Игры для ребенка для развития речи

Игры для ребенка для развития речи thumbnail

Многие детки, которым даже еще не исполнилось двух лет, уже умеют хорошо разговаривать. И наоборот, иногда двухгодовалые карапузы овладевают навыками общения намного медленнее, чем малыши помладше. Поэтому нужно и важно заниматься со своим ребенком — в помощь специальные игры для развития речи.   

Игры для ребенка для развития речи

Источник: instagram @davaipoigraem_kazan

Не забывайте о важных правилах, которые следует соблюдать во время занятий на развитие речи.

Правило №1: понятно!

Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!

«Повторяй за мной»

Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.

  • Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
  • Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
  • «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама. Пи-жа-ма. Скажи вместе с мамой: «Пижама».
  • «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».

Если что-то особенно заинтересуют кроху, остановитесь на этом. Повторяйте новые слова по несколько раз. К следующему уроку подберите слова с новым слогом, который ребенок произносит самостоятельно, и игрушки к нему. Изучая новые слова, каждые два дня возвращайтесь к уже освоенным.

Игры для ребенка для развития речи

Источник: instagram @alexeeva.elena0812

«Колыбельная»

Упражнение помогает малышу произносить звук «а-а-а». Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а», «а-а-а»(на разных высотах).

Побуждайте ребенка к произнесению звука «а». Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас. Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а». Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».

«Моя энциклопедия»

Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.

  • Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
    Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо.
  • Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова.
  • Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам.
  • В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему. Через какое-то время возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.

Игры для ребенка для развития речи

Источник: instagram @non_anonymoms

«Первая галерея»

Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.

  • Для начала подготовьте 3—4 картинки и повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
  • Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит — ку-каре-ку, курочки кудахчут — ко-ко-ко». 
  • Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.

Правило №2: радостно!

Стимулирование самостоятельной речи ребенка всегда должно быть эмоционально окрашено. Во время игр ребенок должен удивляться, радоваться. Тогда кроха сразу же станет повторять за вами новые слова.  

«Говорящий мяч»

  • Сядьте напротив ребенка и возьмите мяч. Киньте его малышу и весело произнесите при этом: «А!» Кроха, кидая вам обратно мяч, тоже должен произнести «А!». Побуждайте его к этому.
  • Затем можно произнести звук, слог или слово, которое уже умеет произносить сам ребенок, например, «ди!» — и он весело скажет «ди!», кидая вам мяч обратно.
  • Затем предложите свои звукоподражания. Кидая мяч, произносите «мяу!». Малыш должен кинуть мяч обратно, произнося «мяу!». Используйте звукоподражания «гага-га», «кря-кря-кря», «му-муму» и любые другие.
  • Если ваш кроха проявит инициативу и произнесет свой слог, непременно поддержите его, повторяя звуки или слова за ним. Пусть в этой игре он станет главным!

Игры для ребенка для развития речи

Источник: instagram @alicekuly

«Звуковая зарядка»

  • Подберите веселую ритмичную музыку: произнося звуки, например гласные, вам нужно будет выполнять какие-либо упражнения.
  • Допустим, говоря «а-а», вы громко хлопаете в ладоши перед грудью, произнося «о-о» — хлопаете над головой, произнося «ы-ы» — хлопаете себя по коленям, говоря «э-э» — показываете рожки, «у-у» — дудите в кулачок.
  • Главное, чтобы эта музыка нравилась ребенку, а упражнения, которые он станет выполнять, были доступными. Тогда малыш с радостью присоединится к такой речевой гимнастике, тренируя правильное звукопроизношение.

«Говорящие игрушки»

  • Возьмите несколько игрушек, которые «говорят» голосами животных (например: свинку, собачку, тигра, кошечку, слона).
  • Положите их перед ребенком и включайте по очереди каждую игрушку. Нажимаете на свинку — игрушка издает звонкое «хрю-хрю-хрю», нажимаете на тигра — он прорычит «рр-рр-рр». И так по очереди с каждой.
  • После того как игрушка-зверушка издаст звук, повторите его в своей речи, чтобы ребенок запомнил его уже из ваших уст.
  • Затем предложите ему поиграть со всеми этими игрушками, но с условием: для этого нужно, чтобы малыш позвал их к себе.
  • Предложите крохе позвать животных таким же звуком, какой издают сами игрушки. Например, как позвать хрюшку? — «Хрю-хрю-хрю». Любую голосовую реакцию, которую произведет ребенок, эмоционально поддерживайте, это очень важно!
  • Когда кроха произнесет что-то, пусть он получает своеобразное вознаграждение: это может быть игра со зверушкой, малыш может ее погладить, потанцевать с ней, и так по очереди с каждым из животных.
  • После такого увлекательного мини-урока уберите игрушки и доставайте их в следующий раз только на время развивающих занятий.

