Игры для развития усидчивости ребенка 5 лет

Игры для развития усидчивости ребенка 5 лет thumbnail

Игры на развитие усидчивости и творческих способностей детей дошкольного возраста

Забавные точки

Возьмите два одинаковых листа бумаги — для себя и ребенка. На своем листе расставьте точки в хаотичном порядке.

Попросите малыша скопировать изображение, сохраняя месторасположение точек. Сверьте образец с оригиналом. Усложняя задание, изображайте отрезки разной длины под разным наклоном. С помощью линейки отмечайте неточности в рисунке ребенка.

Посмотри и отмерь

Возьмите лист бумаги формата А4 и разрежьте его на длинные узкие полоски. Вместе с ребенком рассмотрите какой-либо предмет, длина которого не превышает размера полоски.

Предложите малышу оторвать от бумажной полосы часть, равную по длине рассмотренному предмету. Приложив ее к объекту, оцените полученный результат. Игру можно проводить в форме соревнования: побеждает тот, чей результат наиболее точен.

Определи размер

Для игры вам потребуются предметы четырехугольной формы разного размера, например книга небольшого формата, рамка для фотографий, квадратный кубик, прямоугольный кубик, открытка, брусок и т. п. Перед игрой спроецируйте контуры предметов на бумагу. Разложив объекты и их плоскостные изображения, предложите ребенку провести соревнование: каждый по очереди берет предмет и пытается с первой попытки найти его проекцию на бумаге. Правильное решение дает право второго хода. Выигрывает тот, кто разложил больше вещей по контурам.

Закрой колодец

Нарисуйте несколько кругов разного диаметра (колодцы). Предложите ребенку рассмотреть их и вырезать из бумаги крышку для каждого. Производить какие- либо измерения нельзя, размеры «крышек» определяются на глаз. Побеждает тот, чьи крышки совпали с размерами колодцев.

Выдели территорию

В течение нескольких секунд показывайте ребенку какой-либо предмет (кубик, книгу, чашку, тарелку и т. п.). Спрятав его, попросите малыша спичками или счетными палочками огородить территорию, размеры которой должны совпасть с размерами рассмотренного объекта.

Если задание является трудным для ребенка, предложите двумя спичками обозначить предполагаемую длину или ширину предмета.

Угадай фигуру

Изобразите деформированные геометрические фигуры, предложите ребенку угадать, какие фигуры спрятались за вашими рисунками. Предложите ему спрятать таким же образом другие объекты.

Скажи, не считая

Разложите перед ребенком несколько предметов. Попросите его быстро, не считая, определить их количество. Проверьте результат. В процессе игры увеличивайте и уменьшайте число объектов, заменяйте их другими. Возьмите несколько одинаковых предметов (детали конструктора, пуговицы и т. п.), предложите малышу угадать, какое их количество поместиться на определенном участке, например на узкой полосе из бумаги, на нарисованном квадрате или круге. Пересчитав предметы, проверьте верность предположения. Меняйте границы территории, ее форму, заменяйте предметы.

Налей поровну

Возьмите несколько одинаковых сосудов. Попросите ребенка налить в каждый из них равное количество воды, не пользуясь измерительными приборами. Проверьте результат с помощью мерного стакана.

Где больше?

Возьмите два сосуда одинакового объема, но отличающиеся по форме (широкий и низкий, высокий и узкий). Налейте в них одинаковое количество воды. Предложите ребенку высказать свое мнение о том, в каком соотношении находится вода в сосудах (больше, меньше, поровну). Проверьте правильность предположения, перелив воду в сосуды одинаковой формы.

Подходящий объем

Возьмите несколько пустых сосудов, отличающихся формой и объемом. Один из них заполните водой. Предложите ребенку перелить воду в другой сосуд так, чтобы она заполнила его до краев, затем, выбрать емкость, которая заполнится до половины и т. д. Попросите малыша указать предположительный объем каждого сосуда. С помощью мерного стакана проверьте верность предположений.

Определяем вес

Возьмите несколько предметов разной тяжести. Взвесьте их на весах, запишите вес каждого объекта. Предложите ребенку определять вес других предметов, взвешивая их в руке и сравнивая с массой ранее взвешенных объектов. Запишите предполагаемые результаты, проверьте их на весах.

