Игры для развития взаимодействия с аутичным ребенком
- Виды развивающих игр для детей с аутизмом
- Развивающие игры для аутичных детей разных возрастов
- Сенсорные игры для аутистов
- Звуковые игры для детей с аутизмом
- Предметные игры для детей-аутистов
- Стереотипные игры ребенка как основа взаимодействия с ним
- Какие трудности могут возникнуть в ходе игр с аутичными детьми
- Как заинтересовать игрой аутичного ребенка
Психическое и интеллектуальное развитие детей во многом определяется их игровой деятельностью – особенно это касается дошкольного (от 2 лет) и раннего школьного возраста, когда нейротипичный ребенок с удовольствием вовлекается в сюжетно-ролевые игры.
В свою очередь, дети с РАС не интересуются ролевыми сюжетами – они не «примеряют» на себя социальные роли и не склонны копировать в играх реальные жизненные ситуации (семья, работа и т. д.). Поэтому в терапевтической практике широко используются специальные коррекционные (развивающие и обучающие) игры для детей с ранним детским аутизмом – именно они прокладывают для ребенка дорогу к внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий. Об основных разновидностях и правилах таких игр мы и поговорим в этой статье.
Виды развивающих игр для детей с аутизмом
При аутизме заметно страдают коммуникативные навыки и адаптация в социуме – это затрудняет нормальное существование аутичного человека в реальном мире, где «жизненной базой» является социальное взаимодействие. Развивающие игры для детей-аутистов помогают малышам адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе (обычных или специализированных).
В отличие от нейротипичных ровесников, аутята склонны надолго «застревать» на стадии знакомства с предметным миром. Основным мотивом их действий с предметами и игрушками являются сенсорные свойства предметов, привлекающие аутичных малышей. При этом ребенок может отказываться использовать предмет по прямому назначению, однако любить его за какое-то отдельное сенсорное свойство («приятность» на ощупь, определенный звук, издаваемый предметом, его цвет и др.).
В таком отношении к предметам есть положительная сторона: сенсорные свойства предметов, приятные малышу, можно использовать в качестве основы для игровых действий, с помощью которых он будет развиваться. Именно поэтому в коррекционной работе наиболее часто применяются сенсорные игры для детей с аутизмом. Цель таких игр – раскрыть перед малышом как можно более широкий спектр чувственных ощущений, поэтому сенсорные игры подразделяются на подвиды:
- напольные или настольные предметные (зрительные, тактильные, осязательные ощущения);
- звуковые (слух);
- подвижные (ощущение движения);
- обонятельные, вкусовые и др.
Отметим, что стереотипные игры, являющиеся одной из «визитных карточек» маленьких аутистов, тоже можно направлять в продуктивное русло, присоединяясь к ним и постепенно отучая ребенка от длительного бесцельного повторения одних и тех же действий. Стереотипным игровым процессам будет посвящен отдельный раздел этой статьи.
Развивающие игры для аутичных детей разных возрастов
Подбирая наиболее эффективные развивающие игры с аутичными детьми, тераписты руководствуются целым рядом факторов, включая:
- личные предпочтения ребенка;
- доступность игры для него;
- польза и цели, которые планируется достичь при помощи игровых действий .
При этом необходимо учитывать уровень общего развития ребенка и его возраст, ведь иногда игра, подходящая малышу в 3 года, уже не приносит ощутимой пользы в 7 лет.
Разумеется, в каждом конкретном случае “развивашки” подбираются индивидуально, но при этом существует и «общепринятая» градация игр для детей с РАС по возрастам, которую мы рассмотрим ниже.
Дошкольного возраста
Игры с аутичным ребенком в возрасте от 1 года до 4 лет могут включать в себя:
- взаимодействие с сыпучими продуктами. Большой пластиковый таз или ванночка наполняется рисом, сухой фасолью, мелкими каштанами или шариками, а затем туда закапывается небольшая игрушка. Суть заключается в том, что ребенок должен доставать игрушки, одновременно приобретая полезный осязательный опыт от погружения рук в фасоль;
- выдувание пузырей. Если малыш пока еще не может подуть сам, пусть он помогает вам открывать пузырек с мыльным раствором и погружать в него колечко – так можно помочь ребенку осознать понятие «по очереди» и научиться действовать в паре с другим человеком;
- пальчиковое рисование. Аутичные дети не всегда любят «пачкать» ручки, но попытаться привить ребенку интерес к этой забаве все же стоит. Пальчиками, вымазанными в краске, можно создавать узоры и просто кляксы на стенах ванной, одновременно знакомясь с различными цветами и получая новые ощущения от краски на коже.