Игры для ребенка для развития речи

Источник: instagram @alena_rudy

«Домашний театр»

Игра тренирует восприятие речи и умение понимать простой сюжет. Посадите кроху за детский столик и приготовьте игрушки для одевания на руку (перчаточные куклы). Надев куклы на руки, разыграйте перед ребенком простой сюжет. Например, возьмем петушка и лисичку. Сначала появляется петух. Скажем за него «ку-ка-ре-ку», покажем, как он клюет зернышки, можно для достоверности даже насыпать немного фасоли на стол. Затем неожиданно появляется лиса, петух тут же испуганно убегает, а лиса его догоняет (безуспешно). Малыш будет внимательно слушать, если рассказ будет коротким и эмоциональным. Спектакль не должен длиться дольше 1 минуты.

«Кто там?»

Занятие развивает речевой слух у ребенка, а также учит малыша быстро реагировать на звук. Посадите малыша на детский стульчик, перед ним поставьте ширму. Заранее подготовьте игрушки, например уточку, кошечку и собачку. Не показывая игрушку, произнесите неожиданно: «Кря-кря-кря». Как только внимание ребенка будет привлечено, покажите из-за ширмы уточку.

Малыш сразу потянет к ней ручки, в этот момент попросите его позвать уточку, также произнеся: «Кря-кря». Обязательно вручите крохе эту уточку, пусть он с ней поиграет. Через пару секунд скажите с другой интонацией за ширмой: «Мяу, мяу». Малыш должен опять посмотреть на ширму, через 1—2 секунды покажите кошечку и также дайте ему в руки. Пока малыш играет с кошечкой, произнесите громко: «Гав-гав» — и вручите ему собачку.

Игры для ребенка для развития речи

Источник: instagram @pedclin_ru

«Улыбнись лягушке»

Подражание  — это главная составляющая дальнейшей умственной деятельности вашего малыша. С помощью этой игры хорошо тренируются органы речи, участвующие в звуковой артикуляции.

  • Итак, натяните на руку игрушку-лягушонка, который умеет широко открывать рот. «Маленький, тебя навестила лягушка — ква-ква-ква, подари ей свою улыбку — да-да-да». Во время этой игры ребенок должен улыбаться, поэтому, попросите его улыбнуться лягушке.
  • «Замечательно! А сейчас покажи лягушке, какой ты у нас серьезный! Вот молодец! И снова подари лягушке радостную улыбку. Вот умничка!».

В процессе подобных игр старайтесь удивлять и завлекать малыша, и вскоре желаемый результат обязательно будет достигнут! 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Читайте также:  Роль дошкольного образования в развитии ребенка

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник

Марина Мироненко
Игры на развитие речи

В своей работе с детьми я стараюсь использовать дидактические и словесные игры. Так как одной из важных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике.

Среди многих основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Картотека игр:

«Солнечные зайчики»

Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика,произнося стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне,

Ну, лови, лови скорей,

Вот он светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене.Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.

«Досказалка»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.

Как играем:произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко – на плите сбежало моло. (ко).

Ща-ща-ща – зеленая ро. (ща).

Чу-чу-ну – педаль кру. (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например,ребенок говорит: «Ло-», —вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем:продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется,предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

«Общие слова»

Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…

2.Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

«Цветные предложения»

Цель: развитие восприятия, мышления и речи.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом, выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

«Назови ласково»

Цель: учить детей использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы в речи.

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей,а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

«Какая бывает собака?»

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди.

Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п.

«Кто больше?»

Цель: учить детей называть свойства предмета с помощью прилагательных.

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например мяч – круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот – мягкий, шершавый.