Взвесим на глазок

Покажите ребенку 2 или 3 разных предмета. Предложите малышу указать на самый, по его мнению, тяжелый (легкий) объект. Попросите обосновать выраженное предположение. Используйте задания с подвохом, например возьмите большой пластмассовый кубик и маленький деревянный, большой надувной мяч и маленький резиновый и т. п.

Три больших шага

Эту игру лучше всего проводить на улице. Выберите какой-либо объект (дерево, скамейка, большой камень), отойдите от него на небольшое расстояние, предложите ребенку на глаз определить, сколько больших (маленьких, средних) шагов необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к предмету. Проверьте верность предположения. Усложняя задание, можно совмещать шаги разной ширины, например: «Чтобы дойти до этого дерева, следует сделать три больших шага, два средних и один маленький».

Классики

Эта довольно старая игра является эффективным упражнением для развития глазомера. В определенном порядке начертите на асфальте большие квадраты, пронумеруйте их.

Участники игры бросают небольшой плоский камень в «классы», начиная с квадрата под номером один. Сила броска соизмеряется так, чтобы камень не упал за пределы очерченных границ. Тот, кто не попал в нужный «класс», уступает место другому игроку.

Мини-боулинг

Для игры вам потребуются кегли и несколько мячей разных размеров, сделанных из разных материалов (резиновый, пластмассовый, тряпичный и т. п.). Расставив кегли в ряд, предложите ребенку сбивать кеглю, стоящую в определенном месте, например, в центре, используя разные мячи. Выясните, какой из мячей является самым «точным».

Солнышко

Вырежьте несколько кругов из плотного картона, предложите ребенку пофантазировать и с помощью подручных материалов превратить круги в какие-либо предметы, например в солнышко, где лучами станут прищепки.

Игры для развития усидчивости ребенка 5 лет

Украсьте получившееся изделие цветами, вырезанными из бумаги. Поделку можно подарить бабушке или сестренке.

Снеговик

Начертите контуры снеговика, намажьте клеем. Попросите ребенка разорвать лист белой бумаги на мелкие части и приклеить их на участок с нанесенным клеем.

Красками или фломастерами дорисуйте рот, нос, глаза. Создавайте и другие аппликации из обрывков бумаги. Например, из желтой бумаги получится пушистый цыпленок, из коричневой — кудрявый барашек.

Объемная аппликация

Многие дети любят заниматься аппликацией, но однообразие этой работы быстро утомляет их. Внесите в игру элемент неожиданности — покажите ребенку, как из смятой цветной бумаги можно создавать объемную аппликацию. Вырежьте какую-либо фигурку, осторожно сомните бумагу, затем слегка разгладьте ее руками, нанесите клей по контуру вырезки и закрепите на листе картона.

Игры для развития усидчивости ребенка 5 лет

Еще один вариант объемной аппликации — наклеивание скатанных цветных шариков на силуэт, изображенный на картоне.

Лепим из теста

Предложите ребенку заняться лепкой, а вместо пластилина или глины поэкспериментируйте с соленым тестом, в процессе приготовления которого малыш может принимать активное участие. Например, ему можно доверить просеивание муки через сито.

Вам понадобятся следующие ингредиенты: 1 стакан соли, 2 стакана муки, 1/2 стакана воды, 1 ст. л. растительного масла. Если в получившуюся смесь добавить небольшое количество акварельных красок или гуаши, поделки получатся разноцветными. Вымесите тесто, положите на полчаса в прохладное место и приступайте к работе.

Из соленого теста можно делать как объемные, так и плоские фигурки. Последние вырезают из раскатанного теста формочками для печенья или неострым ножом.

Готовые изделия подсушите в духовке на слабом огне. Сильный нагрев может привести к деформации игрушек и их растрескиванию. После того как фигурки затвердеют, раскрасьте их красками.

Дети с большим удовольствием лепят предметы кукольной посуды, мебели. Вырезайте буквы, цифры, геометрические фигуры, и вам не придется тратить лишние деньги на приобретение дидактического материала.