По мере того, как аутический «туман» в душе ребенка рассеивается, он начинает проявлять интерес к субстанциям, которые до этого отказывался трогать – например, к пальчиковым краскам, песку, пластилину, пене для лепки Playfoam и др.
Дошкольника от 4 до 6 лет стоит попытаться заинтересовать ролевыми играми, поскольку абсолютное большинство детей с РАС демонстрируют задержку в развитии навыка “ролевок”. Играйте с ребенком:
- в динозавриков или медвежат, ревя друг на друга и отыскивая лакомства, спрятанные в траве или где-либо еще;
- в железную дорогу, загружая поезда грузами, сажая на них пассажиров и перевозя их в пункты назначения;
- в больничку Айболита, леча игрушечных зверей уколами, каплями в глазки, ушки и носики, перевязками лап, «приемом лекарств»;
- в школу или детский сад, где ребенок может быть как учителем/воспитателем, так и учеником – это хорошо тренирует коммуникативные навыки. Игру можно сделать групповой и играть в нее на сеансе ABA-терапии.
Сенсорные игры для аутистов дошкольного возраста могут включать в себя ритмичный стук по барабанам, музыкальные игрушки, раскачивание на качелях, кольцах или перекладине, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся кресле, катание на детском автомобильчике или велобеге (маленьком велосипеде без педалей) и др.
Школьного возраста
Игры для детей с диагнозом «аутизм», достигших школьного возраста, должны развивать:
- навык социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более легким и помочь ребенку интегрироваться в коллектив;
- проприоцептивные и моторные навыки, чтобы не допустить нарастания отставания от нейротипичных сверстников.
С аутичным ребенком младшего школьного возраста можно играть:
- в шпиона. Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним 2–5 разных предметов, а затем опишите один из них и попросите показать его;
- в «нарисуй мое лицо». Нарисуйте на бумаге овал, а затем гипертрофированной мимикой изобразите на лице какую-либо эмоцию – злость, радость, грусть и т. д. Предложите ребенку запечатлеть на бумаге эту эмоцию;
- в кукольный театр, где куклы и другие игрушки участвуют в сценках о школе, магазине, разных знакомых малышу ситуациях из жизни. Вместо игрушек можно использовать фотографии членов семьи и самого ребенка, закрепленные на вертикальных фигурках – это сделает игровой мир более реальным.
«Отгораживание» аутиста от мира приводит к нарушению сознательных и чувственных связей с другими людьми, восстановить которые можно при помощи игр, направленных на развитие эмоциональной контактности. Для детей, не говорящих вообще или имеющих речевые проблемы, необходимо включать в игровой процесс логопедические элементы.
Прекрасной “развивашкой” для младших школьников станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким ритмом и предложите ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные движения, которые он должен будет повторять. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой, любимой игрушкой.
Подросткового возраста
Занятия и игры для аутистов подросткового возраста развивают контактность с ровесниками и способствуют более глубокому пониманию собеседника. К таким развивающим занятиям относятся:
- преодоление полосы препятствий. Препятствия можно создать из больших мячей, стульев и других предметов. Лучше играть парами, чтобы один из детей был ведущим, отдающим команды, а второй – ведомым, исполняющим эти команды;
- «углубленный» просмотр фильмов. Поскольку дети с РАС испытывают сложности с пониманием чужих эмоций и чувств, можно показывать им сцены из фильма, содержащие социально-коммуникативные моменты. Затем нужно обсудить эти сцены с детьми, чтобы выяснить, какие моменты они заметили и поняли, а какие «прошли мимо». Обнаруженные непонятные моменты нужно доступно объяснить, а затем включить видео еще раз. Используйте стоп-кадры и предлагайте зрителям описать эмоции, отраженные выражением лиц героев.
Сенсорные игры для аутистов
Сенсорные развивающие игры для детей с аутизмом помогают им:
- войти в контакт со взрослым, начать доверять;
- получить информацию об окружающем мире, позитивные эмоции, новые сенсорные впечатления;
- избавиться от напряжения;
- привыкнуть к выполнению конкретной роли (в сюжетных играх), получить понимание социальных взаимодействий.
