Игры для ребенка с первым уровнем речевого развития
Олеся Левченко
Картотека логопедических игр для детей с ОНР
КАРТОТЕКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Содержательный компонент.
За последние годы значительно возросло количество детеи, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
К сожалению, на занятия к логопеду дети с речевыми нарушениями часто попадают только перед школои, в лучшем случае-после пяти лет, и самыи значимыи для развития речи ребенка возраст трех лет – оказывается упущенным.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Как же используются игры в логопедической работе?
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.
Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т. п.
В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.
Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ОНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ОНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.
Игры направленные на развитие мелкой моторики.
1. ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.
2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).
3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов, по форме, по размеру. Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.
5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
Развитие артикуляционной моторики
Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения. Игры направленные на развитие и активацию словаря.
1. ДОБАВЬ СЛОВО
Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.
2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО
Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.
3. ПРИЗНАКИ СЛОВ
Ребенку говорят:
1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром – ?; ветер -. , а снег -. ; дождь -, а солнце -. При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т. д.).
3-й вариант. «Сравни по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко, по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм».
4. СЛОВА – ПРИЯТЕЛИ
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)
5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
3-й вариант. «Сравни по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко, по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм».
4. СЛОВА – ПРИЯТЕЛИ
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)
5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
Игры и упражнения на словоизменение:
– учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: “Чего не стало?”, «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
– употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры “Ателье”, “Кафе” и др.)
– правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. (“Какой, Какая, Какое?”, “Кто что делает?”, “Отгадай, что это?”, “Расскажи о предмете”).
– различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых “трудных” глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры “Вы хотите? – Мы хотим”, “Алло, алло. ” и др.).
Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
Образование названий детенышей животных
Образование названий профессий
Образование названий посуды
Образование однокоренных слов
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
· суффиксов: заяц – заинька, зайчонок;
· приставок: шить – пришить, зашить, вышивать;
· смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т. п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы – усики – усищи; кот – котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.
Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: “Почему?”, “Зачем?”, “Что было бы, если…”.
Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: “Закончи предложение”, “Дополни предложение”, “Кого покатаем на машине?”, “Размытое письмо” и др.
Игры направленные на развитие связной речи
Словесная игра «Сплетем венок из предложений». Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д. Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
Игра «Загадай и отгадай». Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» слово. Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.
Игра «Составь рассказ». Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.
Игра «Магазин». С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т. д.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Источник
Мы представляем вашему вниманию небольшую
часть работы логопедов округа “Центральный –
Зеленая Роща” Советского района города
Красноярска.
В округе с логопедическими группами 6 детских
садов, в них работают 12 логопедов. В этой статье
представлены игры, составленные Шкирко Мариной
Викторовной, Бруновой Ольгой Григорьевной,
Архангельской Инной Валерьевной, Крицкой
Эльвирой Сергеевной, Качан Еленой
Александровной, Смоленчук Еленой Семёновной.
Последние 4 года мы работаем над проблемой
формирования речи у неговорящих детей.
Актуальность этой проблемы вызвана тем, что
таких детей в наших группах становиться больше, а
системного дидактического материала, особенно
на тот период, практически не было. Поэтому,
опираясь на работы Кузьминой, Рождественской,
Мастюковой, Жуковой, Филичевой мы попытались
выстроить определенную систему и создать
дидактический материал.
Вышеназванные авторы предлагают проводить
работу по формированию устной речи при ее
недоразвитии поэтапно и выделяют следующие
этапы:
I этап – однословное предложение. Предложения
из аморфных слов – корней.
Основная задача логопедического воздействия:
вызвать подражательную речевую деятельность
детей в форме любых звуковых проявлений,
расширять объем понимания речи.
II этап – первые формы слов. Основная задача
логопедического воздействия: формирование
первых форм слов.
Составлением дидактического материала для
этих 2-х этапов мы занимались первые 2 года. Тема
нашего округа звучала так: “Формирование
произносительных и речевых навыков у детей с ОНР
I уровня”.