Необычные рыбки

Намочите альбомный лист водой. Затем равномерно нанесите акварельную краску — это основа для аквариума. Оставьте до высыхания краски. Из поролона вырежьте трафареты аквариумных рыбок. После того как краска на листе подсохнет, покажите ребенку, как после нанесения краски на поролоновую фигурку с ее помощью можно делать отпечатки рыбок в аквариуме. Нарисуйте или приклейте водоросли.

Нарисуй животному мордочку

Нарисуйте несколько силуэтов животных, птиц или насекомых.

Игры для развития усидчивости ребенка 5 лет

Предложите ребенку дорисовать им мордочки, лапы, хвосты и т. п.

Граттаж

Для игры вам потребуется: плотная белая бумага, черная тушь, свеча, мыльный раствор, острая палочка (зубочистка, скрепка).

Попросите ребенка равномерно натереть свечой бумажный лист. Покройте его слоем туши с добавлением мыльного раствора (1 капля раствора на 1 ст. л. туши).

Подождите, пока тушь подсохнет. На высохшем листе острым концом палочки процарапайте рисунок. Попробуйте использовать тушь другого цвета.

Шедевры

Покажите ребенку, как из подручных материалов — палочек, спичек, бумажных полосок — можно создавать интересные картинки.

Игры для развития усидчивости ребенка 5 лет

Бумажные работы можно делать в виде аппликаций.

Осенний лес

Соберите листья от разных деревьев, дома очистите их от грязи, поместите между газетными листами и придавите прессом. Через несколько дней листья можно использовать для составления гербариев и других поделок. Предложите ребенку создать лес дома. Для этого вам потребуется большой лист ватмана и клей. На листе нарисуйте стволы деревьев. Попросите малыша «опознать» каждое дерево, объясняя свой выбор. После чего сформируйте кроны деревьев, приклеивая собранные листья. Чтобы завершить картину осеннего леса, поселите в нем небольших зверушек — мышку, ежа. Изобразите солнце, облака, грибы, осенние ягоды. Чтобы картина не потеряла форму, подержите ее несколько часов под прессом.

Рябиновые бусы

Соберите ягоды красной и черноплодной рябины. Предложите ребенку сделать из них бусы в подарок для бабушки. Но бусы должны быть не простые, а «волшебные» . Поэтому сделать их надо по волшебному рисунку. Заранее приготовьте схему готовых бус с нанизанными в определенном порядке красными и черными бусинами- ягодами. Попросите малыша нанизывать ягоды в точном соответствии с рисунком. Сделанные таким образом бусы защитят бабушку от всех болезней.

Гравировка восковыми мелками

Вам потребуется: лист плотной белой бумаги, цветные восковые мелки, острый предмет (скрепка, шило, зубочистка), бумажная салфетка.

Бумагу расчертите на небольшие участки. Тщательно закрасьте их цветными восковыми мелками. Сверху затушуйте все черным мелком. Покажите ребенку, как на черном фоне можно создавать цветные изображения, процарапывая их острым предметом. При процарапывании определенного участка листка проявится соответствующий цвет. Так можно прорисовывать контуры различных предметов или создавать сюжетные картины.

Черный мелок можно заменить любым другим — важно, чтобы он полностью затушевал нижний слой. Закончив работу, отполируйте рисунок бумажной салфеткой.

Аппликация из пряжи

Вам потребуется: пряжа разного цвета, плотный лист бумаги, клей, ножницы.

На бумаге очертите контур выбранного вами объекта, например, цыпленка. Предложите ребенку выбрать пряжу нужного цвета (желтого). Намажьте нужную область и, отрезая, наклеивайте на нее небольшие части пряжи. Зеленую пряжу можно наклеить в виде травы. Попросите малыша придумать темы для других аппликаций из пряжи (домик, дерево, цветочек и т. д.).

Какие бывают картины

Познакомьте ребенка с такими направлениями в живописи, как пейзаж, портрет, натюрморт. Сделайте подборку репродукций каждой из перечисленных групп. Внимательно рассмотрите их, обращая внимание малыша на построение композиции, предметы, изображенные на картине. Не забывайте называть имя и фамилию художника. Изучая то или иное произведение, воспользуйтесь отрывками «Песни о картинах» Г. Гладкова.