Новые чувственные впечатления можно дать ребенку при помощи таких игр, как:
- «Смешиваем краски». Краски разных цветов смешиваются для получения новых цветов и оттенков;
- «Угощение для кукол». Куклы и прочие игрушки сидят за столом, а перед ними стоит «угощение»: стаканы с водой определенного цвета (красный – для имитации вишневого сока, белый – молока, или же можно использовать настоящие напитки). В процессе игры можно использовать разные сюжеты (день рождения, кафе), учиться считать «гостей», сидящих за столом, передавать друг другу стаканы и т. д.;
- «Замок из пены». В миску наливается вода, добавляется жидкое мыло или другое средство, дающее обильную пену. В воду вставляется коктейльная соломинка, и ребенок дует в нее, от чего перед ним вырастает большая шапка белой пены, с которой можно играть.
У «зрительных» аутистов самый чувствительный сенсор – это глаза. Таким детям будут полезны игры с яркими дидактическими пособиями для складывания или сортировки различных фигур, а также другие дидактические материалы (включая специальные компьютерные программы), выполненные в ярких расцветках, аппликации, раскраски, сценки с яркими пальцевыми куклами и т. д.
Звуковые игры для детей с аутизмом
Аутичный ребенок как бы покрыт «панцирем», отгораживающим его от внешнего мира, в связи с чем он постепенно теряет способность к восприятию информации на слух. Это негативно сказывается на обучении и создает бытовые проблемы, а потому необходимо играть с ребенком в сенсорные звуковые игры, например:
- «Что шумит?». Выбираются предметы, издающие негромкие звуки – колокольчики с нежным звоном, оберточная бумага, пакет, тихая погремушка и т. д. Ребенок должен изучить эти предметы и их звучание, а затем вы будете отворачиваться и «шуметь» ими по очереди, предложив малышу угадать, какой именно предмет сейчас звучал;
- «Высокий – низкий». Используется игрушечное или настоящее пианино либо металлофон. Обучите ребенка понятиям высоких и низких звуков, ассоциируя их с разными ситуациями – дождиком (ребенок поднимает ручки вверх к тучкам), «тяжелыми» шагами медведя (ребенок топает, как мишка) и т. д. Затем проигрывайте звуки, поощряя малыша выполнять нужные движения;
- «Лечебная классика». В эту игру играют при помощи небольших аудио-фрагментов из классических музыкальных произведений по мотивам сказок («Снегурочка», «Щелкунчик», «Черевички», «Спящая красавица» и др.) и карточек с соответствующими изображениями. Описывайте вслух картинки под музыку, а потом включайте фрагменты и предлагайте малышу показать картинку, подходящую к музыке.
Правильно подобранные звуковые игры развивают интерес ребенка к различным звукам и способность воспринимать информацию на слух. Эти навыки крайне важны для аутистов, ведь большинство из них от природы являются «убежденными» визуалами.
Предметные игры для детей-аутистов
Предметные игры обучают детей обращать внимание на разные свойства предметов и контактировать с другими людьми, чтобы играть в паре или группе. Примеры предметных игр:
- «Мячик, катись». Сядьте на пол напротив малыша и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре;
- «Открой-закрой». Подготовьте несколько небольших емкостей – коробочек, футляров, баночек, которые закрываются разными способами. Спрячьте туда мелкие предметы и попросите малыша достать их. Если он не справится с первого раза – наглядно продемонстрируйте, как нужно открывать емкости;
- «Ужин для кукол». Ребенок должен «угощать» кукол разными «блюдами» собственного приготовления. Для готовки можно использовать пластилин, кинетический песок, глину, пенопласт и т. д. Показывайте ребенку, как «готовить» колбасу, хлеб, пирожное, кашу и поощряйте его «готовить» самостоятельно.
Стереотипные игры ребенка как основа взаимодействия с ним
Практически у каждого маленького аутиста есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может буквально часами совершать одни и те же манипуляции с предметами. Подобные игры называются стереотипными и отличаются:
- однообразием;
- длительностью (играть одним и тем же образом ребенок может на протяжении многих лет);
- наличием лишь одного игрока – самого ребенка.
Окружающие зачастую не понимают цели и логики игры, смысла действий, производимых малышом. Но несмотря на это, в стереотипных играх есть и положительные моменты:
- играя «по-своему», ребенок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно;
- при помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из приступов агрессии, истерики и прочих подобных аффективных вспышек.
