Игры для развития воображения ребенка

Именно воображение играет огромную роль в становлении личности ребенка, приобщению его к творческому миру искусства и техники, является залогом его будущей успешности. Развитое воображение помогает ребенку легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в трудных ситуациях.

Что же такое воображение?

Воображение – это вид мышления, активный творческий процесс, при котором на основе имеющихся реальных знаний создаются новые идеи и образы возможных или невозможных пока объектов и ситуаций. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Необходимо развивать воображение ребёнка с самого раннего детства. Если не заниматься развитием воображения у ребенка, то к 18 годам эти способности угасают.

Воображение базируется в основном на реальных вещах. И поэтому чем больше знаний у ребенка, тем богаче его фантазия. Следовательно, если мы хотим, чтобы ребенок стал творческим человеком, мы должны помогать ребенку накапливать опыт и знания, поддерживать в нем наблюдательность, любознательность.

Детям нравится играть, и в игре они подсознательно учатся думать. Когда ребенок начинает фантазировать, ни в коем случае не надо его критиковать, а наоборот его надо хвалить. И тогда ребенок начинает фантазировать легко и с удовольствием. Старайтесь находить время для «полезных» игр на развитие творческого воображения у своего ребенка.

Предлагаем вашему вниманию 10 игр, которые помогут развитию у вашего ребенка воображения.

Игра 1

Напишите на бумаге какое-нибудь очень длинное слово и сыграйте с ребенком в игру: кто составит из букв этого слова больше слов – тот и выиграл.

Игра 2

Написать на бумаге несколько слов, например: компас, конверт, корова, лопата, мишура, молоко, огород, огурец, одуванчик. Попросить ребенка составить рассказ из этих слов. Можно задание усложнить: составить рассказ таким образом, чтобы в первом предложении было первое слово, во втором предложении – второе и третье, в третьем – четвертое, пятое и шестое, и в четвертом предложении – седьмое, восьмое и девятое.

Игра 3

Пусть ребенок сам выберет любое слово, например – самокат. Потом придумает слова на каждую букву этого слова: солнце, автомашина, мороженое, облако, карусель, азбука, телефон. Затем из этих слов придумает рассказ.

Игра 4

Предложить ребенку придумать несколько рифм к определенному слову, например батончик (батончик-лимончик, батончик-пончик, батончик-помидорчик, батончик-флакончик) Потом из этих парных рифмованных слов придумать четверостишье или целое стихотворение.

Игра 5

Начните читать с ребенком какую-нибудь книжку. Не дочитав до конца, предложите ребенку придумать окончание этой книжки. А потом, дочитав книжку до конца. сравните с концом книги, который придумал автор.

Игра 6

Взять 10-15 разных предметов, отличающихся друг от друга размером, формой, материалом – карандаш, резиновый мячик, мягкая игрушка, кастрюля, банка кофе, стеклянная ваза и т.д. Потом завязать ребенку глаза и прикладывать к его лбу по очереди эти предметы. Один и тот же предмет можно прикладывать несколько раз. Посчитать сколько раз ребенок ответил правильно. Потом поменяйтесь. Пусть вам завяжут глаза, а ребенок будет прикладывать к вашему лбу по очереди эти же предметы. Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

Игра 7

Поиграть с ребенком в друдлы. Друдлы – это графический рисунок, имеющий разные формы. Одновременно вы и ребенок начинаете придумывать, что изображено на картинке. Кто из вас придумает больше ассоциаций. тот и выиграл.

Игра 8

Найти в интернете или записать самому несколько звуковых ассоциаций (пение птиц, шум дождя, жужжание пчел, шелест листьев и т д.) Завяжите ребенку глаза и включите записи. Пусть ребенок расскажет, что он представляет вокруг себя, слыша эти звуки.

Игра 9

Выбрать неодушевленный предмет, например, камень. Попросить ребенка придумать для этого предмета необычные свойства (теплый, мягкий, говорящий и т.д). А затем составить рассказ об этом необычном предмете.

Игра 10

Попросите ребенка придумать новый праздник, например, праздник бабочек. А потом рассказать о том, как будет проходить этот праздник?

Какая игра понравилась Вам больше всего?

Источник

Заркуа Алена
Картотека игр на развитие воображения дошкольников

Дидактические игры на развитие воображения дошкольников

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено.Пусть ребенок пофантазирует:” Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? “

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс – это змея, а меховая рукавичка – мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает!»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые,слушатели воскликнут: «Так не бывает!».

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может “гулять” по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Игра «На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.

Игра «Портрет заговорил».

Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.

Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе

Игра «Угадай настроение».

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.

Ход. Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя,передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т. д.

Игра. «Отгадай и обойди».

Цель. Научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования – обойди этот предмет.

Ход. Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный – руки как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по плоскости стола.

, Игра «Найди недостаток в портрете».

Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

Читайте также:  Влияние каратэ на развитие ребенка

Игра «Составь натюрморт».

Цель. Закрепить знания детей о натюрмортах.

Ход. 1задание. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.

2задание. Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки а также фон для натюрморта). Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.

Игра «Найди картину на палитре».

Цель. Развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры (холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.

Ход. 1-е задание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор. Игра «Волны».

Ход. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

Игра. «Игра Шторм».

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

Ход.Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю,который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм –одно удовольствие: они резвятся,, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

Игра «Чего не стало?».

Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.

Ход. Педагог закрывает на картине, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.

Игра «Скульптор и глина».

Цель. Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Ход. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – ни будь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

Игра «Найди эмоцию».

Цель. Учить выделять картины по настроению.

Ход. Воспитатель раздаёт детям пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают глядя на картину

Игра – упражнение «Опиши соседа»

Цель. Учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

Упражнение. «Волны шторма»

Цель. Научить показывать руками «волны»с разной амплитудой движения: первые волны можно изобразить сидя. Дети вместе с педагогом показывают высоту волн – каждого вала; называют словами «первый вал», «второй вал»…. «девятый вал».

Перед упражнением рассматривается картина И. Айвазовского «Девятый вал».

Пластический этюд «Алёнушка»

Цель. Продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние

Ход. По желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем предлагает свой вариант её действий дальше.

Игра «Найди в природе яркие и блёклые цвета»

Цель: Учить детей находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.

Ход. Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях

Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе».

Цель. Погружение в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Ход.Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

3. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.»Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

4. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

5. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

6. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

7. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения.Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

8. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Читайте также:  Что такое движущие силы психического развития ребенка

Источник

Картотека игр для развития воображения

Подготовила педагог:

 Афанасьева Ирина Михайловна

Мастер-ломастер

В этой игре требуется примерить на себя роль диверсанта. А именно – каким-нибудь обратимым способом вывести из строя одну из игрушек. Можно, например, снять колесо у машинки, неправильно одеть куклу. Затем предложить ребенку поиграть с этим и наблюдать за реакцией. При необходимости помочь справиться с поломкой. Такое упражнение помогает развить смекалку, воображение, задействует образное мышление и зрительную память.

Золушка

Для этой игры понадобятся разноцветные фигурки одинакового размера из картона (круги, квадраты, прямоугольники вполне можно вырезать самому. Полученные фигурки складываются в мешочек или коробку.

Далее ребенку объясняются условия: в гости к твоей любимой кукле  приезжала фея  и привезла подарки. Станут таковыми они после полуночи, а пока они выглядят как вот эти разноцветные фигурки.

«Давай попробуем угадать, что именно подарила нам добрая крестная!» –Например, можно представить, что черный квадрат – это эскимо, или чемодан, или калькулятор, или… что-то еще:).

Летели облака…

На прогулке спросить ребёнка «На что похожа вон та туча?», «О чем могут говорить те два воробья?», «А что в луже? Наверняка там кто-то живет?..»

Важно позволять ребенку фантазировать. Если какое-то явление природы или слово ему неизвестно, давай разъяснения. Естественно, при этом стоит отличать ложь от мечтаний. Объясни, что ложь – это нечестный рассказ о реальных событиях, а фантазирование – это выдумывание своих собственных «сказочных» событий.

Игры с проволокой

Согнув проволоку в виде рамки, можно предложить малышу идею о том, что это картина, и поочередно смотреть через нее на все, что есть в комнате. Малыш с удовольствием выполнит роль гида-экскурсовода-искусствоведа и расскажет, что же изображено на каждой из «картин».

Что я делаю?

например, что ты – рыбак. Взрослый начинает изображать своего персонажа жестами: берет воображаемую удочку, разматывает, надевает наживку, забрасывает и т. д.

Когда малыш запомнит, какое действие соответствует каждому из движений, можно начинать запутывать его: совершать действия в неверной последовательности или называть одно, «играя» другое.

Цель – спровоцировать ребенка исправить тебя или дополнить историю таким образом, чтобы получилось стройная теория.

Кроме развития воображения это еще и очень познавательная забава.

Кто ты?

Малыш должен показать, как ведет себя воображаемый персонаж, а твоя задача – отгадать, кто же это.