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Попросите ребенка среди репродукций найти пейзажи, поинтересуйтесь, чем обоснован выбор. Предложите создать собственный пейзаж — нарисовать то, о чем рассказывается в стихотворении.

Таким же образом изучайте натюрморты.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, —

Знай, что это натюрморт.

Сможет ли ребенок самостоятельно нарисовать натюрморт? Предложите сделать рисунок или аппликацию с натуры: красиво разложите фрукты или овощи в вазе или тарелке, совместно с ребенком выберите бумагу или карандаши нужного цвета, обговорите, что следует рисовать сначала, что потом.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, —

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется портрет.

Рассмотрите портреты людей, сделанные знаменитыми художниками, фиксируйте внимание ребенка на том, как автор передал настроение человека, его особенности. Попробуйте сделать портрет кого-нибудь из близких. Из работ малыша можно устроить домашнюю галерею.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Развивающие игры для детей 4-6 лет

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Вы здесь

Главная / Статьи / 10 эффективных упражнений для развития усидчивости у детей

Прошлая публикация была посвящена вопросу, что делать родителям, если ребенок неусидчивый и мало какие дела доводит до конца. Сегодня предлагаю детально рассмотреть упражнения, благодаря которым полезное качество усидчивость можно постепенно формировать у наших любимых дошколят.

  1. Собираем пазлы, плоские или трехмерные. Первые пазлы делаются для деток старше года своими руками. Понадобится крупная картинка на белом фоне, наклеенная на картон и разрезанная на две, а после три и четыре части. Трехлетки уже справляются с 24-мя элементами и более – при условии, что изображенное на пазлах им нравится. Предлагать следующий уровень сложности стоит чуть раньше, чем имеющийся будет выполняться на автомате. Объемные пазлы – чудесный вариант для семейного досуга, но тут дошколятам без помощи родителей не обойтись. Если даже на упаковке красуется «5+», это вовсе не значит, что задача посильна пятилеткам. Это всего лишь показатель уровня безопасности игрушки.

 

  1. Раскрашиваем карандашами, мелками или красками. Фломастеры не упоминаю потому, что они не предназначены для закрашивания больших областей (разве что маркеры-выделители с плоским стержнем). А законченная картина непременно должна иметь фон и даже рамочку. Если неба или зелени слишком много, ребенок может утомиться расцвечивать его карандашиком. Тогда можно вспомнить приятный старый способ: при помощи лезвия подтачиваем грифель цветного карандашика до получения пыли, которую потом растираем по бумаге кусочком ваты. Эффектно, красиво, сравнительно быстро. Даже если ребенок отказывается завершать свою или вашу совместную художественную работу, сделайте это за него. Как правило, малыши с удовольствием сидят рядом и наблюдают. А еще невольно запоминают, что и это дело было доведено до финала.

 

  1. Готовим еду вместе с малышом. До начала кулинарного процесса стоит поинтересоваться у ребенка, хотел бы он принять участие в приготовлении конкретного блюда. И желательно, чтобы дошколенок был постоянно занят и ему не приходилось скучать без дела, пока мама, к примеру, порежет овощи. Для домашней книги рецептов можно сделать несколько пошаговых фотографий, тогда ребенку проще следить и удерживать внимание. В финале непременно благодарят помощника и ненавязчиво проговаривают все пройденные этапы: овощи очистили, измельчили, высыпали в салатник, перемешали, приготовили заправку, полили салат, убрали грязную посуду – можно кушать. Польза от совместного кухонного творчества будет только в случае обоюдной заинтересованности.

 

  1. Читаем длинные, но очень интересные сказки. С четырех лет деткам предлагают длинные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Когда произведение ну совсем скучно для ребенка, придется искать другое. А если маленький читатель одобрил, но все равно периодически отвлекается – самое время тренировать усидчивость. Только не окриками и ультиматумами вроде «Или ты сядешь спокойно, или я не буду больше читать». Лучше поработать над собственным голосом, интонацией, добавить, где уместно, смех или слезки – внимание детки будет приковано. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание страницы, прочитанной вчера. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет. Только не стоит читать несколько книжек параллельно: мы же учим доводить начатое до конца.