Нами были составлены конспекты занятий по
вызыванию звуков и звукокомплексов у
неговорящих детей, где мы опирались на
последовательность звуков в соответствии с
онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено
музыкальное приложение “Логопедические
распевки”. А также в продолжение работы –
дидактический материал в 2-х альбомах. Хочется
особо подчеркнуть, что при составлении этого
дидактического материала мы подбирали слова так,
чтобы одновременно отработать и правильную
слоговую структуру слов в соответствии с
классификацией работы над слоговой структурой.
Также, учитывая трудности формирования
самостоятельной речи у неговорящих детей, для
вызывания интереса у детей, эмоциональной
заинтересованности, в конспекты занятий были
включены речедвигательные и
звукоподражательные упражнения – несколько
вариантов (так называемая “Фонетическая
ритмика”).
Такова была наша работа над I и II этапом. И
логическим продолжением явилось выход на III и IV
этапы формирования устной речи. Это работа над
структурой простого предложения, также с
одновременным продолжением отработки слоговой
структуры слов.
Дидактический материал мы стали составлять от
простого двусоставного предложения (Мама идет). И
далее работали в таком порядке:
- Сущ. (И.п.) + гл.
- Далее идет возвратная форма, мы ее не взяли, т.к.
Жукова дает эту форму для развития импрессивной
речи, т.е. для различия и понимания. - Затем идет знакомство с Винительной формой
падежа, т.к. она близка к форме И.П. и является
наиболее легкой по сравнению с другими – (с
прямым дополнением) - Предложение: существительное + глагол +прямое
дополнение в В.п. с окончанием “у” - Далее переходим к 4-х словным предложениям и
формам Дат. и Пр. п., как наиболее доступным и
корректным. - И затем мы знакомим с формами падежей с
предлогами. Начинаем с Р.П. с предлогом “у”
Нужно сказать, то мы представили
существительные в ед.числе. На этом же материале
мы отрабатывали мн.число (Мальчики идут),
сопоставляем ед.и мн.число и вводим временные
понятия: настоящее и прошедшее время (т.е. уже с
первых шагов формирования фразы мы обращаем
внимание на фонему как на смыслоразличительную
единицу).
В нашей статье представлены игры для
формирования устной речи на III и IV этапах.
Дидактическая игра “В гостях у
гнома”.
Задачи: упражнять в составлении предложений,
включающих в себя существительное в
именительном падеже + согласованный глагол +
прямое дополнение (существительное в
винительном падеже с окончанием – У).
Оборудование: домик (плоскостной или
объёмный), гномик, круг с липучками, изображения
животных: медведь, корова, кошка, белка, собака,
коза, заяц, лиса; тарелочки (цветные кружки на
липучках) с изображением малины, травы, шишки,
косточки, капусты, морковки, рыбы, мышки. (См.
Рисунок 1)
Ход игры
Логопед:
– Стоит в лесу тесовый дом,
А в нём живёт весёлый гном.
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый (Логопед с ребёнком
“выводят” гнома, рассматривают его, придумывают
ему имя)
– Скучно гному одному, он часто приглашает к
себе гостей.
Играет он с зайчишками,
И с маленькими мишками,
С кукушками – болтушками,
И с мышками – норушками.
Вот и сегодня он пригласил к себе в гости друзей
и посадил за большой стол. (Раскладывает с
ребёнком картинки вокруг круга с липучками)
Кого позвал гном? (Логопед берёт изображение
одного животного, проговаривает предложение)
– Гном позвал козу. (Ребёнок по данному образцу
формирует фразы)
– Гном позвал лису (и т.д.)
Гном поставил для всех угощение. (Рассматривают
“тарелочки” с едой) Кто поможет ему расставить
тарелочки с едой? Только нужно не ошибиться,
каждому гостю поставить его любимое блюдо. Давай
вспомним, кто что любит. Что любит лиса? Коза? …
– Лиса любит рыбу.
– Коза любит капусту. И т.д. – рассказывает про
каждого животного. И на круг прикрепляет
соответствующую тарелочку с едой напротив
картинки с животным.
В конце занятия ребёнок и логопед благодарят
гнома за игру.