Машинка – большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)

Задание детям:

1. Кто больше перечислит свойства предмета.

2. Кто больше назовет возможных действий с предметом.

(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

«Шаги»

Цель: расширять словарный запас, развивать речь.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Цель: продолжать знакомство с профессиями, развитие связной речи.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

1 вариант:Задаем вопросы: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант:Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант. Придумываем загадки.Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру?И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Путаница»

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

“Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать”.

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой –

У апельсина цвет. голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака. мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две. курицы.

Известно каждому ребенку –

Корова – мама …жеребёнка.

«Отгадай слово»

Цель: развитие внимания, логического мышления, развитие речи.

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу: «Лоша…»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки – кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.

«Лошадки и поезд»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, развитие внимания.

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила. «Когда скачут лошадки,то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд,колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

Игра повторяется 3 раза.

Источник

Анна Самойлович
Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста

Известно,что в игре усвоение знаний происходит значительно успешнее,

чем на учебных занятиях. Ребенок,увлеченный привлекательным замыс

лом, как бы не замечает того,что он учится. В основе развивающих игр заложено совмещение элементов игры и учения,постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка раннего возраста

В таких играх повышается умственная активность ребенка,развивается мышление и речь. Речь и мышление-эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Развивающие игры способствуют снятию у детей чувства скованности,преодолению застенчивости,развитию логики мышления,речевой и общей инициативы, неординарность мышления.

Для развития речи детей, например, чтобы поупражнять в правильном употреблении окончаний родительного падежа (в названии овощей,фруктов, ягод,использую игру на внимание «Чего не стало?» Ребенок закрывает глаза, я убираю из корзины две груши.Ребенок отгадывает: «Не стало груш (слив,яблок.).

Чтобы поупражнять детей в правильном произношении прилагательных с существительным и расширить смысловое значение слова,используем игру «Что может быть …узким (широким, жидким,мягким, горячим и т. д.) Эту игру можно провести в кругу с мячом. Воспитатель задает вопрос и бросает мячь ребенку,тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мячь обратно. Воспитатель бросает мяч следующему. В кругу с мячом мы проводим очень много развивающих игр. Так для расширения словаря и знакомства с обобщающими словами использую следующие игры :

«Съедобное-не съедобное» ;

«Летает-не летает» ;

«Вкусные слова» ;

«На чем можно ездить?» ;

«Чьи листья?»(ива-ивовые,дуб-дубовые);

Например,игра «Накорми животное»,я говорю: «Кошка» ,ребенок,который поймал мяч,отвечает: «Молоко»(мясо,хлеб и т. д., пока цепочка не обрывается. Ребенок,перед которым оборвалась цепочка выходит в центр круга и называет другое животное-игра продолжается.

Для расширения словаря использую игру с мячом «Животные и их детеныши»(Воспитатель называет животное-ребенок детеныша)Для закрепления артикуляции звуков и на вычленение звука в слове на слух (в начале слова,в середине, в конце) использую игры с мячом (и без): «Придумай слово,начинающееся со звука.»;

«Пидумай слово,которое оканчивается на звук.» ;

«Придумай слово со звуком. (ш. ,ж.)» .

Использую также игры развивающие языковое чутьё,которые учат подбирать рифмующие слова:

«Подбери похожие слова» Ребенок в центре круга называет слово и бросает мяч, другой ловит, называет похожее слово,бросает мяч обратно (лук-жук, галка-палка, кошка-лошка) ;

«Найди себе пару».Ребенок в центре круга говорит слово,кто-то из детей (кто быстрее придумает) называет рифмующееся с ним слово (птичка-синичка) и становится с первым ребенком в пару,а мяч бросает любому другому ребенку,тот в свою очередь называет новое слово. Игра продолжается,пока все не станут в пары и остается 3й лишний. Можно тогда поиграть в подвижную игру «Третий лишний».

Чтобы научить детей подбирать к слову антонимы (противоположные по смыслу слова,играем в игру «Слово наоборот»(Воспитатель в центре круга с мячом говорит: «Чёрный» -и бросает мяч ребенку,тот должен ответить: «Белый»-и бросить мяч обратно (мягкий-твердый,холодный –горячий и т. д.) Чтобы ввести в речь детейобобщающие слова использую игру «Четвёртый лишний».Здесь не обязательно добиваться развернутого объяснения,если умозаключение сделано правильно (роза,стул,тюльпан,ромашка ;молоток, отвертка,ложка,клещи).

