отвертка,ложка,клещи).

В своей работе с детьми для развития речи я использую игры по системе ТРИЗ. Игра «Чем похожи и чем отличаются?».Например, мы рассматривали курицу и куропатку. Разделились на две команды. Дети назвали несколько признаков,чем похожи:

обе курочки, обе птицы, начинаются со слова «ку», имеют клюв,две лапки, крылья, перья,хвост, вылупляются из яйца ;

и чем отличаются:

1-я 2-я

дикая домашняя

летает не летает

нет дома есть дом

нет гребешка есть гребешок

нет в магазине куриные яйца есть в магазине

Игра «Хорошо-плохо».Идет дождь. Что хорошо? иЧто плохо?

Дети учатся составлять сложноподчиненные предложения,развивается воображение, расширяется словарь детей. Когда идет дождь то (хорошо растут цветы, деревья чистые и зеленые, растут грибы, не надо поливать огород).Что плохо? Если идет дождь, то (на улице грязь, пасмурно, нельзя гулять, в лесу животным холодно и неуютно, но Миша Т. возразил «А если на улице жара? Тогда наоборот им хорошо, они купаются.»)Дети учатся размышлять.

Очень полезны для развития речи детей игры с картинками с фабульным развитием действия,или «рассказы в картинках» ,которые часто печатают в детских иллюстрированных журналах. А также картинки-загадки типа «Что изменилось?», «Найдите отличия».

Развивающие игры могут быть кратковременными и более длительными (10-15 мин.) , могут быть спланированы заранее, а могут возникать стихийно, у воспитателя должно быть чутье на «момент».

Для того, чтобы дети учились правильно задавать вопросы, а также правильно употреблять определения и прилагательные с существительным, мы используем такие игры как: «Отгадай что это?»-дети называют предметы по описанию взрослого (типа загадки);игра «Загадай предмет»-ребенок загадывает предмет и описывает все его признаки,какой он,из чего сделан,дети отгадывают;игра «Да-нет»-ведущий загадывает слово,например, котенок,дети задают вопросы, пытаясь отгадать, что это (напр., оно живое, мяукает, морковку ест, пушистое? и т. д.).Ведущий имеет право отвечать только «Да» или «Нет».Прямые вопросы «Это котенок?» не допускаются.

Для развития связной речи используем игры-смешинки. Например,я говорю детям: «Сегодня к вам вместо воспитателя пришел медведь, слушайтесь его!Роль медведя исполняет ребенок. Он не знает, как надевать пальто, шапку или не умеет есть за столом. Все делает наоборот. Дети рассказывают ему, как надо. Игра –«овеществление»-живое наделяется свойствами не живого. Например,я говорю детям: «Представьте,что вы люди-сосульки, сделаны изо льда. Саша Т.Говорит: «Тогда я буду жить в холодильнике».Катя С.Поправляет: «Надо построить большой холодильник-дом.Катя продолжает: «Будем есть снег с сахаром, получится мороженое». Игра «Снежный ком»-дети учатся придумывать прилагательные и определения к существительному. Ребята стоят в кругу, ведущий называет слово, следующий игрок повторяет слово и называет еще слова, связанные с ним по смыслу. Слово обрастает новыми словами, как снежный ком. Выигрывает тот, после которого больше никто не может добавить.

В игре «Зверь, птица, небылица» дети придумывают небылицы, упражняются в придумывании названий животных и птиц. Дети стоят в кругу. Все хором произносят «зверь, птица, небылица», повторяют несколько раз и хлопают в ладоши. Ведущий неожиданно говорит «стоп» и указывает любого игрока. Если игра прервалась на слове «зверь», ребенок называет какое-либо животное,на слове «птица»-птицу, на слове «небылица» придумывает то, чего не бывает (крокодил летает, писа сидит на березе т. п.)Нельзя повторять ранее сказанное.