Изображать можно кого угодно: животных, людей разных профессий и призваний (тот же рыбак, солдат, врач), неживые предметы – чем шире диапазон ролей, тем лучше.

Потом вы можете поменяться ролями.

Фантазии на тему…

Рассказывая знакомую историю, допускаешь смысловые ошибки. Например, так: «Пошла Синяя Шапочка к дедушке через поле. Потому что велел ей батюшка отнести деду блины к завтраку…»

Каждый раз, когда ты будешь отступать от достоверного сюжета, ребенок будет тебя исправлять. Со временем ему самому захочется фантазировать на тему сказок. Это неплохой способ поработать над воображением, а еще своеобразный стимул детской самостоятельности в мышлении.

Жидкая радуга

Взять несколько стаканов с водой и растворить немного красок разных цветов в каждом из них. Показать малышу, что случится, если смешать жидкости двух разных оттенков.

Фантазер

Просто нужно смотреть вокруг и фантазировать на тему первого, что попадет в поле зрения: «Смотри, собачка! А как ты думаешь, куда она побежала? Кто ее там ждет? О чем она думает?..»

Немое кино

Играя в пантомимы с ребенком, можно попробовать изображать жестами сюжет сказки, можно показывать какие-нибудь эмоции с тем, чтобы ребёнок отгадывал. Потом вы можете поменяться местами.

«Кто лучше всех танцует твист и рок-н-ролл?»

Требования к музыке – разная по темпу и настроению, желательно с четким ритмом. Пусть композиции сменяют друг друга по контрасту: быстрая – медленная, минорная – мажорная, ритмичная – плавная.

Задача ребенка – танцевать под музыку.

«Чтение по картинкам»

Для этой игры понадобится детская книга сказок с большим количеством картинок. Ребёнок рассматривает их, а потом спрашиваешь, о чем была сказка.

Попросить  ребенка описать картинки из книги. Возможно, ему удастся сочинить свою оригинальную историю о героях сказки.

Игры для детей 4–6 лет

«Новая сказка»

Перед ребенком ставится задача рассказать сказку с участием названных тобой персонажей,кроме реальных героев какой-то сказки еще и дополнительного участника. Например, Буратино, Мальвина, Пьеро и, скажем, Колобок – в качестве отсебятины. Малыш должен сочинить историю, в которой бы лишний персонаж гармонично дополнял сказку.

 «Принцесса-несмеяна»

С помощью считалки определяется ведущий-несмеяна. Задача всех остальных – по очереди смешить «принцессу» с условием, что прикасаться к ней нельзя. Тот, кому удастся вызвать улыбку, занимает место ведущего.

«Сегодня»

Один из участников становится ведущим, выходит из комнаты. Другие договариваются между собой о том, что каждый из них делал сегодня. Занятия нужно показать с помощью жестов.

Когда все готовы, в комнату входит  ведущий. Он спрашивает: «Что вы делали сегодня?» Остальные дети отвечают: «Угадай», – и начинают наглядную демонстрацию. Если ведущий угадывает, среди детей выбирают нового.

«Как ты лодку назовешь…»

Для этой игры понадобится несколько мелких предметов (брусочки, палочки, кубики, кусочки картона и т. д.).

Ребенка просят назвать какой-то из предметов, а потом придумать для него другое применение (переназвать).

Например, кубик может стать кирпичом, палочка – шестом для прыжков в высоту, бусина – планетой и т. д.

Поговорите об этом новом предмете. Что с ним можно делать, для чего он существует, возможно, о нем есть какая-то история?

Игра «Зоопарк»,

Инструкция детям. Давайте устроим зоопарк в нашей комнате. Сейчас вы должны превратиться в разных зверей и птиц и показать мне, как они ведут себя. Станьте птицам. Машите руками, как птица, когда она хочет взлететь… А теперь расставьте руки, как красивая птица, парящая в небе… Широко взмахивая крыльями так, как это делает гигантская птица: альбатрос, кондор или орел… Теперь машите крылышками очень быстро и часто, как совсем маленькая птичка, к примеру, колибри или королек… У вас хорошо получается! А сейчас изобразите мне, как выглядит черепаха, когда она опрокинута на спину… Ложитесь на спину, поднимите руки и ноги вверх и быстро притяните их к себе. Повторите это пару раз… У вас хорошо получается! А как ведет себя кошка? Станьте на четвереньки и покажите мне, как она изгибает спину, когда ссорится с другой кошкой или хочет напугать собаку. Теперь расслабьтесь и опустите спину вниз, чтобы ваш кошачий «горб» исчез. Два раза выгните и выпрямите спину по-кошачьи. Делайте это очень медленно и мягко, как только что проснувшаяся кошка… У вас замечательно получается! Изобразите мне очень высокого жирафа. Станьте, широко расставив ноги, и вытяните шею. Откройте свои красивые огромные глаза и вытяните шею вперед, вниз, в одну сторону, в другую… У вас получается великолепно! А сейчас изобразите молодого кенгуру. Я знаю, что этот зверь очень хороший прыгун. Прыгайте на месте вверх и покажите мне, какой высоты может быть прыжок. У вас хорошо получается! Покажите мне, как ведет себя змея. Ложитесь на пол и вытяните руки, ноги, растяните все тело как можно сильнее… А теперь покатайтесь по полу… Свернитесь в клубок… Снова немного вытянитесь… Еще чуть-чуть покатайтесь и снова свернитесь. У вас хорошо получается! Встаньте и встряхните руками и ногами.