В своей работе с детьми для развития речи я использую игры по системе ТРИЗ. Игра «Чем похожи и чем отличаются?».Например, мы рассматривали курицу и куропатку. Разделились на две команды. Дети назвали несколько признаков,чем похожи:

обе курочки, обе птицы, начинаются со слова «ку», имеют клюв,две лапки, крылья, перья,хвост, вылупляются из яйца ;

и чем отличаются:

1-я 2-я

дикая домашняя

летает не летает

нет дома есть дом

нет гребешка есть гребешок

нет в магазине куриные яйца есть в магазине

Игра «Хорошо-плохо».Идет дождь. Что хорошо? иЧто плохо?

Дети учатся составлять сложноподчиненные предложения,развивается воображение, расширяется словарь детей. Когда идет дождь то (хорошо растут цветы, деревья чистые и зеленые, растут грибы, не надо поливать огород).Что плохо? Если идет дождь, то (на улице грязь, пасмурно, нельзя гулять, в лесу животным холодно и неуютно, но Миша Т. возразил «А если на улице жара? Тогда наоборот им хорошо, они купаются.»)Дети учатся размышлять.

Очень полезны для развития речи детей игры с картинками с фабульным развитием действия,или «рассказы в картинках» ,которые часто печатают в детских иллюстрированных журналах. А также картинки-загадки типа «Что изменилось?», «Найдите отличия».

Развивающие игры могут быть кратковременными и более длительными (10-15 мин.) , могут быть спланированы заранее, а могут возникать стихийно, у воспитателя должно быть чутье на «момент».

Для того, чтобы дети учились правильно задавать вопросы, а также правильно употреблять определения и прилагательные с существительным, мы используем такие игры как: «Отгадай что это?»-дети называют предметы по описанию взрослого (типа загадки);игра «Загадай предмет»-ребенок загадывает предмет и описывает все его признаки,какой он,из чего сделан,дети отгадывают;игра «Да-нет»-ведущий загадывает слово,например, котенок,дети задают вопросы, пытаясь отгадать, что это (напр., оно живое, мяукает, морковку ест, пушистое? и т. д.).Ведущий имеет право отвечать только «Да» или «Нет».Прямые вопросы «Это котенок?» не допускаются.

Для развития связной речи используем игры-смешинки. Например,я говорю детям: «Сегодня к вам вместо воспитателя пришел медведь, слушайтесь его!Роль медведя исполняет ребенок. Он не знает, как надевать пальто, шапку или не умеет есть за столом. Все делает наоборот. Дети рассказывают ему, как надо. Игра –«овеществление»-живое наделяется свойствами не живого. Например,я говорю детям: «Представьте,что вы люди-сосульки, сделаны изо льда. Саша Т.Говорит: «Тогда я буду жить в холодильнике».Катя С.Поправляет: «Надо построить большой холодильник-дом.Катя продолжает: «Будем есть снег с сахаром, получится мороженое». Игра «Снежный ком»-дети учатся придумывать прилагательные и определения к существительному. Ребята стоят в кругу, ведущий называет слово, следующий игрок повторяет слово и называет еще слова, связанные с ним по смыслу. Слово обрастает новыми словами, как снежный ком. Выигрывает тот, после которого больше никто не может добавить.

В игре «Зверь, птица, небылица» дети придумывают небылицы, упражняются в придумывании названий животных и птиц. Дети стоят в кругу. Все хором произносят «зверь, птица, небылица», повторяют несколько раз и хлопают в ладоши. Ведущий неожиданно говорит «стоп» и указывает любого игрока. Если игра прервалась на слове «зверь», ребенок называет какое-либо животное,на слове «птица»-птицу, на слове «небылица» придумывает то, чего не бывает (крокодил летает, писа сидит на березе т. п.)Нельзя повторять ранее сказанное.