В игре-загадке с пантомимой «Где вы побывали, что вы повидали?» дети,стоя в кругу договариваются, что они будут изображать пантомимой (едят летят на самолете, шьют, вяжут спицами,надевают шапку, плавают и т. д.).Один ребенок стоит в стороне отвернувшись (не подсматривать и не подслушивать) Когда дети позовут его, он подходит,здоровается с детьми и спрашивает: «Где, вы, побывали, что,вы, повидали?»Дети отвечают: «Где мы были,мы не скажем, а что делали, покажем».Ребенок отгадывает и объясняет словами, где дети были и что делали. В этой игре дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка с овз

Для развития у детей связной речи я использую такой метод,как сочинение сказок. Для этого используем разные приемы, например,фланелеграф или ковролин и набор картинок по сказкам. Так, взяв набор картинок к сказке «Заюшкина избушка»,братики Дима Б. и Сережа Б.сочинили новую сказку: «Собака встретила медведя, потом они пошли в гости к зайчику,а у зайчика в гостях уже был петушок. Зайчик позвал его, чтобы он ему накосил травы на зиму.»Всем детям очень понравилась новая сказка. Я также поощряю детей рисовать веселые картинки-путаницы и объяснять их содержание,сочинять сказки от клякс. При составлении рассказов, сказок используем игру «Дорожка».Еще её называют мнемодорожкой. Мнемоника-это совокупность приемов, облегчающих запоминание. Каждый ребенок получает комплект геометрических фигур. Я рассказываю сказку, например, «Колобок».Какое –

нибудь слово условно обозначается фигурой. «Баба по амбару помела, по су

секам поскребла,набрала горсточку муки»- на стол положить треугольник. «Замесила тесто, сделала колобок»-выкладываем круг. «Посадила в печь»-прямоугольник. «Испекся колобок,положили его остудить на окошко»-ромб. Пришел в конце кот шалунишка и рассыпал «дорожку» из геометрических фигур. Дети с удовольствием восстанавливают «дорожку»,сопровождая рассказом сказки. По схеме можно рассказывать и стихотворение.

Чтобы провести работу по освоению детьми сложноподчиненных предложений используем игры «Волшебники» или «Если бы я был волшебником, президентом».

Для развития речи детей использую ещё такую игру как «Игра в «карты».Изготавливается колода из 12-20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать картинки из журналов,открыток,старых потрепанных книжек).Действия сказочных героев можно изобразить символически –схематично мнемодорожкой. Детям раздаются карты и они рассказывают сказку по картам.

Еще для развития связной речи детей в своей работе я использую сочинение детьми маленьких сказочек и концовок к знакомым сказкам. В решении этой задачи нам очень помогает книга Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».Для развития речии мышления это незаменимый материал. Дети учатся придумывать новый конец к сказкам. Например,в сказке «Колосок» дети придумали, как мышата Круть и Верть исправились, стали помогать петушку, посеяли зернышки из колоска и вырасло поле пшеницы. Построили пекарню и стали печь хлеб. Катя М. придумала, что они открыли свой магазин и стали продавать всем зверушкам хлеб. Ира К.засомневалась: «А Ведь у зверей денег нет?»Находчивый Денис А.придумал: «А они менялись. Белочка меняла хлеб на орехи, зайцы на морковку и капусту,медведь на мед».Сказка всем понравилась. Дети настолько непринужденно разговорились, что идеи ото всехисходили в невообразимом количестве. Помогает нам создавать новые сказки частица «не» ,или по-другому мы называем «перивирание» сказки. Например, в той же сказке «Колосок»: «И нашел петушок….не колосок, а что (дети предлагают, я помогаю выбрать более интересный вариант).Решили: «Нашел подсолнечное семечко».Сочинили дальше: «Посадили семечко в землювырос подсолнух, стало много семечек,сделали из них подсолнечное масло, халву, конфеты-казинаки. Так сказка «Колосок» изменилась в новом направлении. Если дети затрудняются, стоит подать им интересную идею,наводящие вопросы, толкающие к размышлению. Еще мы придумываем сказки о любимой игрушке, сказки от стишка, сказки от «живых» капель и клякс, сказка-калька (по знакомой сказке, как по схеме, новую сказку.

Со временем в подготовительной группе дети стали сочинять собственные сказки. самые интересные я записывала. Некоторые из них предоставляю вашему вниманию.

Яна Овчарова «Волшебный цветок» (подг. гр.)