«Мороженое»

Это красивая игра-фантазия, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела, представляя себя мороженым, тем самым развивая воображение. Инструкция детям. Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он – вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?. А цвета?. Вы очень вкусные; представьте, кто-то начал вас медленно есть. Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят! Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть. Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден… И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать. Во время проведения игры «Мороженое», Ваня Ч. представлял что он мороженое очень большое, и долго не изображал -что мороженое уменьшается, как Ваня Ч. объяснял после игры, ему очень понравилось изображать большое, розовое мороженое.

Читайте также:  Развитие организма ребенка в 5 лет

 «Танцующие марионетки» 

Это прекрасное поэтическое действо. Внимание детей последовательно обращается на разные части тела, так что у ребят возникает четкий образ своего тела. Кроме того, в упражнении задействуются воображение и музыкальность детей. Игра оказывает приятное расслабляющее действие, так как она сопровождается спокойной классической музыкой. Инструкция детям. Станьте на свое любимое место. Представьте, что вы – марионетки. Кукольник сидит над вами на потолке и держит вас за множество нитей. Я хочу посмотреть, как эти нити будут поднимать ваши запястья, локти, голову, колени, пальцы ног, живот и нос, живот и нос.

Кукольник говорит: «Мне нравятся эти марионетки. Я люблю на них смотреть, когда они двигаются в разных направлениях. Я хочу, чтобы они потанцевали». Посмотрите, как весело они взмахивают руками вверх и вниз. Мне нравится, как их головы качаются туда-сюда. И ноги тоже двигаются очень весело. Они поднимаются то вперед, то назад, то в сторону. Ваша спина тоже двигается. Она выгибается вперед и назад и крутится. И пальцы ног прыгают туда-сюда. Это очень весело. Ой! Сейчас что-то произойдет. Нить, державшую вашу голову, обрезали. Пусть ваша голова упадет вперед. Вы не можете больше ею двигать. Но все остальные нити еще держат вас и вертят вами. Ваши ноги и руки, колени и локти поднимаются и опускаются, и спину двигается. Ой! Теперь оборвались еще несколько нитей. Руки и голова вяло повисли. Они не могут больше шевелиться. Но ваши ноги и спина все еще скачут туда-сюда. Колени танцуют, ступни прыгают. Спина совсем развеселилась, радуется, прыгает и раскачивается. Ой! Теперь порвались нити, привязанные к спине. Только ноги все еще могут двигаться. Они качаются вперед и назад. Ступни танцуют. Коленки скачут вверх и вниз. Ой! Теперь порвались и эти нити. Что вы теперь можете делать? Ложитесь на спину, а я пройдусь и посмотрю на все обрезанные нити. Давайте дадим этим усталым хорошеньким марионеткам минутку покоя. После проведения этой подвижной игры, дети, а особенно продолжали изображать кукол-марионеток и самого кукольника. Девочки словно видели и чувствовали невидимые нити марионеток.

 «Преображение»

даётся очень хорошее задание на сотрудничество и развитие воображения. Игра укрепляет дружбу детей. Материалы: обруч для каждой пары. Инструкция детям. Найдите себе пару. Каждая пара берёт по обручу и кладёт его на пол. Один из вас встаёт в обруч. Второй стоит перед ним: один -скульптор и должен расположить все части тела своего товарища так, чтобы получилась какая-нибудь интересная фигура. Подумайте, что бы вы хотели сделать со ступнями, ногами, ладонями, локтями, руками, головой, губами, глазами вашего партнёра, будет ли он изображать ковбоя, танцовщицу, будет ли он деревом или лягушкой. Когда скульпторы закончат, они должны сесть на пол, а скульптуры остаться в тех положениях, которые им придали. (Пройдитесь с каким- нибудь ребёнком от скульптуры к скульптуре и расспросите детей об их ощущениях. Расскажите им, что вас заинтересовало, спросите о том, в каких положениях находятся их части тела. Так дети пополняют и уточняют свой лексический запас. Затем пусть дети поменяются ролями.) В этой игре дети с особым удовольствием изображали именно скульптора, потому что им предстояло придумать скульптуру, да ещё и изобразить её с помощью своего друга. При этом дети придумывали разные скульптуры: балерина, лягушка, пугало, эльф, и другие фигуры.