Дидактическая игра “Семья”
Цель: Активировать словарь детей по теме
“Семья”, закреплять в речи использование
предложных конструкций в форме творительного
падежа; развивать логическое мышление,
зрительное внимание.
Оборудование: карточки с изображением членов
семей, карточки с изображением различных
предметов. (См. Рисунок 2, 3, 4, 5, 6)
Ход игры
Перед игроками раскладываются карточки с
изображением членов семьи, логопед предлагает
установить родственные связи между ними, логопед
задает вопросы –
Чем папа работает?
Например: Папа пилит бревно пилой.
Папа рубит дрова топором.
Папа забивает гвозди молотком.
Ребенок подбирает подходящие предметные
картинки, ориентируясь на логику, проговаривает
предложения.
Например: Дочка рисует красками.
Мама шьет иголкой.
– Мама гладит утюгом.
– Мама чистит одежду щеткой.
Дидактическая игра “В гостях у
НАФ-НАФА”
Цель: Учить строить предложные конструкции,
используя существительные в форме творительного
падежа, активизировать словарь детей,
формировать связную речь. (См. Рисунок 7, 8)
Ход игры
Участникам предлагается игровая ситуация:
“Наф-Наф встречает гостей – разных животных”.
Участники игры объясняют, чем Наф-Наф угостит
друзей.
Дидактическая игра “Лото”
Цель: Продолжать закреплять образование форм
творительного падежа, развивать зрительное
внимание, логическое мышление. (Рисунок 9,10)
Ход игры:
Участникам предлагаются предметные картинки,
которые делятся на две группы, ребенок подбирает
недостающую смысловую пару. Например: Чем
открывают замок? Чем мальчик моет руки?
Дидактическая игра “Что кому?”
Цель: формирование фразы следующей структуры
— существительное в именительном падеже +
согласованный глагол + два зависимых от глагола
существительных (винительный падеж
единственного числа + дательный падеж
единственного числа)
Оборудование: картонная коробка с тремя
прозрачными кармашками на откидной крышке; два
набора карточек с предметными картинками (1 –
персонажи, 2 – предметы ближайшего окружения)
(Рисунок 11, 12, 13)
Ход игры
Орг. момент. – Любишь ли ты дарить подарки?
Давай поможем нашим героям выбрать подарки или
угощение для близких и друзей.
- Кому папа купил цветы? (Папа купил цветы маме.)
Выбираем картинки (папа, цветы, мама) и
последовательно расставляем в кармашки.
Предлагаем ребенку еще раз проговорить фразу.
Далее – выбираем следующий персонаж и помогаем
ребенку выстроить фразу с помощью наводящих
вопросов.
Следующий этап — предлагаем ребенку
самостоятельно воспроизвести весь алгоритм
упражнения с персонажами по его выбору.
Дидактическая игра “Что бывает?”
(предмет и его действие)
Цель: формирование фразы следующей структуры
– существительное в именительном падеже + глагол
настоящего времени в единственном числе.
Оборудование: два картонных круга,
скреплённых между собой в центре и вращающихся
относительно друг друга в противоположном
направлении – нижний круг с предметными
картинками, расположенными по периметру; верхний
круг с вырезанным круглым окошечком и прозрачным
кармашком, расположенным справа от окошка;
коробка из двух ячеек с карточками схематичных
изображений действий, расположенными в левой
ячейке. (Рисунок 14, 15, 16, 17)
Ход игры
Игра предполагает предварительную подготовку
детей — знакомство со схематичным изображением
действий.
Орг. момент. – Предлагаем ребенку прокрутить
круг и рассмотреть в окошке все предметные
картинки. Затем выбираем из левой ячейки
карточку-действие и располагаем в кармашке на
круге. Вращая круг, выбираем в окошке тот предмет,
который может совершать этот действие.
Проговариваем фразу, например: “Девочка бежит”.
Далее предлагаем ребенку самостоятельно
вращать круг и выбрать все подходящие к этому
действию предметы, проговаривая соответствующую
фразу. Отработанную карточку-действие
располагаем в правой ячейке коробочки.
Затем предлагаем ребенку выбрать из левой
ячейки карточку-действие и продолжить весь
алгоритм игры самостоятельно.
Источник