Жил-был на свете маленький зайчик. Однажды пошел он с папой за грибами и за ягодами. Шли они по лесу и увидели большой дуб,а рядом большие красивые цветы. Зайчик нигогда еще не видел таких красивых цветов. Он сорвал один цветок и положил в корзину,чтобы потом подарить маме. Но тут из-за дуба вышел волк. Зайчик и его папа побежали куда глаза глядят. Бежал,бежал зайчик и заблудился.Тут он увидел на дереве белку и попросил: «Белка,белка, ты высоко сидишь-далеко глядишь, помоги мне мой домик отыскать.»И белочка увидела его домик и подсказала,куда нужно идти. Добрался зайчик домой, а папы нет. Зайчик и мама подумали,что папу съел волк. А папа,когда убегал от волка, попал в глубокую яму и не мог из нее выбраться. Зайчик и мама очень горевали. Зайчик достал из корзинки цветок,который сорвал около дуба и поставил его в вазу. Один лепесток оторвался,мама подняла его и в это время подумала: «Вот бы папа сейчас вернулся».И только она подумала, папа тут же оказался дома. Тогла зайчиха поняла,что цветок -то волшебный! У цветка осталось еще семь лепестков. Тогда мама дала два лепестка папе, два себе, два зайчонку и один у них остался про запас, они засушили его в книге.Мама загадала желание: чтобы у них появилась дочка, чтобы у них был большой красивый дом.Папа загадал: чтобы у него была машина, второе –чтобы отдохнуть съездить на море.Зайчик загадал: чтобы у него было много друзей и чтобы его в лесу никто не обижал, ни волк,ни лиса. Все их желания исполнились. И стали они жить дружно и весело.

Денис Рудаков (подг. гр.)

«Леонардо».

Жила-была черепаха-мальчик. Звали его Леонардо. Вот выплыла черепаха из воды на берег, тут подполз к ней краб и хотел ущипнуть её, но сломал об её панцирь левую клешню, но он был настырный и решил опять ущипнуть ее за лапу, но она спрятала голову, лапы и хвост под панцирь,а краб сломал себе вторую клешню и побежал жаловаться к своей маме. А черепаха Леонардо опять поплыл в море. Там он подружился с морским ежом. Он покатал ежа на своей спине. Когда еж слазил с черепахи несколько иголок упало с него на панцирь и они приклеились. Леонардо стал похож на ежа. только иголок у него было мало. Его хотела ужалить медуза,но попала на иголки и уплыла, акула тоже хотела схватить его,но тоже накололась и уплыла. Леонардо долго так плавал пока не вырос,а иголки у него постепенно отпали. Леонардо выплыл на берег,там он увидел черепаху Тортилла. Они поженились.У них были дети: мальчики Донатело и Рафаель и девочка Мекиланжело. Фамилия у них была Нинзя.

Скубакова Алина (6 лет, подгот. группа)

«Непослушные бабочки»

Жили-были две бабочки. Мама не разрешала им далеко улетать от дома. Но они не послушались маму и полетели искать цветочную поляну. Летели,летели и заблудились. Они встретили Слоника и спросили, не знает ли он где находится цветочная полянка,но слоник не знал. Тогда они повстречали пчелку, пчелка знала и показала им дорогу. Они подружились с пчелкой. Пчелка пригласила их к себе в гости. Они согласились, но когда зашли к ней в улей, одна бабочка прилипла к меду и стала плакать. Другая бабочка и пчелка,как ни старались,не могли ее оттуда вытащить. Другая бабочка полетела звать на помощь. Она опять увидела Слоника и попросила его помочь. Слоник хоботом как дунул,и вытянул бабочку из меда,топько от этого у нее помялось немного крылышко и она не могла лететь. Тогда Слоник посадил ее к себе на спину и проводил бабочек домой.Бабочки сказали Слонику: «Спасибо»,и с тех пор всегда слушались маму, жили поживали и добра наживали.

«Приключения Чипполино и Колобка»

Борисов Ваня (6 лет,подгот. группа)

Колобок катился по дорожке и встретил Чипполино. Они подружились. Потом они решили сделать

себе домики. Колобок сделал себе домик из масла,а Чипполино из лука. И когда к Чипполино приходил кто-нибудь в гости,то начинал чихать,а тот,кто приходил к Колобку вымазывался в масле. Один раз Колобок катился –гулял и встретил волка,волк хотел его съесть. Тогда Колобок закричал и позвал на помощь Чипполино. Чипполино тут-же прибежал и как брызнет луком прямо волку в глаза. Волк сморщ