 «Снеговик и солнечный зайчик»

 В этой игре дети должны распознавать различные части тела. Она развивает воображение детей и учит их ласково обращаться друг с другом. Игра расслабляет детей и приносит им много радости.

Инструкция детям. Найдите себе пару. Вы когда-нибудь лепили снеговика? Пусть один из вас будет снегом, а другой – скульптором. Снег мягко и расслабленно лежит на полу. (Обратитесь к ребенку, изображающему снег.) Снежок, почувствуй себя очень нежным и мягким. Когда скульптор будет двигать тебя за какую-нибудь часть тела, попробуй сохранять все остальные части тела неподвижными. Расслабь часть тела, которую двигают, чтобы твоему партнеру было легче слепить из тебя красивого снеговика. Когда он придаст тебе определенную форму, попробуй застыть в ней, словно ты обледенел. (Обратитесь к скульптору.) Представь, что ты в теплых перчатках – когда будешь лепить снеговика, твои руки не должны замерзнуть. Мягко возьми снег за руку. Положи ее туда, куда ты хочешь. Осторожно утрамбуй снег вокруг руки. А теперь возьми голову своего партнера. Осторожно разверни ее так, как ты хочешь, и вокруг нее также утрамбуй снег. Возьми своего друга под мышки и приподними его. Придай ему то положение, которое ты хочешь, и закрепи свою работу. Тебе нравится, как выглядит твой снеговик? Ты еще можешь что-то аккуратно поменять, например, придать другое выражение лицу снеговика, по-другому расположить колени, пальцы и т. д. Сделай снеговика таким, чтобы ты мог сказать: «Это мне нравится! » Потом закрепи свою скульптуру. Теперь снеговик готов. А сейчас скульптор превращается в солнечный зайчик. Солнечный зайчик излучает тепло, как солнце. Медленно шевели пальцами и изобрази руками большой круг. Медленно танцуй или ходи вокруг снеговика. Пусть тепло и свет от твоих солнечных рук падают на него, двигайся медленно, ощущая себя круглым, теплым и лучащимся… Продолжай двигаться и излучать тепло, даже когда заметишь, что снеговик начинать таять. Сначала снеговик стоит как замороженный, а солнечный зайчик обволакивает его светом и теплом со всех сторон. А теперь один кусочек снеговика начинает таять: сначала тает его голова. Пусть снеговик почувствует, как мокрые капли падают с его носа на землю. Пусть подбородок снеговика упадет на грудь. Пусть растает каждый его палец… затем запястье… потом локти… плечи… колени… бедра… голени… пальцы ног… В конце концов снеговик превратился в большую лужу воды и лежит на полу, совсем расслабленный и вялый. (Теперь вы можете предложить детям поменяться

«Доктор Айболит»

Цель: развивать воображение, выразительность движений и речь, групповую сплоченность, эмпатию; обучать приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры. Педагог или ребенок исполняют роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьяне, жалеет, лечит ее. После того, как доктор обойдет всех, обезьяны выздоравливают и радуются, что у них ничего не болит.

«Бабочки и слоны»

Цель: развивать воображение, выразительность движений, коммуникативные навыки.

Ход игры. Педагог предлагает детям превратиться сначала в слонов (дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом), а затем в бабочек (дети легко «порхают» по комнате и общаются).

«Фантазии»

Цель: развивать воображение, эмпатию, коммуникативные навыки.

Ход игры. Воспитатель исполняет роль журналиста, а дети выступают в роли мам. Журналист просит маму рассказать о своем ребенке: что в нем больше всего нравится и чем она не довольна, какие у него увлечения, и как она к ним относится.

«Хоровод сказочных героев»

Цель: развивать выразительность движений, групповую сплоченность, творческие способности.

Ход игры. Дети двигаются по кругу, подражая ребенку, который находится в центре круч а и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по своему желанию или по подсказке воспитателя.

  «Сложи сказку»(И.Климина),

 кол-во играющих: 6-7 человек.

 Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам. Развитие воображения, мышления.1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком ра