 

  1. Не забываем о поделках из бумаги, пластилина, природных материалов. По собственному замыслу или образцу из журналов можно создавать интереснейшие поделки. Послужит результат семейного труда не только в качестве декорации, но и как игрушка. Например, городок из картона, который получится выстроить в детской комнате в буквальном смысле за один вечер. Если вместо цветного картона взять обычный белый, то здания сумеет раскрасить и сам юный архитектор.

 

  1. Ищем отличия между двумя картинками. Интереснейшее и полезнейшее занятие, которое можно выполнять с листа или на компьютере. Но недостаточно просто сказать: «Здесь пять отличий, давай отыщем их все». Чтобы цель была наглядна, а ребенок не отчаялся раньше времени, лучше написать цифры от одного до пяти и зачеркивать их или же загибать пальчики. При этом важно проговаривать найденные отличия, развернуто комментировать: «На правой картинке у лисенка хвостик поднят, а на левой опущен». Со временем ребенок тоже научится давать подробные объяснения. Если по каким-то причинам такие задания ребенок воспринимает холодно, попробуйте найти изображения по теме, ему интересной. Не так важно, машинки это будут, принцессы или здания.

 

  1. Собираем украшения своими руками. Работа с нитками, леской, бисером, застежками и прочими элементами бижутерии всегда кропотлива и обязывает к усидчивости, аккуратности. При помощи станка для бисероплетения ускорится создание браслетов и иных плоских украшений, что очень порадует девочку. Для пробных изделий подойдут крупные бусинки, потом постепенно мама будет приобретать более мелкие, усложняя процесс и развивая в любимой дочке дефицитную усидчивость.

 

  1. Конструируем вместе с ребенком по образцу или произвольно. Конструкторов сейчас тьма-тьмущая. Пластмассовые, деревянные, магнитные, мягкие – угодить при желании удастся любому ребенку. Готовые наборы от «Лего» и других брендов, с одной стороны, делают игру более увлекательной: получаются правдоподобные и эффектные композиции. Но с другой стороны, они ограничивают работу детского воображения. Чаще всего малыши обходятся собранными предметами и не выстраивают новые, несмотря на совместимость конструктивных элементов. Выбор за родителями, а мы напомним, что конструирование – великолепное занятие для тренировки усидчивости.

 

  1. Сортируем крупы, бусины, стеклянные камешки, другие мелкие предметы. Очень полезное упражнение для мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности. Только подходит оно деткам, не имеющим привычки пробовать на зуб все подряд. Иначе бдительной маме придется беспрерывно одергивать малыша, то и дело пытающегося горошину съесть. Ясно, что в подобной ситуации формировать усидчивость бесполезно. В качестве игрового материала удобны нут, фасоль, гречневая крупа, чечевица, россыпь мелких макарошек. Как емкости для сортировки можно взять небольшие баночки от детского фруктового пюре или даже пластиковую палитру для красок. Бусины и стеклянные камешки интересно сортировать по форме, размеру, цвету. Начинают обычно с одного параметра, постепенно усложняя задачу.

 

  1. Играем со счетными палочками. Буквы, числа, геометрические фигуры, дорожки для гоночных машинок, контуры домиков – из одного-двух наборов палочек выкладываются целые композиции. При помощи пластилина можно создавать даже объемные предметы: будки для маленьких собачек, пирамиды. Увлекательные и сравнительно долгие занятия обещают специальные альбомы, выпущенные издательством «Мозаика-синтез»: «Палочки-выручалочки» из серии «Маленький художник» и «Волшебные палочки» из серии «Это может ваш малыш». Пособия недорогие, качественные, красочные. Обычно дети за один присест проходят всю книжку (10 заданий). Помимо усидчивости, игры со счетными палочками способствуют развитию воображения, пространственного мышления и тренировке пальчиков. Аналогичные занятия можно проводить, используя зубочистки. Конечно, возраст маленького ученика должен быть старше трех лет.

 

Способность ребенка концентрировать внимание обусловлена также его темпераментом и самочувствием. Мамы холериков не должны брать в пример детей флегматичных, а педагогам стоит быть очень острожными с ярлыками «непоседа» и «неусидчивый ребенок». 

Комментарии

Источник