Игры для развития зрительной памяти ребенка

Екатерина Борисова
Картотека «Игры для развития зрительной памяти у детей»

Картотека

Игр на развитие зрительной памяти у детей

“Угадай, что исчезло”

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Показать полностью…

Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит.Затем попросите его отвернуться: “Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста”. Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнака угадать, какая игрушка спряталась.

Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать,но и добавлять одну игрушку: “Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?”. Малыш должен угадать, какая новейшая игрушка появилась.

Игра “Очередь”

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые прочие предметы.

Предложите ребёнку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребёнком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнака отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнака: “Кто убежал из очереди?”. Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните её на место, затем снова попросите ребёнака отвернуться и поменяйте две игрушки местами.Спросите: “Кто перепутал очередь?”.

Игра “Подбери пару по цвету”

Для игры понадобятся 5-6 предметов (например, кубики, шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков ткани подобных же цветов в пару к каждому предмету. Можно использовать самые разные пары одинакового цвета. Например, вырезанные из картона круги и ниточки, подобранные к кругам по цвету.

Разложите выбранные предметы и попросите ребёнака подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному – красную, к жёлтому – жёлтую и так далее).

Потом попросите ребёнака отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребёнку надо найти все ошибки и исправить их.

В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.

Игра “Найди цвет”

Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий).

Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник.

Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.

Примечание: игры с цветом не только тренируют у ребёнака зрительное внимание, но ещё и учат его различать цвета. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество цветов должно использоваться в играх.

Игра с карточками

Для игры понадобятся 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.

Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке,например: “Это ведерко”, “Это слоник”, “Это мячик”, “Это собачка”. Затем переверните карточки и спросите: “Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?”

С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать. Если играть в эту игру регулярно, к пяти годам ребёнок легко справится с семью карточками.

Игра “Прятки в шкафчике”

Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнака: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.

Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнака положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик,потом спросите: “На какой полке лежит пуговка?

Источник

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Зрительная память позволяет нам запоминать информацию об окружающем мире, которую мы получаем благодаря зрению, как одному из органов чувств. Это память на предметы, картинки, зрительные образы.

Существует особый вид зрительной памяти – эйдетическая память, суть которой заключается в том, что  человек запоминает картинку или предмет в деталях, будто сканирует их.

У детей-дошкольников преобладает непроизвольная память. Ребенок 2-4 лет узнать и запомнить может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе», было интересно и эмоционально окрашено, то, с чем он активно действовал. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Преобладает узнавание, а не запоминание. У ребенка 4-5 лет начинает развиваться произвольное запоминание в игре. Ребенок 5-7 лет уже сам может ставить себе цель – запомнить что-либо, учится подбирать средства, облегчающие процесс запоминания, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Читайте также:  Развития ребенка до года по месяцам таблица воз

Игры для развития зрительной памяти.

   «ЗАПОМНИ УЗОР» (с 3 лет). На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 1 минуту посмотреть на него. После этого узор уберите и предложите ребенку нарисовать его по памяти. Можно дать подобное задание и на создание постройки из кубиков. После того, как ребенок рассмотрит ваш образец, тот разбирается или закрывается листом бумаги.

   «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ» (с 4 лет).        Ребенку предлагают 10-12 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Можно устроить соревнование: «Кто больше картинок запомнит».

   «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?» (с 4 лет).        Поставить перед ребенком на некоторое время 4-5 игрушек, затем попросить его отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить, если увеличить количество игрушек до 6-7, ставить похожие игрушки, ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

   «ЗАПОМНИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА КАРТИНКЕ» (с 5 лет).        Ребенку показывают сюжетную картинку (можно использовать пазлы), просят внимательно ее рассмотреть 1-2 минуты и постараться запомнить, что на ней нарисовано, после чего картинку убирают. Ребенка просят рассказать, что было нарисовано на картинке, или ответить на вопросы, связанные с сюжетом картинки. Вспомни, какие животные, … нарисованы на картинке? Какого цвета … у …? Кто стоит рядом с …? Кто сидит на ветке дерева? Что в руках у …? Усложнение: увеличить количество объектов или деталей картинки.

  «ПАРЫ КАРТИНОК» (с 5 лет).        Подберите 7-8 пар картинок, связанных по смыслу (дом – окно). Разложите их попарно перед ребенком, предложите внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты убрать картинки, оставив нетронутым левый ряд. Пусть ребенок, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»

        ЦЕЛЬ:         – развитие зрительной памяти;

                        – развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;

                        – развитие зрительного восприятия;

                        – развитие зрительного внимания;

– формирование навыков контроля и самоконтроля при выполнении заданий по схемам.

        МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

                        – разноцветные пластмассовые крышки от пластиковых бутылок;

                        – картонные карточки с планом-схемой;

                        – карточки с шифром (цифра – цвет);

                        – картонные карточки с полем на 9 или 16 квадратов (на каждого).

 «Запомни и повтори»

Вариант 1.

        Детям 4-5 лет предлагается образец, на котором в определенном квадрате ставится 1 колпачок (в середине, в углу): посмотри и запомни. Выложи так же на своей карточке. Усложнение: 2 и более колпачков.

Вариант 2.

Детям 5-7 лет предлагается план-схема на 4-5 секунд: посмотри и запомни. Переверни образец картинкой вниз. Выложи по памяти, учитывая цвет и расположение колпачков на карточке-образце. Сравни с образцом и проверь точность выполнения.

«ВНИМАНИЕ: УЗОР»

Автор: Никитин Б.П.

На листе бумаги нарисован узор. Покажите ребенку на 2-3 секунды посмотреть на него. После этого узор уберите и предложите ребенку нарисовать его по памяти в первом квадратике на полоске. Затем покажите следующий узор.

«ЗАПОМНИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА КАРТИНКЕ»

Ребенку показывают сюжетную картинку (можно использовать пазлы), просят внимательно ее рассмотреть 1-2 минуты и постараться запомнить, что на ней нарисовано, после чего картинку убирают. Ребенка просят рассказать, что было нарисовано на картинке, или ответить на вопросы, связанные с сюжетом картинки.

Вспомни, кого из животных ты видел на картинке? Какого цвета котенок?  Что висит на стене? Что расположено на столе? Какого цвета коврик на полу? Есть ли на картинке игрушка? Какая? Сколько цветочков в вазе?

Усложнение: увеличить количество объектов или деталей картинки.

Источник

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Читайте также:  4 месяца ребенку развитие слабый ребенок

Упражнение “Запоминаем слова”

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

Возраст: с 4лет.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Игра, «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Возраст: с 3лет.

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка раннего возраста статья

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

 

Игра «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту – ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

 Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

 

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

Миновало лето

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

Источник