В игре-загадке с пантомимой «Где вы побывали, что вы повидали?» дети,стоя в кругу договариваются, что они будут изображать пантомимой (едят летят на самолете, шьют, вяжут спицами,надевают шапку, плавают и т. д.).Один ребенок стоит в стороне отвернувшись (не подсматривать и не подслушивать) Когда дети позовут его, он подходит,здоровается с детьми и спрашивает: «Где, вы, побывали, что,вы, повидали?»Дети отвечают: «Где мы были,мы не скажем, а что делали, покажем».Ребенок отгадывает и объясняет словами, где дети были и что делали. В этой игре дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях.

Для развития у детей связной речи я использую такой метод,как сочинение сказок. Для этого используем разные приемы, например,фланелеграф или ковролин и набор картинок по сказкам. Так, взяв набор картинок к сказке «Заюшкина избушка»,братики Дима Б. и Сережа Б.сочинили новую сказку: «Собака встретила медведя, потом они пошли в гости к зайчику,а у зайчика в гостях уже был петушок. Зайчик позвал его, чтобы он ему накосил травы на зиму.»Всем детям очень понравилась новая сказка. Я также поощряю детей рисовать веселые картинки-путаницы и объяснять их содержание,сочинять сказки от клякс. При составлении рассказов, сказок используем игру «Дорожка».Еще её называют мнемодорожкой. Мнемоника-это совокупность приемов, облегчающих запоминание. Каждый ребенок получает комплект геометрических фигур. Я рассказываю сказку, например, «Колобок».Какое –

Читайте также:  Сказка как средство всестороннего развития ребенка

нибудь слово условно обозначается фигурой. «Баба по амбару помела, по су

секам поскребла,набрала горсточку муки»- на стол положить треугольник. «Замесила тесто, сделала колобок»-выкладываем круг. «Посадила в печь»-прямоугольник. «Испекся колобок,положили его остудить на окошко»-ромб. Пришел в конце кот шалунишка и рассыпал «дорожку» из геометрических фигур. Дети с удовольствием восстанавливают «дорожку»,сопровождая рассказом сказки. По схеме можно рассказывать и стихотворение.

Чтобы провести работу по освоению детьми сложноподчиненных предложений используем игры «Волшебники» или «Если бы я был волшебником, президентом».

Для развития речи детей использую ещё такую игру как «Игра в «карты».Изготавливается колода из 12-20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать картинки из журналов,открыток,старых потрепанных книжек).Действия сказочных героев можно изобразить символически –схематично мнемодорожкой. Детям раздаются карты и они рассказывают сказку по картам.

Еще для развития связной речи детей в своей работе я использую сочинение детьми маленьких сказочек и концовок к знакомым сказкам. В решении этой задачи нам очень помогает книга Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».Для развития речии мышления это незаменимый материал. Дети учатся придумывать новый конец к сказкам. Например,в сказке «Колосок» дети придумали, как мышата Круть и Верть исправились, стали помогать петушку, посеяли зернышки из колоска и вырасло поле пшеницы. Построили пекарню и стали печь хлеб. Катя М. придумала, что они открыли свой магазин и стали продавать всем зверушкам хлеб. Ира К.засомневалась: «А Ведь у зверей денег нет?»Находчивый Денис А.придумал: «А они менялись. Белочка меняла хлеб на орехи, зайцы на морковку и капусту,медведь на мед».Сказка всем понравилась. Дети настолько непринужденно разговорились, что идеи ото всехисходили в невообразимом количестве. Помогает нам создавать новые сказки частица «не» ,или по-другому мы называем «перивирание» сказки. Например, в той же сказке «Колосок»: «И нашел петушок….не колосок, а что (дети предлагают, я помогаю выбрать более интересный вариант).Решили: «Нашел подсолнечное семечко».Сочинили дальше: «Посадили семечко в землювырос подсолнух, стало много семечек,сделали из них подсолнечное масло, халву, конфеты-казинаки. Так сказка «Колосок» изменилась в новом направлении. Если дети затрудняются, стоит подать им интересную идею,наводящие вопросы, толкающие к размышлению. Еще мы придумываем сказки о любимой игрушке, сказки от стишка, сказки от «живых» капель и клякс, сказка-калька (по знакомой сказке, как по схеме, новую сказку.

Со временем в подготовительной группе дети стали сочинять собственные сказки. самые интересные я записывала. Некоторые из них предоставляю вашему вниманию.

Яна Овчарова «Волшебный цветок» (подг. гр.)