Именно поэтому стереотипные игры могут стать удобным «мостиком» для построения взаимодействия с малышом. Постарайтесь вникнуть в игровую структуру, а затем внедряйтесь в нее – например, ненавязчиво подавая ему нужный предмет, помогая выполнить действие или повторяя слова, которые ребенок приговаривает, играя. Завоевав доверие ребенка, в дальнейшем вы сможете вносить в его стереотипные игры новые правила и сюжеты, постепенно подключая элементы развивающей сенсорной игры (с красками, водой, ватой, песком, пластилином и т. д.).
Поскольку стереотипные игры выполняют роль «успокоительного» – позволяйте ребенку периодически возвращаться к ним во время развивающих игр, чтобы нейтрализовать накопившееся напряжение.
Какие трудности могут возникнуть в ходе игр с аутичными детьми
Самое распространенное затруднение состоит в том, что ребенок просто не включается в игровой процесс и не проявляет видимого интереса к нему.
Если малыш не обращает внимания на игру и не желает принимать в ней участия – ни в коем случае не настаивайте и не навязывайтесь. Часто бывает, что игра ребенку нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжайте выполнять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Дайте своему подопечному возможность детально рассмотреть игру «издали», чтобы в дальнейшем включиться в нее.
Также могут возникнуть и другие проблемы – например, когда ребенок:
- пугается новых ярких сенсорных ощущений. Поэтому предлагать новое следует постепенно и «малыми дозами»;
- требует повторять какое-то игровое действие снова и снова. Старайтесь не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью прочувствовать элемент игры, но при этом будьте начеку, чтобы полезная игра не перешла в очередную бесполезную стереотипию;
- не понимает сюжета игры. Разрабатывайте несложные сюжеты, не занимающие много времени. Помните, что произвольное внимание детей с РАС отличается краткостью и неустойчивостью. Посадите на игрушечную грядку только два помидора, а не множество разных овощей и т. д.
В процессе развития игровых сюжетов маленький аутист может упорно избегать или категорически не воспринимать какой-то из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые, более интересные ребенку варианты. Быстро генерировать разнообразные сценарии для «развивашек» помогут дистанционные курсы ава терапии, уделяющие особое внимание именно игровой деятельности аутичных детей.
Как заинтересовать игрой аутичного ребенка
Крайне важно, особенно на первом этапе обучения развивающим играм, ориентироваться на собственные желания ребенка. Благодаря постоянному учету личных пристрастий и особенностей аутиста, вы сможете внести в его мир новые положительные впечатления и разнообразить его жизнь самым комфортным для него способом. Кроме того, очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и тренера, а также поощрять малыша даже за минимальные успехи.
Полезная информация, которую предоставляют дистанционные курсы ава для родителей поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, чтобы заинтересовать его не только развивающими играми, но и различными другими проявлениями окружающего мира.
Источник
Картотека игр для работы с аутичными детьми
Подготовила педагог- психолог:
Афанасьева Ирина Михайловна
Портрет аутичного ребенка
Аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.
От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки.
Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает “уход в себя” либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом.
Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.
Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).
Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.
Не воспринимая своего “Я”, не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей, научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.
К. С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальные способности.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
Избегать переутомления ребенка.
Как играть с аутичными детьми
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Подвижные игры
Рукавички (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою “пару”, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
Щепки но реке (Фопель К. 1998)
Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе — Вода одной реки.
По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно. Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.
Дети сами могут решить, как они в качестве “Щепок” будут “двигаться по Воде”: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутично-му ребенку не обязательно быть в роли Щепки.
Охота но тигров (Карпова T.B., Лютова Е.К., 1999).
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10, В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего — найти тигра.
Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
Покажи нос (Васильева Е.А.)
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает “путать” детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
Кто я? (Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие представлений и воображения ребенка Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать, кто это был.
Придумки (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1….), Как ты думаешь, что произошло?” “Затем Таня …” (Педагог показывает карточку №2…..) и т. д (рис. 9).
Рис. 9. Наглядный материал к игре “Придумки”
Покажи по-разному (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.
1 этап игры: Взрослый говорит:
Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота … (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову “высокие”.
Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) … Какой пакет?
Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)… Какой?
Я иду медленно, а вот я иду… Как?
Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне…
Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю…
2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например. “Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься” и т.д.
Солнечный зайчик (Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
“К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. ( Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь”. Ребенок следит взгля
дом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 10). Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.
Игры за столами
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения, описанные в разделе “Как играть с тревожными детьми”.
Источник