Жил-был на свете маленький зайчик. Однажды пошел он с папой за грибами и за ягодами. Шли они по лесу и увидели большой дуб,а рядом большие красивые цветы. Зайчик нигогда еще не видел таких красивых цветов. Он сорвал один цветок и положил в корзину,чтобы потом подарить маме. Но тут из-за дуба вышел волк. Зайчик и его папа побежали куда глаза глядят. Бежал,бежал зайчик и заблудился.Тут он увидел на дереве белку и попросил: «Белка,белка, ты высоко сидишь-далеко глядишь, помоги мне мой домик отыскать.»И белочка увидела его домик и подсказала,куда нужно идти. Добрался зайчик домой, а папы нет. Зайчик и мама подумали,что папу съел волк. А папа,когда убегал от волка, попал в глубокую яму и не мог из нее выбраться. Зайчик и мама очень горевали. Зайчик достал из корзинки цветок,который сорвал около дуба и поставил его в вазу. Один лепесток оторвался,мама подняла его и в это время подумала: «Вот бы папа сейчас вернулся».И только она подумала, папа тут же оказался дома. Тогла зайчиха поняла,что цветок -то волшебный! У цветка осталось еще семь лепестков. Тогда мама дала два лепестка папе, два себе, два зайчонку и один у них остался про запас, они засушили его в книге.Мама загадала желание: чтобы у них появилась дочка, чтобы у них был большой красивый дом.Папа загадал: чтобы у него была машина, второе –чтобы отдохнуть съездить на море.Зайчик загадал: чтобы у него было много друзей и чтобы его в лесу никто не обижал, ни волк,ни лиса. Все их желания исполнились. И стали они жить дружно и весело.

Денис Рудаков (подг. гр.)

«Леонардо».

Жила-была черепаха-мальчик. Звали его Леонардо. Вот выплыла черепаха из воды на берег, тут подполз к ней краб и хотел ущипнуть её, но сломал об её панцирь левую клешню, но он был настырный и решил опять ущипнуть ее за лапу, но она спрятала голову, лапы и хвост под панцирь,а краб сломал себе вторую клешню и побежал жаловаться к своей маме. А черепаха Леонардо опять поплыл в море. Там он подружился с морским ежом. Он покатал ежа на своей спине. Когда еж слазил с черепахи несколько иголок упало с него на панцирь и они приклеились. Леонардо стал похож на ежа. только иголок у него было мало. Его хотела ужалить медуза,но попала на иголки и уплыла, акула тоже хотела схватить его,но тоже накололась и уплыла. Леонардо долго так плавал пока не вырос,а иголки у него постепенно отпали. Леонардо выплыл на берег,там он увидел черепаху Тортилла. Они поженились.У них были дети: мальчики Донатело и Рафаель и девочка Мекиланжело. Фамилия у них была Нинзя.

Скубакова Алина (6 лет, подгот. группа)

«Непослушные бабочки»

Жили-были две бабочки. Мама не разрешала им далеко улетать от дома. Но они не послушались маму и полетели искать цветочную поляну. Летели,летели и заблудились. Они встретили Слоника и спросили, не знает ли он где находится цветочная полянка,но слоник не знал. Тогда они повстречали пчелку, пчелка знала и показала им дорогу. Они подружились с пчелкой. Пчелка пригласила их к себе в гости. Они согласились, но когда зашли к ней в улей, одна бабочка прилипла к меду и стала плакать. Другая бабочка и пчелка,как ни старались,не могли ее оттуда вытащить. Другая бабочка полетела звать на помощь. Она опять увидела Слоника и попросила его помочь. Слоник хоботом как дунул,и вытянул бабочку из меда,топько от этого у нее помялось немного крылышко и она не могла лететь. Тогда Слоник посадил ее к себе на спину и проводил бабочек домой.Бабочки сказали Слонику: «Спасибо»,и с тех пор всегда слушались маму, жили поживали и добра наживали.

«Приключения Чипполино и Колобка»

Борисов Ваня (6 лет,подгот. группа)

Колобок катился по дорожке и встретил Чипполино. Они подружились. Потом они решили сделать

себе домики. Колобок сделал себе домик из масла,а Чипполино из лука. И когда к Чипполино приходил кто-нибудь в гос?